Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вьетнамская война

Энциклопедия Кольера

ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА - вооруженное столкновение на п-ове Индокитай в Юго-Восточной Азии, начавшееся в конце 1950-х годов как партизанская гражданская война в Южном Вьетнаме и переросшее после 1965 в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама.

Предыстория. Весной 1954 в Женеве было созвано совещание для обсуждения условий окончания войны в Индокитае (1946-1954), в котором участвовали, с одной стороны, представители национально-освободительных сил и коммунистов Вьетнама, а с другой - французское колониальное правительство и его сторонники. Совещание открылось 7 мая, в день, когда пала французская военная база в Дьенбьенфу. В совещании приняли участие представители Франции, Великобритании, США, СССР, Китая, Камбоджи, Лаоса, а также вьетнамского правительства Бао Дая, поддерживаемого французами, и правительства Вьетминя (Лиги борьбы за независимость Вьетнама) во главе с Хо Ши Мином. 21 июля было достигнуто соглашение о прекращении огня, предусматривавшее вывод французских войск из Индокитая. Основные пункты соглашения по Вьетнаму предусматривали: 1) временный раздел страны на две части приблизительно по 17-й параллели и установление демилитаризованной зоны между ними; 2) запрет на наращивание вооружений в обеих частях страны; 3) создание международной контрольной комиссии в составе представителей Индии, Польши и Канады; 4) проведение 20 июля 1956 всеобщих выборов в парламент единого Вьетнама. США и правительство Бао Дая отказались подписать соглашение, однако при этом американская сторона заверила, что не станет прибегать к силовым методам для его срыва. Бао Дай заявил, что западные державы предали его интересы, но было очевидно, что под нажимом СССР и Китая Вьетминь пошел на гораздо большие уступки, чем от него можно было ожидать, учитывая одержанную им военную победу. После ухода французов правительство Хо Ши Мина быстро укрепило свою власть в Северном Вьетнаме. В Южном Вьетнаме на смену французам пришли США, которые рассматривали Южный Вьетнам как главное звено в системе безопасности в регионе. Американская доктрина "домино" предполагала, что если Южный Вьетнам станет коммунистическим, то под контроль коммунистов попадут и все соседние с ним государства Юго-Восточной Азии. Премьер-министром Южного Вьетнама стал Нго Динь Дьем, хорошо известный националистический деятель, имевший высокую репутацию в США. Поначалу положение Нго Динь Дьема было весьма шатким из-за распрей среди его сторонников, из-за столкновений интересов господствовавших в различных регионах страны религиозно-политических сект, а также из-за давнего антагонизма между южанами, жителями Центрального Вьетнама и, как правило, более образованными и политически активными северянами. Дьему удалось укрепить свою власть к концу 1955, расколов стан противников вооруженным путем, подавив сопротивление различных сект, разработав программу общественных работ и начав проведение ограниченной земельной реформы. После этого премьер-министр провел референдум, отстранил от власти Бао Дая и провозгласил себя главой государства. Однако начиная с конца 1950-х годов в стране стал нарастать экономический застой, усилились репрессии, коррупция, дискриминация буддистов и южан. Тем не менее США продолжали оказывать правительству Нго Динь Дьема всемерную поддержку.

Повстанческое движение в сельских районах. В 1956 Нго Динь Дьем при негласной поддержке США отказался от проведения общенационального референдума по вопросу о воссоединении страны. Убедившись, что мирное объединение страны не имеет перспектив, вьетнамские националистические и коммунистические силы развернули повстанческое движение в сельских районах Южного Вьетнама. Политическое руководство движением осуществлялось из Северного Вьетнама, а практически повстанцев возглавили бывшие члены Вьетминя, которые остались после раздела страны в Южном Вьетнаме и перешли на нелегальное положение. После начала восстания к нему присоединились южане, бежавшие после 1954 на север и прошедшие там политическую и военную подготовку. Отлично ориентировавшиеся в местных условиях, знающие людей и даже языковые диалекты, повстанцы пытались заручиться поддержкой крестьян, обещая им землю (ограниченная земельная реформа Нго Динь Дьема не дала желаемого эффекта) и апеллируя к их национальным чувствам. В декабре 1960, когда стало очевидно, что режим Нго Динь Дьема постепенно теряет контроль над сельскими районами, Северный Вьетнам объявил об объединении повстанцев в Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) - возглавляемую коммунистами коалицию, в которую вошли различные религиозные, националистические и социальные группировки. Вооруженное крыло НФОЮВ, известное как Национально-освободительная армия, состояло из местной милиции, провинциальных воинских формирований и элитных ударных батальонов. Эти силы южновьетнамское правительство называло Вьетконгом (используя этот термин в отношении всех вьетнамских коммунистов). Политическая программа НФОЮВ предусматривала замену режима Нго Динь Дьема демократическим правительством, осуществление аграрной реформы, проведение Южным Вьетнамом политики нейтралитета на международной арене и, наконец, объединение страны на основе переговорного процесса.

