Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иран. история

Энциклопедия Кольера

Введение. Историю Ирана часто делят на два периода: домусульманский и мусульманский. Исламизация иранского общества привела к фундаментальным изменениям его культурной, социальной и политической структуры. Однако и после принятия ислама прежние духовные ценности отнюдь не исчезли. Более того, они оказали сильное влияние на нарождавшуюся в стране новую культуру, которую ряд ученых называет иранским исламом. В современном Иране сохраняются многие домусульманские традиции и обряды. Память о доисламском величии империи и ее цивилизации сохранила привлекательность для многих поколений иранцев, и на протяжении 16 веков после арабо-исламского завоевания неоднократно предпринимались попытки возродить древние традиции. Последняя из таких попыток была предпринята в правление династии Пехлеви.

Мидяне и персы. Историю иранской государственности принято начинать с Кира II Великого, основателя династии Ахеменидов (550-330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза - мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив их столицу Ниневию. Расширение Персидского царства началось при Кире II, который согласно легенде, пересказанной греческим историком Ксенофонтом, был также внуком царя Мидии по материнской линии, и продолжилось при его преемниках, особенно при Дарии I. В период наивысшего могущества государства его границы простирались до Малой Азии, Центральной Азии, Египта и долины Инда. К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи Ахеменидов принадлежат развалины их столицы Персеполя, или, как его называют иранцы, Техте-Джамшида; гробница Кира II в Пасаргадах и Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром Македонским после покорения им Ирана, что положило конец государству Ахеменидов. Ряд историков полагают, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта и крайнего юга современной России. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства. Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастризма.

Эллинистический и парфянский периоды. Этап между гибелью государства Ахеменидов в 330 до н.э. и созданием государства Сасанидов (Новоперсидское царство) в 226 н.э. считается фазой упадка страны и оскудения ее культуры. Начиная с завоевания Александром Македонским и до образования Парфянского царства (248 до н.э.) Иран находился под властью греческой династии Селевкидов. В то время греческий язык и культура распространились по всему Ирану и глубоко проникли в высшие слои иранского общества, но эллинизация мало затронула рядовое сельское население и другие низшие социальные слои. Появившиеся переселенцы из Эллады, в свою очередь, оказались подвержены иранизации, хотя этот процесс происходил только в тех областях, где не было крупных и самодостаточных общин греков, которые были вынуждены смешиваться с иранцами. Автохтонная культура в наиболее чистом виде сохранилась на юге в провинции Парса, сердце государства Ахеменидов. После греков власть над Ираном перешла к парфянам. Происхождение названия "Парфия" окончательно не выяснено. Некоторые считают, что оно происходит от названия провинции государства Ахеменидов - Парфа, по мнению других, от названия одного из иранских племен - парнов, или апарнов. Однако сами парфяне именовали себя пехлеви, дав свое имя языку (пехлеви, или среднеперсидский), распространившемуся в стране в постахеменидский период. Парфянские цари, чья династия получила название Аршакиды по имени своего основателя Аршака, объявили себя потомками Ахеменидов. Более вероятно, что Аршакиды таким способом стремились придать легитимность своему правлению. Высказываются различные мнения о роли Аршакидов в возрождении иранской нации и культуры. Одни считают, что они были всего лишь деградировавшими греками, другие приписывают им восстановление традиций, в частности зороастризма. Несомненно, Аршакиды находились под сильным влиянием греческой культуры, себя они называли феэллинами. В то же время Аршакиды способствовали освобождению Ирана от власти греков и защитили страну от набегов кочевников с востока и вторжения римлян. С Аршакидами связывают также создание иранского народного эпоса и множества героических сюжетов и персонажей, таких как Рустем, который считается иранским аналогом Геракла. В мусульманскую эпоху великий персидский поэт Фирдоуси отразил эти легенды в своей поэме "Шахнаме" (Книга о царях). Тем не менее среди иранцев Аршакиды не пользуются таким уважением и любовью, как Ахемениды и Сасаниды; даже Фирдоуси отзывался о них с пренебрежением. В политическом плане в парфянский период произошло укрепление феодализма, что привело к ослаблению державы и, в конце концов, к военным поражениям и приходу к власти Сасанидов.

Государство Сасанидов. Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса, что подтверждается иранскими именами, которые носили местные правители. Парса не избежала усиления феодальной раздробленности при Аршакидах, когда ею управляли различные мелкие князья. В одном из княжеств, Стахре (Истахре) правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией. При Сасанидах Иран испытал подъем городской жизни и централизацию государственной власти. Тогда же появилась официальная религия - зороастризм, а также система управления (которая была впоследствии скопирована арабами, в частности династией Аббасидов), и произошли возрождение и кодификация древнеиранских традиций. При Сасанидах в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество. В эпоху Сасанидов процветали и другие религии и социальные движения, такие как манихейство и маздакизм. Проповедь маздакизмом равенства и общности имущества была, не исключено, реакцией на жесткую классовую систему, существовавшую при Сасанидах. Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. "с бессмертной душой"; годы правления 531-579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Уже после принятия ислама термин "хосрой" стал использоваться аналогично понятию "цезарь", в качестве синонима титула правителя. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским "царем-философом". К сожалению, преемники не дотягивали до его уровня, что относится, в частности, к правившему в течение 37 лет Хосрову II Парвизу (590-628). Непрерывные войны с Римом, обогащение с помощью общественных работ, пренебрежение к людским нуждам, отчужденность от военачальников и иранской знати посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам в 641. Со смертью Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился первый этап истории Ирана.

Принятие ислама. Ко времени вторжения в страну арабов разочарование иранской властью и государственной религией было почти всеобщим. Почва для восприятия Ираном новой веры была подготовлена в предыдущие столетия, чему способствовало проникновение христианства. Полагают, что к нему испытывал симпатии еще Хосров II, чья любимая жена Ширин, а также жена Мария, дочь Византийского императора, исповедовали христианство. Очаги сопротивления чужеземному господству еще в течение столетия сохранялись на севере и западе Ирана. Это весьма сказалось на эволюции ислама в Иране, особенно применительно к мистическим сектам, воспринимавшимся ортодоксальными мусульманами как ереси. Таковыми считались, например, отдельные ветви шиизма и основанные на нем синкретические учения алавитов и друзов. Существенным было также то обстоятельство, что иранцы составляли мощную прослойку среди тех, кто создавал исламскую науку, искусство, философию и даже арабскую грамматику. Таким образом, сложилась новая ирано-исламская общность, которая на протяжении последующих столетий распространилась от Центральной Азии до Индии и Османской империи.

