Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

челпанов георгий иванович

Энциклопедический словарь

Челпа́нов Георгий Иванович (1862-1936), психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.

* * *

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович - ЧЕЛПА́НОВ Георгий Иванович [16 (28) апреля 1862, Мариуполь - 13 февраля 1936, Москва], русский философ и психолог.

Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н. Я. Грот (см. ГРОТ Николай Яковлевич). С 1890 - приват-доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде «Проблема восприятия пространства» (Киев, ч.1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое его сочинение - «Мозг и душа» (СПб., 1900). Челпанов критиковал монизм (см. МОНИЗМ) в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования у психологической науки: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Челпанову всегда была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии). Однако в 1920-х гг., когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Энциклопедия Кольера

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 - приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала "Психологическое обозрение". Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова - Мозг и душа (1900) - В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как "лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма". Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип "эмпирического параллелизма" лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм". Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: "психическое объясняется только из психического". Утверждаемый им "дуализм" имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ("неоспинозизм"). Гносеологические воззрения Челпанова ("трансцендентальный реализм") в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея "философской" психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный "союз" обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки. Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Киев, 1896-1904 Челпанов Г.И. Введение в философию. Киев, 1905 Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1915 Челпанов Г.И. Социальная психология или условные рефлексы? М. - Л., 1928

Полезные сервисы