Втягивание США в конфликт. В 1961 Вьетконг контролировал значительную территорию Южного Вьетнама и мог практически в любой момент перекрыть движение по дорогам страны. Американские военные советники были убеждены, что следует ожидать крупномасштабного вторжения с севера, как это было в Корее, и рекомендовали Нго Динь Дьему создать регулярную армию с разветвленной системой управления войсками, оснастить ее тяжелым вооружением и артиллерией. Но такая армия оказалась неспособной эффективно противостоять стремительным атакам партизан. Таким образом, поддержание безопасности в сельских районах легло на плечи слабо подготовленной и плохо вооруженной национальной полиции, в которую к тому же часто удавалось внедряться партизанам. Другой серьезной проблемой стало массовое перетекание оружия в руки вьетконговцев либо в ходе боевых действий, либо через перебежчиков. Быстрое ослабление позиций южновьетнамского правительства вынудило США предоставить ему в 1961 дополнительную военную помощь, что позволило в 1962 на время поправить положение. Для поддержки военных операций Нго Динь Дьем начал осуществлять программу создания "стратегических деревень", которая предусматривала строительство в деревнях оборонительных сооружений, обучение местных отрядов самообороны тактике отражения вьетконговских атак до прибытия правительственных войск, а также превращение их в центры здравоохранения, среднего образования и сельскохозяйственного обучения. Предполагалось, что в конце концов крестьяне перестанут снабжать партизан продовольствием и поставлять им новобранцев и информацию. Однако социальное положение крестьян почти не изменилось к лучшему, поэтому правительство оказалось неспособным защитить "стратегические деревни" от нападений партизан, а коррумпированные чиновники зачастую обворовывали сельское население. В 1963 в условиях активизации воинственной буддистской оппозиции и под американским нажимом с требованием изменения политического курса Нго Динь Дьем был смещен в результате первого из серии военных переворотов. Его преемники сосредоточили внимание на укреплении безопасности, в первую очередь в районе Сайгона, однако к 1964 центральное правительство более или менее контролировало лишь 8 из 45 южновьетнамских провинций, а Вьетконг теснил правительственные войска почти во всех остальных районах страны. Хотя официально сообщалось о тысячах уничтоженных вьетконговцев, численность партизан, учитывая только постоянный их контингент, составляла по оценкам 35 тыс. человек. Кроме того, считалось, что эти регулярные партизанские силы поддерживались вооруженными отрядами численностью ок. 80 тыс. человек, члены которых днем работали на земле, а ночью воевали. Более того, имелось ок. 100 тыс. активных сторонников Вьетконга, которые выполняли важные разведывательные задания и организовывали снабжение военных отрядов продовольствием и вооружением. Среди населения Южного Вьетнама в целом наблюдался рост настроений в пользу прекращения войны, но возрастало также недовольство коррумпированностью режима, его неспособностью обеспечить безопасность и элементарный набор услуг.

Инциденты в Тонкинском заливе. 2 августа 1964 эсминец ВМС США "Мэддокс", патрулировавший Тонкинский залив, подошел к побережью Северного Вьетнама и, как утверждалось, был атакован северовьетнамскими торпедными катерами. Через два дня при неясных обстоятельствах было совершено еще одно нападение. В качестве ответной меры президент Л. Джонсон приказал американским военно-воздушным силам нанести удар по военно-морским объектам Северного Вьетнама. Джонсон использовал эти нападения как предлог, чтобы добиться от конгресса принятия резолюции в поддержку его действий, в дальнейшем служившей мандатом на необъявленную войну.

Эскалация войны и изменение ее характера. Военные советники выступали за бомбардировку территории Северного Вьетнама еще до президентских выборов 1964. Осенью 1964 посольство США в Сайгоне сообщало об увеличении случаев проникновения значительных групп северовьетнамцев на территорию Южного Вьетнама. В феврале 1965 после нападения вьетконговцев на американскую военно-воздушную базу в Плейку Джонсон приказал американским самолетам начать бомбардировки казарм и мест сосредоточения войск в Северном Вьетнаме, которые, как полагали, использовались в качестве баз для нанесения ударов по Южному Вьетнаму. Первоначально бомбардировки имели целью прекратить проникновение северовьетнамских сил в Южный Вьетнам, заставить Северный Вьетнам отказаться от помощи повстанцам, а также поднять моральный дух южновьетнамцев. Со временем появились еще две причины - вынудить Ханой сесть за стол переговоров и использовать бомбардировки как козырь при заключении соглашения. К марту 1965 американские бомбардировки Северного Вьетнама стали носить регулярный характер. В начале 1965 США начали привлекать свои войска в Южном Вьетнаме к боевым операциям, что указывало на то, что их статус как военных советников уже изжил себя. В феврале, на начальном этапе эскалации военных действий, в Южном Вьетнаме находилось ок. 24 000 американских военнослужащих. К концу 1965 эта цифра выросла до приблизительно 175 тыс., не считая примерно 40 000 военнослужащих ВМС на кораблях США, курсировавших у берегов Южного Вьетнама. Однако только ок. 60% этого контингента составляли собственно боевые подразделения, остальное приходилось на вспомогательные войска и войска поддержки. Активизировались военно-воздушные операции и в Южном Вьетнаме. Для повышения мобильности южновьетнамских и американских войск в условиях пересеченной местности широко использовались вертолеты. Были разработаны новые виды оружия и методы ведения боя. Например, распылялись дефолианты, использовались "жидкостные" мины, проникающие под поверхность земли и сохраняющие способность к взрыву в течение нескольких суток, а также инфракрасные детекторы, которые позволяли обнаруживать противника под густым пологом леса. Воздушные операции против партизан изменили характер войны; теперь крестьяне вынуждены были покидать дома и поля, уничтоженные интенсивными бомбардировками и напалмом. К концу 1965 сельские районы Южного Вьетнама покинуло 700 тыс. жителей, ставших беженцами. Еще одним новым элементом стало вовлечение в войну других стран. Кроме США, на помощь южновьетнамскому правительству пришли Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия, позже Филиппины и Таиланд. В 1965 председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин пообещал направить в Северный Вьетнам советские зенитные установки, реактивные истребители МИГ и ракеты класса "земля - воздух".