Местные династии и персидское возрождение. По мере расширения Арабского халифата контроль центра (Дамаска при Омейядах и Багдада при Аббасидах) над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий в Иране. Первая такая династия - Тахиридов - правила в Хорасане между 820 и 873. Ее сменили Саффариды, которые во второй половине 9 в. господствовали на территории Хорасана, Герата и южного Ирана. В конце 9 в. трон захватили Саманиды, причислявшие себя к потомкам парфянского военачальника Бахрама Чубина. Эта династия удерживала престол более полувека, распространив свою власть от восточных окраин Иранского нагорья почти до хребта Загрос. При Наср ибн Ахмеде в государстве с центром в Бухаре творили такие известные фигуры, как Абу Али ибн Сина, великий философ, известный на Западе как Авиценна, а также Рудаки и Дакики, основоположники современной персидской литературы. Все эти династии приходили к власти одним и тем же путем: их основатели были вассалами или наместниками, захватывавшими престол в результате вооруженного мятежа против своих сюзеренов. Позднее на территории Ирана сосуществовали еще два правящих рода. Из Зийеридов, контролировавших во второй половине 10 в. побережье Каспийского моря, наиболее известен Кабус, автор книги "Кабус-наме" - собрания нравоучительных притч. Его надгробный памятник, 49-метровая колонна из кирпича, возведенный в 1007, до сих пор возвышается на побережье Каспийского моря. В центральном Иране в 10 в. правили монархи династии Буидов. Один из них захватил Багдад, хотя продолжал признавать духовную власть халифа Аббасидов. Буиды, которые были шиитами, первыми ввели обычай отмечать трауром в память третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, убитого халифом Язидом I из династии Омейядов в 680 н.э.

Династии Газневидов и Сельджукидов. В 8 в. на Иранское нагорье проникали кочевые тюркские племена. После перехода к оседлости они подпадали под влияние ирано-исламской культуры, а при создании царских дворов взяли в качестве примера Сасанидов. Один из племенных вождей, Али-Тегин, служивший Саманидам, стал ок. 960 властителем государства со столицей Газни и основал династию Газневидов, которая правила на протяжении столетия. Махмуд Газневи, седьмой ее представитель, одержал множество военных побед в Индии и собрал богатые трофеи. Под его неусыпным контролем находилась обширная территория от Индии до Месопотамии. При великолепном дворе Газневидов собрался круг поэтов и ученых, в числе которых был Фирдоуси - творец великого иранского эпоса Шахнаме (Книга о царях). Махмуд поселил в Хорасане сильное племя тюрок-огузов, которое впоследствии подняло восстание и погубило державу Газневидов. Вождь огузов Тогрул-бек двинулся на запад, занял Багдад и получил из рук халифа султанский титул, после чего объявил столицей Рей и положил начало династии Сельджукидов. Сельджукиды стали правоверными мусульманами и сумели подчинить себе местных наследственных правителей, однако в течение многих лет были вынуждены вести бесконечные войны для сохранения и упрочения своего главенствующего положения. Двумя наиболее известными монархами из этой династии были Алп-Арслан (годы правления 1063-1072) и Меликшах (годы правления 1072-1092). В качестве везира (главного министра) при них служил Низам аль-Мульк, автор бессмертного трактата Книга о правлении. При Сельджукидах расцвела архитектура, были возведены сотни мечетей, медресе, дворцов и общественных зданий. В это время жили знаменитые личности: математик и поэт Омар Хайям, мусульманский теолог аль-Газали, поэт-суфий Аттар и эпический поэт Низами. Будучи ортодоксальными суннитами, султаны осуществляли репрессии против шиитов, в частности против последователей Хасана ибн Саббаха, известных как "ассасины". В то же время царствование Сельджукидов сопровождалось постоянными восстаниями в провинциях и вторжениями других тюркских племен, двигавшихся на запад. В конце первой четверти 12 в. государство, созданное Тогрул-беком, начало распадаться. На крайнем северо-востоке отделились наместники Хорезма, основав династию Хорезмшахов. Позднее одна из ветвей династии Сельджукидов стала самостоятельно править в Кермане, на юго-востоке Ирана.

Монгольское господство. Вскоре на Иран обрушилось новое бедствие. В 1219 войско Чингисхана овладело Хорезмом и двинулось на запад, захватив и разграбив Бухару, Самарканд, Балх, Мерв и Нишапур. В 1256 внук великого завоевателя Хулагу-хан разбил ассасинов, а в 1258 осадил и взял приступом Багдад, уничтожив там Аббасидов. Вернувшись в северо-западный Иран, он принял титул ильхана и дал свое имя династии Хулагуидов. Все предыдущие волны монгольского нашествия сопровождались уничтожением сотен тысяч жителей, разрушением многих прославленных городов и жизненно важных ирригационных систем. Подпав под влияние своего нового окружения, Хулагу-хан и его приемники приняли религию, образ жизни и культуру Ирана. Правнук основателя династии Газан-хан (годы правления 1295-1304) избрал местом своей ставки Тебриз. Его брат и приемник Ольджейту-Ходабенде построил новую столицу Солтание (Султания). Позиции монголов слабели по мере активизации центробежных сил. В районах к западу от Кермана власть захватили Музаффариды, а после смерти ильхана Абу Саида в 1335 и вплоть до конца столетия велась непрерывная борьба между несколькими мелкими династиями и феодальными правителями. При ильханах процветали литература, астрономия и медицина. В это время творили поэт Саади из Шираза и поэт-суфий Джалаледдин Руми. Длительные войны на восточной окраине страны привели в итоге к возвышению Тимура (Тамерлана). Между 1380 и 1395 ему удалось захватить всю территорию Иранского нагорья и покорить земли, прилегающие к Средиземному морю. Его потомки, среди которых были Шахрух, Улугбек и Султан-Хусейн, смогли сохранить государство Тимуридов в целости и спокойствии приблизительно до 1506, когда оно подпало под власть узбекской династии Шейбанидов. Основными центрами культуры в 14-15 вв. были Самарканд и Герат. Очень продуктивной оказалась гератская школа миниатюры, сложившаяся вокруг художника Камаледдина Бехзада. В Герате трудился поэт и философ-суфий Джами, а в Ширазе - поэт Хафиз.

Династия Сефевидов. На протяжении всего 15 в. в северо-западном Иране правили боровшиеся между собой роды тюрок-огузов из племен кара-коюнлу ("черные бараны") и ак-коюнлу ("белые бараны"). В 1502 Исмаил, потомок шейха Сефи ад-дина Исхака из Ардебиля, жившего в период правления ильханов и основавшего орден сефевие, сплотил вокруг себя семь тюркских племен и сверг династию из племени ак-коюнлу. Приняв титул шаха, Исмаил стал первым монархом из азербайджанской династии Сефевидов. При его преемниках Иран в последний раз пережил период возрождения военного могущества, экономического процветания и национального единства. Однако Сефевиды, несмотря на свои иранские корни, были в целом сильно тюркизированы и ничего не сделали для сохранения древнеиранских традиций. Второй шах из династии Тахмасп I (годы правления 1524-1576) потерпел ряд поражений от османских войск и перенес столицу из Тебриза в Кезвин, подальше от арены боевых действий.

