Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ньюмен

Сканворды для слова ньюмен

- Американский киноактёр, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1986 году в фильме «Цвет денег».

Полезные сервисы

ньюмен (newman) барнетт

Большой энциклопедический словарь

НЬЮМЕН (Newman) Барнетт (1905-1970) - американский живописец, скульптор, теоретик искусств. Работал в стиле колор филд, на поверхности оставлял несколько незакрашенных фрагментов. В скульптуре развивал абстрактное направление ("Разбитый обелиск", 1963-67).

Полезные сервисы

ньюмен (newman) джон генри

Большой энциклопедический словарь

НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (1801-90) - английский теолог, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 перешел из англиканства в католичество, с 1879 кардинал. Защищал теорию "развития догматов" и принцип свободной от схоластических рамок "открытой теологии".

Полезные сервисы

ньюмен арнольд

Энциклопедический словарь

НЬЮМЕН Арнольд - НЬЮ́МЕН (Newman) Арнольд (р. 3 марта 1918, Нью-Йорк), американский фотограф, известный своими портретами знаменитостей.

Сын фабриканта одежды. Фотографией увлекался с ранней юности. Учился в Филадельфии у Алексея Бродовича в Школе промышленного дизайна при Филадельфийском музее, зарабатывая на жизнь работой в фотоателье. В 1946 открыл собственное ателье в Нью-Йорке.

В июне 1941 состоялась первая персональная выставка Ньюмена (совместно с работами его старого друга и наставника Бена Роуза). В числе его наиболее известных работ - портреты Макса Эрнста (см. ЭРНСТ Макс), Алфреда Стиглица (см. СТИГЛИЦ Алфред), Джорджии О"Кифф (см. О`КИФФ Джорджия), Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Линдона Б. Джонсона (см. ДЖОНСОН Линдон) и Жана Кокто (см. КОКТО Жан).

Коллекции работ Ньюмена были приобретены Музеем современного искусства (Нью-Йорк), Институтом искусств Чикаго и Смитсоновским институтом. Издание его портретов (сборник «One Mind"s Eye») было осуществлено в 1974.

Полезные сервисы

ньюмен барнетт

Энциклопедический словарь

НЬЮМЕН Барнетт - НЬЮ́МЕН (Newman) Барнетт (1905-1970), американский живописец, скульптор, теоретик искусств. Работал в стиле « колор филд» (см. КОЛОР ФИЛД), на поверхности оставлял несколько незакрашенных фрагментов. В скульптуре развивал абстрактное направление («Разбитый обелиск», 1963-67).

Полезные сервисы

ньюмен джон генри

Энциклопедический словарь

Нью́мен Джон Генри (Newman) (1801-1890), английский богослов, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 перешёл из англиканства в католичество, с 1879 кардинал. Защищал теорию «развития догматов» и принцип свободной от схоластических рамок «открытой теологии».

* * *

НЬЮМЕН Джон Генри - НЬЮ́МЕН (Newman) Джон Генри (1801-90), английский теолог, педагог, публицист и церковный деятель. В 1845 перешел из англиканства в католичество, с 1879 кардинал. Защищал теорию «развития догматов» и принцип свободной от схоластических рамок «открытой теологии».

Энциклопедия Кольера

НЬЮМЕН Джон Генри (Newman, John Henry)