Ход войны в 1965-1967. Значительное увеличение в 1965 численности личного состава и количества техники в вооруженных силах Южного Вьетнама, США и их союзников позволило расширить контролировавшуюся ими зону, особенно в районе Сайгона и в Центральном Вьетнаме. Однако Вьетконг прочно удерживал в сфере своего влияния многие сельские районы. Начиная с 1965 постепенно увеличивалась интенсивность американских бомбардировок Северного Вьетнама. Летом 1965 Вьетконг и северовьетнамцы вступили в непосредственное соприкосновение с южновьетнамскими и американскими войсками и вели серьезные бои. Чтобы предотвратить проникновение противника по тропе Хо Ши Мина, представлявшей собой систему горных троп в приграничных районах Южного Вьетнама, правительство США разрешило своим войскам преследовать противника на территории Камбоджи и усилило бомбардировку восточных районов Лаоса. К концу 1965 правительства противоборствующих сторон предприняли ряд бесплодных попыток найти выход из положения за столом переговоров. В начале 1966 было принято решение переключить основные силы южновьетнамской армии на проведение миротворческих операций с целью обеспечения безопасности густонаселенных сельских районов, таких, как дельта Меконга. Тем временем армия США предприняла гигантскую, хотя так и не достигшую цели операцию по прочесыванию местности, целью которой было уничтожение живой силы противника. Основные военные действия в 1966 происходили в центральных прибрежных провинциях, центральных горных провинциях Контум и Плейку, граничащих с Лаосом и Камбоджей, а также в районе, расположенном южнее демилитаризованной зоны. США начали наносить бомбовые удары по базам снабжения и бензохранилищам в Северном Вьетнаме, а также по целям в демилитаризованной зоне. Первая бомбардировка Ханоя, столицы Северного Вьетнама, и портового города Хайфона была проведена 29 июня 1966. Несмотря на это, численность северокорейских войск, проникавших в Южный Вьетнам, неуклонно возрастала. Советские поставки в Северный Вьетнам осуществлялись через порт Хайфон, от бомбардировок и минирования которого США воздерживались, опасаясь последствий гибели советских судов. В Северном Вьетнаме американские бомбардировки также привели к многочисленным жертвам среди мирного населения и уничтожению множества гражданских объектов. Потери среди мирного населения были относительно низкими благодаря строительству тысяч одноместных бетонных убежищ и эвакуации большей части городского населения, особенно детей, в сельские районы. Промышленные предприятия также вывозились из городов и размещались в сельской местности. В 1966 Вьетконгу не удалось развернуть крупного наступления, что вселило в командование США радужные надежды. Укрепление союзнических сил позволило американскому генералу У.Уэстморленду начать в первые месяцы 1967 массированное наступление на опорные базы повстанцев. Одной из поставленных задач было уничтожение деревень, контролируемых Вьетконгом. Жители подозрительных деревень выселялись из своих домов, которые затем сжигались или сносились бульдозерами, а крестьян переселяли в другие районы. Самые тяжелые бои во второй половине 1967 происходили в пяти провинциях, примыкающих с юга к демилитаризованной зоне. Сюда в поддержку американской морской пехоте, которая вела кровопролитные бои с северовьетнамцами, были направлены американские пехотные войска. В остальных районах страны боевые действия в основном сводились к нападениям партизан и контратакам правительственных войск. Исключение составляли лишь крупномасштабные наступательные операции, предпринятые Вьетконгом в октябре у Локниня, в районе камбоджийской границы, и в ноябре у Дакто, на Центральном плато. В 1967 американские бомбардировки Северного Вьетнама вновь усилились. США признали, что их самолеты совершали боевые вылеты против Северного Вьетнама с авиабаз в Таиланде. Американские бомбардировщики наносили удары не только по военным объектам, но и по промышленным предприятиям, электростанциям, железным дорогам, мостам, речным коммуникациям и нефтехранилищам. В конце 1967 официальные власти США сообщили, что всего во вьетнамской войне они потеряли 1833 самолета и 1204 вертолета, из них 767 были сбиты над Северным Вьетнамом. Северный Вьетнам так и не поддержал ту или иную сторону в советско-китайском конфликте, поскольку нуждался в помощи обеих стран. Начиная с 1965 СССР поставлял снаряжение и боеприпасы для противовоздушной обороны, а Китай направил в Северный Вьетнам вспомогательные войска численностью от 30 до 50 тыс. для оказания помощи в восстановлении транспортных коммуникаций и усиления противовоздушной обороны. На протяжении всех 1960-х годов Китай настаивал, чтобы Северный Вьетнам продолжал вооруженную борьбу до полной и окончательной победы. СССР, опасавшийся пограничных конфликтов, по-видимому, склонялся к открытию мирных переговоров, но из-за соперничества с Китаем за руководство коммунистическим блоком не оказывал на северовьетнамцев серьезного давления. Операция "Тет" в 1968. В начале 1968 Северный Вьетнам и Вьетконг провели ряд крупных операций против южновьетнамских городов. В это время ок. 20% из 490-тысячного американского контингента в Южном Вьетнаме и 35-40% боевых частей были дислоцированы в северных провинциях. В январе северовьетнамские войска окружили Кхешань, небольшой населенный пункт в районе демилитаризованной зоны, где на несколько месяцев сковали значительные силы американских войск. Пока американцы стояли под Кхешанью, ожидая там большого наступления, вьетконговцы начали его в другом месте. 30 января, вскоре после прекращения союзными войсками огня по случаю праздника Тет, вьетнамского Нового года, северовьетнамские подразделения совершили нападение на несколько городов, в том числе Куинен, Нячань, Дананг, Контум и Плейку. Небольшие группы вьетконговцев напали на отдельные заранее выбранные объекты (вроде американского посольства в Сайгоне), другие укрепили свои позиции в населенных пунктах, где они уже пользовались определенной поддержкой (например, в районе Сайгона Чолон). Под ударами наступающих пала древняя императорская столица Вьетнама - Хюэ, но во время контрнаступления город был фактически разрушен американской авиацией. Для борьбы с вьетконговцами в городах пришлось привлечь правительственные войска из сельских районов. Во время уличных боев разрушались целые городские районы, и к концу февраля в стране насчитывалось 1,5 млн. беженцев, из которых 700 000 лишились крова после 30 января. Тем временем НФОЮВ вернул себе контроль над многими сельскими районами. Несмотря на то, что призывы к всеобщему восстанию не имели успеха, операция "Тет" надолго подорвала престиж американских военных и нанесла сильнейший удар по моральному духу южновьетнамцев. В июне 1969 повстанцы сформировали Временное революционное правительство Южного Вьетнама.