Шах Аббас I (Великий). В 1587 на трон взошел Аббас I, пятый шах в династии Сефевидов. В годы его царствования, вплоть до кончины в 1629, Иран переживал период могущества и процветания. На востоке узбеки были изгнаны из Хорасана. На западе османы были разбиты, а Азербайджан, Армения и Грузия вновь подчинены. В 1636 Османская империя и Иран заключили договор, определявший границу, которая оставалась неизменной вплоть до 19 в. В 1598 шах Аббас I перевел свой двор в Исфахан и приступил к строительству столицы. Создание регулярной наемной армии гарантировало внутреннюю безопасность, а набожность монарха привела к тому, что многие высшие государственные посты были заняты мусульманскими священнослужителями. Принимая решительные меры для упрочения своего положения, Аббас I уничтожил потенциальных соперников из своего собственного окружения. В результате его преемники - шахи Сефи I, Аббас II и Сулейман - оказались неспособными закрепить достигнутые ранее успехи. В период правления шаха Султан-Хусейна афганские племена гильзаев и абдали подняли восстание и провозгласили независимость Кандагара и Герата, после чего двинулись на запад и осадили и захватили Исфахан. В 1722 Сулейман признал их вождя эмира Махмуда Гильзаи (Хотаки) правителем, но ни тому, ни его приемнику Ашрафу не удалось сохранить целостность страны. Вскоре турки захватили северо-западный Иран, а Россия при Петре I - побережье Каспийского моря.

Надир-шах. В защиту свергнутых Сефевидов выступил Надир-кули, представитель туркменского племени афшаров из Хорасана, возглавивший борьбу против афганских захватчиков. В 1730 ему удалось изгнать их из Ирана, а в 1736 узурпировать царскую власть под именем Надир-шаха и основать династию Афшаров. Надир-шах совершил поход в Индию, захватив сокровища Дели, разбил узбеков на землях к северу от Аму-Дарьи и занял архипелаг Бахрейн в Персидском заливе, но в 1747 в результате военного заговора был убит одним из своих солдат. В 1750-1779 весь южный Иран оказался под властью вождя лурского племени зендов Керим-хана. Правя в Ширазе, он объявил себя претендентом на трон Сефевидов. Династия Зендов прекратила свое существование после поражения от каджаров, одного из тех тюркских племен, которые в свое время помогли занять трон шаху Исмаилу. Их вождю Ага Мохаммад-хану удалось постепенно завоевать всю территорию Иранского нагорья, и в 1796 он был провозглашен шахом - за год до своей гибели в боевом походе.

Династия Каджаров. После Ага Мохаммад-хана и вплоть до 1925, когда династия Каджаров была низложена, правили его племянник и преемник Фетх-Али-шах (годы правления 1797-1834), а затем еще пять представителей династии. При Каджарах в Иране произошли важные политические, экономические и социальные изменения. Вследствие неспособности Каджаров создать национальную армию, централизованный государственный аппарат и единую налоговую систему власть оказалась слишком слабой, чтобы противостоять экспансионистским имперским устремлениям Великобритании и России. В начале 19 в. Иран потерял свои кавказские провинции (территории нынешних государств Азербайджана, Армении и Грузии), отошедшие к России после продолжительных войн 1804-1813 и 1824-1828. Во второй половине 19 в. Афганистан и Туркестан (советская Средняя Азия) исторически находившиеся в сфере иранских интересов, оказались под контролем соответственно Великобритании и России. При этом сам Иран стал ареной российско-британского соперничества. При династии Каджаров несколько реформаторов на посту первых министров шаха попытались реорганизовать системы образования и управления. Особенно решительно действовал Мирза Таги-хан Эмире Кабир, который занимал эту должность при Наср-эд-дин-шахе (годы правления 1848-1896); он заложил основы современного бюрократического устройства, основал пионерную школу европейского типа - Дар-оль-фонум (Дом наук) и направил студентов для обучения за границу. Им была также предпринята попытка создать военно-морской флот, чтобы защитить иранские интересы в Персидском заливе от посягательств Великобритании. Однако слабость Каджаров, их нежелание поступиться своими привилегиями, а также интриги русских и англичан привели к убийству Мирзы по приказу шаха. Наср-эд-дин-шах для увеличения доходов казны начал продавать европейским инвесторам концессии с монопольным правом на определенные виды экономической деятельности, а также брать займы в зарубежных банках. К началу 20 в. страна сохраняла независимость только благодаря тому, что служила буфером между Российской империей и Британской Индией. Грубое иностранное вмешательство в дела Ирана вызывало широкое народное недовольство действиями власти, которая не обнаружила способности противостоять внешнему давлению. Первые крупные антиправительственные выступления прокатились по стране в 1891, когда были организованы забастовки и демонстрации против решения шаха предоставить табачную концессию англичанам. Во главе движения протеста стояли три группы: реформаторы, получившие светское образование европейского типа; купцы с традиционных городских базаров; духовенство. Все они продолжали играть активную роль в политической жизни страны вплоть до революции 1978-1979. После ряда забастовок, фактически парализовавших административные структуры и экономическую жизнь страны, Мозаффар-эд-дин-шах (годы правления 1896-1907) был вынужден согласиться принять конституцию и создать представительное собрание - меджлис. Его сын Мохаммад Али-шах (годы правления 1907-1909) сделал попытку отказаться от достигнутой ранее договоренности, но потерпел поражение от народной армии и был смещен с трона, который занял его малолетний сын Ахмед-шах (годы правления 1909-1925). Этот последний правитель из династии Каджаров смирился с ролью конституционного монарха и избегал конфликтов с меджлисом. Великобритания и Россия выступили против конституционного режима и объединились в своем стремлении его ликвидировать. В 1907 ими было подписано соглашение, в соответствии с которым Иран был фактически разделен на зоны влияния: Великобритания изъявила готовность считать северный Иран зоной исключительного влияния России, а Россия признала британские претензии на южный Иран; центральная часть страны была сочтена нейтральной зоной. Первая мировая война, в которой Великобритания и Россия оказались союзниками в борьбе против Германии и Османской империи, обострила внешнеполитические проблемы Ирана. Иран объявил о нейтралитете, но российские войска заняли северную часть страны и участвовали в боях на иранской территории с турецкой армией, тогда как британские войска на юге использовали Иран в качестве базы для нападения и захвата османской провинции Ирак. Депутаты меджлиса были вынуждены бежать из Тегерана, чтобы избежать ареста англичанами и русскими. Революция 1917 в России и образование СССР в 1922 устранили на время опасность с севера, но не устранили нараставшего политического хаоса внутри страны. В 1919 Великобритания попыталась, правда безуспешно, установить над Ираном свой протекторат, а несколько позднее, в 1921, поддержала военный переворот, который организовал пробритански настроенный политический деятель и публицист Сеид Зия Табатабаи.