(1801-1890), английский кардинал, один из выдающихся религиозных мыслителей и литераторов 19 в. Родился 21 февраля 1801 в Лондоне в семье банкира. Его мать, происходившая из гугенотской семьи, привила ему любовь к Библии. В 1808 его отправили в школу доктора Николаса в Илинге; в школе воспитывалось 250 мальчиков. Ньюмен блестяще учился и в 15 лет считался лучшим учеником школы. У него еще "не сформировались религиозные убеждения", его привлекали независимость и скептицизм. От этих умонастроений его излечил один из учителей, У.Майерс, снабжавший его евангелической литературой; благодаря этим книгам в конце 1816 он пережил, по его словам, "великую перемену в мыслях". От своих учителей Ньюмен унаследовал также некоторые элементы кальвинизма, уверовав, что сам он предопределен ко спасению, однако через несколько лет он расстался с этой мыслью. В 1817 Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. Хотя по окончании колледжа он получил степень бакалавра без отличия, ему представилась возможность отличиться, когда он выставил свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле 1822 получил эту должность. Его евангелические взгляды претерпели изменение под влиянием коллег-преподавателей. Особую заботу о нем проявлял Р.Уэйтли, позднее ставший протестантским архиепископом Дублина. Взгляды Ньюмена изменились также и благодаря опыту пастырской работы викарием в Оксфорде, ведь в 1824 Ньюмен стал священником Англиканской церкви. Многое узнав в Ориэл-колледже от сторонников либерального направления в церкви, он ощущал все большую склонность к т.н. Высокой церкви (High Church), сблизившись с ее представителями - Джоном Кеблом и Ричардом Фрудом. В 1828 Ньюмен был назначен викарием университетской церкви св. Девы Марии в Оксфорде и начал систематически изучать труды ранних отцов церкви, что завершилось в его работе Арианство четвертого века (The Arians of the Fourth Century, 1833). Вскоре его влияние распространилось за пределы Оксфорда, когда были опубликованы восемь томов Приходских и простых проповедей (Parochial and Plain Sermons, 1834-1843). Зимой 1832-1833 Ньюмен вместе с Р.Фрудом и его отцом отправился в путешествие по странам Средиземноморья. На Сицилии, куда он отправился один, он серьезно заболел и почувствовал, что ему "предстоит исполнить некий труд", а на пути домой сочинил гимн Веди, благостный свет (Lead, Kindly Light). Прибыв в Англию, он успел услышать проповедь Кебла о "национальном отступничестве", которая обозначила начало оксфордского движения, протеста против стремления государства реформировать Англиканскую церковь и контролировать ее деятельность. В сентябре 1833 Ньюмен приступил к изданию Трактатов для нашего времени, 24 из которых он написал сам; эти трактаты дали оксфордскому движению второе название - трактарианское движение. В течение последующих семи лет он был духовным лидером исключительно успешной кампании: организовывал встречи, писал, беседовал с людьми. К нему присоединились Э.Пьюзи и многие другие деятели, объединенные стремлением "католицизировать" Церковь Англии, что вскоре породило оппозиционное движение со стороны протестантов, утверждавших, что трактарианство ведет прямиком в Рим. Ньюмен счел эти обвинения абсурдными и в Лекциях о пророческом служении (Lectures on the Prophetical Office, 1837) развил теорию via media ("промежуточного пути"), согласно которой Англиканская церковь занимает промежуточное положение между порочными крайностями протестантизма и католицизма. Его Лекции об оправдании (Lectures on Justification, 1838) - образец классического трактата о благодати. Смерть Фруда (1836) была тяжелым ударом для Ньюмена. В Остатках (Remains) Фруда, опубликованных Ньюменом и Кеблом в 1838, он продемонстрировал свое стремление к католическому идеалу святости. В последующие годы Ньюмен обнаружил, что многих из его молодых последователей логика их верований увлекает в направлении Рима. Тогда в 1841 он написал Трактат 90, доказывавший, что 39 статей англиканского вероисповедания не противоречат практически католическому учению. В 1842 он удалился в Литлмор (близ Оксфорда), где 25 сентября 1843 произнес свою последнюю проповедь как англиканин, названную Прощание с друзьями (The Parting of Friends), а через неделю ушел в отставку. В Литлморе он жил как мирянин и вел полумонашескую жизнь в узком кругу друзей. В работе Развитие христианского учение (The Development of Christian Church) он утверждал, что Католическая церковь росла подобно живому организму, в соответствии с определенным планом. 9 октября 1845 Ньюмен стал членом того, что он называл "единой церковью Искупителя". Через несколько месяцев Ньюмен покинул Литлмор, осенью 1846 прибыл в Рим, где поступил студентом в Коллегию ватиканской Конгрегации пропаганды веры. Он уже давно восхищался св. Филиппо Нери (1515-1595), основателем Конгрегации оратории, исполненным радости, ощущавшим нужды времени, не терпевшим фальши, и теперь решил организовать Конгрегацию оратории в Англии. В Оратории, члены которой не приносили монашеских обетов, он мог окружить себя друзьями и открыто высказывать свои мысли. 30 мая 1847 Ньюмен стал католическим священником, и после периода послушания в Риме основал 1 февраля 1848 английскую Ораторию в Меривейле (близ Бирмингема), куда переехал на следующий год. Несколько месяцев спустя он основал ораторианскую общину в Лондоне, однако из Бирмингема не уехал. В Лекциях о трудностях англиканства (Lectures on Anglican Difficulties, I, 1850) он призвал тех, кто еще сохранял верность трактарианскому движению последовать за ним в Рим, т.