Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дельфы

Энциклопедия Кольера

ДЕЛЬФЫ - культовый центр и город в Фокиде, где находился наиболее прославленный оракул Древней Греции. Дельфы расположены примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас, на высоте почти 600 м над у.м. Здесь, в изрезанной горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады (греч. "сияющие"), сходящиеся под тупым углом выше Дельф, из-под земли пробивается Кастальский ключ, дающий начало потоку, который протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст. Угрюмость и величественность, характерные для здешнего ландшафта, несомненно, сыграли свою роль в основании оракула. Считалось, что в Дельфах находится центр Вселенной, точное место которого было отмечено Омфалом (греч. "пуп"), камнем, имевшим форму половины яйца. В этой точке, как утверждает легенда, встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли. С глубокой древности значение Дельф выходило далеко за пределы собственно Греции. Властители Малой Азии, Северной Африки и Сицилии обращались к оракулу за советом и действовали согласно его изречениям. Благодаря приношениям богомольцев Дельфы скопили огромные богатства. Дельфийская амфиктиония, образованная вокруг Дельф федерация независимых греческих государств, являлась связующим звеном всего грекоязычного мира и отчасти противостояла центробежным силам, которые на протяжении всей античности препятствовали объединению Греции в единое государство. С происхождением дельфийского оракула связаны различные мифы. Место это называлось первоначально Пифон, в честь обитавшего здесь дракона (или драконши), которого Аполлон сразил, будучи всего пяти дней от роду. В память об этом событии каждые четыре года праздновались Пифийские игры, а Аполлон получил эпитет Пифийского. Традиция и данные археологии согласны в том, что вначале оракул принадлежал богине Земли Гее, и таинственная буква Е, начертанная над входом в храм, может быть древним символом Геи, восходящим еще к догреческому алфавиту. В культе участвовал также и Дионис; рассказывалось и о том, что священный треножник у Аполлона оспаривал Геракл. Культ существует здесь по крайней мере с микенской эпохи, с 1400-1100 до н.э. В позднейшие исторические периоды оракул изрекала жрица-пифия, которая, прежде чем занять место на пророческом треножнике во внутреннем святилище храма, пила священную воду из источника Кассотида и жевала листья священного лавра. При храме состояла целая коллегия пророков и толкователей, которые облекали неясные восклицания пифии в стихотворную форму. По мере того как возрастало богатство оракула, учащались и вооруженные конфликты. В 596 до н.э. Афины и Сикион объявили Священную войну городу Крисе, жители которого владели дорогой к святилищу и обирали паломников, приходивших к божеству за советом. Город был разрушен, плодородные долины Крисы, прославленные своими оливковыми рощами, вошли в состав владений храма. Во время греко-персидских войн в 490-479 до н.э. оракул занимал поначалу неопределенную позицию, но, когда персы приблизились к Дельфам, бог чудесным образом вмешался, устроив землетрясение. На захватчиков обрушились обломки скал, так что до Дельф они не дошли. Святилище и его сокровищница понесли существенный урон во время 3-й Священной войны 355-346 до н.э., когда оракул и плодородные долины Крисы были захвачены и разграблены фокейцами. 4-я Священная война (339-338 до н.э.) дала повод вмешаться Филиппу Македонскому, в результате чего греческие полисы утратили свою независимость. В 279 до н.э. в Дельфы вторглись галлы, но они, как утверждает традиция, подобно персам двумя столетиями прежде, не были допущены до святилища благодаря вмешательству Аполлона. Римский полководец Сулла конфисковал сокровища храма в 86 до н.э., чтобы выплатить жалованье солдатам, а об императоре Нероне сообщается, что он вывез отсюда в Рим 500 статуй. Тем не менее, когда ок. середины 2 в. н.э. Дельфы посетил Павсаний, весь священный участок представлял собой огромный музей скульптуры под открытым небом. Подробное описание Дельф, имеющееся у Павсания, позволило идентифицировать многие здания и памятники, обнаруженные в ходе раскопок. Константин Великий, первый христианский император, перевез в Константинополь, наряду с другими памятниками, колонну, образованную тремя переплетенными бронзовыми змеями с золотым треножником наверху, которую греческие города возвели после победы над персами при Платеях в 479 до н.э., и установил ее там на ипподроме (где она и остается до сих пор, разумеется, без треножника, похищенного крестоносцами). Язычники продолжали обращаться к оракулу вплоть до его официального закрытия в 390 н.э. императором Феодосием, который запретил все языческие культы в Греции.

