Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сословие

История слов

СОСЛОВИЕ

К числу книжных славянизмов, вошедших в активный состав русского литературного языка в период так называемого «втор ого южнославянского влияния» (XIV - XVI вв.), относится слово сословие. А. Г. Преображенский думал, что оно представляет собою, вероятно, перевод греч. σύγκλητος (Преображенский, 2, с. 36). По Горяеву, сословие - это «класс народа, связанный с известным наименованием - словом» (ср. звание) (Горяев, Этимолог, cл., 1886, с. 338). И. И. Срезневский мог привести пример на употребления этого слова лишь из сочинений Григория Цамвлака со значением \`лик, собрание' [звание]: «И предсташа весь лик богословецъ, исходныя пѣсни пояху, честь воздающе апостольскаго сословия» (Срезневский, 3, с. 822).

По-видимому, слово сословие было до XVII в. принадлежностью торжественного церковно-книжного стиля и не выражало общественно-политического значения.

М. Р. Фасмер, сославшись на старославянско-греко-латинский лексикон Ф. Р. Миклошича, связывает ц.-слав. сословие с греческим κατάλογος. Но это - объяснение не этимологии слова, а только одного из его значений. Характерно, что в «Алфавите иностранных речей» (XVII в.) каталог определяется как «сословие или согласие» (110 об.).

М. Р. Фасмер, не отвергая предложенного А. Преображенским сопоставления слова сословие с греч. σύγκλητος, вместе с тем предпочитает ему сближение с греч. σύλλογος, \`Versammlung, Zusammenkunft' (Vasmer, 2, с. 701).

В древнерусском литературном языке слово сословие начинает встречаться в списках XVI в. (иногда с памятников XIII - XIV вв.). Его значение - \`звание, принадлежность к той или иной категории по разграничению разрядов, состояний, духовных качеств и свойств людей в системе религиозно-моральной классификации'. Например, в «Житии Авраамия Смоленского» (по списку XVI в., памятник относится к XIII в.): «Подобаеть Смоленскому граду и всемъ православнымъ людемъ и постникомъ сословие великого въ постницехъ похвалити и праздновать новаго во святыхъ блаженнаго Авраамия...» (Памятники древнерусск. лит., вып. 1, с. 141). Ср. в Пахомиевской редакции жития Сергия Радонежского: «Приидѣте честное и святое постникъ сословие» (Жития Сергия Радонежского, с. 3); в славяно-русском «Прологе» (XVIII в.) - из «Похвального слова Епифания»: «Приидите честное и святое постникъ сословие, приидите отцы и братия...» (Памятники древнерусск. церк.-учительн. лит-ры, с. 20).

В «Откровении Мефодия Патарского» (по списку XVI в.): «Смѣреномудрии бо христиане мльчаливии свободнии прѣпростии прѣмудрии избрании ни во что будут вь врѣмя оно, но вь мѣсто их будут чтоми самолюбци сребролюбцы сварливии грьделивии хулници хыщници лихоимце смѣхотворци и прочее сьсловие таковых жде имен...» (Истрин, Откровение, с. 111; ср. Памятники отреч. русск. лит., т. 2, с. 222-223). В «Словаре» Памвы Берынды: «Съчисление, съсловие: поличѣнье, порахованье, в купу зобранье, реестр» (Сахаров, 2, с. 103; ср. Берында П., Лексикон, с. 130).

Слово сословие приобретает, таким образом, очень широкое значение: \`собрание, общество, сообщество'. В «Великих Минеях-Четиях» (XVI в.): «Священно убо и достойнословесное все мученическое съсловие, страстию юже от страсти отдав благодеть; кровию же еже от крови спасу всех въздание исплънив» (сент. 14-24, с. 1346). В «Повести о святых и богопроходных местах святого града Иерусалима, приписываемой Гавриилу Назаретскому архиепископу 1651 г.» (сп. XVII в.): «О девятом же часѣдня облачится патриарх и все священное сословие во всю священную одежду и чинят обхождение около святаго гроба трищи» (Прасовсл, палестинок, сб., с. 5). Ср. в бумагах Петровского времени выражение «христианское сословие». В «Духовном Регламенте» (1776): «Во первых бо извѣстнѣе взыскуется истина соборным сословием, нежели единым лицем» (с. 8).

