растяну́ться, растяну́сь, растя́немся, растя́нешься, растя́нетесь, растя́нется, растя́нутся, растяну́лся, растяну́лась, растяну́лось, растяну́лись, растяни́сь, растяни́тесь, растяну́вшийся, растяну́вшаяся, растяну́вшееся, растяну́вшиеся, растяну́вшегося, растяну́вшейся, растяну́вшихся, растяну́вшемуся, растяну́вшимся, растяну́вшуюся, растяну́вшеюся, растяну́вшимися, растяну́вшемся
египет
Энциклопедия Кольера
Арабская Республика Египет, государство в северо-восточной части Африки и на Синайском п-ове в Азии (ок. 6% территории), являющемся как бы мостом между двумя материками. Египту принадлежат также несколько небольших островков в Суэцком заливе и в Красном море. Египет на севере омывается Средиземным морем, а на востоке Красным. Граничит с Ливией на западе, с Суданом на юге и с Израилем на северо-востоке. С февраля 1958 по сентябрь 1961 сходил в состав федерации с Сирией - Объединенной Арабской Республики. После выхода Сирии из федерации еще на протяжении 10 лет сохранял прежнее официальное название.
Египет. Столица - Каир. Население - 62,11 млн. человек (1994). Плотность населения - 62 человека на 1 кв. км. Городское население - 45%, сельское - 55%. Площадь - 1001,5 тыс. кв. км. Самая высокая точка - гора Катерин (2642 м), самая низкая - 133 м ниже у.м. Официальный язык - арабский. Государственная религия - ислам. Административно-территориальное деление - 26 муха фаз (губернаторств). Денежная единица - египетский фунт. Национальный праздник: День Революции - 23 июля (1952). Государственный гимн: "Моя страна, моя страна".
Флаг Египта
На карте Африки
ПРИРОДА
Характерные физико-географические особенности Египта определяются тем, что по его территории протекает р.Нил. Истоки Нила находятся в Экваториальной Африке, он направляется в Египет с юга и, протянувшись на 1,5 тыс. км, впадает на севере в Средиземное море. Образовавшееся в результате строительства в 1960-е годы высотной Асуанской плотины оз.Насер занимает значительную часть долины Нила в южной части страны и частично захватывает территорию Судана. В Египте Нил не имеет ни одного притока, и объем испарений с поверхности реки значительно превышает количество атмосферных осадков. На территории Египта начало разлива Нила приходится на июнь или июль, в сентябре паводок достигает своей наивысшей точки, в период зимних месяцев происходит постепенное снижение уровня воды, а в мае уровень воды в реке опускается до нижней точки. Во время снижения уровня вода отличается прозрачностью, в период разлива мутнеет из-за поднимающегося со дна ила. На участке между Асуаном и Каиром Нил течет через впадину в известняковом плато, где ширина обрабатываемых земель долины достигает 16 км. Этот район известен под названием Верхний Египет. Ниже Каира, там где русло расширяется и переходит в Дельту, начинается Нижний Египет. Плодородная впадина восточнее русла Нила, известная как Файюмский оазис, обводняется каналом, связывающим ее с рекой.
Пустыни. По обеим сторонам долины Нила лежат пустыни. Расположенное к западу плато Ливийской пустыни является частью пустыни Сахара; его ровная поверхность протянулась на сотни километров. В настоящее время расположенные в пределах Ливийской пустыни оазисы соединены с долиной Нила автодорогами и узкоколейной железной дорогой, но в целом транспортное сообщение затруднено барханами, возникающими в результате северных ветров. Расположенное к востоку от долины Нила плато Аравийской пустыни постепенно повышается в сторону Красного моря, обрываясь крутым уступом. Здесь встречаются отдельные горные гряды высотой 300-2150 м выше у.м.