Династия Пехлеви. Одним из участников переворота 1921 был Реза-хан, командир небольшой элитной части, остававшейся единственной реальной военной силой в стране. Используя свой контроль над этой бригадой, он стал влиятельной политической фигурой и вынудил соперничавший лидеров поддержать его планы по восстановлению законности и порядка. К 1925 были ликвидированы раскольнические и сепаратистские движения в провинциях, реорганизованы государственные финансы и реконструирована национальная армия. Эти мероприятия были осуществлены без участия Великобритании, которая была вовлечена в конфликты с национальными движениями, развернувшимися по соседству от Ирана - в Индии и Ираке. Первоначальной целью Реза-хана было провозглашение республики, но его планы натолкнулись на сопротивление со стороны шиитского духовенства, которое опасалось, что республиканские власти установят светский режим, как это произошло в соседней Турции. В итоге Реза-хану удалось убедить религиозное руководство и меджлис низложить династию Каджаров и провозгласить его первым шахом новой династии - Пехлеви. Реза-шах (годы правления 1925-1941) поддержал принципиально важную программу индустриализации, осуществив прямые государственные капиталовложения в промышленное производство и предоставив различные налоговые льготы частным вкладчикам. Были разработаны программы строительства шоссейных дорог, портов и общегосударственной железнодорожной сети, создание которой финансировалось за счет средств, собранных с помощью специального налога на чай и сахар. При Реза-шахе большие средства выделялись на новую иранскую армию, была установлена всеобщая воинская повинность для мужчин сроком на два года. Во внешних отношениях Реза-шах пошел на сближение с Германией, Францией и США. Тесные связи с гитлеровской Германией стали причиной трений с Великобританией, когда в Европе началась Вторая мировая война, а после того, как в 1941 Великобритания и СССР оказались союзниками, они направили Ирану ультиматум с требованием выслать из страны немецких специалистов. Когда шах промедлил с ответом, обе державы оккупировали Иран, быстро подавив сопротивление иранской армии. Реза-шах был вынужден отречься от престола и выслан в Южную Африку под надзор английских властей. С согласия Великобритании и Советского Союза трон занял сын бывшего монарха Мохаммад Реза Пехлеви (годы правления 1941-1979). Оккупация Ирана продолжалась до 1946. Основная ее задача заключалась в необходимости обеспечения безопасности Трансиранской железной дороги, которая связывала порты Персидского залива с советскими дорогами на Кавказе и, таким образом, обеспечивала доставку военных грузов и других товаров в СССР. В 1942 США присоединились к этому процессу, послав в Иран 30-тысячный корпус, основной задачей которого была охрана транспортных путей. После окончания войны советские войска остались в провинции Азербайджан, где, как и в Иранском Курдистане, было сформировано промосковское марионеточное правительство. Действия СССР привели к политическому кризису вокруг Азербайджанского Ирана, что стало одним из элементов в череде конфликтов, предшествовавших "холодной войне". Вторая мировая война оказалась для страны периодом стабильности. Конец жесткого авторитарного правления Реза-шаха позволил меджлису вновь превратиться в независимый источник власти и способствовал созданию многочисленных политических группировок, отражавших интересы различных сил. Одной из самых авторитетных была тогда марксистская партия Туде, отвергавшая методы вооруженной борьбы. Ее тактика мобилизации населения на митинги и демонстрации, активный поиск политических партнеров, издание собственной газеты - все это постепенно было перенято и другими политическими партиями. Наиболее известный государственный деятель Ирана в 1941-1953, Мохаммад Мосаддык, будучи убежденным антимарксистом, оценил опыт Туде и использовал при создании своего собственного массового движения в 1949 аналогичную стратегию. Кризис в Иранском Азербайджане окончательно был разрешен только после вмешательства ООН и США, сделавших предупреждение Советскому Союзу. Однако эти события продемонстрировали, что Иран вновь оказался ареной соперничества между Востоком и Западом. В послевоенный период в Иране начался подъем национального движения. В экономической сфере это выразилось в национализации в 1951 Англо-Иранской нефтяной компании, изгнании из нее всех британских специалистов и взятие под контроль нефтяной промышленности. В политической сфере - в твердом желании сохранить нейтралитет в "холодной войне", что нашло отражение в концепции "отрицательного равновесия" Мохаммада Мосаддыка. Великобритания восприняла национализацию компании как опасный прецедент для всего Среднего Востока и организовала международный бойкот иранской нефти. Премьер-министр Ирана Моссадык попытался опереться на помощь США в разрешении конфликта и вначале нашел понимание администрации президента Гарри Трумэна. При новом президенте Соединенные Штаты вместе с Великобританией сделали ставку на военный переворот в Иране. Причинами такого решения стал рост влияния прокоммунистической Народной партии Ирана (Туде), что вызвало опасения в самом Иране и на Западе относительно возможного советского проникновения в страну; учитывались также неспособность правительства Мосаддыка противостоять этой угрозе и его расхождения с шахом, который в 1953 покинул Иран. В августе 1953 кабинет министров, возглавляемый Мосаддыком, был отстранен от власти, а шах был возвращен в страну из ссылки. Вскоре после переворота Иран получил щедрую военную и экономическую помощь от США, вступил в переговоры с британскими и другими нефтяными компаниями о создании консорциума по добычи и экспорту нефти и встал на сторону Запада в "холодной войне" против СССР. Подобное развитие событий привело к тому, что иранские патриоты стали воспринимать шаха как марионетку Запада. После 1953, в результате чистки армии и разгрома коммунистов, шаху удалось постепенно упрочить свою власть и установить монархическую диктатуру наподобие режима, сложившегося при его отце в 1930-е годы. Мохаммад Реза Пехлеви уделял большое внимание укреплению армии, крупным промышленным программам и социальным реформам. Начиная с 1960-х годов растущие доходы от экспорта нефти обеспечили правительству достаточно средств для реализации многочисленных проектов. Были расширены и модернизированы сети шоссейных и железных дорог, значительно увеличена пропускная способность портов, ускорилось строительство школ и больниц, были сооружены гидротехнические объекты, использовавшиеся для орошения и производства электроэнергии. Мохаммад Реза Пехлеви уделял большое внимание подъему сельского хозяйства. Начиная с 1962 шах поддерживал глубокие аграрные преобразования, которые привели к перераспределению почти половины обрабатываемой площади между крестьянами, до этого арендовавших землю у собственников. Аграрная реформа явилась стержнем того, что шах называл "белой революцией" - серии мер, направленных на предупреждение возможной "красной революции" против режима. Другие шаги в рамках "белой революции" включали предоставление женщинам избирательных прав, кампанию по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, улучшение условий жизни сельских жителей, введение минимальной оплаты труда и национализацию таких природных ресурсов, как вода, леса и пастбища. Во внешней политике шах, оставаясь союзником Запада, начиная с середины 1960-х годов попытался занять более независимую позицию. Однако ему не удалось убедить большинство иранцев, что он не является послушным орудием американцев. Одновременно Мохаммад Реза Пехлеви своей независимой политикой вызывал недовольство западных партнеров, которые стали критиковать его за авторитарную форму правления, нарушения прав человека и наращивание военной мощи. Администрация президента Картера, пришедшая к власти в США в 1977, заняла в отношении иранского режима настороженную позицию и стала налаживать контакты с различными оппозиционными группировками, базировавшимися в США. Тем временем внутри страны с начала 1960-х годов деятельное участие в антиправительственных выступлениях начало принимать шиитское духовенство. Один из его лидеров, аятолла Рухолла Хомейни, получил всенародное признание, осуждая в своих проповедях внешнюю и внутреннюю политику шаха, в том числе аграрную реформу и предоставление избирательных прав женщинам. Арест Хомейни в 1963 привел к крупным демонстрациям протеста в ряде городов. С помощью армии правительство подавило эти выступления, причем несколько сот демонстрантов были убиты. Впоследствии Хомейни был освобожден из тюрьмы, но продолжал в своих выступлениях критиковать власти, и в 1964 его вновь арестовали, а затем выслали из страны. В 1965 правительство Ирака разрешило Хомейни поселиться в центре паломничества и просвещения шиитов Эн-Наджафе. В изгнании аятолла продолжал поддерживать связи со своими сторонниками в Иране и других странах. В 1965-1977 ученики Хомейни составили основу организованной антишахской оппозиции. В это же время другие противостоящие власти силы, включая исламскую марксистскую Организацию борцов за святое дело иранского народа и светские левацкие группировки, типа Организации федаев иранского народа, развернули подпольную борьбу в городах, получив при этом поддержку радикальных арабских режимов, Организации освобождения Палестины и СССР. До 1978 правительству с помощью секретной полиции удавалось сдерживать активность различных оппозиционных организаций и групп. В течение 1978 антишахские демонстрации охватили всю страну. К концу года забастовки рабочих и студентов парализовали экономику страны. Армия, брошенная на подавление массовых выступлений, отказывалась стрелять в народ и присоединялась к демонстрантам. В январе 1979 шах покинул Иран, отправившись в добровольную ссылку. Две недели спустя Хомейни вернулся в страну. 11 февраля 1979 армия объявила о своем нейтралитете в политической борьбе между революционерами и режимом, что предопределило дальнейшую судьбу монархии. См. далее