Мирные переговоры. С 1965 по 1968 предпринимались неоднократные попытки начать мирные переговоры, но они оказались безрезультатными, как и усилия международных посредников. Генеральный секретарь ООН У Тан после встречи с представителями Северного Вьетнама в Рангуне (Бирма) в марте 1967 докладывал: "Ханой понимает принцип взаимности следующим образом: в Южном Вьетнаме идет гражданская война, Ханой поддерживает одну сторону, США - другую. Если США прекратят свою помощь, то Ханой готов сделать то же самое". США же утверждали, что защищают Южный Вьетнам от внешней агрессии. На пути мирных переговоров стояли три главных препятствия: 1) требование Ханоя, чтобы США окончательно и безоговорочно прекратили бомбардировки Северного Вьетнама; 2) отказ США пойти на это без уступок со стороны Северного Вьетнама; 3) нежелание южновьетнамского правительства вступать в переговоры с Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама. 31 марта 1968 президент США Джонсон уступил требованиям ограничить масштабы американского участия в войне и объявил о сокращении бомбардировок Северного Вьетнама (что, как выяснилось в дальнейшем, не коснулось 200-мильной полосы к северу от демилитаризованной зоны) и призвал к окончанию войны на условиях Женевских соглашений. И хотя США не прекращали наземных и воздушных боевых действий в Южном Вьетнаме и усилили бомбовые удары по южной части Северного Вьетнама, правительства Северного Вьетнама и США в мае приступили к предварительным мирным переговорам в Париже. Непосредственно перед президентскими выборами 1968 Джонсон отдал приказ о прекращении с 1 ноября американских бомбардировок Северного Вьетнама. Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама и сайгонскому правительству было предложено принять участие в переговорах в Париже.

Антивоенные настроения. В конце 1960-х годов США охватила беспрецедентно широкая волна общественного недовольства необъявленной войной во Вьетнаме. По-видимому, это было вызвано не только огромными расходами на войну и тяжелыми потерямитечение 1961-1967 было убито почти 16 000 американских военнослужащих и ранено 100 000; общие потери с 1961 по 1972 составили 46 000 убитых и более 300 000 раненых), но и демонстрацией по телевидению разрушений, причиненных американскими войсками во Вьетнаме. Решение Джонсона не выставлять свою кандидатуру на новый срок, о чем было объявлено одновременно с отказом от бомбардировок Северного Вьетнама, явилось результатом развернувшегося внутри страны движения протеста против проводимой им политики во Вьетнаме.