Раскопки. В 19 в. среди домов деревни Кастри, возникшей на руинах древнего святилища, производились несистематические раскопки. В 1892 Французская археологическая школа в Афинах приступила к систематическим раскопкам, предварительно перенеся деревню на 1,6 км к западу. Раскопки развернулись вокруг двух центров - святилища Аполлона к северу от современной дороги и в Мармарии (здесь находилось святилище Афины Пронайи) в 0,8 км к юго-востоку. Дельфийский храмовый комплекс, обнесенный со всех сторон стенами, представлял собой в плане неровный прямоугольник, круто взбегавший по склону к северу. Главный вход находился у юго-восточного угла, в него попадали с вымощенной в римскую эпоху площадки, украшенной с севера колоннадой. Начинающаяся от входа Священная дорога зигзагом поднимается по склону, она была вымощена мраморными плитами и с обеих сторон уставлена памятниками. Первым слева посетитель видел сооруженное ок. 460 до н.э. приношение афинян за победу в Марафонской битве. Его украшали 16 статуй богов и афинских героев, в том числе Мильтиада. Справа за входом стоял бронзовый бык, дар жителей Керкиры в благодарность за чудесный улов тунца; после него шел значительных размеров памятник, сооруженный спартанцами в честь их победы над афинянами с союзниками при Эгоспотамах в 405 до н.э.; перед ним стояли в ряд 9 бронзовых статуй, посвященных Аполлону аркадянами (уже за победу над Спартой в 370 до н.э.). Далее две полукруглые экседры (левая - 6 в. до н.э., правая - конец 6 или 5 в. до н.э.) по обеим сторонам дороги служили цоколем для статуй аргосских царей и героев. Все это - настоящие памятники вражды, раздиравшей греческие государства. Немного не доходя до первого поворота дороги, примерно в 75 м от входа по левую сторону обнаружены остатки сокровищницы жителей Сикиона (конец 5 в. до н.э.). Это было маленькое, похожее на храм здание, предназначенное для хранения даров божеству. От него уцелел лишь фундамент, но под ним обнаружены остатки древнего (ок. 580 до н.э.) толоса, круглого сооружения дорического ордера. Найденные здесь скульптурные рельефы с того же толоса являются одним из наиболее ранних образцов архаического искусства в Дельфах. Немного далее по обе стороны дороги находятся фундаменты двух других сокровищниц, построенных на средства жителей города Книд и обитателей острова Сифнос. В хорошо сохранившейся во всех главных деталях сокровищнице сифносцев ионического ордера (ок. 525 до н.э., недостающие части фасада реконструированы в музее из гипса) архитрав вместо колонн поддерживали две величественные кариатиды. На повороте дороги обнаружены и другие сокровищницы, по большей части полностью разрушенные и плохо поддающиеся идентификации, за исключением сокровищницы афинян. Судя по архаическому стилю рельефов, здание было возведено ок. 510 до н.э. (хотя Павсаний и утверждает, что его построили на средства от военной добычи, доставшейся в Марафонской битве). Это дорическое здание с двумя колоннами на фасаде и со скульптурным фризом, изображающим легендарные подвиги Геракла и Тесея. Стены покрыты надписями (они и помогли при сборке), воспроизводящими различные постановления и документы, связанные с культом Аполлона и с Афинами, имеется здесь и древний гимн Аполлону с нотами. Вплотную к северо-восточному углу афинской сокровищницы примыкало прямоугольное здание, служившее для собраний совета Дельф, а еще выше по склону - скала Сивиллы, одна из наиболее ранних частей святилища. Рядом, еще чуть выше, недалеко от расщелины, находилось первоначальное святилище Геи, а рядом была воздвигнута высокая (10 м) ионическая колонна из мрамора, увенчанная впечатляющей фигурой сфинкса, - дар жителей Наксоса (первая половина 6 в. до н.