Климат. Прохладный сезон в районе Верхнего Египта продолжается с декабря по февраль. С апреля по октябрь сохраняется очень жаркая погода с температурой до 42° С в тени. В апреле и мае, когда дует горячий и сухой ветер хамсин, нередки песчаные бури. Влажность увеличивается в июле, когда начинается разлив Нила. В районе Нижнего Египта, особенно в его прибрежной полосе, климат преимущественно среднеземноморский. Прохладный сезон продолжается с октября по апрель. Лето наступает в мае и сопровождается значительным увеличением влажности. Территория Египта расположена в очень засушливой зоне, где осадки редки и нерегулярны. Так, в районе Верхнего Египта осадки порой не выпадают в течение 7-10 лет. Среднегодовое количество осадков в районе Каира составляет 28 мм, а в Александрии - 190 мм.
Растительность и животный мир. Наиболее распространены различные виды зерновых культур и хлопок, среди деревьев особое место занимает финиковая пальма. По берегам произрастает тростник, который некогда использовался для изготовления папируса, а ныне идет на плетение различных традиционных поделок - корзин, циновок и т.д. Домашние животные - верблюды, ослы, быки, овцы и лошади. Дикий животный мир небогат, изредка встречаются дикие кабаны, лисы, гиены и шакалы. Повсеместно распространены ядовитые змеи, пауки и скорпионы. Насчитывается свыше 300 видов пернатых. Нил богат рыбой.
НАСЕЛЕНИЕ
Население Египта, численность которого по оценке 1997 составила 62,11 млн. человек, сосредоточено главным образом в районе долины Нила, в дельте Нила и зоне Суэцкого канала. Незначительная часть его проживает в оазисах западной пустыни, небольших шахтерских городках восточной пустыни, в районе мелких гаваней средиземноморского побережья, часть населения страны ведет кочевой образ жизни. Район Дельты Нила заселен значительно более плотно, чем области долины Нила к югу от Каира. В последние несколько десятилетий наблюдалась миграция сельского населения в города. Согласно оценке 1995, численность населения городов составляла: Каир - 6955 тыс., Александрия - 3431 тыс., Эль-Гиза - 4525 тыс., Порт-Саид - 467 тыс., Суэц - 411 тыс. человек. С середины 1960-х в стране осуществляется государственная программа по ограничению рождаемости. К 1995 47% супружеских пар использовали противозачаточные средства. В результате с начала 1960-х до конца 1990-х годов рождаемость в стране сократилась с 46 до 28 новорожденных на тысячу человек населения. Благодаря улучшению медицинского обслуживания населения в стране снизилась и смертность, за тот же период ее показатель упал с 20 до 8,5 на тысячу населения. На протяжении 1990-х годов среднегодовые темпы естественного прироста населения составили ок. 2%. 36% жителей страны моложе 15 лет; браки, как правило, заключаются в раннем возрасте. Вместе с тем рост стоимости жизни и участие женщин в трудовой деятельности увеличили, особенно в городских условиях, средний возраст вступающих в брак. В религиозном отношении население Египта однородно - 90% египтян исповедует ислам суннитского направления. Крупнейшей после мусульман конфессиональной группой являются христиане-копты, община которых насчитывает ок. 3 млн. человек. Численность других немусульманских общин - греков, итальянцев, армян, евреев и сирийцев - весьма незначительна.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
С 1922 Египет считается формально независимым от Великобритании государством. С 1923 страна развивалась как конституционная монархия с исполнительной властью, сосредоточенной в руках кабинета министров, и законодательной властью, представленной двухпалатным парламентом, нижняя палата которого формировалась по результатам выборов. Вместе с тем, в соответствии с конституцией, король обладал широкими полномочиями и в период 1924-1952, часто при поддержке посла Великобритании, использовал их для роспуска правительства. Подобная практика все больше убеждала многих египтян в нецелесообразности парламентской демократии. Когда 23 июля 1952 организация "Свободные офицеры" во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот, их действия получили полную поддержку населения страны. По требованию нового руководства Египта, Совета руководства революцией (СРР), король Фарук отрекся от престола. В 1953 Египет был провозглашен республикой. В январе 1953 декретом СРР была запрещена деятельность политических партий, функционировавших в период конституционной монархии. Вместо них была сформирована единственная официально разрешенная "Организация освобождения". Поскольку эта организация была создана государством и новые власти наложили запрет на свободное выражение оппозиционных взглядов, "Организация освобождения" не смогла реализовать поставленные перед ней задачи. После обнародования в 1956 текста новой конституции СРР прекратил свое существование, и в результате плебисцита президентом Египта на