Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

теренций

Словарь древнегреческих имен

Теренций Афр (185-159 до н. э.)

Римский драматург-комедиограф, родом из Северной Африки, возможно, бербер. В Риме появился как раб, но был освобожден и находился под покровительством Сципиона Эмилиана и других членов его кружка. Недоброжелатели Теренция обвиняли его в плагиате. Результат литературной деятельности Теренция - шесть комедий «Девушка с Андроса», «Свекровь», «Самоистязатель», «Евнух», «Формион» и «Братья». Они мастерски развивали жанр новой греческой (так называемой новоаттической) комедии, были написаны ясным и элегантным латинским языком и в отличие от Плавта без каких-либо уступок вульгарному вкусу. Оценка современников, за исключением некоторых знатоков, была более чем сдержанной. По существу же произведения Теренция были тем, что мы называем салонной комедией, и требовали утонченной аудитории. Авторские прологи к пьесам представляют большой интерес не только тем, что они раскрывали и оправдывали его метод (например, контаминация, то есть объединение двух произведений в одно), но и тем, что они являются ранним опытом литературной полемики внутри произведения.

Манускрипты Теренция бережно сохранялись и копировались вместе с рисунками, а латинским языком драматурга восхищались св. Августин и св. Иероним. В 10 в. саксонская монахиня Гросвита (ок. 935-973) пробовала писать на религиозные темы в манере Теренция, чтобы добиться более пригодного для верующих звучания текста. Его широко ставили на сцене и читали как в оригинале, так и в; переводе в эпоху Ренессанса и позднее, в 18 в., а также использовали в школах как учебник чистого латинского языка. Мольер считал себя духовным наследником Теренция, и в самом деле - «Плутни Скапена» сильно напоминают «Формион».

Полезные сервисы

греческая литература

Энциклопедия Кольера

Греки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали совершенные художественные формы. Большинство произведений классического периода были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение, поэтому они передают дух частной и общественной жизни греков с живой непосредственностью, какой лишены другие высокоразвитые литературы. У греков не было жреческой касты, которая бы имела монополию на мысль и слово, и религиозными и этическими проблемами занималась светская поэзия. Большое значение для литературы имел и сам греческий язык - мелодичный и гибкий, способный передавать тончайшие смысловые оттенки. В древнегреческой литературе выделяют два периода: классический, приблизительно с 900 до н.э. до смерти Александра Великого (323 до н.э.), и александрийский, или эллинистический (с 323 по 31 до н.э. - дата битвы при Акции и падения последнего независимого эллинистического государства).

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. - эпоха эпоса; 7 и 6 вв. - время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.

Эпическая поэзия. Илиада и Одиссея Гомера были сложены, по мнению некоторых ученых, еще в 9 в. до н.э. Это самые ранние литературные произведения Европы. Хотя они созданы одним великим поэтом, за ними несомненно стоит долгая эпическая традиция. От своих предшественников Гомер воспринял как материал, так и стиль эпического повествования. Темой он выбрал подвиги и испытания ахейских вождей, опустошивших Трою в конце 12 в. до н.э. Последующая эпическая традиция представлена рядом менее значительных поэтов - подражателей Гомера, которых принято называть "кикликами" (авторами циклов). Их поэмы (почти не сохранившиеся) заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, Киприи охватывали события от свадьбы Пелея и Фетиды до десятого года Троянской войны (когда начинается действие Илиады), а Эфиопида, Разрушение Трои и Возвращения - промежуток между событиями Илиады и Одиссеи. Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл - в него входили Эдиподия, Фиваида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы. Родиной героического эпоса было, по-видимому, ионическое побережье Малой Азии; в самой Греции несколько позднее возник дидактический эпос, воспринявший язык и размер гомеровских поэм. Именно эту форму использовал Гесиод (8 в. до н.э.) в Трудах и днях - поэме, в которой советы по сельскому хозяйству перемежались размышлениями о социальной справедливости и жизни в труде. Если тон гомеровских поэм всегда строго объективен и автор никак не обнаруживает себя, то Гесиод достаточно откровенен с читателем, он повествует от первого лица и сообщает сведения о своей жизни. Вероятно, Гесиод был также автором Теогонии - поэмы о происхождении богов. К эпической традиции примыкают и Гомеровские гимны - сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7-5 вв. до н.э.