э.). Сфинкс найден и хранится в музее. К востоку от этих памятников обнаружены развалины стои афинян, легкого навеса с мраморными колоннами ионического ордера, построенного в 478-475 до н.э., т.е. сразу после победы в греко-персидских войнах. Навес был прислонен к возвышающейся позади него архаической подпорной стене. Возведенная после 548 до н.э., эта мощная стена (83 м в длину, 3,4 м в высоту) подпирает террасу, на которой стоит храм. Виртуозная полигональная кладка, прекрасная сохранность и бесчисленные надписи превратили это чисто функциональное сооружение в один из наиболее внушительных памятников Дельф. К востоку и югу от Священной дороги обнаружены руины нескольких зданий, не поддающихся однозначной идентификации. У юго-восточного угла террасы Священная дорога поворачивает на север и поднимается к площадке перед самим храмом. Среди многочисленных памятников по правой стороне следует упомянуть цоколь упомянутой колонны со змеями и треножником, а выше на холме - основание т.н. "Аканфовой колонны", поддерживавшей фигуры трех танцовщиц (ок. 400 до н.э.). Реконструкция этого памятника в масштабе один к одному выставлена в музее. Слева от дороги фасадом к храму стоит большой, чрезвычайно почитавшийся греками алтарь Аполлона, дар хиосцев ок. 518 до н.э. Рядом высился мраморный памятник, возведенный Эмилием Павлом, римским полководцем, одержавшим в 167 до н.э. победу над Македонией. Этот памятник был украшен рельефами с военными сценами, он также реконструирован и выставлен в музее. Храм Аполлона, главное здание святилища, был до такой степени разрушен землетрясениями и разграблен, что к моменту его обнаружения здесь не имелось практически ничего, кроме фундамента. Однако в ходе раскопок удалось найти столько прежних строительных конструкций, что в 1939-1940 французским археологам удалось одну колонну восстановить полностью и еще семь - частично. Все это остатки последней реконструкции храма, предпринятой после землетрясения 373 до н.э. Этому храму 4 в. до н.э. предшествовали более ранние. Согласно традиции, возведение первого каменного строения с украшениями из бронзы приписывается полулегендарным архитекторам Агамеду и Трофонию. Постройка была уничтожена огнем в 548 до н.э., и на смену ей в 513-506 до н.э. пришел величественный храм, возведенный изгнанным из Афин семейством Алкмеонидов. Мечтая о восстановлении прежнего влияния на родине, Алкмеониды надеялись на поддержку дельфийского оракула; с этой целью они превысили взятые на себя обязательства и возвели фасад из мрамора, а не из известняка (строил храм архитектор Спинтер из Коринфа). Над входом были начертаны таинственные буквы ЕI, а стены пронаоса украшали изречения, приписывавшиеся Семи мудрецам, в том числе "Познай самого себя" и "Ничего слишком". В целле, внутреннем помещении храма, стоял Омфал, пуповидный центр Земли, и треножник, на котором восседала пифия, произносившая оракулы. В основании позднейшего храма были найдены обломки скульптурных украшений фасада 6 в. до н.