противопоставля́ться, противопоставля́юсь, противопоставля́емся, противопоставля́ешься, противопоставля́етесь, противопоставля́ется, противопоставля́ются, противопоставля́ясь, противопоставля́лся, противопоставля́лась, противопоставля́лось, противопоставля́лись, противопоставля́йся, противопоставля́йтесь, противопоставля́ющийся, противопоставля́ющаяся, противопоставля́ющееся, противопоставля́ющиеся, противопоставля́ющегося, противопоставля́ющейся, противопоставля́ющихся, противопоставля́ющемуся, противопоставля́ющимся, противопоставля́ющуюся, противопоставля́ющеюся, противопоставля́ющимися, противопоставля́ющемся, противопоставля́вшийся, противопоставля́вшаяся, противопоставля́вшееся, противопоставля́вшиеся, противопоставля́вшегося, противопоставля́вшейся, противопоставля́вшихся, противопоставля́вшемуся, противопоставля́вшимся, противопоставля́вшуюся, противопоставля́вшеюся, противопоставля́вшимися, противопоставля́вшемся
мишле жюль
Энциклопедия Кольера
МИШЛЕ Жюль (Michelet, Jules) (1798-1874), французский историк и моралист, наиболее известный представитель романтической повествовательной историографии 19 в. Родился в Париже 21 августа 1798 в семье разорившегося типографа. Несмотря на трудное детство, получил образование и стал профессором истории Коллеж Сен-Барб (1822), а затем Высшей нормальной школы (1827). Перевел на французский Новую науку Джамбаттисты Вико, учение о развитии человечества от варварства к цивилизации. В 1831 опубликовал труды Введение во всеобщую историю (Introduction l'histoire universelle) и Римская история (Histoire romaine), благодаря которым приобрел известность. Начиная с 1833 выходили в свет тома его Истории Франции (Histoire de France, 17 tt., 1833-1867), настоящей биографии французской нации, которая, как утверждал автор, возникла благодаря смешению различных народностей и смогла пойти собственным путем, создав тот строй и тех правителей, в которых нуждалась. В 1838 Мишле стал профессором Коллеж де Франс. Суть моральных и политических воззрений, которые обладавший даром красноречия профессор передавал восторженной аудитории, можно найти в его книге Народ (Le Peuple, 1846). В 1847-1853 Мишле опубликовал труд История французской революции (Histoire de la rvolution franaise), в котором эпическое описание событий сопровождалось проповедью гуманизма, противопоставлявшегося традиционному католицизму. В 1852 он отказался присягнуть на верность Луи Наполеону, покинул службу, удалился в своего рода ссылку и закончил работу над Историей Франции, к которой в 1869 написал предисловие. Предпринял также попытку вывести из своих исторических размышлений "религиозную философию народа", которая начиналась как философия человечества, замешанная на потребности и в справедливости, и в любви. Эти идеи содержатся в работах: Банкет (Banquet, 1854), Любовь (L'Amour, 1858), Женщина (La Femme, 1860), Ведьма (La Sorcire, 1862), Библия человечества (La Bible de l'Humanit, 1864) и Наши сыновья (Nos fils, 1869). В дальнейшем его интересы распространились на другие области; превознесение гармонии и божественного единства природы можно обнаружить в его работах: Птица (L'Oiseau, 1856), Насекомое (L'Insecte, 1857), Море (La Mer, 1861) и Гора (La Montagne, 1868). Поражение Франции в войне с Пруссией в 1870 и возрождение республики вернуло Мишле к его обязанностям историка французской республики, и он опубликовал несколько работ: Франция перед лицом Европы (La France devant l'Europe, 1871), первые два тома Истории девятнадцатого столетия (Histoire du XIX sicle, 1872-1873).
Умер Мишле в Йере 9 февраля 1874.
ЛИТЕРАТУРА
Мишле Ж. История XIX века, тт. 1-3. СПб, 1883-1884 Мишле Ж. Ведьма. М., 1929 Мишле Ж. Народ. М., 1965