Лирическая поэзия. Развитие Греции в 8-7 вв. до н.э. характеризовалось возникновением полисов - небольших самостоятельных городов-государств - и возрастанием общественной роли отдельного гражданина. Эти перемены нашли отражение и в поэзии эпохи. К началу 7 в. до н.э. важнейшим видом литературы в Греции стала лирическая поэзия - поэзия субъективного чувства. Главными ее жанрами были: 1) хоровая лирика; 2) монодическая, или сольная, лирика, предназначенная, как и хоровая, для исполнения под аккомпанемент лиры; 3) элегическая поэзия; 4) ямбическая поэзия.

Хоровая лирика. К ней относятся прежде всего гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний). Несмотря на разные функции, у всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение. Сохранились фрагменты хоровой лирики Алкмана, жившего в Спарте в 7 в. до н.э., Стесихора из Гимеры, Ивика из Регия (6 в. до н.э.), Симонида Кеосского (556-467 до н.э.). От Пиндара, фиванского аристократа и, быть может, величайшего лирика античности, дошли четыре книги эпиникиев, от Вакхилида (ок. 505-450 до н.э.) - тринадцать эпиникиев и шесть дифирамбов. Позднейшая история хоровой лирики характеризуется развитием сложного музыкального аккомпанемента и пышным стилем; типичный образец - Персы Тимофея (4 в. до н.э.).

Монодическая (сольная) лирика. Если хоровая лирика была обращена ко всей общине граждан, то сольная - к отдельным группам внутри полиса (девушкам на выданье, союзам сотрапезников и т.д.). В ней преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства. Исключительное место в истории этого жанра принадлежит лесбосской поэтессе Сапфо (ок. 600 до н.э.). От ее поэзии сохранились лишь отдельные фрагменты, и это - одна из величайших потерь мировой литературы. На Лесбосе жил и другой значительный поэт - Алкей (ок. 600 до н.э.); его песням и одам подражал Гораций. Множество подражателей было у Анакреона с Теоса (ок. 572 - ок. 488 до н.э.), певца пиров и любовных утех. Собрание этих подражаний, т.н. Анакреонтика, до 18 в. считалось подлинной поэзией Анакреона.

Элегическая поэзия. Она охватывает несколько различных видов поэзии, объединенных одним размером - элегическим дистихом. Самые ранние из известных нам представителей этого жанра - Каллин Эфесский (7 в. до н.э.) и Тиртей, живший в Спарте во время Второй Мессенской войны (685-668 до н.э.), - прославляли в своих элегиях воинскую доблесть. Мимнерм из Колофона (ок. 630 до н.э.) сожалел о скоротечности любви и юности. Афинский политический деятель и законодатель Солон (архонт в 594) облекал в элегическую форму рассуждения на политические и этические темы. Та же тематика, но в более личностном преломлении характеризует сборник элегий, приписывавшихся Феогниду из Мегары (ок. 530). С другой стороны, элегический дистих с ранних времен использовался для эпитафий и посвящений, и именно из этой традиции впоследствии возник жанр эпиграммы (буквально "надписи").

Ямбическая (сатирическая) поэзия. Для личных нападок в стихотворной форме использовались ямбические размеры. Древнейшим и самым знаменитым ямбическим поэтом был Архилох с Пароса (ок. 650 до н.э.), проживший нелегкую жизнь наемника и, по преданию, своими безжалостными ямбами доводивший врагов до самоубийства. Следует упомянуть также Гиппонакта из Эфеса (ок. 650). Позднее традиция, разработанная ямбическими поэтами, была воспринята древнеаттической комедией.

