прил.
Не виновный в чем-либо, перед кем-либо; безгрешный.
свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить (иноск. иронич.) - о фарисее
Ср. Помнишь, про Иерусалим-от как рассказывал - хоть в книгу пиши!.. Как есть свят муж, только пеленой обтереть да и в рай пустить! А на поверку вышло, что борода-то у него апостольская, да усок-от дьявольский...
Мельников. В лесах. 3, 7.
См. борода Минина, а совесть глиняна.
См. спереди блажен муж, а сзади вскую шаташася.
свята́я
святы́х. Форма свята́я представляет собой стар. им.-вин. мн. ср. р. др.-русск. святая, ст.-слав. свС©таС© от свято́е (см. свято́й).
Свята́я
Русь, святору́сский, прилаг., часто в XVI-XVII вв. (Пов. о граде Иерусал., Сказ. об Азовск. сид., Курбский и др.). Связано, согласно Л. Майкову (ЖМНП, 1894, апр., 16), с учением о Москве - третьем Риме; ср. также А. Соловьев, Festschrift Čyževśkyj 282 и сл.
СВЯТАЯ АННА - «СВЯТА́Я А́ННА», парусно-паровая шхуна экспедиции Г. Л. Брусилова (см. БРУСИЛОВ Георгий Львович). Вышла из Санкт-Петербурга с целью пройти Северным морским путем (см. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП)) с запада на восток. Затерта (1912) льдами в Карском море, дрейфовала 2 года и погибла; два участника экспедиции (В. И. Альбанов (см. АЛЬБАНОВ Валериан Иванович) и А. Конрад) спасены экспедицией Г. Я. Седова (см. СЕДОВ Георгий Яковлевич) .
-----------------------------------
«Свята́я А́нна» - парусно-паровая шхуна экспедиции Г. Л. Брусилова. Вышла из Санкт-Петербурга с целью пройти Северным морским путём с запада на восток. Затёрта (1912) льдами в Карском море, дрейфовала 2 года и погибла; два участника экспедиции (В. И. Альбанов и А. Конрад) спасены экспедицией Г. Я. Седова.
"СВЯТАЯ АННА" - парусно-паровая шхуна экспедиции Г. Л. Брусилова. Вышла из Санкт-Петербурга с целью пройти Северным морским путем с запада на восток. Затерта (1912) льдами в Карском м., дрейфовала 2 года и погибла; два участника экспедиции (В. И. Альбанов и А. Конрад) спасены экспедицией Г. Я. Седова.
СВЯТАЯ ВОДА - освященная вода для литургического или частного употребления. Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом очищения и духовной чистоты, было характерно для многих языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве восходит ко 2 в. Первоначально она использовалась для окроплений во время воскресной литургии, а позднее - едва ли не во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того, верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой водой, Католическая церковь освящает крещальную воду, пасхальную воду и особую "григорианскую" воду (в ее состав входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов.
См. также САКРАМЕНТАЛИИ.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
По религиозным представлениям: освящённая вода, обладающая исцеляющей силой.
Всю ночь отваживалась с Дамкой жена, поила настоями десяти трав с семи полян. Однако никакие домашние и лесные зелья знахарей и даже святая вода желаемого действия не произвели (В. Астафьев. Царь-рыба).
Она извлекла из-за иконы, висевшей в красном углу, какую-то мензурку из дымчатого стекла… и побрызгала на наши пиджаки прозрачной жидкостью. - Это святая вода, - пояснили она. - Это чтоб обновки ваши хорошо носились, это чтоб бесы вас в них не захороводили (В. Шефнер. Сестра печали).
Прост. Ирон. О старом, немощном человеке.
Подымаю глаза - в калитке нараспах Луша… - А-а, святая душа на костылях! - качает Луша головой. - Ну, здорово! (А. Санжаровский. Оренбургский платок).
1. Волг., Сиб. Ирон. О слабом, худом, болезненном человеке. Глухов 1988, 146; СФС, 164; ФСС, 67; Ф 1, 178; СОСВ, 66; СБО-Д1, 128. 2. Сиб. Пренебр. О пьянице, алкоголике. ФСС, 67. 3. Народн. Шутл. Приветствие при неожиданной встрече после долгой разлуки. ДП, 756; СРНГ 15, 85; ФСС, 67; СФС, 164. 4. Сиб. Неодобр. О незванном, нежеланном госте, визитере. ФСС, 67.
