Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
иларий пиктавийский
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
пуатье
Энциклопедический словарь
Пуатье́ (Poitiers), город во Франции, административный центр департамента Вьенна и главный город исторической области Пуату. Около 100 тыс. жителей (с пригородами). Машиностроение, текстильная, химическая, кожевенная, пищевая промышленность. Университет. Баптистерий Сен-Жан (IV в.), романский собор Сен-Пьер (XII-XIII вв., достройки XIII-XV вв.). Около Пуатье в 507 король франков Хлодвиг разбил вестготов, что обеспечило захват франками Юго-Западной Галлии. 4 октября 732 при Пуатье франкская тяжёлая конница Карла Мартелла нанесла поражение арабам, заставив их отойти к Пиренеям. 19 сентября 1356 около Пуатье во время Столетней войны английские войска «Чёрного принца» (главным образом лучники) разгромили французское рыцарское войско Иоанна II Доброго, который попал в плен.
* * *
ПУАТЬЕ - ПУАТЬЕ́ (Poitiers, древн. Limonum), город на западе Франции, на р. Клен (бассейн Луары), административный центр департамента Вьенна и главный город исторической области Пуату (см. ПУАТУ). Население 86 тыс человек (2004).
Машиностроение, текстильная, химическая, кожевенная, пищевая промышленность.
В университете Пуатье изучал право еще Франсуа Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа). Музеи: изобразительных искусств (преимущественно французская школа), меровингского искусства, Сент-Круа (богатые археологические коллекции и коллекция живописи и скульптуры), современный научно-технический. Ботанический сад. Парки Блоссак и Смарв.
На месте крепости кельтского племени пиктавиев в галло-римскую эпоху возник город Лимонум (Limonum). Он был одной из важнейших римских метрополий в Аквитании. В 355 первым епископом Пуатье, согласно преданию, стал Св. Иларий Пиктавийский (см. ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ).
В конце 5 в. в Пуатье располагалась резиденция вестготского (см. ВЕСТГОТЫ) короля Алариха II. В 507 король франков Хлодвиг (см. ХЛОДВИГ I) разбил вестготов при Вуйе около Пуатье, что обеспечило захват франками юго-западной Галлии. Город стал крупным центром королевства франков и резиденцией графа. В 567 жена Хлотаря I королева Радегунда (см. РАДЕГУНДА) основала здесь монастырь и стала его аббатисой. 4 октября 732 в местечке Муссе между Пуатье и Туром (см. ТУР (город)) франкская тяжелая конница Карла Мартелла (см. КАРЛ МАРТЕЛЛ) остановила натиск арабов, заставив их отойти к Пиренеям. После изгнания арабов Пуатье стал центром графства Пуату (см. ПУАТУ).
Во время Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) Иоанн II Добрый (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ), проиграв в 1356 битву при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) войскам «Черного принца» (см. ЭДУАРД Черный Принц), уступил город англичанам, а сам попал в плен.
В начале правления Карла VII (см. КАРЛ VII) Пуатье, как и Бурж, играл роль его столицы. В 1418-1436 гг. в городе находился Парижский парламент, в 1431 собирались Генеральные штаты (см. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ во Франции). В 1432 Карл VII узаконил основание здесь университета.
В Пуатье находилась аквитанская резиденция Ордена госпитальеров (см. ИОАННИТЫ). Судебные процессы над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ) и Жанной д"Арк (см. ЖАННА Д`АРК) проходили в одном из залов Дворца герцогов Аквитанских (графов Пуату). В настоящее время - Дворец Правосудия (построен в начале 13 в., значительно расширен и перестроен в 1393-1415 гг., в 19 в.).
Сохранились фрагменты римского акведука, городских укреплений 12 и 16 вв., мощеные камнем средневековые кварталы с множеством знаменитых церквей в романском стиле: Нотр-Дам-ле-Гран (11-16 вв.) с богато украшенным рельефным фасадом, Сен-Илэр (11-12 вв.), Св. Радегунды - Сент-Радгонд (11-14 вв.) с подземной капеллой (в которой находится гробница Св. Радегунды), романский собор Св. Петра (1166-1271 гг., достройки 13-15 вв.); готическая церковь Сен-Поршер (в основном 16 в.)
Баптистерий Сен-Жан сооружен в 4 в. (достройки 7 и 11 вв.), в 12-13 вв. украшен фресками. Неоренессансная ратуша (1869-1876 гг.) ныне музей.
Каждый год здесь проводится фестиваль на тему Средневековья и разыгрываются сражения Столетней войны. К югу от Пуатье - аббатства Сен-Бенуа и Фонтен-ле-Конт.
Неподалеку находится самое старинное на Западе аббатство Лигюже, средневековая деревушка Нуэйе-Мопертюи (Nouaille-Maupertuis) с романской церковью, построенной на территории бенедиктинского аббатства, где находится усыпальница Св. Жюньена.
Полезные сервисы
вселенские соборы
Гуманитарный словарь
ВСЕЛЕ́НСКИЕ СОБО́РЫ - собр. епископов всех (или большинства) поместных церквей для решения важных вероучительных, церк.-адм., дисциплинарных и др. вопросов. Вероучительные постановления В. С. имеют в православии и католичестве высш. богословский авторитет и понимаются как догматы. Подготовившие и сформулировавшие их богословы именуются отцами Церкви. Православный Восток признает семь В. С.: 1-й - Никея, 325, 2-й - Константинополь, 381, 3-й - Эфес, 431, 4-й - Халкидон, 451, 5-й, 553, 6-й, 681, - Константинополь, 7-й - Никея, 787. В католичестве Вселенскими считают также еще 14, бывших позднее (последний из них - 1-й Ватиканский, 1962-65).
Слово "вселенский" произошло от греч. οικουμενικοσ (лат. oecumenicus), в осн. к-рого - понятие "населенный мир" (практич. "мир известный, цивилизованный" - в противоположность странам неизвестным, варварским). Термин этот обозначает страны греко-лат. культуры, на к-рые распространялась власть императора. В Новом Завете он употребляется в этом, узком, смысле (Мф. 24, 14, Лк. 2, 1, Деян. 11, 28 и др.). В применении к собору этот эпитет означает, что речь идет о собр. епископов, представляющем Церковь во всем ее составе, в отличие от поместных соборов, и притом независимо от числа участников. Строгого канонич. определения понятия "В. С." нет. Наименование собора "Вселенским" дается или не дается в конечном итоге лишь сознанием Церкви. Правосл. экклезиология видит во В. С. события, вызванные исключит. обстоятельствами. Понимание В. С. как ин-та, присущего самой структуре Церкви, как своего рода парламента, собирающегося в опред. сроки, чуждо Свящ. Преданию христ. Востока. Такое понимание возникло в позднем средневековье как реакция на папский абсолютизм. Все семь В. С. в догматич. отношении составляют единое целое, поскольку раскрывают содержание Откровения о Воплощении Слова Божия и его сотериологич. последствиях. "Окружное послание вост. патриархов" (1848) сравнивает В. С. с семью столпами дома Премудрости (Притч. 9, 1), существует и иконографич. выражение этой мысли. Но отрицание возможности созыва нового (8-го) В. С. неправомерно (в 1961 Всеправославное совещание на о. Родос утвердило каталог тем "предсобора").
Принцип созыва В. С. восходит к первонач. Церкви (Апостольский собор в Иерусалиме). Гонения не позволяли выходить за рамки поместных соборов. После Миланского эдикта (313) их состав стал б. широким. Осознание В. С. важн. и специфич. событием произошло позднее, как завершение церк. размышления о 1-м В. С. Существенно было признание его представительности (св. Афанасий Великий, св. Иларий Пиктавийский и др.). Св. Кирилл Александрийский высказывал общее мнение об отцах В. С.: "Не они говорили, но Сам Дух Бога и Отца". Но главное то, что догматич. определение, провозглаш. в Никее (Символ веры) было воспринято как истинное выражение чистой христ. веры, обязательной для всех чл. Церкви. Все же на осн. ист. данных невозможно определить признаки "вселенскости". С внеш. стороны В. С. должен быть представит. В. С. отвечали этому требованию, но в разл. степени (менее всего 2-й, 381, к-рый являлся в большей степени "восточным" и не сразу был признан в качестве вселенского Римской церковью). В нравственном аспекте каждый В. С. является обязат. для всей Церкви в целом, к-рая поэтому ощущает себя связанной принятыми им решениями. Поскольку В. С. выражает истинное свидетельство общецерк. веры, то Церковь признает, что действительно произошло "событие", вызванное Духом Святым.
Лит.: Поснов М. Э. История христ. Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Киев, 1991; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, Т. IV. История Церкви в период вселенских соборов. М., 1994; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994.
Полезные сервисы