Проза. Как почти всякая другая, греческая литература в первые века своего развития существовала в форме поэзии. Но в 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства. О первых историках не известно почти ничего, кроме их имен; их сочинения состояли из пересказа преданий и не имели определенной исторической концепции. Гекатей из Милета (ок. 500) был, вероятно, первым, кто взглянул с позиций разума и логики на материал греческих легенд, в том время считавшийся историей, который он назвал собранием "нелепостей". Повествование Геродота (ок. 484 - ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения - в них есть и критический дух, и философия истории (т.е. стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл), и художественный стиль, и композиционное построение. Но, хотя Геродот по праву зовется "отцом истории", величайший историк античности - Фукидид Афинский (ок. 460 - ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и литературный шедевр. После Фукидида начался упадок исторической прозы. Историю Фукидида продолжил Ксенофонт (ок. 430 - 358 до н.э.) в своей Греческой истории - сухом рассказе о Греции между 410 и 361; гораздо лучше другое его сочинение - Анабасис, рассказ о походе (в котором участвовал сам Ксенофонт) греческого наемного войска на службе у Кира Младшего. Из работ других историков 4 в. до н.э. дошло крайне мало; следует упомянуть Феопомпа, который внес в историческое повествование цветистый риторический стиль. От древнейших философов, т.н. досократиков, дошли лишь разрозненные фрагменты. Несколько трактатов 5 в. до н.э., дошедших в составе Гиппократова корпуса, написаны чистой ионической прозой, но относятся скорее к истории науки. Больший интерес представляют софисты, представители интеллектуального, рационалистического направления греческой мысли конца 5 в. до н.э., - прежде всего Протагор, Продик и Гиппий, сочинения которых по этике, политике и риторике обладают немалыми художественными достоинствами. Однако важнейший вклад в философскую прозу сделали последователи Сократа. Хотя сам Сократ ничего не писал, многочисленные друзья и ученики изложили его взгляды в трактатах и диалогах. Среди них выделяется грандиозная фигура Платона (428 или 427 - 348 или 347 до н.э.). Его диалоги, особенно те, где ведущая роль отведена Сократу, не имеют себе равных по художественному мастерству и драматической силе. О Сократе писал также историк и мыслитель Ксенофонт - в Меморабилиях (записях разговоров с Сократом) и Пире. К философской прозе формально примыкает еще одно сочинение Ксенофонта - Киропедия, описывающее воспитание Кира Великого. Последователями Сократа были киник Антисфен, Аристипп и др. Из этого круга вышел и Аристотель (384-322 до н.э.), тоже написавший ряд платонических диалогов, широко известных в античности. Однако из его сочинений нам доступны только научные трактаты, возникшие, по-видимому, из текстов лекций, которые он читал в своей философской школе - Ликее. Художественное значение этих трактатов невелико, но один из них - Поэтика - сыграл существенно важную роль для развития теории литературы. Развитие риторики как самостоятельного жанра было связано в Греции с подъемом демократии и вовлечением все большего числа граждан в политическую жизнь. Многое для превращения риторики в искусство сделали софисты; в частности, Горгий Леонтинский и Фрасимах Халкедонский расширили набор риторических фигур, ввели моду на симметричные антитезы и ритмические периоды. Хотя зарождение ораторского искусства связано с именами сицилийцев Тисия и Горгия, высшего расцвета риторика достигла в Афинах. Антифонт (ум. 411 до н.э.) первым опубликовал свои речи, причем часть из них была чисто риторическими упражнениями, в которых разбирались вымышленные дела. Тридцать четыре сохранившиеся речи Лисия считаются образцом простого и изысканного аттического стиля; Лисий, не будучи уроженцем Афин, зарабатывал на жизнь сочинением речей для граждан, выступавших в суде. Напротив, речи Исократа (436-338) были памфлетами для публичного чтения; изящный, построенный на антитезах стиль этих речей и изложенные в них оригинальные взгляды на воспитание обеспечили ему в античном мире громадный авторитет. Но Оратором с большой буквы для греков был Демосфен (384-322). Из всех речей, которые до нас дошли, 16 он произнес в народном собрании, убеждая афинян выступить против Филиппа Македонского. Именно в них страстное, воодушевляющее красноречие Демосфена достигает наивысшей силы.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЭПОХА

Глубокие перемены, произошедшие во всем греческом мире со смертью Александра Македонского (323 до н.э.), отразились и в литературе. Связь гражданина с жизнью полиса ослабела, и в искусстве, литературе, философии возобладала тенденция к индивидуальному, личностному. Но, хотя искусство и литература утратили былое общественно-политическое значение, правители новообразованных эллинистических царств охотно поощряли их развитие, особенно в Александрии. Птолемеи основали великолепную библиотеку, в которой были собраны списки всех знаменитых произведений прошлого. Здесь редактировали классические тексты и писали комментарии к ним такие ученые, как Каллимах, Аристарх, Аристофан Византийский. В результате расцвета филологической науки в литературе возобладала сильная тенденция к учености и перегруженности скрытыми мифологическими аллюзиями. В этой атмосфере особенно ощущалось, что в крупных формах после Гомера, лириков и трагиков прошлого ничего великого создать уже нельзя. Поэтому в поэзии интересы александрийцев сосредоточились на малых жанрах - эпиллии, эпиграмме, идиллии, миме. Требование совершенства формы вылилось в стремление к внешней отделке, часто в ущерб глубине содержания и нравственному смыслу. Крупнейшим поэтом Александрийской эпохи был Феокрит из Сиракуз (3 в. до н.э.), автор пасторальных идиллий и других небольших стихотворных произведений. Типичным представителем александийцев был Каллимах (ок. 315 - ок. 240 до н.э.). Служитель библиотеки Птолемеев, он каталогизировал тексты классиков. Его гимны, эпиграммы и эпиллии насыщены мифологической ученостью до такой степени, что требуют специальной расшифровки; тем не менее в античности поэзию Каллимаха ценили за виртуозное мастерство, и у него было много подражателей. Один из немногих дошедших до нас его эпиллиев был переведен на латынь Катуллом. Каллимах вел острую полемику по поводу эпической поэзии с Аполлонием Родосским (3 в. до н.э.), отстаивая преимущество малых жанров. Аполлоний предпринял попытку доказать на практике, что время большого эпоса в духе Гомера еще не прошло. Результатом явилась Аргонавтика в четырех пространных книгах; великолепное в отдельных эпизодах, особенно тех, где разворачивается история Ясона и Медеи, однако это произведение все же начисто лишено художественного единства и этической линии гомеровских поэм. К этой эпохе относятся и несколько дидактических поэм, например Явления Арата - описание карты зведного неба и связанных с созвездиями мифов. Но для современного читателя больший интерес представляют очаровательные эпиграммы таких поэтов, как Асклепиад, Филет, Леонид и др.; они сохранились в составленной в византийскую эпоху Греческой (или Палатинской) антологии, в которую был включен сборник александрийского времени - Венок Мелеагра (ок. 90 до н.э.). Александрийская проза была главным образом областью науки и философии. Литературный интерес представляют Характеры Феофраста (ок. 370-287 до н.э.), сменившего Аристотеля во главе Ликея: эти зарисовки типичных характеров афинян широко использовались в новоаттической комедии. От значительных историков этого периода дошли (частично) лишь сочинения Полибия (ок. 208-125 до н.э.) - монументальная история Пунических войн и римского завоевания Греции. Наконец, к александрийской эпохе относится зарождение биографии и мемуаров как самостоятельных литературных жанров. В качестве примеров можно назвать воспоминания Птолемея о походах Александра и мемуары политического деятеля Арата Сикионского (не сохранились).