ИСКРА БОЖИЯ (БОЖЬЯ) у кого, в ком. Устар. Экспрес.
1. Талант, выдающиеся способности.
Он, как мне кажется, очень хороший литературный критик, у него есть искра божья (С. Ковалевская. Письмо А. Ш. Леффер, март 1888).
2. Порывы благородных чувств, высокие стремления.
Двигал людьми не казённый формализм, не служебная исполнительность, а та благородная одушевляющая сила, которая зовётся искрой божией (Н. Шелгунов. Очерки русской жизни). СВЯТАЯ ИСКРА в ком. Устар. То же, что Искра божия (божья) (в 1-м знач.).
Есть такие люди, в которых святая искра, которые во всех жизненных обстоятельствах не теряют себя, и нам кажется, что само их присутствие на земле противостоит злу (Н. Исмайлова. Хроника любви).
Экспрес. О том, что незыблемо, нерушимо, извечно.
Надобно гораздо разбирать, Как станешь грубости кору с людей сдирать. Чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять… Об этой истине святой Преважных бы речей на целу книгу стало (Крылов. Червонец).
святая истина - о совершенно верном, справедливом
Ср. Святую истину вы сказали: все мы люди, все человеки!
Салтыков. Губернск. оч. 4. Просители. 2. Забиякин.
Ср. Ваша речь есть истина святая,
Ничего умней я не слыхал.
Курочкин.
Ср. Из какой-то модной идеи - вам не хотят верить, вас не хотят слушать, когда вы говорите самые святые, самые непреложные истины.
Писемский. Люди сороковых годов. 5, 17.
См. все мы люди - человеки.
Разг. Экспрес. Наивный, добрый, бесхитростный человек.
[Шуйский (один):] Святая простота! Даёт понять: «тебя насквозь я вижу. Ты заодно с другими!» А меж тем, что ни скажу, за правду всё примает (А. К. Толстой. Царь Борис).
- Перевод латинского выражения sancta simplicitas. Лит.: Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1961. - Т. 11. - С. 1404.
Разг. Ирон. О наивном, простодушном, бесхитростном человеке. Калька с лат. sancta simplicitas.БМС 1998, 475; ФСРЯ, 365.
сущ., кол-во синонимов: 11
бесхитростность (31)
доверчивый (12)
легковерный (4)
наивность (23)
невинность (29)
простоватость (21)
простодушие (18)
простодушность (14)
простосердечие (17)
простосердечность (14)
простота (69)
легковерный, простосердечие, невинность, простота, простодушие, наивность, доверчивый, бесхитростность, простодушность, простосердечность, простоватость
Ср. ...Святая простота!
Дает понять: "тебя насквозь я вижу,
Ты за одно с другими!" А меж тем,
Что/ ни скажу, за правду все примает,
Боится нас, а нам грозит...
Гр. А. Толстой. Князь Борис. 8. Шуйский.
Ср. (Слово "святая простота") употребляли неразборчиво и нередко смешивали с пошлостью и невежеством... Крестьянское сословие задыхалось под игом рабства, но зато она была sancta simplicitas; чиновничество погрязало в лихоимстве, но это была своего рода - sancta simplicitas; невежество, мрак, жестокость, произвол господствовали всюду, но и они представляли собой одну из форм sancta simplicitas.
Салтыков. Пошехонская старина. 29.
Ср. Sancta simplicitas! darum ist's nicht zu thun;
Bezeugt nur ohne viel zu wissen.
Sancta simplicitas!
- Тут выход не мудрен;
Ты засвидетельствуй не зная!
Göthe. Faust. 1. Strasse. Mephist. пер.Фета.
Ср. O sancta simplicitas.
Это слово приписывается Иоанну Гусу (1415 г.), который будто произнес его на костре, заметив, как старуха (по другим - старик) в религиозном ослеплении подложила к пылающему костру полено.
Ср. Zincgref. Weidner. 1653.
По другим, это слово было произнесено Иеронимом Пражским.
По Руфину († 395), слово "sancta simplicitas" было употреблено на первом Никейском соборе (325 г.) одним верующим, чтоб заставить замолчать и убедить одного философа.
Ср. Евсевий († 340). Продолжение истории Церкви. 10, 3.
Ср. Aevo rarissima nostro Simplicitas.
Редкая в наше время простота.
Ovid. Ars amandi. 1, 241.
См. насквозь всего знать.