шестилетний срок был избран единственный кандидат, Абдель Насер, которого поддержали 99,9% избирателей. В июне 1957 состоялись парламентские выборы. Кандидатуры всех кандидатов в депутаты Национального собрания должны были получить одобрение Национального союза, новой организации, пришедшей в мае 1957 на смену "Организации освобождения". Политическим противникам режима было отказано в праве выставлять свои кандидатуры на выборах. В феврале 1958 Египет и Сирия образовали федерацию - Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В сентябре 1961 сирийская армия совершила государственный переворот, после чего Сирия вышла из ОАР. После выхода Сирии из ОАР Насер стал уделять еще больше внимания вопросам индустриализации страны, экономического планирования, созданию общественного сектора экономики и повышению жизненного уровня рабочих и крестьян. Он называл такую экономическую политику политикой "арабского социализма". В мае-июле 1962 в Каире проходил Национальный конгресс народных сил, который принял Хартию национальных действий. В октябре 1962 был издан декрет о создании единственной в стране массовой политической организации - Арабского социалистического союза (АСС), в функции которого входила организация народных масс для претворения в жизнь целей арабского единства и арабского социализма. До 1976 АСС оставался единственной легальной политической партией Египта. Хотя в целом современная политическая система Египта во многом является детищем Абдель Насера, она претерпела ряд изменений благодаря деятельности Анвара Садата, который после смерти Абдель Насера в 1970 занял посты президента страны и председателя АСС. 15 мая 1971 Садат консолидировал свою власть в рамках т.н. "исправительной революции", направленной против ряда видных сподвижников Абдель Насера, в первую очередь тех, кто непосредственно участвовал в работе государственного репрессивного аппарата. В результате этого шага многие видные деятели Египта были арестованы или уволены с государственной службы. Все это должно было символизировать смену политической ориентации нового египетского руководства и его отход от принципов арабского единства и арабского социализма. Продолжая свою "исправительную революцию", Садат изменил название страны на новое - Арабская Республика Египет, переименовал Национальное собрание в Народное собрание и ввел в действие новую конституцию.
Верховная власть. Конституция 1971 фактически предоставляла президенту Египта почти неограниченные полномочия, мало чем отличающиеся от прав президента Абдель Насера. Вместе с тем была восстановлена в ограниченных размерах деятельность политических партий, и хотя парламент находился под контролем правящей Национально-демократической партии (НДП), он стал с этого времени трибуной, с которой оппозиция могла высказывать свои политические платформы. Народное собрание представляет собой однопалатный законодательный орган в составе 454 парламентариев, из которых 444 избираются в ходе всеобщих выборов, а 10 назначаются лично президентом. Члены парламента избираются сроком на 5 лет. В его состав входит ограниченное и контролируемое президентскими структурами число представителей оппозиции. Президент избирается на шестилетний срок на безальтернативной основе. Президент обладает правом назначать вице-президентов, весь кабинет министров, может наложить вето на любой законопроект, распустить высший законодательный орган и руководить страной при помощи президентских указов. Президент обладает также правом возлагать на себя обязанности премьер-министра, что Садат и сделал в 1973 и 1974. В 1980 в конституцию была внесена поправка, разрешающая президенту баллотироваться на свой пост неограниченное число раз. Кроме того, при президенте предусматривалось создание консультативного совета (Шура), который должен был давать главе страны рекомендации по вопросам, связанным со строительством, как сформулировано в тексте конституции, "демократического социалистического государства со смешанной экономикой". Членам консультативного совета принадлежал 51% акций издательских концернов "непартийной", т.е. проправительственной, прессы, включая все издательства, выпускающие ежедневные газеты. В стране по-прежнему сохраняется военное положение, введенное сразу же после убийства президента Садата в октябре 1981. Режим военного положения вызывает значительное недовольство со стороны политически активных ассоциаций и групп. Тем не менее 23 февраля 1997 депутаты Народного собрания одобрили декрет президента, который продлевал еще на три года действие закона о военном положении. Закон о военном положении разрешает содержать гражданина под арестом без предъявления обвинения и распространяет юрисдикцию военных судов на гражданское население. Отмена закона о военном положении является одним из основных требований всех оппозиционных политических партий Египта.