ЭПОХА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Греческая литература периода Римской империи обширна, но по большей части лишена оригинальности, и ее значение для современного читателя невелико. С утратой греками независимости их литература словно лишилась прежней энергии. Почти ничего значительного не было создано и в поэзии. Помимо многочисленных эпиграмм, сохранившихся в Греческой антологии, более крупные произведения, такие, как Послегомеровские события Квинта Смирнского (4 в. н.э.) - компилятивное обобщение Троянского эпического цикла, - ныне вызывают только специальный интерес. Однако греческий литературный язык, с его многовековыми традициями, обладал огромной жизнеспособностью. Например, книга императора Марка Аврелия К самому себе написана по-гречески. В эту эпоху писалось много сочинений по истории и географии - Дионисий Галикарнасский писал о римских древностях; Страбон собрал в своей Географии богатейший фактический материал; Диодор создал Всеобщую историю, представляющую большую ценность в связи с обилием обширных пересказов из более ранних и значительных историков; Арриан оставил достоверное и занимательное описание походов Александра Македонского. Крупнейший писатель этой эпохи - Плутарх, автор Моралий - собрания философских и этических сочинений - и знаменитых Сравнительных жизнеописаний греков и римлян. Процветали риторика и литературная критика, до нас дошли риторические работы Дионисия Галикарнасского; трактат Деметрия Фалерского О стиле; трактат О возвышенном неизвестного автора, т.н. Псевдо-Лонгина, написанный, вероятно, в 1 в. н.э. и завоевавший успех уже в новое время. В конце 1 в. н.э. начался новый подъем риторики. Это движение получило название второй софистики. Сохранилось множество декламаций и популярно-философских сочинений таких авторов, как Элий Аристид, Дион Хризостом и др. К новой софистике примыкал замечательный писатель Лукиан (ок. 120 - ок. 180). Начав карьеру как оратор, он впоследствии перешел к сатире, где его блестящий талант и остроумие проявились в полную силу. В своих диалогах, лучшие из которых вошли в Разговоры мертвых и Разговоры богов, Лукиан тонко и язвительно высмеивает религию, мифологию и философию своего времени. Во 2-3 вв. возник новый прозаический жанр, которому предстояло занять исключительно важное место в европейской литературе, - любовно-авантюрный роман. Лучший образец этого жанра - Дафнис и Хлоя Лонга (время написания неизвестно). В центре греческого романа история двух влюбленных, которые счастливо воссоединяются после ряда смертельно опасных испытаний и чудесных избавлений. Из авторов 3-5 вв. особого внимания заслуживают, с одной стороны, языческие философы (Плотин, Порфирий и др.), пытавшиеся сохранить традиции античного мира, с другой стороны - церковные писатели, защитники христианской веры.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Византийский период греческой литературы пересекается с греко-римским; его начало принято относить либо к дате образования Византийской империи - 324 н.э., либо к 330 - моменту возникновения Константинополя (точнее, превращения императором Константином I города Византия, существовавшего к тому времени уже более 1000 лет, в столицу новой империи); конец периода датируется еще точнее - захватом Константинополя османскими турками 29 мая 1453, означавшим падение империи. Византийская цивилизация была однородно христианской; все ее развитие определялось Новым Заветом и другими раннехристианскими текстами. В первые века существования империи в ней еще действовали языческие писатели, но их становилось все меньше, а к середине 6 в. практически не осталось. Тем не менее интерес к античности всегда был важным элементом культуры византийцев.

Классическая филология. Не считая нескольких произведений, дошедших до нас на папирусах (примером могут служить Персы Тимофея), почти вся древнегреческая литература сохранилась в списках, выполненных византийскими писцами. Во все периоды византийской истории продолжалось изучение, комментирование, составление антологий, переписывание античных и средневековых текстов. Среди компиляторов классической литературы наибольшим авторитетом пользовался теолог и эрудит Фотий (ок. 820-891), партиарх Константинопольский, принадлежащий к числу самых выдающихся личностей византийской истории. Его грандиозный труд Mириобиблион (называемый также Библиотека) имеет двойную ценность - как источник пересказов несохранившихся античных текстов и как памятник византийской литературной критики. Не утратили своего значения византийские комментарии к древнегреческой поэзии, например схолии к Гомеру и Пиндару Евстафия, фессалоникийского епископа и реформатора монастырей (12 в.). Из византийских классицистов, проложивших путь к Возрождению, самым ярким, пожалуй, был Георгий Гемист Плифон (ок. 1355-1452). Почитавшийся итальянскими гуманистами как ученейший человек своего времени, Плифон внушил Козимо Медичи идею основать Платоновскую академию во Флоренции; познакомив Запад с сочинениями Страбона, он оказал огромное влияние на географические представления эпохи Возрождения, которые в конечном счете привели к открытию Америки в 1492.