Контексты связей слова сословие в значении \`собрание, совокупность' все расширяются, особенно в XVIII в. В «Полемических статьях против протестанства» Симеона Полоцкого (рукоп. БАН, XVII в.): «Еретици... всю книгу сию [вторые книги Маккавейские] неправильну быти наричюще из сословия книг священного писания вымазуют, противящеся святѣи Кафолической церкви» (170 об.). В «Врачевальных молитвах», изданных А. И. Алмазовым (сп. XV - XVIII в.): «Молю и прошю святаго сбора пророческого: Захарию, Ιоанна предтечю... Молю и сословие святых праведных богоотець: Иоакима и Анну, Иосифа обрученика, Давида пророка и царя, Иакова, брата божия, Симеона богоприемца и Симеона сродника о господня». Ср. в «Четьях-Минеях» (апрель 22-30): «сословие верных».

По-видимому, в русском литературном языке XVIII в. продо лжало сохраняться и следующее значение слова сословие - \`реестр, каталог, собрание, систематический перечень'. В «Науке красноречия си есть Риторике» (рукоп. XVIII в., Библ. Смоленск. пед. ин-та): «Арифметика, сиречь числительница, от арифмосъ гречески, сиречь от числа происходит есть же арифметика сведение чисел и сословие» (л. 1852).

В «Лексиконе треязычном» Ф. Поликарпова читаем: « Сословие, зри причет, и собрание». Ср. «Причет, κατάλογος, numerus, catalogus»; «Причет рода, зри родословие» (т. 2, с. 57 об.); «Собрание, συναγωγη, σύλλεξις, συναθροισμός, , συνάθροσις, 〄θροισμος, συλλογή, congestico, congeries, collectio, coactio» (т. 2, с. 105).

В изданном Ленинградским университетом и приписываемом В. Н. Татищеву «Рукописном лексиконе первой половины XVIII в.» (Л., 1964) слово сословие не помещено.

В русском литературном языке XVIII в. для выражения тех значений, которые у нас сочетались со словом сословие с начала XIX в.: (1. общественная группа, классовая организация с закрепленными законом наследственными правами и обязанностями; 2. корпорация, группа лиц, объединенных профессиональными интересами или однородными занятиями), употреблялось преимущественно слово состояние (ср. немецкое Stand, франц. état). Например, в «Полном немецко-российском лексиконе...» Аделунга (1798) Stand, между прочим, переводится через состояние, род, происхождение, чин (ср. der bürgerliche Stand, der geistliche Stand, der Kriegesstand, der Bauernstand - гражданское, духовное, военное, крестьянское состояние: der Adelstand - дворянство (т. 2, с. 558).

В «Словаре Академии Российской» (1822) сословие истолковывается так: «Собрание присутствующих где-либо особ; общество состоящее из известного числа членов» (ч. 6, с. 395).

У А. Н. Радищева: «Мимоходом заметим, что в России вообще три рода женского платья в простом народе, опричь того, кот орое носят, подражая вышним сословиям. Сарафан, панева и полушубок или телогрейка с юбкою» («Опис. моего владения», Собр. соч. 1811, 4, с. 136-137); «Народ российской разделяется на сословия или чиносостояния. 1) Дворянство. 2) Гражданство или мещанство. 3) Духовенство. 4) Поселяне разного звания. 5) Роды людей, к первым четырем отделениям не принадлежащие, имеющие особые права, временно или всегда» («Проект для разделения уложения Российского» [1800-1801], Полн. собр. соч., 1952, 3, с. 167); «Пятое отделение содержать будет некоторые постановления общие, касающиеся до военных людей, до казенных мастеровых, где они есть, и некоторые другие, которые хотя не составляют истинно государственного сословия, но имеют по званию своему особые права» (там же); «Если бы права принадлежали состоянию, в соборном его лице, то оно бы было сословие государственное, чего в России нет» («Проект Гражданского уложения», там же, с. 174).