е. принять католичество. Его блестящие, полные юмора Лекции о современной позиции католиков (Lectures on the Present Position of Catholics, 1851) были ответом на враждебную протестантскую пропаганду, развернувшуюся после восстановления католической иерархии в Англии. Обвинения, брошенные им в Лекциях доктору Акилли, итальянскому монаху, ставшему протестантом и выступившему с лживыми наветами на католиков, привели к иску о клевете. И хотя Ньюмен был приговорен к штрафу, он одержал моральную победу и получил международную поддержку со стороны католиков. Тем временем Ньюмен принял предложение занять пост ректора университета для англоязычных католиков (Католический университет Ирландии), основанного ирландскими епископами в Дублине. В 1852 он прочитал там лекцию об университетском образовании (Идея университета, The Idea of a University), в которой на основе своего опыта пребывания в Оксфордском университете описал либеральное светское образование и его отношение к христианскому идеалу. Несмотря на недостаток студентов и трудности, которые создавал Каллен, архиепископ Дублинский, Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов, построить университетскую церковь, основать медицинское училище. Однако в 1858 он был вынужден отказаться от своих замыслов, во-первых, из-за нежелания Каллена сотрудничать, а во-вторых, из-за того, что университет постепенно превращался в чисто ирландское учебное заведение. Наконец, в нем нуждалась его ораторианская община в Бирмингеме, а заботу о ней он считал своим главным долгом. Его ожидали дальнейшие разочарования. Кардинал Уайзман обратился к нему с просьбой перевести Библию, но уже после того, как Ньюмен собрал группу помощников, план был неожиданно отменен. Далее, по просьбе епископов он взял на себя руководство авторитетным католическим журналом "Странник" ("The Rambler") либерального направления, чтобы вывести его из бедственного положения. И тут же на него поступил донос в Ватикан за о статью О консультировании верующего по вопросам вероучения (On consulting the faithful in matters of doctrine), в которой подчеркивалась важная роль мирян, которые всегда были в центре его внимания. Ради мирян он основал ораторианскую школу, и этот проект оказался весьма удачным. Ньюмен внезапно снова оказался весьма влиятельной фигурой, когда в 1864 подвергся нападкам со стороны Ч.Кингсли как человек, который не верит в "истину ради нее самой". У Ньюмена возник повод для написания "истории его религиозных мнений", Апологии своей жизни (Apologia pro Vita Sua), которая публиковалась раз в две недели летом 1864. Ньюмен снова мог надеяться, что приобрел влияние, и когда его епископ (Аллоторн) пригласил его возглавить католический приход в Оксфорде, он предложил основать там ораторианскую общину. Несмотря на поддержку Аллоторна, все планы Ньюмена, связанные с возвращением в Оксфорд, потерпели неудачу из-за противодействия ультрамонтанских противников "смешанного образования", во главе которых стоял будущий кардинал Маннинг, которого явно не устраивала перспектива присутствия Ньюмена в Оксфорде. Только после смерти Маннинга английские католики смогли получать настоящее высшее образование и беспрепятственно поступать в университеты Оксфорда и Кембриджа. В 1865 Ньюмен написал драматическую поэму Сон Геронтия (The Dream of Gerontius), а в следующем году - Послание к Пьюзи (Letter to Pusey, Difficulties of Anglicans, II). Пьюзи, в своем Ирениконе о единстве церквей, полагал, что крайние взгляды ультрамонтанов - отца Фабера, У.Уорда, Маннинга и других - отражают католическое учение о непогрешимости папы и почитании Пресвятой Девы. В своем Послании Ньюмен останавливается только на второй теме, причем в стиле, который привел в восторг его английских собратьев по католической вере. В 1875 он опубликовал Послание герцогу Норфолкскому (Letter to the Duke of Norfolk, Difficulties of Anglicans, II), в ответ на обвинение Гладстона, будто догмат о папской непогрешимости, провозглашенный на Ватиканском соборе (1870) подрывает лояльность католиков к государству. Послание герцогу Норфолкскому, которое Ньюмен сочинил в 74-летнем возрасте, отличается силой и прекрасным литературным стилем, присущим всем его работам. В Эссе в помощь грамматике согласия (An Essay in Aid of a Grammar of Assent, 1870) он определенно высказался по поводу основания веры и права рядового человека быть уверенным в истинах, в которых он не в состоянии окончательно удостовериться. В этом эссе он поднимает темы, которые уже разбирались в Оксфордских университетских проповедях (Oxford University Sermons, 1843) и касались того, насколько важно прислушиваться к совести для постижения истины. В 1878 оксфордский Тринити-колледж, в котором некогда преподавал Ньюмен, присвоил ему степень почетного преподавателя, а в 1879, по ходатайству английских католиков-мирян, папа Лев XIII сделал его кардиналом. Согласно особой привилегии, ему было позволено остаться в его Оратории в Бирмингеме, для руководства растущей общиной. Английские католики, за немногим исключением, уже давно видели в нем своего лидера, а некатоликам он импонировал своей умеренностью и бесстрашной честностью. Когда он умер (это случилось 11 августа 1890), в газетах всех направлений его стали прославлять как святого. "Лондон Таймс" писала: "Канонизирует ли его Рим или нет, он будет причислен к лику святых в сознании тысяч верующих людей, к какому бы вероисповеданию они ни относились". Нельзя не упомянуть труды Ньюмена по истории и литературные произведения: Исторические наброски (Historical Sketches, собраны в 1872), Потеря и находка (Loss and Gain, 1848) и Каллиста (Callista, 1855). В 1891 Анна Мозли издала Переписку Дж.Г.Ньюмена (Letters and Correspondence of J.H.Newman), в 1917 бирмингемская Оратория опубликовала Переписку Джона Генри Ньюмена с Джоном Кеблом и другими за 1839-1845 (Correspondence of John Henry Newman with John Keble and Others, 1839-1845). Посмертно изданные работы включают Размышления и молитвы (Meditations and Devotion's, 1893) и Автобиографические сочинения (Autobiographical Writings, 1956).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы

ньюмен пол

Энциклопедический словарь

Нью́мен Пол (Newman) (р. 1925), американский актёр, кинорежиссёр, продюсер. Снимался в фильмах: «Кошка на раскалённой крыше», «Сладкоголосая птица юности», «Буч Кэссиди и Санденс Кид», «Афера», «Без злого умысла», «Вердикт», «Цвет денег», «Стреляный воробей» и др. В лучших ролях играл бунтарей, бросающих вызов обществу. Поставил фильмы: «Рейчел, Рейчел» (1968), «Иногда это великое понятие» (1971), «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» (1973), «Гарри и сын» (1983; снялся в главной роли).

* * *

НЬЮМЕН Пол - НЬЮ́МЕН Пол (полн. Пол Леонард Ньюмен, Paul Leonard Newman) (25 января 1925, Кливленд (см. КЛИВЛЕНД (город)), Огайо - 26 сентября 2008, Уэстпорт, Коннектикут) - американский актер театра и кино, предприниматель, автогонщик и общественный деятель.

Пол Ньюмен родился в смешанной семье. Его отец был евреем (см. ЕВРЕИ), а мать словачкой. Родители владели магазином спортивных товаров. Во время второй мировой войны Пол служил на флоте. После демобилизации он окончил Йельскую драматическую школу, актерскую школу Ли Страсберга и начал работать в театрах на Бродвее. С 1952 года Пол Ньюмен снимался в телевизионных сериалах. Свою первую роль в кино актер сыграл в 1954 году. Это был исторический фильм «Серебряная чаша», не снискавший успеха у публики и критиков. Признание к Пьюмену пришло в 1956 году, когда он исполнил роль боксера Роки Грациано в фильме «Кто-то на небесах любит меня».

