Новгоро́дско-моско́вская е́ресь (жидовствующие), движение в среде низшего и среднего духовенства и посадских людей, возникшее в середине XV в. в Новгороде, с 1480-х гг. центр в Москве. Имела некоторое сходство с иудаизмом, а также с новгородско-псковской ересью. Представители новгородско-московской ереси отрицали авторитет церкви, монашество, отвергали многие православные догматы и церковные таинства, почитание икон и мощей. Рассматривали веру как дело внутреннего убеждения человека. До 90-х гг. XV в. пользовались покровительством великого князя Ивана III и митрополита Зосимы. Осуждены на церковных соборах 1488, 1490 и 1504, подверглись казням и гонениям.
* * *
НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ - НОВГОРО́ДСКО-МОСКО́ВСКАЯ Е́РЕСЬ (жидовствующие), еретическое (см. ЕРЕСИ) движение конца 15 - начала 16 веков в Новгороде и Москве, которое отвергало многие догматы православия. Сторонники ереси использовались Иваном III в борьбе за укрепление самодержавной власти; позднее жидовствующие подверглись гонениям.
В конце 15 века в России наблюдался подъем еретического движения. Его центром был Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем ереси «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 году в Новгород из Литвы, а самих еретиков «жидовомудрствующими», произвольно обвиняя их в приверженности к иудаизму. В советской историографии наименование «жидовствующие» было заменено на новгородско-московскую ересь. Приверженцами новгородских еретиков были горожане, а возглавляло их низшее духовенство. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, некоторые придерживались антитринитарских взглядов, подвергая критике с рационалистических позиций догмат православия о троичности божества.
В конце 15 - начале 16 веков еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 1480-х годов сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская ересь носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали княгиня Елена Стефановна, сноха Ивана III, дьяки, купцы, переписчики книг. Для московского кружка был характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путем образования, грамотности. Новгородско-московские еретики поддерживали великокняжескую центральную власть, выступали за секуляризацию церковных земель. Боязнь распространения еретических идей, нужда в поддержке со стороны церкви заставили великокняжескую власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с воинствующими церковниками. Против еретиков объединились нестяжатели и иосифляне. Борьбу с ересью возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений; гонителем еретиков стал новгородский архиепископ Геннадий. В ходе гонений были казнены вожди новгородских еретиков Карп и Никита, погиб в заключении псковский монах Захар, низложены епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены. По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 годов сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии начала 16 века привели к ослаблению еретического движения. Продолжавшиеся в условиях подполья еретические проповеди вызывали протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 году писал великому московскому князю Василию III Ивановичу о том, что от еретических учений может погибнуть все православное христианство.