святая Русь! - ваша родина
Ср. Пред тобой, моя икона,
Положу я три поклона,
И молитву сотворя,
Брошусь в бурю боевую
За алтарь, за Русь Святую,
И за Белого царя.
Кн. П.А. Вяземский. Песнь русского ратника.
Ср. Святая Русь, славян могучий род,
Сколь велика, сильна твоя держава,
Каким путем пробился твой народ!
В каких боях твоя созрела слава!
Жуковский. Русская слава.
Ср. Обычай ездить в гости со всею семьею и роднею ведется на святой Руси еще от времен царя Гороха.
Марлинский. Поволжские разбойники.
См. родина святая.
См. белый царь.
См. во время оно.
СВЯТАЯ СВЯТЫХ - «СВЯТА́Я СВЯ́ТЫХ», у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)) . В переносном смысле - самое дорогое, сокровенное.
-----------------------------------
«Свята́я Святы́х» - у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея. В переносном смысле - самое дорогое, сокровенное.
"СВЯТАЯ СВЯТЫХ" - у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились "Заповеди" Моисея. В переносном смысле - самое дорогое, сокровенное.
Книжн. Высок. Самое дорогое, заветное, сокровенное.
В лабораторию вошёл Шатилов, опасливо косясь на Каревскую, которая обычно не выносила вторжения в своё «святая святых» и бесцеремонно выпроваживала любопытствующих (В. Попов. Сталь и шлак).
- Первонач.: часть Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1940. - Т. 4. - С. 110.
что чего, кого
Самое сокровенное, заветное, почитаемое; недоступное для посторонних место.
Имеется в виду, что какое-л. имеющее особое предназначение или связанное с какими-л. воспоминаниями, надеждами и под. место (L) или мысли, мечты, жизненные ценности (p), предметы деятельности и под. (Z) являются особенно дорогими, заветными для лица или для группы лиц (Х) и, в силу этого, запретными для непосвящённых. книжн. ✦ L <Z, P> для Х-а - святая святых.
неизм.
В роли доп., обст., именной части сказ.
Порядок слов-компонентов фиксир.
В своей гордости за Москву и в особенности за её святая святых - Красную площадь, он, пожалуй, предпочёл бы, чтобы сюда входили по-особому, как-то совсем не так. Э. Казакевич, При свете дня.Гаврилов закончил, как будто не решаясь посвятить Чепурникова во святая святых своих мечтаний. В. Короленко, Черкес.
Ему было важно составить себе картину того, что знал Борман о его "святая святых", о его поисках мира. Ю. Семёнов, Семнадцать мгновений весны.
Два почтенных академика вели за собой стройную кудрявую девушку, и сердце её замирало от всего - от запахов вивария, чего-то химического, варёного, горячего, противно притягательного. <...> Коридор сделал последний поворот около пожарного шланга, и они вошли в святая святых. Л. Улицкая, Путешествие в седьмую сторону света.
Шестьдесят лет костюмеру Большого драматического театра им. Товстоногова. В его святая святых - в мастерской, побывал наш корреспондент. т/к "Культура", 2001.
<...> новая партия должна строиться на сверхконспирации. <...> Марксизм - святая святых новой партии. Всякая попытка ревизии любого положения Учения должна осуждаться как происки врагов рабочего класса. Э. Радзинский, Сталин.
Картина, как и поэма, лишь с того момента становится общественным достоянием, когда представлена всей публике. <...> Пока она в мастерской, это святая святых, это тайна, которую разглашать преступно. И. Потапенко, Не герой.
культурологический комментарий:
Грамматическая форма фразеол. сохраняет следы старославянского языка: по происхождению святая - форма мн. ч. ср. р. В современном употреблении форма первого компонента фразеол. может ошибочно воспринимается как ед. ч. жен. р.
Образ фразеол. восходит к библейскому тексту, согласно которому Святая Святых - главная часть Скинии (палатки, шатра, служащих святилищем - священным зданием, воздвигнутым пророком Моисеем по повелению Божиему для богослужений), где хранились особо почитаемые христианские святыни: каменные скрижали с десятью заповедями закона Божиего, золотой сосуд с манной и посох первого первосвященника еврейского народа Аарона (Исх. 33; Евр. 9: 2-5). В Святая Святых мог входить только первосвященник - глава священников в Иудейской церкви.
фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о значимых в христианской традиции событиях и о сакральных предметах религиозного обихода, в данном случае - с представлением о Святая Святых как о священном месте, недоступном для непосвящённых.
Создающая образ фразеол. метафора уподобляет нечто сокровенное для человека, по отношению к чему он испытывает особенно трепетное чувство, сопряжённое с желанием охранять это от какого-л. вторжения, священному для христиан и запретному для недопущенных месту в храме.
фразеол. в целом выступает в роли символа чего-л. максимально оберегаемого от других, абсолютно закрытого от чужих.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - Holy of Holies.
автор:
И. С. Брилёва
Из Библии. В Ветхом Завете (Исход, гл. 26, ст. 33-34) говорится о «Свя-том-святых», означающем ту часть Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год.
' Иносказательно: сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных.
Книжн. О чём-л. сокровенном, тайном, заветном, недоступном для непосвященных. Выражение из Библии. ФСРЯ, 416; БМС 1998, 520.
СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia - Божественная Премудрость),
храм в Стамбуле (Константинополе), одно из самых замечательных произведений византийской и мировой архитектуры. Храм святой Софии был построен при императоре Юстиниане между 532 и 537. Юстиниан доверил его проектирование и строительство двум выдающимся архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. В этом сооружении впервые был полностью осуществлен принцип распределения давления купола при помощи системы полукуполов, экседр и арок, соединенных в единое целое. По типологии плана храм можно охарактеризовать как трехнефную купольную базилику.
Купол. Огромный купол имеет диаметр 33 м и высоту 55 м над уровнем пола. Купол опирается на паруса, которые поддерживают четыре мощных столба; с востока и запада к куполу примыкают два больших полукупола, которые, в свою очередь, передают распор меньшим экседрам; с севера и юга купол опирается на арки с очень широким пролетом.
Внутреннее пространство. Вход в храм предваряют широкий атриум (двор), экзонартекс (вестибюль) и просторный нартекс (отделенная от основного пространства западная часть храма, предназначавшаяся для готовящихся принять крещение). Внутреннее пространство храма устроено таким образом, что глаз зрителя скользит по вогнутым поверхностям арок, экседр и полукуполов и устремляется к огромному куполу. Боковые нефы и галереи второго яруса открываются в главный неф аркадами на порфировых колоннах. Стены облицованы мрамором. Резные капители колонн сохранили следы позолоты. Все вогнутые поверхности полукуполов и арок были украшены золотой мозаикой, которая сверкала в изменчивом свете, словно драгоценные камни. Общее впечатление от интерьера - сияющее красочное великолепие, богатство отделки и деталей. Алтарная преграда была сделана из чистого серебра, из серебра или золота были сделаны все лампады, канделябры и паникадила, а многочисленные реликварии с мощами святых - из золота и драгоценных камней. В конце 11 в. император Алексей Комнин говорил, что в Святой Софии сосредоточено больше сокровищ, чем во всех остальных храмах Константинополя вместе взятых, и больше, чем в храме Соломона.
После турецкого завоевания. Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до завоевания Константинополя в 1453. Турки пощадили храм, однако превратили его в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол. Вопреки распространенному мнению, великолепные мозаики были покрыты штукатуркой не сразу: многие из них видел и зарисовал французский путешественник Грело в 1675. Постепенно интерьер храма приспособили к нуждам мусульманского вероисповедания, пристроили четыре минарета и отремонтировали купол, укрепив его снаружи контрфорсами, и наконец закрыли мозаики. В 1847-1849 их открыл и отреставрировал Фоссати, но затем их снова покрыли штукатуркой. В 1931 Мустафа Кемаль Ататюрк дал разрешение директору Американского византийского института Т.Уайтмору провести раскрытие и научную реставрацию мозаик, что и было осуществлено при поддержке Фонда Генри Адамса. В 1934, по указу Ататюрка, Святая София перестала функционировать как мечеть, а в 1935 стала музеем. К 1948 была закончена реставрация мозаик нартекса, южного вестибюля, южной галереи и апсиды. Влияние Святой Софии на дальнейшее развитие архитектуры. Храм святой Софии остался непревзойденным творением византийского зодчества, его план и архитектурная декорация стали источником вдохновения для многих мастеров на всем протяжении существования Византийской империи. Конструкция купола на парусах, впервые использованная в Св. Софии, нашла широкое применение в церковной архитектуре.
ЛИТЕРАТУРА
Всеобщая история архитектуры, т. 3. Л. - М., 1966
ср.