ИРАН. ИСТОРИЯ. ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Полезные сервисы

персия древняя

Энциклопедия Кольера

Персия - древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название "Персия" все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи - египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии. С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

География империи. Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. В глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями. Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности. Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории. Персия лежит на путях самых ранних переселений из Центральной Азии. Медленно продвигаясь на запад, переселенцы огибали северную оконечность Гиндукуша в Афганистане и поворачивали на юг и запад, где через более доступные районы Хорасана, к юго-востоку от Каспийского моря, попадали на Иранское нагорье к югу от гор Эльбурса. Веками позже параллельно раннему маршруту пролегла главная торговая артерия, связывавшая Дальний Восток со Средиземноморьем и обеспечивавшая управление империей и переброску войск. На западной оконечности нагорья она спускалась на равнины Месопотамии. Другие важные пути связывали юго-восточные равнины через сильно пересеченные горы с собственно нагорьем. В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.

ИСТОРИЯ

Древний Иран. Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гей-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э. Ученые предложили назвать коренное население каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря. Сами кавказские племена, как известно, мигрировали в более южные районы, в пределы нагорья. "Каспийский" тип, по-видимому, сохранился в сильно ослабленном виде среди кочевых племен луров в современном Иране. Для археологии Среднего Востока центральным вопросом является датировка появления здесь сельскохозяйственных поселений. Памятники материальной культуры и другие свидетельства, найденные в каспийских пещерах, говорят о том, что населявшие регион племена с VIII до V тыс. до н.э. занимались преимущественно охотой, затем перешли к скотоводству, которое, в свою очередь, ок. IV тыс. до н.э. сменилось земледелием. Постоянные поселения появились в западной части нагорья еще до III тыс. до н.э., а скорее всего - в V тыс. до н.э. К главнейшим поселениям можно отнести Сиалк, Гей-Тепе, Гиссар, но самым крупным были Сузы, ставшие впоследствии столицей персидского государства. В этих небольших селениях вдоль петляющих узких улочек теснились друг к другу глинобитные хижины. Умерших хоронили либо под полом дома, либо на кладбище в скрюченном ("утробном") положении. Реконструкция жизни древних обитателей нагорья производилась на основании изучения утвари, орудий труда и украшений, которые помещались в могилы, чтобы снабдить усопшего всем необходимым для загробной жизни. Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини-матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном. Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200-800 до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной - красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана - в Китае.

Ранняя история. Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Большая часть сведений о потомках древних племен, живших на восточных границах Месопотамии, в горах Загроса, почерпнута из месопотамских летописей. (О племенах, населявших центральные и восточные районы Иранского нагорья, в летописях никаких сведений нет, потому что они не имели связей с месопотамскими царствами.) Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться ок. 3000 до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.

Нашествие ариев и Мидийское царство. Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, говорившие на диалектах, являвшимися праязыками нынешних языков Иранского нагорья и Северной Индии. Они же дали Ирану его имя ("родина ариев"). Первая волна завоевателей нахлынула ок. 1500 до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа - на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию. В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен - согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы - сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо-западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах 9 и 8 вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами. Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. В 612 до н.э. мидийский царь Киаксар (правил с 625 по 585 до н.э.) вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р.Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества-данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Персидское государство Ахеменидов. Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе. В 553 до н.э. Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксара, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава угрожала всему Среднему Востоку. В 546 до н.э. царь Лидии Крез возглавил направленную против царя Кира коалицию, в которую помимо лидийцев вошли вавилоняне, египтяне и спартанцы. Согласно легенде, оракул предсказал лидийскому царю, что война закончится крушением великого государства. Обрадованный Крез даже не удосужился спросить, какое именно государство имелось в виду. Война закончилась победой Кира, который преследовал Креза до самой Лидии и там захватил его в плен. В 539 до н.э. Кир занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до восточных окраин Иранского нагорья, сделав столицей Пасаргады, город на юго-западе Ирана. Камбис, сын Кира, захватил Египет и провозгласил себя фараоном. Умер он в 522 до н.э. Некоторые источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством. После его смерти персидским троном завладел мидийский маг, но несколько месяцев спустя он был свергнут Дарием, представителем более молодой ветви династии Ахеменидов. Дарий (правил с 522 по 485 до н.э.) - величайший из персидских царей, в нем сочетались таланты правителя, строителя и полководца. При нем под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до р. Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий даже организовал поход во Фракию (современная территория Турции и Болгарии), но скифы отбросили его от Дуная. В годы правления Дария греки-ионийцы в западной части Малой Азии подняли восстание. Поддержанное греками в самой Греции, оно положило начало борьбе против персидского господства, которая закончилась только через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского. Дарий подавил ионийцев и начал поход против Греции. Однако буря разметала его флот у мыса Афон (Халкидонский п-ов). Через два года он предпринял второй поход против Греции, но греки разгромили огромную армию персов в битве при Марафоне, недалеко от Афин (490 до н.э.). Сын Дария Ксеркс (правил с 485 по 465 до н.э.) возобновил войну с Грецией. Он захватил и сжег Афины, но после разгрома персидского флота при Саламине в 480 до н.э. был вынужден вернуться в Малую Азию. Оставшиеся годы своего правления Ксеркс провел в роскоши и забавах. В 485 до н.э. он пал от руки одного из своих придворных. В долгие годы царствования его сына Артаксеркса I (правил с 465 по 424 до н.э.) в государстве воцарился мир и процветание. В 449 до н.э. он заключил мир с Афинами. После Артаксеркса власть персидских монархов над их обширными владениями стала заметно ослабевать. В 404 до н.э. отпал Египет, одно за другим восставали горные племена, началась борьба за трон. Самым значительным в этой борьбе был мятеж, поднятый Киром Младшим против Артаксеркса II и завершившийся поражением Кира в 401 до н.э. в сражении при Кунаксе, недалеко от Евфрата. Большая армия Кира, состоявшая из греческих наемников, с боями пробилась через разваливавшуюся империю к себе на родину, в Грецию. Греческий полководец и историк Ксенофонт описал это отступление в своем произведении Анабасис, ставшем классикой военно-художественной литературы. Артаксеркс III (правил с 358/359 по 338 до н.э.) с помощью греческих наемников ненадолго восстановил империю в ее прежних границах, но уже вскоре после его смерти Александр Македонский уничтожил былую мощь Персидского государства.