Система местного управления. В политическом отношении Египет - высокоцентрализованное государство, разделенное в административном отношении на 26 мухафаз. Губернаторы назначаются правительством и обладают ограниченными полномочиями.
Судебная система. Единственной ветвью власти в стране, сохранившей независимость от президента, является судебная система. Правовая система Египта в целом основывается на французском праве и соответствующей судебной практике. Высшим апелляционным судом как в гражданских, так и уголовных делах является кассационный суд в составе пяти судей. В целом египетские суды пользуются репутацией беспристрастных слуг закона. Нередко их вердикты идут вразрез с пожеланиями президента. Так, суды определили механизм проведения последних парламентских выборов как не соответствующий конституции и встали на сторону профессиональных союзов, когда те обвинили правительство во вмешательстве в их внутренние выборы.
Политические партии. В 1975 президент Садат принял решение о создании в рамках Арабского социалистического союза (АСС) трех политических платформ: центристской (правящее большинство), левой и правой. По сути дела, это свидетельствовало о начале создания в Египте контролируемой многопартийной системы. В 1976 на выборах в Народное собрание кандидаты от садатовской центристской платформы, получившей название Арабской социалистической партии (АСП), одержали убедительную победу, завоевав 280 из 352 мест. В то же время по итогам выборов впервые с 1950 силы организованной оппозиции оказались представлены в национальном парламенте. Либерально-социалистическая партия (ЛСП), бывшее правое крыло АСС, получила 12 мест, а Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП), возникшая из левого крыла АСС, - 2 места. 48 мест получили независимые депутаты. После выборов Садат объявил, что все три платформы в АСС будут в дальнейшем трансформированы в партии. Арабская социалистическая партия Садата позже называлась Партией Египта, а в 1978 была реорганизована в Национально-демократическую партию (НДП), которая, как и ее предшественницы, оказалась правящей в силу того, что ее руководители продолжали занимать командные посты в государственном аппарате, средствах массовой информации, профсоюзах и сельских кооперативах. Безусловно, создание после 1975 оппозиционных политических организаций стало важным событием в политической жизни страны, но отнюдь не означало восстановления демократии в полном объеме. Так, было решительно ограничено само право создания партий, для чего требовалась санкция правительства. До сих пор легальными считались лишь партии, сформированные из политических платформ АСС, а партии, созданные на религиозной основе, по-прежнему строго запрещены, что поставило вне закона и популярную духовно-политическую организацию "Братья-мусульмане". Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП) была организована в качестве национального фронта левых сил, включившего в себя членов нелегальных коммунистических группировок, независимых политиков, придерживавшихся социалистических убеждений, насеристов и умеренных религиозных деятелей. Партия последовательно выступала против садатовской политики "открытых дверей" и сокращения государственного сектора в экономике. НПП заклеймила заключение сепаратного мирного договора Египта с Израилем. Она также выступила против односторонней ориентации внешней политики Египта на США. Выходивший в середине 1980-х годов тиражом 100 тыс. экземпляров партийный орган НПП - еженедельник "Аль-Ахали" ("Люди") пользовался популярностью в стране. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов среди депутатов Народного собрания не было представителей НПП, тем не менее она превратилась в общенациональную политическую организацию, обладавшую большим потенциалом. На последних парламентских выборах, проведенных 29 ноября 1995, кандидаты от НПП завоевали 5 депутатских мандатов (из 444). Либерально-социалистическая партия так и не сумела выработать собственную независимую позицию и рассматривалась многими наблюдателями в качестве созданной и контролируемой правящим режимом "искусственной оппозиции". Либеральные социалисты на выборах 1995 сумели получить лишь одно парламентское место. Социалистическая партия труда (СПТ) на первом этапе своего существования также выступала в роли лояльной оппозиции. Исторические корни связывали руководство партии с существовавшим в 1930-е годы движением "Молодой Египет" и его преемником в начале 1950-х годов - Социалистической партией. Идеология СПТ включала в себя сочетание принципов арабского национализма с умеренными социалистическими идеями. После 1980 партия все чаще выступала с резкой критикой режима Садата. Ее главным козырем в политической борьбе была популярность издаваемого партией еженедельника "Аш-Шааб" ("Народ"). В последние годы СПТ стала поддерживать исламистские движения. Мухаммед Хосни Мубарак, который после убийства в 1981 Садата стал президентом Египта, отличался большей терпимостью по отношению к политической оппозиции. Правда, на выборах в Народное собрание в мае 1984 насеристы, коммунисты и "Братья-мусульмане" так и не получили права баллотироваться по собственным спискам. Но впервые с 1953 на выборах в качестве легальной выступила партия Новый Вафд. Руководство Нового Вафда заявило о том, что их партия является историческим преемником старого Вафда - старейшей политической партии Египта, деятельность которой была запрещена после июльской революции 1952. Во главе Нового Вафда встал один из старейших деятелей Вафда Фуад Сираг ад-Дин, который входил в состав руководства партии еще до 1953. Партия представляла интересы той части египетских предпринимателей, которая не была связана ни с армией, ни с государственным сектором экономики, и выступала за введение свободного рынка. Благодаря тому, что партия Вафд всегда ассоциировалась в массовом сознании с парламентской демократией, либерализмом и секуляризмом, в середине 1980-х годов Новый Вафд превратился в ведущую оппозиционную силу страны. Поскольку правительство не пошло на признание "Братьев-мусульман" в качестве политической партии, на выборах в Народное собрание в мае 1984 они выступили единым избирательным списком с Новым Вафдом. В середине 1980-х годов Ассоциация "Братьев-мусульман" располагала значительной популярностью у населения страны. Однако единственной исламской организацией, получившей от правительства право на существование в качестве легальной политической партии, стала партия "Аль-Умма". Это дало повод многим воинствующим последователям Аллаха считать ее "домашней" и не отвечающей истинному духу исламского политического движения. На парламентских выборах 1995 партия "Аль-Умма" не завоевала ни одного места. Избирательный альянс Нового Вафда и "Братьев-мусульман" принес им на выборах 58 мест, что позволило ему стать единственной оппозиционной фракцией в Народном собрании. Остальные 390 мест получила правящая НДП. Через год после выборов 1984 сторонники идей покойного президента Абдель Насера в очередной раз предприняли попытку создания собственной политической организации. В парламентских выборах 1995 приняли участие 50% избирателей. В борьбе за депутатские мандаты участвовали 3980 кандидатов, представлявших 14 политических партий. Правящая НДП получила 72% голосов, независимые кандидаты, большая часть которых симпатизировала НДП, - 25%, и все оппозиционные партии вместе - 3% голосов. В соответствии с существующей в Египте избирательной системой пропорционального представительства, для проведения в парламент своих кандидатов партия должна преодолеть 7-процентный барьер, а в случае недобора необходимого процента все голоса проигравшей партии приплюсовываются к голосам, поданным в поддержку доминирующей на выборах НДП. После выборов 1995 Конституционный суд оспорил правильность результатов голосования на 109 участках, а независимая группа по контролю за проведением выборов, составленная из ученых и общественных деятелей, привела примеры подтасовок и столкновений в день выборов между сторонниками проправительственной НДП и оппозиционных партий.