Философия. Платон и Аристотель интенсивно изучались авторами, которые были незаслуженно забыты в Новое время. К последователям Платона относятся Ямвлих (ум. ок. 330), Прокл (410-485), Михаил Пселл (1018 - ок. 1096), Плифон и его ученик Виссарион; все они, за исключением последнего, - неоплатоники. Крупнейшие мыслители аристотелевского направления - оратор Фемистий (4 в.); философы Симплиций, Олимпиодор, Иоанн Филопон (6 в.); имперский чиновник Феодор Метохит (14 в.), по заказу которого была создана великолепная мозаика в константинопольской церкви Хоры; Георгий Схоларий, первый патриарх Константинополя после падения империи. Софистика нашла продолжение в работах языческих мыслителей 4 в., прежде всего плодовитого оратора Ливания Антиохийского и императора Юлиана Отступника (331-363), который пытался возродить язычество.

История. Византийская историография, наследница богатейшей классической традиции, идущей от Геродота, делится на две ветви: историю и хроники. Хронистами были большей частью монахи, писавшие с целью просвещения необразованных людей. Они использовали доступный для простонародья язык, начинали рассказ от сотворения мира, доводили его до своего времени и, как правило, излагали события год за годом. Самыми яркими представителями этого направления были Иоанн Малала (ок. 491-578), чья история мира и Антиохии доведена до 563; Феофан (его сочинение охватывает период с 284 по 813), патриарх Никифор (автор истории Константинополя) и Георгий Монах, все трое - писатели 9 в.; Иоанн Скилицес и Георгий Кедрен (11 в.) и писатель 12 в. Иоанн Зонара, автор компендиума по всеобщей истории. В отличие от хронистов, те историки, которые обращались к интеллигенции, предпочитали архаичный язык античных историографов и сосредоточивались на времени современных им императоров, обычно предваряя рассказ кратким очерком предшествующей эпохи. Самый интересный из них - Прокопий (6 в.): славословиям императору Юстиниану I (483-565) в Истории войн Юстиниана и О постройках Юстиниана разительный контраст составляет пасквиль на него же - Тайная история, которая была найдена среди бумаг Прокопия после его смерти. Выдающимися историками были также император Константин VII Порфирогенет (905-959), вошедший в историю византийской культуры не только как автор четырех исторических сочинений, но и как покровитель наук и искусств, переживавших в его правление бурный расцвет; Михаил Пселл; Анна Комнина (1083 - ок. 1148), дочь императора Алексея I Комнина; Никита Акоминат (ум. 1215), которому принадлежит живое и беспристрастное описание разграбления Константинополя крестоносцами в 1204; Георгий Пахимер, один из образованнейших людей своего времени (14 в.); император Иоанн VI Кантакузин (ок. 1292-1383). Об истории падения империи с большим мастерством писали в последние годы этого периода Лаоник Халкокондил (редкий в Средние века пример афинянина, добившегося известности), а также Дука, Георгий Францис и Критовул, придворный поэт завоевателя Константинополя Магомета II. Крупнейшими историками церкви были Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 341), главный источник наших сведений о первых трех веках христианства, и Евагрий (ок. 536 - ок. 600).

Литургия. Пожалуй, самым выдающимся памятником византийской литературы является церковная литургия, занимающая почти двадцать томов. К величайшим шедеврам этого собрания текстов относятся Литургия св. Иоанна Златоуста, Акафисты, литургические стихи крупнейшего византийского поэта Романа Сладкопевца (6 в.).

Поэзия. Многие из лучших византийских стихов вошли в Греческую антологию, включающую не только античных, но и средневековых поэтов. В продолжении Илиады Квинта Смирнского (4 в.), в поэме Деяния Диониса Нонна (5 в.) и Геро и Леандре Мусея (ок. 500) используется гомеровская традиция. Павел Силенциарий (6 в.) оставил неплохие эпиграммы и гексаметрическое описание собора Св. Софии в Константинополе - шедевра мировой архитектуры. Лучшим из светских поэтов был Георгий Писида, воспевший поход императора Гераклия против персов; его обширное наследие отличается большим разнообразием тем и поэтических форм. Следует упомянуть также Касию, единственную выдающуюся поэтессу в истории византийской литературы; Константина Родосского и Иоанна Кириота (10 в.); Теодора Продрома (12 в.), автора стихотворного романа Роданфа и Досикл и известного также юмористическими зарисовками жалкого удела поэта, женатого человека, ученого; Мануила Фила (14 в.), оставившего ряд ямбических диалогов. Представляет интерес составленная женой Феодосия II императрицей Феодосией (ок. 401 - ок. 460) компиляция гомеровских стихов, подобранных так, что лишь с небольшими изменениями отдельных слов они образуют пространное рассуждение о христианской Троице. Жанр стихотворного любовного романа был представлен в Византии главным образом подражаниями западным образцам, но возникло и несколько самостоятельных поэм такого рода, в частности Дигенис Акрит (10 в.).

