Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брюсов валер. як

Гуманитарный словарь

БРЮ́СОВ Валер. Як. (1873-1924) - поэт, прозаик, лит. критик, переводчик. Род. и жил в Москве. Еще учась в г-зии Л. И. Поливанова, пережил увлечение философией Спинозы и Лейбница. В нач. 1890-х гг. познакомился с творчеством франц. символистов (Ш. Бодлера, П. Вердена, С. Малларме и др.) и под их влиянием предпринял первые поэтич. опыты. С сер. 1890-х гг. Б. - один из лидеров нарождавшегося рус. модернизма. В 1894-95 издал три вып. сб. "Рус. символисты", где ему принадлежало большинство стихов и переводов. "Новая поэзия", считал Б., должна была выражать "тонкие, едва уловимые настроения", гипнотизировать читателя "рядом сопоставл. образов". Сб. получили резко отрицат. отзывы. Скандальную известность приобрело одностишие Б. "О, закрой свои бледные ноги!", долгое время служившее хрестоматийным примером крайностей декадентской поэзии. Тогда же вышел сб. "Chefs d’oeuvres" ("Шедевры", 1895), к-рый Б. завещал "вечности и иск-ву". Этот сб., как и "Me eum esse" ("Это - я", 1897) явился характерным образцом декадентской лирики рубежа веков с ее декларацией индивидуализма, иррационализма, эл-тами эпатажа, причудливостью образов, необычностью формы и т. д. В целом благожелательно встречен сб. "Tertia vigilia" ("Третья стража", 1900), где возникают новые темы и мотивы: фрагменты совр. жизни, мифологич. сюжеты, история (напр., раздел "Любимцы веков"). В 1899 Б. - организатор символистского изд-ва "Скорпион". Был фактическим составителем и ред. альм. "Сев. цветы", объединявшего представителей "нового иск-ва". В 1904-08 Б. - руководитель и ведущий теоретик ж. "Весы", осн. органа рус. символистов. Программное значение имели такие статьи Б., как "Ключи тайн" (1904), "Священная жертва" (1905), "Свобода слова" (1905), в к-рых он отстаивал безусловную свободу самовыражения художника. Б.-критика (кн. "Далекие и близкие", 1912) отличали строгость оценок, вкус, поэтич. чутье, обширная эрудиция, конкретность анализа. Вехами в лит. жизни России нач. века стали сб. "Urbi et Orbi" ("Граду и миру", 1903) и "Stephanos" ("Венок", 1906). Так, А. Блок увидел в первом из них "ряд небывалых откровений, озарений почти гениальных". Ключевыми в сб. были урбанистич. (Б. - один из первых в России поэтов-урбанистов) и эротич. (тема "земной" любви-страсти) мотивы, однако Б. не чужда в это время и гражданств. лирика (особой популярностью пользовались стих. "Каменщик", "Кинжал"). Значит. внимание уделял поэт. поискам "б. свободного, б. гибкого, б. вместительного стиха", добиваясь стройности, целостности и смыслового единства сб-ков, оказав этим влияние на А. Блока, А. Белого и др. Автор ром. "Огненный Ангел" (1907-08) - стилизов. повествования о Германии 16 в., в подтексте к-рого - история сложных взаимоотношений Б., А. Белого и Н. Петровской, ист. ром. из жизни Рима 4 в., сб. рассказов "Земная ось" (1907), "Ночи и дни" (1913), отличающихся ясностью и строгостью формы, лаконизмом, отчетливым сюжетом, композиц. завершенностью. Издал также сб. "Все напевы", 1909; "Зеркала теней", 1912; "Семь цветов радуги", 1916; "Девятая Камена", 1917. Выступал с лекциями и ст. по истории и теории лит-ры (в т. ч. творчеству Пушкина и стиховедению: "Наука о стихе", 1919; и др.). Приняв Окт. революцию, деятельно работал в сфере культуры (пред. Всерос. союза поэтов, инициатор создания и лектор Высшего лит.-худож. ин-та, активный переводчик арм. поэзии, за что удостоен звания нар. поэта Армении, и т. д. В сб-ках Б. "Персидские мечты", 1920; "В такие дни", 1921; "Миг", 1922; "Дали", 1922; "Меа", 1924, наряду с традиц. для Б. темами присутствует политич. проблематика. Б. ищет новый стиль в формах "неоклассицистич." оды и дает образцы "науч. поэзии". Один из "вождей" отеч. символизма и реформатор стиха, Б. вошел в историю Серебряного века как "самый культурный писатель на Руси" (М. Горький).