Вьетнамизация. Р. Никсон, сменивший Джонсона на посту президента в январе 1969, объявил о переходе к "вьетнамизации" войны, что предусматривало поэтапный вывод из Вьетнама американских сухопутных войск, использование остающихся военнослужащих в основном в качестве советников, инструкторов, а также для оказания технической помощи и авиационной поддержки южновьетнамским вооруженным силам, что означало перенос основной тяжести боевых действий на плечи южновьетнамской армии. Прямое участие американских войск в боевых действиях прекратилось с августа 1972. Численность американских военнослужащих во Вьетнаме сократилось с 536 000 в конце 1968 до примерно 24 000 в 1973. Однако еще 100 000 военнослужащих были дислоцированы в Таиланде и на о-ве Гуам, где располагались основные воздушные базы, а также на кораблях ВМС США, находившихся у побережья Вьетнама. Одновременно США заметно усилили бомбардировки Вьетнама, сначала на юге, а потом и на севере, и вскоре военные действия и бомбардировки охватили почти весь Индокитай. Расширение масштабов воздушной войны привело к росту числа сбитых американских самолетов (8500 к 1972). В 1970 достоянием широкой общественности стали факты резни, учиненной американскими солдатами в 1968 в деревне Милай во время проведения операции по прочесыванию. Эти зверства, а также состоявшиеся военные суды над участниками резни подняли новую волну дискуссий в обществе о роли американских войск во Вьетнаме и положении гражданского населения в войне, не имеющей четко выраженной линии фронта. В апреле 1970 войска США и Южного Вьетнама вторглись на территорию Камбоджи, чтобы уничтожить базы южновьетнамских партизан и оказать поддержку антикоммунистическому камбоджийскому правительству генерала Лон Нола, которое незадолго до этого свергло проводившее нейтральную политику правительство Нородома Сианука. К концу июня 1970 8000 американских солдат, участвовавших в операции, были выведены из Камбоджи, но южновьетнамские войска оставались на территории страны, а американская авиация продолжала оказывать поддержку войскам, воевавшим против сторонников Сианука и коммунистов. К концу 1971 война полыхала почти на всей территории Камбоджи. В 1970 и 1971 американская авиация по-прежнему наносила удары по районам Лаоса, находившимся под контролем прокоммунистических сил Патет-Лао. В 1970 возобновились бомбардировки территории к северу от демилитаризованной зоны под видом "ответной реакции" на обстрелы американских разведывательных самолетов. В феврале 1971 южновьетнамские войска при массированной поддержке американской авиации нанесли удар по тропе Хо Ши Мина в Лаосе. Однако шквальный зенитный огонь и яростные атаки пехоты, подкрепленные тяжелыми танками советского производства, вынудили сайгонские войска через полтора месяца отступить. В 1968, во время проведения операции "Тет", Вьетконг и северовьетнамцы понесли большие потери и в период с 1969 по конец 1971 перешли к тактике ограниченной партизанской войны. Однако в начале апреля 1972 они предприняли ряд крупных наступлений с участием танков и тяжелой артиллерии в нескольких районах Южного Вьетнама. Наиболее значительного успеха они добились на севере, где буквально смели бежавшие в панике южновьетнамские части, изгнав их из провинции Куангчи, и впервые с начала войны захватили один из провинциальных центров - город Куангчи. Серьезная угроза нависла также над Контумом на Центральном плато и Анлоком в 113 км к северо-западу от Сайгона. В ответ на наступление противника Никсон приказал возобновить полномасштабные воздушные бомбардировки всей территории Северного Вьетнама с использованием новейших бомб с более точным наведением. 8 мая он отдал распоряжение минировать северовьетнамские порты и внутренние водные пути. Такое беспрецедентное решение, казалось, должно было затруднить наметившееся улучшение отношений США с Китаем и СССР, но ни одна из этих стран не пошла на конфронтацию. К началу лета южновьетнамские войска начали контрнаступление и постепенно вернули некоторые из потерянных ранее территорий. Решающим фактором в успехе наступления стали мощные бомбовые удары американской авиации. В конце октября 1972, после секретных переговоров в Париже между советником президента Никсона по национальной безопасности Г.Киссинджером и представителем Северного Вьетнама Ле Дык Тхо, было достигнуто предварительное соглашение из девяти пунктов. Однако США медлили с его подписанием, а после того, как сайгонское правительство выступило с возражениями по ряду пунктов, попытались изменить содержание уже достигнутых договоренностей. В середине декабря переговоры были прерваны, и США развернули самые интенсивные за все время войны бомбардировки Северного Вьетнама. Американские стратегические бомбардировщики Б-52 вели "ковровые" бомбардировки районов Ханоя и Хайфона, накрывая за одно бомбометание территорию шириной 0,8 км и длиной 2,4 км. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира. В январе 1973 в Париже возобновились переговоры между Киссинджером и Ле Дык Тхо, в результате которых было достигнуто соглашение об урегулировании, которое было официально подписано 27 января. Соглашение напоминало октябрьский вариант и даже старые Женевские соглашения 1954. В нем признавалось единство Вьетнама и в то же время подтверждалось, что 17-я параллель остается временной демаркационной линией. Соглашением предусматривалось прекращение огня между северовьетнамскими и сайгонскими вооруженными формированиями в Южном Вьетнаме; вывод всех американских войск из Южного Вьетнама с одновременным освобождением всех американских военнопленных; прекращение США бомбардировок и минирования территории Демократической Республики Вьетнам. Для надзора за соблюдением соглашения о прекращении огня были созданы совместные военные комиссии и международная комиссия по контролю и наблюдению во Вьетнаме, в которую вошли представители Венгрии, Польши, Канады и Индонезии. Соглашением разрешались поставки вооружений во Вьетнам только для замены по принципу одна единица на одну, при этом запрещалась замена воинских контингентов. Соглашение предусматривало также вывод всех иностранных войск из Лаоса и Камбоджи, причем предполагалось, что обе страны заключат соглашения о прекращении огня. В Южном Вьетнаме предполагалось проведение новых выборов, организация которых была возложена на Национальный совет в составе представителей сайгонского правительства, коммунистов и нейтральных сил, но дата проведения выборов не указывалась. Кроме того, в течение тридцати дней должна была быть созвана специальная международная конференция, в задачу которой входило "гарантировать мир в Индокитае".