Художественная проза. Светской драмы в Византии не существовало. В ходу были лишь мимы, сатирические сценки и т.п., от которых практически ничего не сохранилось. Не был распространен и прозаический роман; единственное исключение - Варлаам и Иоасаф, повесть 7 в., которая изображает в христианизированной форме жизнь Будды и включает Апологию писателя 2 в. Аристида. Но агиографы в жизнеописаниях святых создали литературный жанр, близкий к художественной прозе, хотя многие из этих памятников служат важными историческими источниками, например знаменитая Жизнь св. Антония, приписываемая Афанасию, выдающемуся александрийскому теологу 4 в., одному из главных защитников Никейского символа веры (325).

Теология и другие области литературы. В отличие от греческих писателей классического периода, византийские авторы обычно не ограничивались одним литературным жанром. Например, Максим Плануд (ок. 1260 - ок. 1330) оставил грамматику, письма, научные трктаты и теологические работы, антологии классических текстов и переводы с латыни. Помимо упомянутых выше, важнейшими авторами теологических сочинений были Иоанн Златоуст (ум. 407), епископ Константинопольский, человек пламенной веры, не боявшийся открыто осуждать членов императорской семьи; Василий Кесарийский (4 в.), автор знаменитого монастырского устава, сформулировавший, вместе со своим братом Григорием Нисским и другом Григорием Назианзином, православное учение о Троице; Кирилл Александрийский, один из самых авторитетных учителей церкви; император Юстиниан I (483-565), создатель Корпуса гражданского права, который до сих пор составляет основу правовых систем континентальной Западной Европы, Южной Америки и американского штата Луизиана; в историю христианства он вошел благодаря тому, что на II Константинопольском соборе 553 добился принятия христологии Кирилла; Максим Исповедник (7 в.), защитник православия и важная фигура в истории мистицизма; Феодор Студит (759-826), противник иконоборчества; Иоанн Дамаскин (ум. 754), автор гимнов, богословской энциклопедии и сочинений в защиту икон; Григорий Палама, важнейший представитель религиозного движения 14 в., называемого исихазмом; и главный противник последнего - Никифор Григора, один из самых влиятельных людей своего времени, поэт, теолог, философ и автор сочинений по астрономии, истории, риторике и грамматике.

ЛИТЕРАТУРА

История греческой литературы, тт. 1-3. М. - Л., 1946-1960 Греческая трагедия. М., 1960 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 Живое наследие античности. М., 1987 Греческий роман. М., 1988 Древнегреческая мелика. М., 1988 Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989 Греческая эпиграмма. СПб, 1993 Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995

Полезные сервисы

ювенал

Энциклопедический словарь

ЮВЕНАЛ - ЮВЕНА́Л (Децим Юний Ювенал, Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 50 - 127 гг. н. э.), римский поэт, автор шестнадцати сохранившихся гекзаметрических «Сатир», распределенных по пяти книгам. Его имя стало нарицательным обозначением самого сатирического жанра, предполагающего гневное обличение и высмеивание современных автору нравов.

Исходное значение латинского термина satura, а значит, и соответствующего жанра римской литературы (причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан (см. КВИНТИЛИАН Марк Фабий) гордо писал, что «сатура целиком наша»; «Воспитание оратора», X 1,93), было несколько иным. Первоначально этим словом (производным от satur «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом, песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фольклорных «ругательных» стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего, греческой новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи (см. МЕНИППОВА САТИРА)) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания.