В 1958 году Пол Ньюмен снялся в картине «Долгое жаркое лето». Эта работа принесла ему приз Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ), а партнерша по фильму - актриса Джоан Вудворд стала супругой актера. В 1958 году на экраны вышла экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» с Полом Ньюменом и Элизабет Тейлор в главных ролях. За этот фильм исполнители главных ролей были выдвинуты на приз «Оскар». Хотя приз и не достался актеру, Ньюмену удалось закрепить свой статус голливудской звезды. В 1962 году он сыграл в экранизации пьесы Т. Уильямса - в фильме режиссера Р.Брукса «Сладкоголосая птица юности».

Находясь на вершине популярности, Пол Ньюмен не спешил сниматься, тщательно подходит к выбору ролей. Его интересы не ограничивались сферой театра и кино. В 1960-х годах актер активно участвовал в избирательных компаниях Демократической партии (см. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ США), был активистом движения против расовой дискриминации. В это же время он увлекся автогонками, выиграл несколько чемпионатов США. Осмотрительный подход к работе в кино оправдал себя удачными работами в фильмах «Хад» (1963), «Сорванный занавес» (1966), «Хладнокровный Люк» (1969). В 1966 году он выступил как режиссер, поставив фильм «Рейчел, Рейчел» с Джоан Вудворд в главной роли. Эта работа принесла Ньюмену приз «Золотой глобус».

В 1969 году актер снялся в самом кассовом вестерне (см. ВЕСТЕРН) в истории кино «Буч Кэссиди и Санденс Кид». Со своим партнером по этому фильму Робертом Редфордом Пол Ньюмен встретился на съемках фильма «Афера» (1973), ставшим обладателем приза «Оскар» как лучший фильм года. В этот же период вместе с Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен организовал кинокомпанию «Ферст артистс», призванную отстоять права актеров в противостоянии с боссами Голливуда. Начиная с 1980-х годов появления Ньюмена на экране становятся более редкими. В 1982 году он снялся в фильме «Вердикт» режиссера Сидни Люмета, а в 1986 году его работа в фильме «Цвет денег» режиссера Мартина Скорсезе была отмечена призом «Оскар». Всего актер десять раз номинировался на этот приз, но получил его только два раза (1985, 1986). В 1987 году Пол Ньюмен как режиссер экранизировал пьесу Т. Уильямса «Стеклянный зверинец». В 1995 году он получил приз Берлинского кинофестиваля за роль в фильме «Дураков нет». Пол Ньюмен был известен и как основатель продовольственной фирмы «Newman"s Own», глава и владелец лучшей команды в чемпионатах США по автогонкам. Он собрал и пожертвовал более 250 миллионов долларов на благотворительные цели, в основном связанные с борьбой с наркоманией и образовательными программами.

Большой энциклопедический словарь

НЬЮМЕН Пол (р. 1925) - американский актер, продюсер. Закончил Йельскую драматическую школу и актерскую школу Ли Страсберга. Работал в театрах на Бродвее, на телевидении. Играет по системе Станиславского. Снимался в фильмах: "Сладкоголосая птица юности" Р. Брукса, 1958; "Разорванный занавес" А. Хичкока, 1966; "Буч Кэссиди и Санденс Кид" Д. Р. Хилла, 1969; "Вердикт" С. Люмета, 1982 и др. Неоднократно выдвигался на премию "Оскар", но получил ее только в 1985 за достижения всей жизни, а также в 1986 за роль в фильме "Цвет денег". Премия Берлинского кинофестиваля за роль в фильме "Дураков нет", 1995. Поставил фильмы "Рейчел, Рейчел", 1968; "Гарри и сын", 1983; "Стеклянный зверинец", 1987 (по пьесе Т. Уильямса).

Полезные сервисы

ньюмен эрнест

Большой энциклопедический словарь

Нью́мен Эрнест (настоящие имя и фамилия Уильям Робертс, Roberts) (1868—1959), английский музыковед, переводчик. Труды по истории музыки, биография Р. Вагнера (тт. 1—4, 1933—47), монографии об Э. Элгаре, Х. Вольфе, Р. Штраусе, Г. Берлиозе и др. Перевёл на английский язык либретто музыкальных драм Вагнера, ряд музыкальных монографий.

Полезные сервисы