Окончание войны. В апреле 1973 Вьетнам покинули последние американские воинские части, а в августе Конгресс США принял закон, запрещающий любое использование американских вооруженных сил в Индокитае. Политические статьи соглашения о прекращении огня не были выполнены, и боевые действия так и не прекратились. В 1973 и начале 1974 сайгонскому правительству удалось добиться существенных успехов, но в конце 1974 Временное революционное правительство Южного Вьетнама нанесло ответный удар и в 1975 вместе с северовьетнамскими войсками предприняло генеральное наступление. В марте они заняли город Метхуот, и сайгонские войска вынужденно покинули всю территорию Центрального плато. Их отступление вскоре переросло в беспорядочное бегство, и к середине апреля коммунисты овладели двумя третями территории страны. Хюэ, Дананг, Куангнгай, Куинен и Нячанг пали без сопротивления; Сайгон оказался в окружении, и 30 апреля 1975 южновьетнамские войска сложили оружие. Вьетнамская война закончилась. С 1961 по 1975 погибло 56 555 американских военнослужащих, 303 654 человека получили ранения. У вьетнамцев погибло не менее 200 000 сайгонских солдат, примерно миллион солдат Национального фронта освобождения Южного Вьетнама и армии Северного Вьетнама, а также полмиллиона гражданских лиц. Еще несколько миллионов человек получили ранения, около десяти миллионов остались без крова.

Полезные сервисы

никсон ричард милхаус

Энциклопедия Кольера

НИКСОН Ричард Милхаус (Nixon, Richard Milhouse)

<a href='/dict/ричард' class='wordLink' target='_blank'>РИЧАРД</a> <a href='/dict/милхаус' class='wordLink' target='_blank'>МИЛХАУС</a> <a href='/dict/никсон' class='wordLink' target='_blank'>НИКСОН</a> и <a href='/dict/чжоу' class='wordLink' target='_blank'>Чжоу</a> <a href='/dict/эньлай' class='wordLink' target='_blank'>Эньлай</a>.

РИЧАРД МИЛХАУС НИКСОН и Чжоу Эньлай.