Государство Ахеменидов 500 до н. э.

Государство Ахеменидов 500 до н. э.

Организация государства Ахеменидов. Если не считать нескольких кратких ахеменидских надписей, основные сведения о государстве Ахеменидов мы черпаем из работ древнегреческих историков. Даже имена персидских царей вошли в историографию так, как их писали древние греки. Например, имена царей, известных сегодня как Киаксар, Кир и Ксеркс, по-персидски произносятся как Увахштра, Куруш и Хшаяршан. Главным городом государства были Сузы. Вавилон и Экбатана считались административными центрами, а Персеполь - центром ритуальной и духовной жизни. Государство было разделено на двадцать сатрапий, или провинций, во главе которых стояли сатрапы. Сатрапами становились представители персидской знати, а сама должность передавалась по наследству. Такое сочетание власти абсолютного монарха и полунезависимых наместников составляло характерную особенность политического устройства страны на протяжении многих веков.

Все провинции соединялись почтовыми дорогами, самая значительная из которых, "царская дорога" длиной 2400 км, пролегала от Суз до средиземноморского побережья. Несмотря на то, что по всей империи были введены единая административная система, единая денежная единица и единый официальный язык, многие подвластные народы сохраняли свои обычаи, религию и местных правителей. Период правления Ахеменидов отличался терпимостью. Долгие годы мира при персах благоприятствовали развитию городов, торговли и сельского хозяйства. Иран переживал свой Золотой век. Персидская армия по составу и тактике отличалась от прежних армий, для которых были типичны колесницы и пехота. Главной ударной силой персидских войск стали конные лучники, засыпавшие противника тучей стрел, не вступая при этом с ним в прямое соприкосновение. Армия состояла из шести корпусов по 60 000 воинов в каждом и элитных соединений численностью 10 000 человек, отобранных из членов знатнейших семейств и называвшихся "бессмертными"; они же составляли личную охрану царя. Однако во время походов в Грецию, а также во время правления последнего царя из династии Ахеменидов Дария III в бой шла огромная, плохо управляемая масса конников, колесниц и пехотинцев, не способная маневрировать на небольших пространствах и зачастую значительно уступавшая дисциплинированной пехоте греков. Ахемениды очень гордились своим происхождением. Бехистунская надпись, выбитая на скале по приказу Дария I, гласит: "Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, населенных всеми народами, давно уже царь этой великой земли, простирающейся еще дальше, сын Гистаспа, Ахеменид, перс, сын перса, арий, и предки мои были ариями". Однако цивилизация Ахеменидов представляла собой конгломерат обычаев, культуры, общественных институтов и идей, существовавших во всех частях Древнего Мира. В то время Восток и Запад впервые вступили в непосредственный контакт, и возникший в результате обмен идеями никогда после этого не прерывался.

Персидская царская дорога

Персидская царская дорога

Эллинское владычество. Ослабленное нескончаемыми мятежами, восстаниями и междоусобицей, государство Ахеменидов не устояло перед армиями Александра Великого. Македонцы высадились на Азиатском континенте в 334 до н.э., нанесли поражение персидским войскам на р. Граник и дважды разгромили огромные армии под командованием бездарного Дария III - в битве при Иссе (333 до н.э.) на юго-западе Малой Азии и при Гавгамелах (331 до н.э.) в Месопотамии. Овладев Вавилоном и Сузами, Александр направился к Персеполю и предал его огню, очевидно, в отместку за сожженные персами Афины. Продолжая двигаться на восток, он нашел тело Дария III, убитого его собственными воинами. Более четырех лет Александр провел на востоке Иранского нагорья, основывая многочисленные греческие колонии. Затем он повернул на юг и завоевал персидские провинции на территории, которая в настоящее время является Западным Пакистаном. После этого он отправился в поход в долину Инда. Вернувшись в 325 до н.э. в Сузы, Александр стал активно поощрять своих солдат брать себе в жены персиянок, лелея идею о едином государстве македонцев и персов. В 323 до н.э. Александр в возрасте 33 лет умер от лихорадки в Вавилоне. Завоеванная им огромная территория была тут же поделена между его военачальниками, соперничавшими между собой. И хотя замысел Александра Македонского слить воедино греческую и персидскую культуру так и не был осуществлен, многочисленные колонии, основанные им и его преемниками, в течение веков сохраняли своеобразие своей культуры и оказывали значительное влияние на местные народы и их искусство. После смерти Александра Великого Иранское нагорье вошло в состав государства Селевкидов, получившего свое название по имени одного из его полководцев. Вскоре местная знать начала борьбу за независимость. В сатрапии Парфия, расположенной к юго-востоку от Каспийского моря в местности, известной под названием Хорасан, восстало кочевое племя парнов, изгнавшее наместника Селевкидов. Первым правителем Парфянского государства стал Аршак I (правил с 250 по 248/247 до н.э.).

