Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чехов ант. пав

Гуманитарный словарь

ЧЕ́ХОВ Ант. Пав. (1860-1904) - писатель. Род. в Таганроге, в семье купца. После окончания г-зии (1879) приехал в Москву и поступил на мед. ф-т ун-та (1879-84), впоследствии нек-рое время занимался частной практикой. В 1880-87 опубликовал более 500 юмор, произв., отразивших пестрое многообразие совр. рус. жизни (сб. "Пестрые рассказы", 1886). В это же время написаны драматические "Трагик" (1883), "Горе" (1885), "Тоска" (1886) и др.

В 1888 публикует в "Сев. вестнике" пов. "Степь", к-рую считает своим вторым дебютом. Новаторство пов. - блистат. пейзажное мастерство, глубокое изображение человеч. характеров при отсутствии внеш. действия - вызвало, с одной стороны, непонимание мн. критиков ("обида непонимания" будет сопровождать большинство чеховских поздних произв.), а с др. - восхищение В. М. Гаршина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко. В 1890 Ч. едет на Сахалин. Кн. "Остров Сахалин" (1893-95) вызвала большой обществ, резонанс и стала одним из первых образцов нового жанра док. лит-ры. С 1892 Ч. живет в купленном им подмоск. имении Мелихово. Впечатления от крест, жизни отразились в "деревенской трилогии" ("Мужики", 1897; "Новая дача", 1898; "В овраге", 1900; пов. "Моя жизнь", 1895). В 1898 в связи с обострением туберкулеза Ч. уезжает в Ялту, где проводит последние годы, изредка приезжая в Москву.

Гл. жанры позднего Ч. - лирико-драм. бесфабульный рассказ о задумавшемся, прозревающем или, напротив, погружающемся в быт. теряющем идеалы герое ("Студент", 1894; "Учитель словесности", 1894; "На подводе", 1897; "Ионыч", 1898; "Человек в футляре", 1898; "Крыжовник", 1898; "Дама с собачкой", 1899; "Архиерей", 1902; "Невеста", 1903), и "идеологическая повесть" ("Огни", 1887; "Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Рассказ неизвестного человека", 1892; "Палата № 6", 1892; "Дом с мезонином", 1896), где исследуются представления о смысле человеч. жизни и путях служения об-ву. Ч. защищает в атмосфере "идейного бездорожья" простые истины, к к-рым каждый должен прийти самостоятельно. Важной составляющей чеховского худож. мира является драматургия. К ней Ч. возвращается после нек-рого перерыва в кон. 1880-х гг. (водевили, пьесы "Иванов", 1887-89; "Леший", 1889, впоследствии переделанная в "Дядю Ваню"). Классич. чеховской драматургией обычно считают четыре последних пьесы: "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1900), "Вишневый сад" (1903). Они отличаются новым пониманием драм, конфликта (не столкновение героев между собой, а их зависимость от сложения жизни в целом), жанра (слитность драм. и комич. эл-тов), характера (отсутствие резкой границы между гл. и второстепен. персонажами) и фактич. открывают новую эпоху "послеаристотелевской" драмы. Новая драматургия требовала и нового т-ра: пьесы Ч. стали основой репертуара созданного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Моск. худож. т-ра, утвердившего ведущую роль реж. в спектакле и новые принципы актерской игры. Творчество Ч. стало продолжением и завершением традиции "большого" рус. реализма и в то же время нач. иск-ва века 20-го.

А. П. Чехов с женой, О. Л. Книппер-Чеховой

А. <abbr>П.</abbr> <a href='/dict/чехов' class='wordLink' target='_blank'>Чехов</a> с <a href='/dict/женой' class='wordLink' target='_blank'>женой</a>, О. <abbr>Л.</abbr> <a href='/dict/книппер-чеховой' class='wordLink' target='_blank'>Книппер-Чеховой</a>

Полезные сервисы