Международные отношения. На проходившей в 1955 в Бандунге Конференции неприсоединившихся стран Абдель Насер стал одним из главных инициаторов политики "позитивного нейтралитета", сутью которой являлся отказ от блокирования с США и СССР при сохранении резко отрицательного отношения к политике колониализма. Идеи позитивного нейтрализма и арабского единства составляли суть внешней политики Египта при Абдель Насере. США рассматривали позитивный нейтралитет как политический курс в интересах СССР. Хотя Насер считался антикоммунистом и его служба безопасности нередко подвергала арестам и пыткам египетских коммунистов, он пошел на сближение с Советским Союзом после отказа США предоставить Египту военную и экономическую помощь. После поражения в войне с Израилем в июне 1967 Абдель Насер стал в еще большей степени опираться на поддержку Москвы. Приказав в июле 1972 15 тысячам советских военных советников покинуть территорию Египта, Анвар Садат разорвал почти все связи с Советским Союзом. К 1974 Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Когда в 1979 при посредничестве США Египет подписал мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с ним дипломатические отношения. В 1984 на восстановление дипломатических отношений пошла Иордания. Хотя в середине 1980-х годов отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали в Каире своих послов. Хосни Мубарак стал президентом Египта вслед за убийством Садата 6 октября 1981 во время парада по случаю очередной годовщины начала арабо-израильской войны 1973. Его президентство отмечено улучшением отношений Египта с другими арабскими странами и некоторым охлаждением отношений с Израилем, что стало особенно заметно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982. Тем не менее Мубарак подтвердил приверженность своего правительства Кэмп-Дэвидскому соглашению между Египтом и Израилем
Всенародный референдум 1987 узаконил избрание Мубарака Народным собранием на второй шестилетний президентский срок, а в 1993 - на третий. В период кризиса в районе Персидского залива и войны, последовавшей за вторжением в 1990-1991 иракских войск на территорию Кувейта, Мубарак возглавил блок арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии обратиться к США за военной помощью с целью освобождения Кувейта. Велика была роль Мубарака и в оказании посреднических услуг в процессе выработки двустороннего соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины, заключенного в 1993.
Вооруженные силы. В 1990-х годах численность вооруженных сил Египта составила 450 тыс. человек. 71% от общего числа военнослужащих приходится на сухопутные войска, 4,4% - ВМФ и 24,5% - ВВС. Расходы на оборону в 1995 составляли 8,2% ВВП. На вооружении египетской армии находится как модернизированное вооружение советского и китайского производства, так и более современные виды вооружения, поставленные США, в том числе 3310 танков, 420 единиц авиации, 100 вертолетов, 131 ракетная установка класса "земля - воздух", 6 подводных лодок советского производства и 25 ракетных комплексов. Срок воинской службы составляет три года, для лиц с высшим образованием срок службы сокращен.
ЭКОНОМИКА
Экономическая история. Сельскохозяйственное производство существовало в Египте на протяжении почти 8 тыс. лет, но лишь с середины 1970-х годов оно перестало быть источником существования для большинства египтян. Вплоть до середины 20 в. подавляющее большинство населения страны проживало в сельской местности. Не меньшей древностью отличается и городская цивилизация Египта. Александрия была основана еще Александром Македонским, и хотя официально считается, что Каир был основан в 969, городские поселения в этом районе существовали со времен первых фараонов. На протяжении столетий Каир был не только политическим, но и торговым центром. Огромная роль, которую Каир играл в качестве перевалочной базы на перекрестке путей из Африки, Аравии, Индии, Сирии, Балкан и Северного Средиземноморья, позволяет считать его одним из крупнейших городов мира эпохи Средневековья. Основы современной египетской экономики были заложены еще во времена Мухаммеда Али, который правил страной в 1805-1849. При нем началось выращивание хлопка для экспорта в Европу, он положил начало растянувшемуся более чем на столетие процессу сооружения дамб и каналов, кульминацией которого стало завершение строительства высотной Асуанской плотины (1970). Благодаря крупномасштабным общественным работам полностью изменилась система орошения в Египте, и теперь стало возможным выращивать сельскохозяйственные культуры круглый год. К эпохе правления Мухаммеда Али относится также начало строительства первых железных дорог и модернизация портов. Отсутствие стимулов к производству, доступа к современным технологиям