ВОЗРОЖДЕ́НИЕ1́, -я, ср
Появление вновь, возобновление прекратившегося существования чего-л., подъем после периода упадка, разрушения.
Возрождение науки.
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ2́, -я, ср
Совокупность направлений в искусстве XIV-XVI вв., характеризующееся обращением к гуманистическому мировоззрению, идеалам и гармонии античной культуры; основано на возрождении античных форм, соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности;
Син.: Ренессанс. …
Луначарского можно было в разное время запросто встретить на улице в этих местах… знатока всех видов изящных искусств, в особенности итальянского Возрождения… (В. Катаев).
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ -я; ср.
1. Возобновление прекратившегося существования чего-л.; подъём после периода упадка, разрушения. Хозяйственное в. страны. В. искусства.
2. [с прописной буквы] Период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы 14 - 16 вв., характеризующийся обращением к гуманистическому мировоззрению, идеалам красоты и гармонии античной культуры; Ренессанс. Эпоха Возрождения.
* * *
Возрождение - I
Возрожде́ние
(Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах конца XV - XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII-XIV вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощённой творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре более значительную роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, А. Палладио в Италии, П. Леско, Ф. Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, А. Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Х. Хольбейн в Германии; Ж. Фуке, Ж. Гужон, Ж. Клуэ Младший во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства натуры - передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнажённой) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-1552) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605-1615) М. де Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма («Неистовый Роланд» Л. Ариосто, 1516-1532), философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского «Похвала Глупости», 1511), эссе М. де Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникнутой гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии.
В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино) и пантеизма (Ф. Патрици, Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).
II
«Возрожде́ние»
1) русское периодическое издание, Лондон: ежедневная газета (1925-1935), еженедельник (1936-1940). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик - В. Ф. Ходасевич (с 1927). 2) Русский литературно-политический журнал, «орган русской национальной мысли», 1949-1974, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С. С. Оболенский.
III
«Возрожде́ние»
ежемесячный легальный социал-демократический журнал, декабрь 1908 - июль 1910, Москва. Фактические редакторы - Ф. И. Дан, Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, А. Н. Потресов и другие социал-демократы-меньшевики.