(1913-1994), 37-й президент США, родился 9 января 1913 в Йорба-Линде (шт. Калифорния). Когда Ричарду было 9 лет, семья переехала в калифорнийский город Уиттиер, где после окончания занятий в школе он работал в принадлежавшей отцу бакалейной лавке рядом с бензоколонкой. Никсон был вторым по успеваемости учеником в выпуске Уиттиер-колледжа в 1934. Окончил школу права в университете Дьюка в Дареме (шт. Северная Каролина). Никсон стал партнером в старейшей юридической конторе Уиттиера "Уингерт энд Бьюли", а в возрасте 26 лет - самым молодым попечителем Уиттиер-колледжа. В начале Второй мировой войны поступил на службу в управление регулирования цен в Вашингтоне, а в августе 1942 стал лейтенантом ВМС. Служил офицером авиационной наземной службы на Тихом океане. Уволился из армии в 1946 в звании лейтенанта-коммандера. По возвращении Никсона в Уиттиер группа калифорнийских республиканцев убедила его выставить свою кандидатуру на выборах 1946 против конгрессмена-демократа Дж.Ворхиса. В ходе предвыборной кампании Никсон обвинил Ворхиса в "сочувствии к коммунизму" и в потакании профсоюзам и победил с преимуществом в 15 592 голоса. В качестве члена комитета по делам образования и труда палаты представителей Никсон принимал участие в разработке закона Тафта - Хартли о трудовых отношениях. В качестве члена комитета по антиамериканской деятельности настаивал на расследовании деятельности бывшего сотрудника госдепартамента Э.Хисса, обвиненного в передаче секретных документов члену компартии У.Чамберсу. Никсон принимал активное участие и в деятельности комитета по разработке плана Маршалла. В Палате представителей он был выдвинут на второй срок в 1948, что было поддержано как демократами, так и республиканцами. Одержал победу на выборах с преимуществом в 141 500 голосов. Два года спустя Никсон вступил в борьбу за место в Сенате США с членом палаты представителей от Демократической партии Х.Дуглас. Он вновь выдвинул лозунг борьбы с коммунизмом и обеспечения внутренней безопасности, обвинив госпожу Дуглас в сочувствии к коммунизму, и в ходе кампании победил, получив поддержку 2 183 454 избирателей против 1 502 507 голосов, отданных Дуглас. Его агрессивная кампания привлекла к нему внимание партийных лидеров по всей стране. В 1952 кандидат республиканцев в президенты генерал Д.Эйзенхауэр назвал Никсона кандидатом на пост вице-президента. И вновь Никсон с жаром вел предвыборную кампанию, обвинив кандидата демократов в президенты Э.Стивенсона в примиренческой позиции по отношению к коммунистам. Впрочем, неожиданно для себя он на время оказался в обороне. Стало известно, что его сторонники в Калифорнии создали специальный фонд в размере 18 тыс. долл. для выплаты этой суммы Никсону в качестве надбавки к его окладу сенатора. Видные республиканцы советовали ему снять свою кандидатуру, однако Никсон выступил по национальному телевидению, разъяснив, что эти деньги не предназначались ему лично, а шли на оплату деятельности его аппарата и тем самым экономили средства налогоплательщиков. Он сказал, что сам стеснен в средствах, и признался в получении лишь одного подношения - собаки по кличке "Чекерс". Его выступление, получившее название "Чекерс спич", произвело столь сильное впечатление, что укрепило положение Никсона в списке кандидатов. В 1956 Эйзенхауэр и Никсон были избраны на второй срок, вновь победив демократов во главе со Стивенсоном. Эйзенхауэр делегировал своему вице-президенту намного больше полномочий, чем получал кто-либо из его предшественников. Никсон присутствовал на большинстве встреч президента с кабинетом министров и лидерами Конгресса. В качестве председателя президентской Комиссии по государственным контрактам Никсон много сделал для искоренения дискриминационной системы найма. В качестве председателя комитета по вопросам экономического развития при кабинете министров сыграл важную роль в прекращении забастовки рабочих сталелитейной промышленности в 1959. В трех случаях (в 1955, 1956 и 1957) он принимал на себя административные функции президента во время его болезни. 20 июля 1960 Никсон был выдвинут кандидатом на пост президента национальным съездом республиканцев. Он назвал кандидатом на пост вице-президента Г.Лоджа, постоянного представителя США при ООН, бывшего сенатора от Массачусетса. Его соперник Дж.Кеннеди, выступавший в паре с техасским сенатором Л.Джонсоном, подверг критике политику Эйзенхауэра, призвав избирателей "сдвинуть Америку с места". Хотя Кеннеди получил поддержку большинства выборщиков, его преимущество над соперником составило всего 120 тыс. голосов избирателей. Никсон вернулся к частной юридической практике в Калифорнии, продолжая выступать с публичными речами и в печати. В 1962 он попытался занять место популярного губернатора Калифорнии Э.Брауна, но проиграл, уступив 300 тыс. голосов избирателей. Политическая карьера Никсона казалась завершенной. В 1963 он переехал в Нью-Йорк, чтобы стать партнером крупной юридической фирмы на Уолл-стрит, но вскоре вновь оказался в гуще предвыборной борьбы, на этот раз в команде республиканского претендента на президентский пост, сенатора от Аризоны Б.Голдуотера. В течение последующих двух лет Никсону удалось добиться самого сенсационного возвращения в политику за всю историю США. Именно он проводил предвыборную кампанию в 1966, когда республиканцам удалось существенно укрепить свои позиции в палате представителей. 1 февраля 1968 Никсон заявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. Несмотря на соперничество влиятельных губернаторов - Дж.Ромни (Мичиган), Н.Рокфеллера (Нью-Йорк) и Р.Рейгана (Калифорния), 7 августа 1968 Никсон был вновь выдвинут кандидатом на пост президента США. Кандидатом в вице-президенты он назвал С.