и наплыв дешевых промышленных товаров из Европы сковывали развитие промышленного производства в 19 в. Местное текстильное производство было ограничено введением английской администрацией специального налога на египетских производителей. Начиная с 1920-х годов египетские и иностранные предприниматели начинают создавать текстильные и другие промышленные предприятия. В значительной степени развитию местного промышленного производства способствовало и то обстоятельство, что в годы Второй мировой войны страна оказалась изолированной от внешнего мира. После революции 1952 индустриализация Египта стала одной из главных задач национального развития. К началу 1990-х годов в промышленном производстве было сосредоточено 22% трудовых ресурсов страны. Абдель Насер значительно усилил роль государства в экономической жизни Египта, национализировал сначала иностранные, а затем и принадлежавшие местному капиталу предприятия и банки и переориентировал национальную торговлю на бартерные сделки со странами социалистического лагеря. Хотя претворение в жизнь амбициозных планов индустриализации Египта столкнулось с трудностями уже к 1965, наиболее серьезный удар по экономике нанесло поражение в войне с Израилем в июне 1967. В результате войны были утеряны важные районы, такие как Суэцкий канал и Синайский полуостров с его нефтяными месторождениями. Вся промышленность страны была переведена на военные рельсы для подготовки к возвращению этих территорий силовым путем. После частичной победы Египта в войне 1973 и четырехкратного увеличения мировых цен на нефть в 1973-1974 процесс экономических преобразований в стране ускорился. В ходе осуществления политики "инфитаха" ("открытых дверей") были либерализованы банковская и валютная сферы экономики, что, по мнению инициатора "инфитаха", президента Анвара Садата, должно было способствовать привлечению в страну иностранного капитала и облегчить экспорт египетской рабочей силы в основные нефтедобывающие арабские страны, такие, как Ливия и Саудовская Аравия. Темпы экономического роста ускорились, состояние государственного платежного баланса улучшилось. В 1991 по договоренности с Международным валютным фондом (МВФ) правительство Египта объявило о начале реализации программы по реформированию экономики. Была заморожена заработная плата, постепенно урезаны субсидии на основные продукты питания и услуги, преданы забвению заверения, данные еще при Абдель Насере, о том, что каждый выпускник колледжа будет обеспечен рабочим местом. В 1993 началась реализация программы приватизации, которая к 1997 предусматривала передачу в частные руки 85 из 314 государственных предприятий. Реформаторские усилия Египта были вознаграждены тремя займами от МВФ, последний из которых был выдан в октябре 1996. Программа реформ в Египте была направлена на ускорение темпов развития экономики, создание ок. полумиллиона рабочих мест ежегодно и более тесную интеграцию с мировыми рынками. Видное место в системе реструктуризации экономики занимали приватизация, либерализация торговли, уменьшение роли государства в сфере инвестиционной деятельности. Был сокращен бюджетный дефицит, резервы иностранной валюты в 1996 достигли 17 млрд. долл. США. В том же году темпы инфляции снизились до 7%. Успехи в реструктурировании экономики были закреплены во время Третьей конференции стран Ближнего Востока и Северной Африки, проведенной в ноябре 1996 в Каире, на которой были заключены соглашения об инвестициях в египетскую экономику на сумму 10 млрд. долл. США. В 1997 ВВП в пересчете на душу населения составил 1180 долл. США, что позволило Мировому банку включить Египет в категорию государств со средним доходом. Переход к рыночной экономике имел и негативные социальные последствия. Одной из самых серьезных экономических проблем по-прежнему остается безработица. По оценкам 1997, уровень безработицы составлял 10-13%, а ежегодный прирост трудовых ресурсов 3%. По данным Мирового банка, 3,2% египтян находятся за чертой бедности. По мнению экономистов, для того, чтобы в 2000 безработица снизилась до 7%, ежегодные темпы роста экономики страны должны находится на уровне не менее 6%. В 1991 в рамках программы реструктуризации был создан Социальный фонд развития (СФР), призванный смягчить негативные последствия реализации экономических реформ и программы по реструктуризации. Анализ специалистами Мирового банка деятельности СФР привел в выводу, что ежегодно благодаря этому фонду в стране создавалось от 50 до 70 тыс. рабочих мест, т.е. почти 25% всех рабочих мест вне сферы сельскохозяйственного производства, которые ежегодно создавались в Египте. Все это было достигнуто главным образом благодаря поддержке мелких предприятий, которые раньше не имели возможности получить банковский кредит.