э., однако скульптуры из более позднего храма, описанного Павсанием, не обнаружены. Миновав храм, Священная дорога поворачивает на запад, проходит вдоль северной его стороны, а затем вновь поворачивает под прямым углом и восходит по ступеням на более высокий уровень, к театру. К северу от подпорной стены вдоль Священной дороги стояла изваянная из бронзы скульптурная группа - запряженная четырьмя лошадьми колесница (ок. 470 до н.э.), от которой уцелела лишь фигура возничего, редчайший подлинный образец ранней античной бронзовой скульптуры. Этот шедевр выставлен в местном музее. Северо-западный угол святилища занимает открытый театр, построенный в 4 в. до н.э. и несколько раз перестраивавшийся. Амфитеатр, рассчитанный на 5000 зрителей, хорошо сохранился, но от здания сцены уцелел лишь фундамент. В востоку от театра выходил на поверхность источник Кассотида, а еще дальше на восток едва различимы развалины Книдской лесхи (ок. 468-465 до н.э.), т.е. помещения, где посетители могли развлечься и отдохнуть. Эта лесха была особенно знаменита благодаря фрескам Полигнота, афинского художника середины 5 в. до н.э. Росписи, изображавшие сцены Троянской войны, подробно описаны Павсанием, однако в развалинах обнаружены лишь незначительные фрагменты раскрашенной штукатурки. К северо-западу от театра, еще выше по склону находится древний стадион. Хорошо сохранившиеся ряды каменных скамей и разметка беговой дорожки дают четкое представление о том, как выглядело место атлетических состязаний на Пифийских играх. Фундаменты стадиона восходят к 5 в. до н.э., а относящаяся к тому же времени надпись запрещает под угрозой штрафа в пять драхм приносить на стадион молодое вино. Стадион имел 7000 сидячих мест, гораздо большее количество зрителей могло стоять на возвышавшемся над стадионом склоне. К востоку от святилища - Кастальский ключ, обильный бьющий из скалы источник. Ниже святилища, южнее современной дороги видны руины гимнасия с длинной колоннадой, круглым бассейном и помещениями для атлетических занятий. Еще дальше к юго-востоку (место это называется Мармария) в особой ограде находилось святилище Афины Пронайи (греч. "предхрамовой"). Здесь стояли два посвященных Афине храма, один 6 в. до н.э., другой - 4 в. до н.э. Между ними - развалины толоса, круглого строения из мрамора (ок. 400 до н.э.), одного из прекраснейших сооружений Дельф. Двадцать дорических колонн поддерживали архитрав, на котором покоился скульптурный фриз, изображавший битву амазонок с кентаврами. Внутри целлы, также по кругу, стояли открывавшиеся в просветы десять коринфских колонн с изумительными по красоте капителями. Три внешних дорических колонны вместе с частью архитрава были реконструированы французскими археологами в 1938. Между этим круглым зданием и архаическим храмом Афины к востоку располагались две сокровищницы, одна из которых, принадлежавшая массилийцам, возведена между 535 и 530 до н.э. Сокровища, извлеченные в ходе археологических раскопок, выставлены в местном музее, расположенном между святилищем Аполлона и современным поселением. На склонах высящейся над Дельфами горы Парнас (1420 м) находится знаменитый Корикийский грот, посвященный Пану и Музам.