В жанре сатуры писали Энний (см. ЭННИЙ Квинт), Луцилий (см. ЛУЦИЛИЙ Гай), Варрон (см. ВАРРОН), Гораций (см. ГОРАЦИЙ), причем Луцилий и Гораций, например, называли свои произведения и просто «беседы» (sermones). Подчеркнуто «сатирическое» содержание «сатуры» принято связывать с Луцилием, который и считался в Риме подлинным «изобретателем» жанра; он же придал ему гекзаметрическую форму. Из непосредственных предшественников Ювенала необходимо упомянуть Персия (см. ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл) (34-62 гг. н. э.), правда, его «Сатиры» были в гораздо большей степени проникнуты философским (прежде всего, стоическим) духом и избегали прямой соотнесенности с реальностью, пользуясь в качестве объекта нападок в большинстве случаев вымышленными традиционными именами, заимствованными у Луцилия и Горация.

Основные темы

Некоторые отзвуки распространенной стоической этики можно уловить и в стихах Ювенала (например, 10-я сатира), но он в гораздо большей степени стремится подчеркнуть реальность рисуемых им картин. Именно поэтому исследователи склонны верить и содержащимся в произведениях Ювенала деталям его собственной биографии - сетованиям на невероятную бедность, зависимость от богатого патрона и т. п. В свою очередь, античные комментаторы рассказывали о том, что Ювенал был изгнан за нападки на одного из фаворитов императора Домициана (см. ДОМИЦИАН) и возвратился в Рим лишь в 96 г. н. э. Действительно, обличение нравов, царивших в Риме времен Домициана, составляет одну из важнейших тем ювеналовых «Сатир» (см., например, 4). Не случайно, что произведения Ювенала были опубликованы лишь при Траяне (см. ТРАЯН) и Адриане (см. АДРИАН (император)) - возможно, кстати, что описание литературно образованного властителя в 7-ой сатире подразумевает именно Адриана, создавая своего рода положительный «полюс» в противовес образу негодного императора Домициана.

Характерно, что Ювенал подчеркнуто адресует свои сатиры прошлому, прямо говоря о том, что он ради собственной безопасности будет обрушиваться только на уже умерших (1-я сатира). Тем самым он сознательно утверждает реальность и истинность изображаемого им, окончательно порывая с фольклорными корнями «ругательных» стихов, допускавших и поощрявших обращение к ныне живущим. В то же время темы его стихотворений остаются вполне традиционными: он рисует падение нравов, сравнивая излишества, разврат и нечестие современного ему Рима со скромностью и благородством предков (10-11); рассуждает о подлинной и мнимой дружбе (12). В этой связи он отдает дань и философским размышлениям о влиянии родительских грехов на детей (14) или о предпочтительности добродетели по сравнению с богатством и высоким происхождением (8).

Но в то же время поводом к написанию того или иного стихотворения зачастую служит конкретное событие или обстоятельство личной жизни. Правда, когда таковым, например, становится спасение некоего друга при кораблекрушении (12), остается гадать о реальности происшедшего, поскольку эта тема была весьма популярной в предшествующей литературной традиции. Такое своеобразное сочетание сиюминутности предмета и литературности его обработки сближает Ювенала не только с его предшественниками в жанре «сатуры», но и, скажем, с литературной эпиграммой Марциала (см. МАРЦИАЛ) (40-104 г.), у которого мы, кстати, встречаем и прямые упоминания о Ювенале и его стихах (см. Марциал 12.18).

В свою очередь, описание распущенных римских пиров (например, в 5-ой сатире) заставляет вспомнить о схожих картинах, скажем, в романе Петрония (см. ПЕТРОНИЙ Гай) «Сатирикон», название которого тоже обнаруживает некую связь с «сатирическим» жанром. Весьма характерно, что сам Ювенал постоянно подчеркивает именно художественность своих инвектив, говоря, например, о том, что происходящее в Риме подтолкнуло его выбрать именно жанр сатиры, или прямо упоминая своих предшественников, например, Горация (7, 62) или Луцилия (1, 165). Ювенал, бесспорно, рисует самого себя нравоучителем и поборником истинной добродетели, но все же он прежде всего литератор, чьи достоинства и художественное мастерство заслуживают признания, а значит, и высокого покровительства, о необходимости которого для писателя он сам говорит в 7-ой сатире. Иными словами, бичующий пороки Ювенал тем не менее стремится стать неким избранным поэтом придворного круга, какими были в эпоху «золотого века» римской литературы Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) или Гораций (см. ГОРАЦИЙ).

Полезные сервисы