Парфянское государство Аршакидов. Период, последовавший за восстанием Аршака I против Селевкидов, называют либо периодом Аршакидов, либо парфянским периодом. Между парфянами и Селевкидами велись постоянные войны, закончившиеся в 141 до н.э., когда парфяне под предводительством Митридата I взяли Селевкию, столицу Селевкидов на реке Тигр. На противоположном берегу реки Митридат основал новую столицу Ктесифон и распространил свое владычество на большую часть Иранского нагорья. Митридат II (правил с 123 по 87/88 до н.э.) еще больше расширил пределы государства и, приняв титул "царь царей" (шахиншах), стал властителем обширной территорией от Индии до Месопотамии, а на востоке до Китайского Туркестана. Парфяне считали себя прямыми наследниками государства Ахеменидов, и их сравнительно бедная культура восполнялась влиянием эллинистической культуры и традициями, привнесенными ранее Александром Македонским и Селевкидами. Как и раньше в государстве Селевкидов, политический центр переместился к западу от нагорья, а именно в Ктесифон, поэтому в Иране в хорошем состоянии сохранилось немного памятников, свидетельствующих о том времени. В годы царствования Фраата III (правил с 70 по 58/57 до н.э.) Парфия вступила в период практически непрерывных войн с Римской империей, который длился почти 300 лет. Противоборствующие армии сражались на обширной территории. Парфяне разгромили армию под командованием Марка Лициния Красса при Каррах в Месопотамии, после чего граница между двумя империями пролегла по Евфрату. В 115 н.э. римский император Траян взял Селевкию. Несмотря на это, парфянская держава устояла, а в 161 Вологес III опустошил римскую провинцию Сирию. Однако долгие годы войны обескровили парфян, а попытки одолеть римлян на западных границах ослабили их власть над Иранским нагорьем. В ряде районов вспыхнули мятежи. Сатрап Фарса (или Парсы) Ардашир, сын религиозного лидера, объявил себя правителем как прямой потомок Ахеменидов. Разбив несколько парфянских армий и убив в битве последнего парфянского царя Артабана V, он взял Ктесифон и нанес сокрушительное поражение коалиции, пытавшейся восстановить власть Аршакидов.

Государство Сасанидов. Ардашир (правил с 224 по 241) основал новую персидскую империю, известную как государство Сасанидов (от древнеперсидского титула "сасан", или "командир"). Его сын Шапур I (правил с 241 по 272) сохранил элементы прежней феодальной системы, но создал в высшей степени централизованное государство. Армии Шапура сначала двинулись на восток и заняли все Иранское нагорье до р. Инд, а затем повернули на запад против римлян. В битве при Эдессе (близ современной Урфы, Турция) Шапур захватил в плен римского императора Валериана вместе с его 70-тысячной армией. Пленных, среди которых были архитекторы и инженеры, заставили работать на строительстве дорог, мостов и ирригационных систем в Иране. На протяжении нескольких веков в династии Сасанидов сменилось около 30 правителей; часто преемников назначали высшее духовенство и феодальная знать. Династия вела непрерывные войны с Римом. Шапур II, вступивший на трон в 309, за 70 лет своего правления трижды воевал с Римом. Величайшим из Сасанидов признается Хосров I (правил с 531 по 579), которого называли Справедливым или Ануширван ("Бессмертная душа"). При Сасанидах была установлена четырехступенчатая система административного деления, введена фиксированная ставка поземельного налога и осуществлялись многочисленные проекты искусственного орошения. На юго-западе Ирана до сих пор сохранились следы этих ирригационных сооружений. Общество делилось на четыре сословия: воинов, жрецов, писцов и простолюдинов. К последним относились крестьяне, торговцы и ремесленники. Первые три сословия пользовались особыми привилегиями и, в свою очередь, имели несколько градаций. Из высшей градации сословия, сардаров, назначались наместники провинций. Столицей государства был Бишапур, важнейшими городами - Ктесифон и Гундешапур (последний славился как центр медицинского образования). После падения Рима место традиционного врага Сасанидов заняла Византия. Нарушив договор о вечном мире, Хосров I вторгся в Малую Азию и в 611 захватил и сжег Антиохию. Его внук Хосров II (правил с 590 по 628), прозванный Парвиз ("Победоносный"), ненадолго вернул персам былую славу времен Ахеменидов. В ходе нескольких походов он фактически разгромил Византийскую империю, но византийский император Ираклий совершил смелый бросок по персидским тылам. В 627 армия Хосрова II потерпела сокрушительное поражение при Ниневии в Месопотамии, Хосров был низложен и зарезан собственным сыном Кавадом II, умершим несколько месяцев спустя. Могущественное государство Сасанидов оказалось без правителя, с разрушенной социальной структурой, истощенным в результате долгих войн с Византией на западе и с центральноазиатскими тюрками на востоке. В течение пяти лет сменилось двенадцать полупризрачных правителей, безуспешно пытавшихся навести порядок. В 632 Йездегерд III на несколько лет восстановил центральную власть, но этого оказалось недостаточно. Истощенная империя не могла противостоять натиску воинов ислама, неудержимо рвавшихся на север с Аравийского п-ова. Первый сокрушительный удар они нанесли в 637 в битве при Кадиспи, вследствие чего пал Ктесифон. Окончательное поражение Сасаниды потерпели в 642 в битве при Нехавенде в центральной части нагорья. Йездегерд III бежал как затравленный зверь, его убийство в 651 ознаменовало конец эпохи Сасанидов.

КУЛЬТУРА

Технология. Ирригация. Вся экономика древней Персии основывалась на сельском хозяйстве. Количество осадков на Иранском нагорье недостаточно для ведения экстенсивного сельского хозяйства, поэтому персам приходилось полагаться на ирригацию. Немногочисленные и неполноводные реки нагорья не обеспечивали арыки достаточным количеством воды, и летом они пересыхали. Поэтому персы разработали уникальную систему подземных каналов-канатов. У подножия горных хребтов вырывались глубокие колодцы, проходившие сквозь твердые, но пористые слои гравия до подстилающих их водонепроницаемых глин, которые образуют нижнюю границу водоносного горизонта. В колодцах собирались талые воды с горных вершин, покрывающихся зимой толстым слоем снега. От этих колодцев прорывались подземные водоводы высотой в рост человека с расположенными через равные промежутки вертикальными шахтами, через которые поступали свет и воздух для рабочих. Водоводы выходили на поверхность и круглый год служили источниками воды. Искусственное орошение с помощью дамб и каналов, зародившееся и широко использовавшееся на равнинах Месопотамии, распространилось и на сходную по природным условиям территорию Элама, по которой протекает несколько рек. Эта область, известная ныне как Хузистан, густо изрезана сотнями древних каналов. Ирригационные системы достигли своего наивысшего развития в Сасанидский период. В наши дни еще сохранились многочисленные остатки дамб, мостов и акведуков, возведенных при Сасанидах. Поскольку они были спроектированы захваченными в плен римскими инженерами, то как две капли воды напоминают подобные сооружения, встречавшиеся по всей Римской империи. Транспорт. Реки Ирана несудоходны, но в других частях империи Ахеменидов водный транспорт был хорошо развит. Так, в 520 до н.э. Дарий I Великий реконструировал канал между Нилом и Красным морем. В Ахеменидский период велось широкое строительство сухопутных дорог, однако мощеные дороги сооружались в основном в болотистых и горных районах. Значительные участки узких, вымощенных камнем дорог, построенных при Сасанидах, встречаются на западе и юге Ирана. Необычным для того времени был выбор места сооружения дорог. Они прокладывались не по долинам, вдоль берегов рек, а по гребням гор. В долины дороги спускались только для того, чтобы дать возможность перейти на другой берег в стратегически важных местах, для чего возводились массивные мосты. Вдоль дорог на расстоянии дневного пути одна от другой были построены почтовые станции, где меняли лошадей. Действовала очень эффективная почтовая служба, причем почтовые курьеры покрывали до 145 км в день. Центром разведения лошадей с незапамятных времен была плодородная область в горах Загроса, расположенная по соседству с трансазиатским торговым путем. Иранцы с древности начали использовать верблюдов в качестве вьючных животных; в Месопотамию этот "вид транспорта" попал из Мидии ок. 1100 до н.э.