Титулование православного патриарха и папы Римского (употребляется в сочетании с местоимениями: Его, Ваше, Их).
СВЯТЕ́ЙШЕСТВО, святейшества, ср. (церк. офиц.). В соединении с мест. его, ваше, их - титулование православных патриархов и римских пап.
СВЯТЕ́ЙШЕСТВО, -а, ср. С местоимениями «ваше», «его», «их» титулование православного патриарха, Папы Римского, иногда также других высших церковных иерархов.
СВЯТЕ́ЙШЕСТВО, -а, ср
Титулование православного патриарха и римского папы (с местоимениями ваше, его, их).
Его святейшество Папа Римский Иоанн-Павел II собирался приехать с визитом в эту страну.
СВЯТЕ́ЙШЕСТВО -а; ср. (обычно с местоим.: ваше, его, их). Титулование православных патриархов и синода, а также пап римских. Обратиться к его святейшеству с просьбой о помиловании.
святе́йшество, святе́йшества, святе́йшеств, святе́йшеству, святе́йшествам, святе́йшеством, святе́йшествами, святе́йшестве, святе́йшествах
СВЯТЕ́ЙШИЙ, святейшая, святейшее (церк. офиц.). прил., по знач. связанное с титулованием православных патриархов и синода, а также римских пап. Святейший правительствующий синод. Святейший престол (папский). «Заутра вновь святейший патриарх… с иконами Владимирской, Донской воздвижется.» Пушкин.
СВЯТЕ́ЙШИЙ, -ая, -ее. Составная часть титула нек-рых патриархов, а также Папы Римского.
Святейший Синод то же, что Синод.
СВЯТЕ́ЙШИЙ -ая, -ее. Составная часть титулования православных патриархов и синода, а также пап римских. С. патриарх Московский и всея Руси.
святе́йший, святе́йшая, святе́йшее, святе́йшие, святе́йшего, святе́йшей, святе́йших, святе́йшему, святе́йшим, святе́йшую, святе́йшею, святе́йшими, святе́йшем, святе́йш, святе́йша, святе́йше, святе́йши, посвяте́йшее, посвяте́йшей
Святе́йший Прави́тельствующий Сино́д (от греч. sýnodos - собрание), высший государственный орган церковного управления, создан Петром I в 1721, объединял высших церковных иерархов. Возглавлял Синод назначавшийся императором гражданский чиновник (обер-прокурор). Ведал делами Русской православной церкви (занимался толкованием религиозных догматов, надзором за соблюдением обрядов, вопросами духовной цензуры и просвещения, боролся с «еретиками» и «раскольниками»). На Поместном соборе 1917-18 создан Священный Синод.
СВЯТИ́ЛИЩЕ -а; ср. Высок.
1. Здание или помещение для совершения религиозных обрядов (обычно у язычников); храм. С. богов. С. Перуна.
2. чего. О месте, внушающем чувство глубокого почтения, благоговения. С. науки. Музей Блока - с. русской поэзии.
* * *
святи́лище - место отправления культов, в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.
* * *
СВЯТИЛИЩЕ - СВЯТИ́ЛИЩЕ, место отправления культов в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.
СВЯТИЛИЩЕ - место отправления культов в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.
СВЯТИЛИЩЕ - в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова святилище - это место, где совершались основные богослужения израильтян. Первоначально это была скиния (шатер), которую евреи устроили в пустыне и которая после завоевания обетованной земли помещалась в Силоме, а затем - Первый и Второй иерусалимский храмы. Когда евреи после исхода из Египта вошли в Ханаан, они обнаружили здесь многочисленные языческие святилища, в частности "высоты", неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете. Последние были со временем приспособлены для поклонения Яхве, однако этот культ нередко подвергался языческим влияниям. Пророки решительно выступали за сосредоточение культа Яхве в Иерусалиме и в конце концов добились успеха. Функцию священного убежища у древних евреев выполняли шесть "городов убежища", где от своих преследователей могли укрыться все, кроме тех, кто совершил предумышленное убийство. Возможно, это установление явилось следствием уничтожения местных святилищ.
См. также ХРАМ.
- Наос.
- Храм.
- Здание для богослужения.
- Картина французского живописца Клода Лоррена «... в Дельфах».
- Произведение русского писателя Ивана Бунина из сборника «Листопад».
- Роман американского писателя Уильяма Фолкнера.