Ср. также в «Московском Меркурии» П. И. Макарова (1803): «Слово диван значит на всех восточных языках собрание поучительных мыслей, также и самое сословие хранителей власти» (ч. 1, с. 143). Как видно из последнего примера, старое значение еще давало себя знать и в начале XIX в.

Таким образом в русском литературном языке XVIII в. на о снове старых церковно-книжных значений развивается новое обобщенное значение слова сословие - \`собрание, организация, общество'. Так, в «Записках» Болотова: «[экономическое... общество...] наделало уже слишком много членов и насовало в сословие свое всякого звания людей достойных того и недостойных...» (Болотов, 1871, 2, с. 668).

В «Словаре языка Пушкина» находят отражение такие формы Пушкинского употребления слова сословие. Выделяются два значения: 1) \`общественная группа, отличающаяся от других общественных групп своими закрепленными законом наследственными правами и обязанностями': «Даже теперь наши писатели, не принадлежащие к дворянскому сословию, весьма малочисленны»; «Ломоносов, рожденный в низком сословии, не думал возвысить себя наглостью ни запанибратством с людьми высшего состояния»; 2) \`группа лиц, объединенных профессиональными интересами': «покаместь скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде». В качестве оттенка этого значения указывается прежде бывшее господствующим употребление слова сословие \`группа лиц, объединенных общностью занятий, склонностей и т. п.'): «права мощного сословия людей говорящих» (сл. Пушкина, 4, с. 244).

В словаре 1847 г. сословие рассматривается уже как установившийся общественно политический термин и определяется так: «Разряд людей какого-либо звания, отличающийся от прочих особыми правами и обязанностями. Сословие дворянства. Сословие купечества, Сословие ученых» (сл. 1847, 4, с. 190).

Таким образом, в конце XVIII в. и в начале XIX в. произошло расчленение и о сложнение значений слова сословие, приведшее к современной его семантической структуре.

Опубликовано под названием «IV. Возникновение и развитие слова сословие» в составе статьи «Историко-этиомлогические заметки. IV» вместе со статьями «Кутить», «История слова транжирить», «История слова зависеть» в кн.: «Этимология. 1966» (М., 1968). В архиве сохранилась рукопись (17 листков) и более поздняя машинопись (7 стр.). Печатается по опубликованному тексту, сверенному с рукописью. - И. У.

Полезные сервисы

нестор-искандер

Гуманитарный словарь

НЕ́СТОР-ИСКАНДЕ́Р (15 в.) предполагаемый автор "Повести о взятии Царьграда в 1453 г.". Его произведение известно в единственном списке 16 в. Среди источников: "Летописец Еллинский и римский", апокрифы, "Откровение" Мефодия Патарского. "Повесть" Н.. отличается стилистическим единством, лит. мастерством. Рассказывая о завоевании Константинополя турками в 1453, в послесловии Н.. говорит о себе, что он христианин, "измлада" плененный турками и получивший мусульманское имя Искандер (Александр). Как участник осады и взятия величайшей столицы мира, Н.., по его словам, решил записать свои воспоминания, присоединив к ним свидетельства очевидцев и данные по истории Константинополя - Царьграда. "Повести" Н.. близок рассказ об осаде Царьграда из Русского хронографа 1512. Высказывались мнения, что Н.. - лит. фикция, а послесловие было составлено др.-рус. книжником для придания своему произв., несомненно основанному на ист. источниках, большей достоверности (А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский).

Изд. и лит.: Скрипиль М. О. "История" о взятии Царьграда турками Нестора Искандера // Тр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1954. Т. 10; Сперанский М. Н. Повести и сказания о взятии Царьграда турками... // Там же; Памятники литературы Древней Руси: 2-я пол. XV в. М., 1982.

Полезные сервисы