ЛИТЕРАТУРА

Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977 Павсаний. Описание Эллады, т. 2. М., 1994

Полезные сервисы

пантеон

Энциклопедия Кольера

СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ. Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1989

ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. Пантеон был постоен в 115-125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь Пантеона в 1791 г. классицистическая церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский Пантеон (с тех пор - храм почета). В подражание Пантеону часто строили подобные храмы, например Пантеон в Потсдаме.

И.Ш. Шифман. ЦЕЗАРЬ АВГУСТ. Л., "Наука", 1990 с.163-164

Центром всего архитектурного ансамбля, воздвигнутого Агриппой, был Пантеон ("храм всех богов"), впоследствии неоднократно обновлявшийся и перестраивавшийся при императорах Домициане, Адриане и Септимии Севере; в окончательном виде Пантеон сохранился до наших дней. Свое название он получил потому, что вместе со статуями Марса и Венеры там были установлены статуи многих других богов. Агриппа хотел там же поместить и статую Августа (бог среди богов!) и дать храму его имя, но Август отказался, и среди богов была поставлена статуя обожествленного Юлия Цезаря. В вестибюле, справа и слева от входа, Агриппа все же поставил статую Августа и заодно и свою собственную. Через вестибюль с колоннадой и двускатной крышей посетитель попадал в центральный зал с огромным куполом и освещением сверху через отверстие в крыше. По словам Диона Кассия, этот купол напоминал небо; именно он, так думает Дион Кассий, дал повод назвать храм Пантеоном. Купол поддерживается системой опорных кирпичных арок; вестибюль был отделан позолоченными бронзовыми балками, а купол - позолоченными бронзовыми плитками. В строительных работах участвовал скульптор Диоген из Афин и, несомненно, другие греческие скульпторы и архитекторы. Пантеон был воздвигнут как храм богов дома Юлиев (а ими, помимо Марса и Венеры, были практически все римские боги), среди которых одно из центральных мест принадлежало и самому Юлию Цезарю. Мы видим здесь опять-таки слияние дома Юлиев и Римского государства; понятно, что и божественность Юлия Цезаря осеняла его сына - Августа. Да и установление статуй Августа и Агриппы в вестибюле храма делало их обоих сакральными фигурами.

РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ. Краткий очерк. / под ред. И.В. Алферовой/ Смоленск, "Русич", 2000 с. 64-66

Хорошо сохранился из всех построек Марсова поля лишь знаменитый Пантеон Агриппы (зятя Августа), благодаря тому, что был превращен в церковь S-a Maria della Rotonda - после Форума и Колизея величественнейший памятник римского зодчества и единственный древнеримский храм, стены и своды которого остались неприкосновенными.

От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы. На фронтоне уцелела надпись: "М. Агриппа в свое третье консульство соорудил" (то есть в 27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой - из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора. В настоящее время наружная обшивка и многие из внутренних украшений не сохранились.

Купол здания, сравниваемый еще в древности с небесным сводом (Пантеоном), сведен без замка, вместо которого оставлено круглое окно около 8,5 м в поперечнике, проливающее мягкий и приятный свет во внутреннее помещение. Оно разделено по окружности на семь ниш, попеременно круглых и четырехугольных, где стояли когда-то кумиры богов (в главной нише против входа - кумир Юлия Цезаря): в настоящее время по бокам главного алтаря в ближайших нишах - гробницы Рафаэля и первого короля "Нового Рима" Виктора-Эммануила (1878 г.).

А.И. Вощинина. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО. Изд-во Академии Художеств СССР. М., 1962 с.361-363

В 125 году было закончено сооружение Пантеона, одного из величайших шедевров римского зодчества. Пантеон - "храм всех богов" - был в 27 году до н.э. построен консулом Агриппой, зятем Августа, но сгорел вскоре после постройки и затем неоднократно перестраивался.

В 110 году при большом пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен Адрианом на старом фундаменте.

Храм сравнительно хорошо сохранился. Он представляет собой круглое в плане здание, диаметром в 43,5 м, высотой в 42,7 м, перекрытое купольным сводом. Купол Пантеона по своим размерам превосходит все купольные своды мира, сооружавшиеся в последующее время. В центре свода - круглое окно - "глаз Пантеона", диаметром в 9 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей и фронтоном, который поддерживают монолитные колонны коринфского ордера. Портик является, очевидно, добавлением времени Адриана; стилистически он не связан с конструктивной ясностью форм ротонды. Наружные стены Пантеона отличаются простотой отделки, внутреннее же его убранство значительно более сложно и пышно. Пантеон неоднократно ремонтировался и обновлялся еще в древние времена. Внутренняя его отделка относится к III веку н.э.

Среди яркой красочности современного Рима монументальные серые колонны портика и его строгий почерневший от времени фронтон производят впечатление суровой мрачности. Переступая порог Пантеона, посетитель ждет торжественного полумрака, но внутренний облик Пантеона поражает своим светлым простором, создающим жизнерадостное настроение. Свет, льющийся сверху из "глаза Пантеона", наполняет весь храм.

В качестве строительного материала Пантеона применялись камень, кирпич и бетон; отделка стен выполнена из цветного мрамора. Полусферический потолок свода разделен глубокими кессонами, внутри которых ранее помещались бронзовые розетки. Золоченые розетки вместе с большей частью других бронзовых украшений были сняты по приказанию римского папы в XVII веке.

Внутри храма стены разделены на два яруса. Нижний ярус расчленен глубокими нишами с колоннами коринфского ордера. Второй ярус украшен пилястрами и ложными окнами. В нишах стояли статуи богов. Постройка Пантеона явилась своеобразным завершением того, что было достигнуто гением римских зодчих в эту эпоху.

Г.И. Соколов. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА. Изд-во "Искусство", 1971 с.176-181

В Риме сохранился замечательный памятник эпохи Адриана - храм всех богов - Пантеон, значение которого в истории искусства огромно. Его сооружение связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон.

Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Он создавался последовательным наслоением горизонтальных пластов бетона с заполнением кирпичным щебнем и легкой пемзой. Верхняя зона купола - особенно ответственная его часть - создана из пемзобетона. Стена ротонды состоит из восьми опор - пилонов, соединенных арками. В стене много скрытых с помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом в храм. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали.

Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма - пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы - из греческого мрамора.

Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма.

Интерьер Пантеона вызывает чувство покоя и гармонии. Огромное пространство, огражденное высокой, идущей по кругу стеной с нишами, перекрыто куполом, подобным чаше, опрокинутой над головой, или небесному своду. Через большое круглое отверстие в центре купола в храм проникают лучи солнца, виднеется голубое небо.

В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия.

Пантеон - круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играет и продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды сочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идея осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение. Это величественное здание, созданное в период расцвета империи, - вершина римского зодчества.

Г.И. Соколов. РИМСКОЕ ИСКУССТВО. /"Культура древнего Рима" в 2-х т./ М., Изд-во "Наука", 1985 Т.I с.396-397

Стремление выразить в архитектурных формах величие Империи, усилившееся в первой половине II в., проявило себя в Пантеоне, превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок.

Не исключено, что это выдающееся по художественному значению и техническому исполнению здание было построено Аполлодором Дамасским, придававшим римским сооружениям греческие гармонию и красоту. Использование бетона, кирпича, камня, мрамора, а в наиболее хрупком месте купола, у центрального девятиметрового в диаметре круглого окна - пемзобетона обеспечило великолепье и сохранность храма. Архитектор смягчил впечатление тяжести и массивности стены ротонды, разделив ее снаружи на три горизонтальных пояса и цветом обозначив ложные арки, расчленяющие глухие поля. Мощи цилиндра здания и торжественности портика не уступает художественной выразительностью интерьер, в котором все призвано вызвать в человеке чувство достоинства и покоя. Плавные очертания круглого в плане зала, цилиндрический обход стен, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности, идеальной гармонии. Автор этого гениального сооружения избегал резких линий и плоскостей. Даже поверхность пола, слегка поднимающегося к центру, как бы отвечает торжественному парению купола: чуть выпуклое покрытие пола храма будто стремится уподобиться небесной сферичности перекрытия. Пространство, замкнутое и спокойное, кажется, еще не потревожено здесь идеями, которые сделают его позднее подвижным, как в храме Софии Константинополя. В архитектурном образе Пантеона воплотились не только идея римской государственности и величия Империи, но прежде всего сознание человеком своего совершенства в его античном понимании. А ведь личность того времени уже была затронута сомнениями и разочарованиями. Это было время исканий платоников, орфиков, гностиков. В самой необходимости заявить о гармонии и совершенстве проявлялась уже ощутимая, дававшая о себе знать близость жизненных перемен.

Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках, которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в Пантеоне.

Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА. М., "Искусство", 1982 с.90-92

В эпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон - храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. В римском храмовом зодчестве до того господствовали варианты периптеральных форм, главным образом типы псевдопериптера и моноптера (храм с круглой целлой, обнесенной колоннадой). И в том и в другом случае наружный облик здания имел (как и в греческих храмах) несравненно более важное значение, нежели интерьер здания.

В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача - создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство.

Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.

Вошедший в храм оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (внутренний диаметр купола - 43,2 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды,- такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам.

Пространство в целлах периптеральных храмов обычно расчленялось рядами колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол опирался непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре купола - единственный источник освещения - видно голубое небо; через это же отверстие в храм проникают солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в соответствии с движением солнца. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражающее идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила.

Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен горизонтальными тягами на три яруса, причем два нижних соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствуют два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы***. Внутри храма стена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфскими колоннами (седьмая, самая большая ниша находится против входа и не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними помещались статуи. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего. Этот верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон. Над антаблементом верхнего яруса возвышается купол, разделенный пятью кольцевыми рядами глубоких кассет, перспективно уменьшающихся по направлению к центру купола. Кассеты создают у зрителя ощущение массы и толщи купольного перекрытия и вместе с тем облегчают его.

Реставрационные работы, проводившиеся в Пантеоне в 30-х годах 20 века, показали, что господствовавшие в науке представления о конструкции его купола ошибочны. До тех пор предполагали жесткую каркасную конструкцию из кирпича и считали, что купол опирается на верх 2-го яруса, а 3-й ярус ротонды только сдерживает распор купола и скрывает от зрителя значительную его часть. Реально же кирпичного каркаса в куполе нет; купол имеет форму плоской скуфьи, покоящейся на 3-м ярусе.

Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа. Внутреннее убранство храма - мраморные облицовки и стуковые украшения - было необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен - 6,3 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют сложную систему, позволяющую равномерно загрузить опорные части.

Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеона исключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно - примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники всей античной эпохи.

Остальные постройки эпохи Адриана по стилю коренным образом отличаются от Пантеона - в них проявляются уже черты эклектизма.

РИМ: "ЭХО ИМПЕРСКОЙ СЛАВЫ" /Пер. с англ. Т.Азаркович/ М., "ТЕРРА", 1997 с.61-62

Пантеон - храм во имя всех богов, возведенный Адрианом, а быть может, и по его проекту - и поныне остается одним из величайших памятников Древнего Рима. Судя по датам, выбитым на кирпичах кладки, он был построен между 118 и 128 гг. на месте более раннего храма, возведенного в 27 г. до н.э. Марком Агриппой, советником и зятем Августа. Однако Пантеон Адриана был затеян с более амбициозными намерениями. Во всяком случае, храм Агриппы свободно уместился бы внутри этого нового сооружения - мощной ротонды с шарообразным куполом и с величественным фронтоном над входом.

Огромный фасад с колоннами, к которому вело пять ступеней - ныне часть из них находится под землей, почти заслонял остальную часть Пантеона. Шестнадцать коринфских колонн портика, поставленные в три ряда, поражают величиной: каждый гранитный ствол достигает 12,5 м в высоту, около 1,5 м в поперечнике и весит почти 60 тонн. Но если фасад храма впечатляет, то сочетание традиционного прямоугольного портика с увенчанным куполом цилиндром удивляет некоторых своей несообразностью. Истинное величие храма - в ином, ибо Пантеон требует изучения не только снаружи, но и изнутри.

За бронзовой дверью, возвышающейся над порогом африканского зеленого мрамора, раскинулось огромное внутреннее пространство ротонды, диаметр которой равен ее высоте. Сооружение, поддерживаемое паутиной арок, встроенных в стены и принимающих на себя тяжесть, покоится на бетонном фундаменте в форме кольца шириной в 7,3 м и глубиной в 4,5 м. Из фундамента поднимается восемь спицеобразных столбов, окружающих вход в храм и семь больших ниш.

Однако вершиной величия Пантеона является его огромный купол, смело летящий ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета. Внутренняя бетонная поверхность купола выложена 140 кессонами: пять горизонтальных рядов с 28 кессонами в каждом, причем, чем ближе к вершине, тем меньше углубления. Некогда их украшали бронзовые позолоченные розетки. Однако назначение этих панелей не было чисто декоративным, поскольку они в немалой степени уменьшали вес крыши. Тяжесть свода была учтена и при выборе строительных материалов, и при определении их количества. По мере того как купол выгибается к вершине, его бетонная масса (подсчитано, что она составляет 5000 тонн) постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 м, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 м. Если нижние части свода состоят из бетона с содержанием кирпича и камня, то в верхнем ярусе для облегчения веса в бетон добавлена вулканическая пемза.

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона.

Через широкий круглый проем в вершине купола солнечный свет льется в помещение, не имеющее других окон, создавая мягкое естественное освещение интерьера. Тем же путем проникает сюда и дождь, но мраморный пол чуть заметно приподнят в середине, так что вода быстро скатывается к сточным желобам вдоль стен.

Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки. Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.

Сегодня Пантеон является и национальной культурной святыней, и церковью одновременно. Кроме того, здесь находятся гробницы двух итальянских королей и одного титана Возрождения - Рафаэля. При этом Пантеон остается в значительной мере таким, каким он был при Адриане, являя совершеннейший образец античного зодчества.

[s]pantheon_rec07[/s] Пантеон в разрезе.

Полезные сервисы

остафьево

Энциклопедический словарь

ОСТАФЬЕВО - ОСТА́ФЬЕВО, усадьба в Ленинском районе Московской области. Культурный центр Подмосковья 19 в.

Впервые село Остафьево упоминается в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты (см. ИВАН I Калита) в начале 14 в. Усадьбу заложил в середине 18 в. ее владелец промышленник К. М. Матвеев, устроивший в селе суконную фабрику. В 1792-1894 гг. усадьба принадлежала князьям Вяземским, затем перешла графу С. Д. Шереметьеву. Остафьево называли русским Парнасом, здесь жили и работали И. И. Дмитриев (см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович), К. Н. Батюшков (см. БАТЮШКОВ Константин Николаевич), В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), Е. А. Баратынский (см. БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович), В. Л. Пушкин (см. ПУШКИН Василий Львович), А. С. Грибоедов (см. ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич), А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам), А. И. Мусин-Пушкин (см. МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович), М. М. Херасков (см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), Д. В. Давыдов (см. ДАВЫДОВ Денис Васильевич), К. К. Кюхельбекер, М. П. Погодин (см. ПОГОДИН Михаил Петрович), Н. В. Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), А. С. Пушкин (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) . Среди владельцев Остафьево был и князь А. И. Вяземский - один из самых просвещенный людей своей эпохи, чья библиотека в Остафьево насчитывала 17 тысяч томов.

До нашего времени в Остафьево сохранился усадебный дом, построенный в середине 18 в. и перестраивавшийся в 1801 и в конце 19 в. Дом выстроен в стиле зрелого классицизма. В числе других архитектурных памятников Остафьево кирпичная церковь Михаила Архангела (1780-е гг.) в стиле раннего классицизма, а также регулярный парк с липовой аллеей и прудом. В парке находятся установленные в 1911-1913 гг. памятники Н. М. Карамзину, В. А. Жуковскому, П. А. Вяземскому, А. С. Пушкину. Памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина (см. ОПЕКУШИН Александр Михайлович) в 1937 перевезли в Музей А. С. Пушкина в Москве; в настоящее время он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Еще в 1899 к столетию А. С. Пушкина Остафьево объявили первым общедоступным музеем России. Но в 1928 музей закрыли, хотя в 1917 он был признан народным достоянием. В 1930 решением Мособлисполкома и Московского совета музей официально ликвидировали, вскоре в Остафьево был размещен санаторий для советской номенклатуры. В годы советской власти усадьба в Остафьево серьезно пострадала, в том числе и из-за неумелых архитектурных перестроек, возведения новых корпусов, которые никак не вписывались в усадебный ансамбль. В 1989 было принято решение об открытии музея в Остафьево. В настоящее время Русский Парнас как музейный усадебный комплекс возрождается, в новом корпусе продолжает работать санаторий.

Полезные сервисы