ААХ - АА́Х (Ях) (др.-егип. месяц, луна), в египетской мифологии божество луны, почиталось в Фивах (см. ФИВЫ (Египет)). Первоначально «Аах» означало именно Луну как спутник Земли, в астрономическом смысле. Изображался в антропоморфном виде с нарождающимся полумесяцем на голове. Подобно другим божествам Луны, Тоту (см. ТОТ) и Хонсу (см. ХОНСУ), часто имел голову ибиса или сокола. Но общее количество изображений невелико, неизвестно месторасположение храма или подробности культа. В «Папирусе Ани», наиболее полном из известных вариантов «Книги мертвых (см. КНИГА МЕРТВЫХ)», он говорит «Я, лунный бог Аах [Лах], обитающий среди богов…». Упоминается как Осирис-Аах. Культ Ааха-Яха достиг апогея в период Среднего царства. Во второй переходный период имя «Ях» включалось в состав имен царствующего дома (некоторые исследователи склонны видеть его в имени фараонов Яхмос). Поскольку культ Ааха связан с появлением в Египте большого числа выходцев из Западной Азии (в том числе гиксосов (см. ГИКСОСЫ)), то часто делаются попытки отождествить культ Яха с сирийскими божествами Луны и даже месопотамскими. Наиболее жаркие споры вызывает неразрешенный пока вопрос о том, случайно ли совпадение имени Ях с еврейским Яхве (см. ЯХВЕ).
лосенко ант. пав
Гуманитарный словарь
ЛОСЕ́НКО Ант. Пав. (1737-73) - живописец, портретист. Худож. образование получил в мастерской И. Аргунова (1753-58) и Петерб. АХ (1758-60). Первый рус. проф. (с 1770), дир. с 1772. Пенсионер Акад. в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). Манера Л. представляет собой сочетание позднебарочной патетики и усложненности композиций с нарождающимся классицистич. тенденциями. В центре внимания живописи Л. античная тематика и нац. рус. история, осмысляемая с позиций патриотизма и гражданственности. В рамках классицистич. схемы передал этич. проблемы и гамму человеч. чувств с позиций просветительства. Осн. произв.: "Чудесный улов рыбы" (1762), "Зевс и Фетида" (1769), "Владимир перед Рогнедой" (1770), "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, не закончена); портреты: П. Шувалова (1760), Ф. Волкова (1763) и др. Л. - составитель уч. пособия "Изъяснение краткой пропорции человека..." (1772), по к-рому обучались мн. поколения живописцев и скульпторов. Оказал влияние на развитие отеч. ист. живописи. (И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов).
А. П. Лосенко. Владимир перед Рогнедой
Полезные сервисы
"русское богатство"
Гуманитарный словарь
"РУ́ССКОЕ БОГА́ТСТВО"- ежемес. обществ.-полит., лит.-худ. и науч. ж. народнич. направления. Издавался в Петербурге (1875-1918). Начал выходить как двухнедельный ж. С 1878 преобразован в ежемес. изд. В издательское т-во "Р. Б." в это время входили Н. Ф. Анненский, В. М. Гаршин, А. Н. Плещеев, Г. И. Успенский и др. Направление "Р. Б." было оппозиц. и радикальным. В лит. отделе печатались произв. В. М. Гаршина, Г. И. Успенского, А. И. Эртеля, П. Ф. Якубовича и др. С 1892 ред. стал Н. К. Михайловский, видный социолог и публицист, один из теоретиков крест. социализма. "Р. Б." вело активную теор. полемику с марксистами по ряду актуальных для того времени проблем: о путях соц.-ист. развития России, о роли личности в истории, о целях и ср-вах полит. борьбы. Важное место занимала в "Р. Б." публицистика В. Г. Короленко и ст. Н. К. Михайловского. Здесь печатались произв. К. М. Станюковича, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, М. Горького, Д. Н. Мамина-Сибиряка. "Р. Б." остро полемизировало с нарождающимся рус. декадентством. Благодаря своей демократ. общ. позиции и высокому лит.-крит. уровню "Р. Б." занимало видное место в рус. журналистике кон. 19 - нач. 20 в.