Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пухальский владимир вячеславович

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

артоболевская анна даниловна

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

горовиц вл. самойлович

Гуманитарный словарь

ГО́РОВИЦ Вл. Самойлович (1904-89) - пианист, один из величайших виртуозов 20 в. Обладал артистич. качествами личности ярко романтич. склада - бурным "демоническим" темпераментом, стихийным динамич. напором, обостренным звукоощущением, импровизационностью, индивид. интонированием. Родом из Бердичева. Ученик В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда. По окончании Киев. конс. (1921) много концертировал в разл. городах СССР. В 1925 выехал с гастролями за границу, с 1928 в США. В течение долгой и плодотворной творч. жизни трижды оставлял концертную деят-ность (1936-38, 1953-65, 1967-74) и трижды возвращался на эстраду с новыми качествами мастерства. Интенсивно гастролировал (особенно в 1-й период американской жизни и после 1953). В нач. 1930-х гг. число его концертов за год достигало ста, по кол-ву выпущенных пластинок он опережал большинство совр. пианистов. Г. поражал энергией и масштабностью игры, глубиной чувства, рельефностью деталей (хотя в 1930-е гг. критики отмечали стремление Г. к внешним эффектам). В молодости основу репертуара составляли произв. Листа, Чайковского, Рахманинова, Скрябина. В 1939-53 Г. значительно расширил репертуарный диапазон (сонаты Бетховена, циклы Шумана, соч. Шопена). После 2-й мир. войны первым в Америке сыграл 6, 7, 8-ю сонаты С. С. Прокофьева, 2-ю и 3-ю сонаты Д. Б. Кабалевского, дал жизнь на концертной эстраде сонате С. Барбера, произв. М. Клементи, К. Черни. В 1953 сыграл концерт по случаю 25-летия со дня своего дебюта в Карнеги-Холле, ставший последним перед 12-летней паузой. Отказавшись от выступлений на эстраде, Г. начал интенсивно записываться на пластинки (записи сонат Бетховена, Скрябина, Д. Скарлатти, Клементи, рапсодии Листа, соч. Шуберта, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, "Картинки с выставки" Мусоргского в его собств. транскрипции). После возобновления Г. в 1965 концертной деят-ности критика отметила значит. внутр. трансформацию его игры, приведшую к углублению интерпретаций. После 4-х лет частых сольных выступлений наступила новая 5-летняя пауза в исполнит. практике Г., однако, отмечая 50-летие своего американского дебюта, Г. сыграл концерты в больших городах США и в Карнеги-Холле (первый в творч. жизни Г. Шопеновский вечер). В 1979 Г. провел концерты, посв. своему 75-летию, в 1983 с триумфом выступил в Лондоне, в 1986 - в Москве и Петербурге. Педагогикой систематически не занимался, однако для двух талантливых учеников - Г. Граффмана и Б. Джайниса им было сделано исключение.

Лит.: Коган Г. М. Владимир Горовиц // Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968. С. 350-352; Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Совр. пианисты. М., 1990.

Полезные сервисы

николаев леон. вл

Гуманитарный словарь

НИКОЛА́ЕВ Леон. Вл. (1878-1942) - пианист, композитор, педагог. Учился у В. В. Пухальского (фп.) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском муз. уч-ще (1887-97). Окончил Моск. конс. как пианист (1900) по классу В. И. Сафонова, как композитор (1902) по классу С. И. Танеева (курс теории муз. форм) и М. М. Ипполитова-Иванова (курс свободного сочинения). Занятия в консерватории сочетал с учебой на юридич. ф-те Моск. ун-та. Дебютировал как пианист и композитор в Москве в кружке Керзиных (1900), где впервые публично исполнил многие свои сочинения, участвовал также в моск. "Муз. выставках" (1904) и Петербург. Вечерах современной музыки (1907). В 1904-06 работал концертмейстером в Большом т-ре, преподавал в Муз.-драматическом уч-ще Моск. филармонического об-ва, с 1906 также в Моск. народной конс. По приглашению А. К. Глазунова с 1909 преподавал в Петербург. конс., где вел классы фортепиано (с 1912 - профессор) и композиции (с 1923). Для исполнительской манеры Н.-пианиста были характерны глубокое проникновение в авторский текст, благородство тона, ювелирная тщательность в отделке деталей, техническая свобода. В репертуаре Н. были представлены собственные сочинения, произв. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ц. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, а также рус. композиторов. Один из первых пропагандистов музыки С. С. Прокофьева и Н. К. Метнера. Композиторское наследие Н. довольно обширно и включает в себя множество камерных произв. для различных исполнительских составов, около 60 романсов, произв. для фп., фортепианной транскрипции, симфонич. пьесы, оперу "Манфред". Педагогическая деят-ность Н. была весьма продуктивна. Он создал направление, получившее название "николаевской школы". Свою главную задачу Н. видел в том, чтобы привить вкус к возможно более глубокому и аналитическому осмыслению муз. ткани. Идеалом Н. было воспитание виртуоза-пианиста, который обладал бы широтой и глубиной комплексного мышления. Н. воспитал плеяду значительных, разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди них - Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, А. Д. Каменский, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер, Н. Е. Перельман, В. Х. Разумовская, П. А. Серебряков. Д-р иск-ведения (1941). Нар. артист РСФСР (1938).

Лит.: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л., 1979.

Полезные сервисы