Агню, малоизвестного губернатора штата Мэриленд. Никсон победил, получив 31 770 237 голосов избирателей, его конкурент вице-президент Г.Хамфри - 31 270 533 голоса, а бывший губернатор Алабамы Дж.Уоллес, представлявший Американскую независимую партию, - 9 906 141 голос. Во внутренней политике Никсон оставался умеренным консерватором. Несмотря на серьезную оппозицию в Конгрессе, он урезал федеральные расходы на социальные программы, распустил управление по созданию экономических возможностей, сформированное в 1964 для решения проблем бедных слоев населения, начал осуществлять программу по сокращению субсидий фермерским хозяйствам. На четыре вакантных места в Верховном суде были назначены консерваторы, что остановило продолжавшуюся почти два десятилетия либерализацию судебной системы. В международных делах Никсон был прежде всего озабочен выполнением своего предвыборного обещания прекратить участие американцев во Вьетнамской войне и добиться "почетного мира". Во время остановки на Гуаме в ходе поездки по семи странам мира в июле 1969 Никсон заявил, что, продолжая оказывать помощь странам Азии, борющимся с коммунизмом, США не будут направлять свои войска для участия в войнах на территории Азии. Эта "доктрина" содержала рекомендацию союзникам США впредь в большей степени рассчитывать на собственные силы, хотя в ней не было и намека на отказ США от статуса сверхдержавы. Никсон ясно дал понять это в апреле 1970, когда направил войска в Камбоджу для поддержки недавно образованного правительства. Это решение инициировало новую волну студенческих демонстраций, и от рук солдат национальной гвардии в Кентском университете (шт. Огайо) погибли четыре студента. Никсон проигнорировал гневную реакцию общественности и продолжил процесс "вьетнамизации" конфликта, передав функции ведения наземной войны вьетнамцам. В мае 1972 он приказал заминировать северовьетнамские порты и водные пути. 26 октября, буквально накануне выборов 1972, его помощник по вопросам национальной безопасности Г.Киссинджер объявил о том, что "мир не за горами". Но обещанная договоренность после выборов так и не была выполнена, и 18 декабря Никсон приказал начать самую жестокую за все годы войны бомбардировку Северного Вьетнама. Мирные переговоры возобновились в Париже 8 января 1973. 27 января было достигнуто соглашение о перемирии, однако бомбардировка Камбоджи продолжалась вплоть до августа. В 1972 Никсон посетил Пекин и Москву. В Китае он договорился об обмене неофициальными делегациями. В Москве заключил ряд торговых соглашений, договор об ограничении систем противоракетной обороны и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. После визита Л.И.Брежнева в Вашингтон (июнь 1973) была заключена новая серия соглашений. В октябре политика разрядки международной напряженности подверглась серьезному испытанию из-за новой войны между Израилем и арабскими государствами. Получив информацию о возможном вмешательстве СССР, Никсон отдал приказ о приведении в боевую готовность всех подразделений стратегического и тактического назначения. Кризис был улажен подписанием соглашения о перемирии. С первого дня пребывания у власти Никсон имел дело с "разгоряченной" процветанием экономикой, результатом которой стала жестокая инфляция. Он ввел ограничительный бюджет и монетаристскую политику. К началу 1970 темпы роста инфляции сократились, но начался экономический спад. В августе 1971 президент установил государственный контроль над заработной платой и ценами, начав с их замораживания на 90 дней. Инфляция несколько снизилась, но в 1973 вновь стала увеличиваться, прежде всего из-за роста цен на продовольственные продукты. При Никсоне началась беспрецедентная централизация исполнительной власти. Он держал Конгресс на дистанции, прикрывшись, как щитом, аппаратом сотрудников Белого дома, и фактически игнорировал его при осуществлении внешней политики. Склонность Никсона обходить традиционные каналы отчетности проявлялась в попытках реорганизовать исполнительную власть. В 1972 он предложил заменить семь существующих министерств четырьмя новыми, но Конгресс отказался принять соответствующее решение. Сразу после убедительной победы в 1972 над демократическим кандидатом Дж.Макговерном (47 042 923 против 29 071 629 голосов) Никсон объявил о своих планах осуществления руководства политикой министерств через "суперкабинет", который бы состоял из нескольких советников Белого дома. Он создал новое административно-бюджетное управление, обладавшее большими правами, чем старое бюджетное бюро, а также совет по внутренним делам, узурпировавший, по мнению многих критиков, полномочия кабинета министров. С началом Уотергейтского скандала нежелание Конгресса вступать в конфликт с президентом быстро испарилось, и в ноябре 1973 Конгресс преодолел президентское вето на закон о военных полномочиях, содержавший требование о согласии Конгресса на использование американских вооруженных сил за пределами США. То, что произошло в ноябре, стало первым проявлением утраты доверия к президенту. В январе 1973 семь человек были осуждены за несанкционированное вторжение весной 1972 в помещение национального комитета Демократической партии в комплексе зданий "Уотергейт" в Вашингтоне, где они пытались установить подслушивающую аппаратуру и сфотографировать документы. Руководили взломщиками Дж.Лидди и Э.Хант, в прошлом сотрудники аппарата Белого дома, и Дж.Маккорд мл., который, как и Лидди, сотрудничал с комитетом по переизбранию президента (КПП). Операция по взлому финансировалась из секретных средств, поступавших в фонд КПП. Макговерн попытался превратить Уотергейтское дело в основной вопрос кампании 1972, сделав тогда еще не подкрепленное документами заявление, что взлом был частью более широкого заговора республиканцев, направленного на подрыв кампании демократов. