Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

поклоняться

Формы слов для слова поклоняться

поклоня́ться, поклоня́юсь, поклоня́емся, поклоня́ешься, поклоня́етесь, поклоня́ется, поклоня́ются, поклоня́ясь, поклоня́лся, поклоня́лась, поклоня́лось, поклоня́лись, поклоня́йся, поклоня́йтесь, поклоня́ющийся, поклоня́ющаяся, поклоня́ющееся, поклоня́ющиеся, поклоня́ющегося, поклоня́ющейся, поклоня́ющихся, поклоня́ющемуся, поклоня́ющимся, поклоня́ющуюся, поклоня́ющеюся, поклоня́ющимися, поклоня́ющемся, поклоня́вшийся, поклоня́вшаяся, поклоня́вшееся, поклоня́вшиеся, поклоня́вшегося, поклоня́вшейся, поклоня́вшихся, поклоня́вшемуся, поклоня́вшимся, поклоня́вшуюся, поклоня́вшеюся, поклоня́вшимися, поклоня́вшемся

Полезные сервисы

дриада

Словарь галлицизмов русского языка

ДРИАДА ы, ж. dryade <лат. dryas (dryadis <гр.dryas) dryados дерево; дуб. В греко-римской мифологии - лесные нимфы, покровительницы муравьев, рождавшиеся вместе с деревьями, жившие в их листве и умиравшие вместе с ними. СИС 1985. Сквозь зеленую чащу замелькала мраморная белизна волнистых туник, живая алость обнаженных тел.. То нимфы, .. дриады, вакханки бежали с высот на равнину. Тург. Нимфы. Царское Село, приют дрессированных дриад. Знамя 2002 5 132. Дриадовый, ая, ое. В саду Марьи Павловны обнаружил я в душе своей атавистические чувства язычника, поклонявшегося травушке-муравушке и стволам дриадовым. Н. Галкина Архипелаг. // Нева 1999 4 85. - Лекс. Толль 1864: дриады; Михельсон 1866: дриада; САН 1895: дриа/да.

Полезные сервисы

модильяни амедео

Энциклопедический словарь

Модилья́ни Амедео (Modigliani) (1884-1920), итальянский живописец, скульптор. Декоративная плоскостность, лаконичность композиции, музыкальность изысканного силуэта и цвета создают особый мир интимных хрупких образов («Эльвира», 1919). В скульптуре тяготел к удлинённым пропорциям, геометризации форм.

* * *

МОДИЛЬЯНИ Амедео - МОДИЛЬЯ́НИ (Modigliani) Амедео (24 апреля 1884, Ливорно - 12 июля 1920, Милан), итальянский живописец, скульптор; принадлежал к «Парижской школе» (см. ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА) . Грация линейных силуэтов, тончайшие цветовые отношения, обостренная выразительность эмоциональных состояний создают особый мир портретных образов («Жанна Эбютери», 1919).

Скульптурные «головы», с таинственной улыбкой примитивов, наполнены одухотворяющим эти застывшие изваяния чувством («Голова», 1911-1912).

Занятия в школе живописи. Ранние произведения

Родился в старинном портовом городе в семье итальянских евреев. Получил хорошее образование в гимназии, одновременно посещал занятия в школе живописи Габриэле Микели, ученика известного художника Джованни Фаттори (см. ФАТТОРИ Джованни). В 1902-03 имел возможность непосредственно посещать Свободную школу рисования с обнаженной натуры при Академии художеств Флоренции, где преподавал Фаттори, воспитавший в нем убежденность в высоком духовном предназначении искусства. Ранние пейзажи («Дорога в Сальвиано») и портреты («Сидящий мальчик», все - Художественная галерея, Ливорно) ливорнского и флорентийского периодов, а также работы, созданные во время путешествия в Венецию в 1903, исполнены в манере мастеров тосканской школы маккьяйоли (см. МАККЬЯЙОЛИ), к которой принадлежал Фаттори, и отмечены интересом к разработке проблемы цвета на пленэре (см. ПЛЕНЭР).

Годы в Париже

Мечтая всегда жить в Италии, Модильяни, однако, в 1906 перебирается в Париж. «Живопись очевидно сильнее моих желаний, она требует, чтобы я жил в Париже, атмосфера Парижа меня вдохновляет. В Париже я несчастлив, но что уж верно - работать я могу только здесь», - писал он. В кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас, где собирались писатели и художники, Модильяни был в кругу друзей, живших, как и он, проблемами искусства. В эти годы художник обостренно ищет свою «линию души», как назвал творческие поиски Модильяни тех лет его друг, поэт Жан Кокто (см. КОКТО Жан). Если первые произведения парижского периода исполнены в манере, близкой графике Тулуз-Лотрека (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де), то уже в 1907 художник открыл для себя живопись Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), познакомился с Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) и некоторое время находился под влиянием этих мастеров, о чем свидетельствуют работы 1908-09 (»Еврейка», 1908, «Виолончелист», 1909, - обе в частном собрании, Париж).

Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло также его увлечение африканской скульптурой, ее грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунок Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), живопись сиенского Треченто (см. ТРЕЧЕНТО) и виртуозно сложная графика маньеристов (см. МАНЬЕРИЗМ) - источники вдохновения мастера.

Портреты Модильяни

Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек - вот, что меня интересует. Человеческое лицо - наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», - пишет он. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, он словно воссоздавал свой собственный образ модели. В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея, Вашингтон) точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа - всегда тонко уловленное характерное «состояние души».

В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусств, Сан-Пауло) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей его картин. В образах утонченной Л. Чековской (1919, частное собрание, Милан), эксцентричной Б. Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), мечтательной Ж. Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви.

Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны - при полной своей бездейственности и отсутствии мимики. Столь же портретны ню (см. НЮ) Модильяни («Лежащая ню с бусами», 1917, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Ню сидящая», 1912, Институт Курто, Лондон). В них, как и в карандашных рисунках художника или в исполненных в технике пастели и акварели «Кариатидах» («Кариатида», 1909, Национальный Музей современного искусства, Париж), можно почувствовать руку скульптора. Как скульптор Модильяни сформировался под воздействием К. Брынкуши (см. БРЫНКУШИ Константин), тяготея к упрощенным формам и удлиненным пропорциям (т. н. «головы» из дерева, песчаника, мрамора). При жизни Модильяни имел всего лишь одну выставку в декабре 1917 года и скончался в возрасте тридцати шести лет в парижской клинике Шарите, отверженный, на пороге своего признания.

Полезные сервисы