В. Я. Брюсов

В. Я. Брюсов

Полезные сервисы

мережковский дм. сер

Гуманитарный словарь

МЕРЕЖКО́ВСКИЙ Дм. Сер. (1865-1941) - писатель, поэт, драматург, переводчик, лит. критик, публицист, религ. мыслитель. Творч. путь начал как поэт. В первом сб. ("Стихотворения", 1888) ощутимы отзвуки либерально-народнических идей, а также поэзии "скорби и печали" С. Надсона. В 1-й пол. 1890-х гг. М. начинает писать (отчасти под влиянием Э. По, Ш. Бодлера и др. зап. художников) в духе "декадентской" поэзии, призванной выразить мировосприятие и болезненно-уточенные настроения людей "конца века". Предтечей нарождавшегося рус. символизма стала кн. М. "О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. литературы" (1893). Гл. элементами нового иск-ва М. провозгласил мистическое содержание, символы и "расширение художественной впечатлительности". В творчестве М. эти искания отразились в сб. "Символы" (1892) и "Новые стихотворения" (1896). В 1890-х гг. М. написал в жанре "субъективной критики" ряд оригинальных очерков и этюдов о рус. и зарубеж. классиках, они вошли в кн. "Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы" (1897). На рубеже веков были созданы крупные произв., принесшие М. признание и европ. известность: обширное филос.-критич. иссл. "Л. Толстой и Достоевский" (1901-02. Т. 1-2) и ист. трилогия под названием "Христос и Антихрист" (1895-1905). В обобщающей интерпретации М.-критика Ф. Достоевский предстает как гениальный провидец в сфере духа, а Л. Толстой - как "тайновидец плоти". Заслуга М. состоит в том, что он рассмотрел творчество двух великих рус. художников и мыслителей в контексте мир. духовной культуры. В ист. трилогии (романы "Смерть богов. Юлиан Отступник", "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи", "Антихрист. Петр и Алексей") воплотилась такая черта М., как "благоговейное уважение к большим масштабам мирового прошлого" (Н. Бердяев). При этом внимание романиста привлекали те ист. эпохи, где скрещивались тенденции упадка и духовного возрождения, к-рые он находил и в совр. ему жизни. В романах, как и в кн. о Толстом и Достоевском, отчетливо выявилась склонность писателя к нек-рому схематизму, антиномичному мышлению: его историософия сводилась, по существу, к универсальной идее противоборства "духа" и "плоти", христ-ва и язычества, Христа и Антихриста. М. выдвинул концепцию "нового религ. сознания", к-рая предполагала синтез разнородных мир. начал в некоем высшем царстве Духа. С проповедью своей доктрины "неохристианства" М. выступал и как публицист (напр., сб. "Грядущий Хам", 1906), и как религ. деятель. Он стал одним из инициаторов и организаторов Религ.-филос. собр. (1901-03), вместе с З. Гиппиус и П. Перцовым основал религ.-обществ. ж. "Новый путь" (1903-04). Идея религ. общественности, выдвинутая М., пронизывает всю его предрев. публицистику ("Пророк революции", "Больная Россия", "В тихом омуте", "Было и будет" и др.). Во время 1-й рус. рев-ции М. резко повернулся к радикализму и пришел к идее полного неприятия самодержавия. В февр. 1906 уехал во Францию, прожил за границей ок. двух с половиной лет. Там были созданы драмы "Павел I", "Маков цвет" (последняя совм. с З. Гиппиус и Д. Философовым). В 1910-е гг. М. работал над романами "Александр I" и "14 декабря", публицист. статьями. Критически встретив Окт. рев-цию, в к-рой он увидел разгул стихийных сил, М. с Гиппиус в 1920 эмигрировали сначала в Варшаву, затем в Париж. Все годы эмиграции занимал непримиримую позицию по отношению к Сов. России. Осн. произв., созданные за границей ("Тайна Запада. Атлантида и Европа", "Иисус Неизвестный", цикл "Лики святых. От Иисуса к нам" и др.), так или иначе связаны с ключевыми идеями М. о дух. перерождении мира, грядущем Царстве духа, воплощении на земле истинного христ-ва.

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Д. Мережковский (справа), З. Гиппиус, Д. Философов. 1911

Полезные сервисы

минский ник. макс

Гуманитарный словарь

МИ́НСКИЙ Ник. Макс. (наст. фам. Виленкин) (1855-1937) - поэт, переводчик, лит. критик, философ. М. - один из предвестников рус. символизма. Творч. деят-ность начал как автор "гражданственных" стихов. Первый сб. М. ("Стихотворения", 1883) был запрещен к распространению; "Гефсиманская ночь" (1884) запрещена духовной цензурой. В сер. 1880-х гг. в мировоззрении поэта происходит перелом. В 1884 опубликовал ст. "Старинный спор", ставшую одной из первых деклараций нарождавшегося "нового", декадентского иск-ва. В ней отстаивались идеи индивидуализма, свободы тв-ва. В 1890 появился филос. трактат М. "При свете совести", в к-ром автор обосновывал свое идеалистич. учение. Он выдвинул теорию "мэонизма"; в основе к-рой лежали мистич. идеи постижения тайны Бога, стремления к "несуществующему и вечному" миру идеальных сущностей и т. д. В 1890-е гг. М. - активный автор и сотр. ж. "Сев. вестник", где были напечатаны его поэмы "Свет правды" (1892), "Город смерти" (1894) и др. произв. М. был в числе членов-учредителей организованных Д. Мережковским и З. Гиппиус Религ.-филос. собр., сотрудничал в ж. "Новый путь". В 1905 М. пережил всплеск рев. настроений, мечтая об органичном "союзе интеллигенции и рабочих". Им был написан "Гимн рабочих" (1905), открывавшийся словами: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Сблизившись с социал-демократами, он стал ред. большевистской газ. "Новая жизнь". По свидетельству Гиппиус, М. объяснял эти действия тем, что хотел сделать "надстройку" над марксизмом из своей "мэонической" религии. После запрещения газ. М., опасаясь суда, эмигрировал в Париж. В Россию возвратился лишь в 1913. После Окт. рев-ции жил в Берлине, Лондоне, Париже.

Н. М. Минский

Н. М. Минский

Полезные сервисы