Экономика. Основой экономики Древней Персии было сельскохозяйственное производство. Процветала и торговля. Все многочисленные столицы древних иранских царств располагались вдоль важнейшего торгового пути между Средиземноморьем и Дальним Востоком или на его ответвлении в сторону Персидского залива. Во все периоды иранцы играли роль промежуточного звена - они охраняли этот путь и оставляли у себя часть перевозимых по нему товаров. При раскопках в Сузах и Персеполе найдены прекрасные изделия из Египта. На рельефах Персеполя изображены представители всех сатрапий государства Ахеменидов, подносящие дары великим властелинам. Со времени Ахеменидов Иран экспортировал мрамор, алебастр, свинец, бирюзу, ляпис-лазурь (лазурит) и ковры. Ахемениды создали сказочные запасы золотых монет, отчеканенных в разных сатрапиях. В отличие от них Александр Македонский ввел единую серебряную монету для всей империи. Парфяне вернулись к золотой денежной единице, а во времена Сасанидов в хождении преобладали серебряные и медные монеты. Система больших феодальных поместий, сложившаяся при Ахеменидах, дожила до периода Селевкидов, но цари в этой династии существенно облегчили положение крестьян. Затем, в парфянский период, огромные феодальные поместья были восстановлены, и при Сасанидах эта система не изменилась. Все государства стремились получить максимальные доходы и устанавливали налоги на крестьянские хозяйства, скот, землю, вводили подушные подати, производили сборы за проезд по дорогам. Все эти налоги и сборы взимались либо имперской монетой, либо натурой. К концу Сасанидского периода число и величина поборов превратились в невыносимое бремя для населения, и этот налоговый пресс сыграл решающую роль в распаде социальной структуры государства.

Политическая и социальная организация. Все персидские правители являлись абсолютными монархами, управлявшими подданными по воле богов. Но абсолютной эта власть была лишь теоретически, на деле же она ограничивалась влиянием наследственных крупных феодалов. Правители старались добиться стабильности с помощью браков с родственниками, а также беря в жены дочерей потенциальных или действительных врагов - как внутренних, так и иноземных. Тем не менее правлению монархов и преемственности их власти угрожали не только внешние враги, но и члены их собственных семейств. Мидийский период отличался весьма примитивной политической организацией, что весьма типично для народов, переходящих к оседлому образу жизни. Уже у Ахеменидов появляется концепция унитарного государства. В государстве Ахеменидов сатрапы несли полную ответственность за положение дел в своих провинциях, но могли подвергнуться неожиданной проверке инспекторами, которых называли глазами и ушами царя. Царский суд постоянно подчеркивал важность отправления правосудия и поэтому непрерывно переезжал из одной сатрапии в другую. Александр Македонский женился на дочери Дария III, сохранил сатрапии и обычай простираться ниц перед царем. Селевкиды переняли от Александра идею слияния рас и культур на гигантских просторах от Средиземного моря до р. Инд. В этот период происходило быстрое развитие городов, сопровождавшееся эллинизацией иранцев и иранизацией греков. Однако среди правителей не было иранцев, и их всегда считали чужаками. Иранские традиции сохранялись в районе Персеполя, где строились храмы в стиле эпохи Ахеменидов. Парфяне попытались объединить древние сатрапии. Они сыграли также важную роль в борьбе с наступавшими с востока на запад кочевниками из Центральной Азии. Как и раньше, во главе сатрапий стояли наследственные наместники, новым же фактором стало отсутствие естественной преемственности царской власти. Легитимность парфянской монархии перестала быть неоспоримой. Преемник выбирался советом, составленным из знати, что неизбежно приводило к нескончаемой борьбе между соперничавшими группировками. Сасанидские цари предприняли серьезную попытку возродить дух и первоначальную структуру государства Ахеменидов, отчасти воспроизведя его жесткую социальную организацию. В нисходящем порядке располагались вассальные князья, наследственные аристократы, знать и рыцари, жрецы, крестьяне, рабы. Государственным административным аппаратом руководил первый министр, которому подчинялось несколько министерств, в том числе военное, юстиции и финансов, каждое из которых имело свой штат умелых чиновников. Верховным судьей был сам царь, правосудие же отправлялось жрецами.

Религия. В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов. Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Майню), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Майню могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам, а начиная с правления Артаксеркса II древний иранский бог Солнца Митра и богиня плодородия Анахита получили официальное признание. Парфяне в поисках собственной официальной религии обратились к иранскому прошлому и остановились на маздаизме. Традиции были кодифицированы, а маги вновь обрели прежнюю власть. Официальным признанием, а также популярностью в народе продолжал пользоваться культ Анахиты, а культ Митры перешагнул западные границы царства и распространился на большей части Римской империи. На западе Парфянского царства терпимо относились к христианству, получившему здесь широкое распространение. В то же время в восточных областях империи греческие, индийские и иранские божества соединились в едином греко-бактрийском пантеоне. При Сасанидах преемственность была сохранена, но при этом произошли и некоторые важные изменения в религиозных традициях. Маздаизм пережил большинство ранних реформ Заратуштры и оказался связанным с культом Анахиты. Чтобы соперничать на равных с христианством и иудаизмом, была создана священная книга зороастрийцев Авеста, сборник древних стихов и гимнов. Маги по-прежнему стояли во главе жрецов и были хранителями трех великих национальных огней, а также святых огней во всех важных поселениях. Христиане к тому времени уже давно подвергались преследованиям, их считали врагами государства, поскольку отождествляли с Римом и Византией, но к концу правления Сасанидов отношение к ним стало более терпимым и в стране процветали общины несториан. В Сасанидский период возникли также и другие религии. В середине 3 в. проповедовал пророк Мани, который развивал идею объединения маздаизма, буддизма и христианства и особенно подчеркивал необходимость освобождения ду

Полезные сервисы