Национальный доход. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП) Египта оценивался в 75,5 млрд. долл. США. Доля сельского хозяйства составила 16%, промышленного производства - 34%, сферы услуг - 50%. Наблюдался быстрый рост экономики: с 1991-1992 по 1995-1996 реальный рост ВВП увеличился с 1,9% до 5%. В 1996 доля ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) увеличилась до 2900 долл. США. Однако объем инвестиций в 1997, составивший 17% ВВП, был ниже среднего для развивающихся стран (26%). В том же году сумма внутренних накоплений составила 13% ВВП. Разница между объемами накоплений и инвестиций компенсировалась главным образом проникновением на египетский рынок иностранного капитала и займами зарубежных банков.
Экономическая география. Около 97% территории Египта занимает пустыня, и ведение сельского хозяйства возможно лишь в нескольких оазисах. Узкая полоса земли вдоль средиземноморского побережья пригодна для неорошаемого земледелия. Около 97% из 3% плодородных земель сосредоточены в долине и дельте Нила. Общая площадь земли, пригодной для сельскохозяйственного производства, равняется приблизительно 2,5 млн. га. Вся она делится на пять основных сельскохозяйственных зон. В самой важной из них, дельте Нила, сосредоточено чуть меньше половины наиболее плодородных земель и около 60% сельского населения. Здесь выращиваются рис, хлопок, пшеница, фрукты и овощи. На землях, расположенных вокруг Каира, в основном выращиваются овощи, а в Среднем Египте возделываются хлопок, кукуруза, сорго, незначительное количество сахарного тростника, фрукты и овощи. На землях Файюмского оазиса (впадины Каттара), расположенных к западу от русла Нила и орошаемых его водами через систему отводных каналов, производятся хлопок, клевер, кукуруза, сорго и овощи. На территории Верхнего Египта, от Асьюта до Асуана, выращиваются сахарный тростник, а также пшеница, клевер и хлопок. На окраинах всех этих плодородных зон расположены значительные площади постепенно осваиваемых благодаря мелиорации земель. Из официально зарегистрированных приблизительно 405 тыс. га восстановленных земельных площадей реально оказалась пригодной для земледелия оказалось пригодной лишь одна треть. Страна лишается части наиболее плодородных земель и в результате городского строительства. Хотя в районе Верхнего Египта имеется несколько заводов по переработке сахарного тростника, подавляющая часть промышленных предприятий сосредоточена вокруг Каира и в районе крупных городов дельты Нила. В промышленной зоне Каира, где проживает почти четверть всего населения страны, сосредоточены такие индустриальные гиганты, как металлургический комбинат в южном пригороде Хелуане, и сотни небольших ремесленных мастерских, производящих предметы повседневного спроса, такие, как, например, мебель и мелкие изделия из металла. Ведущие предприятия текстильной промышленности находятся в районе дельты Нила, в Эль-Махалла-эль-Кубре и других городах. Во втором по величине городе страны, Александрии, сосредоточены нефтеперерабатывающие заводы и предприятия пищевой промышленности.
Трудовые ресурсы. В 1996 трудовые ресурсы Египта оценивались в 18 млн. человек. Около 33% трудовых ресурсов использовались в сельском хозяйстве, 21% - в обрабатывающей промышленности, 15% - в горнодобывающей промышленности, 11% - в частном предпринимательстве, 30% - в сфере услуг и 1% - в сфере туризма. Египет располагает значительным числом квалифицированных рабочих различных специальностей, но большая часть их предпочитает более высоко оплачиваемую работу за границей, в результате чего страна испытывает недостаток в квалифицированных рабочих. Трудиться за границей предпочитают и многие неквалифицированные рабочие из городов и сельской местности. В 1973-1983 за границей трудилась приблизительно десятая часть всех рабочих Египта. Ведущим работодателем в Египте является само государство. Однако с началом реализации в 1991 программы приватизации и поддержки частного сектора государство оказалось в состоянии обеспечить рабочие места лишь для 18% трудовых ресурсов страны. Неформальный сектор, все более важный источник создания рабочих мест (главным образом в городах), каждый год увеличивался на 2,8% и обеспечил работой ок. 40% трудовых ресурсов, не занятых в сельскохозяйственном производстве. Постоянно возрастала в экономике и доля частного сектора - с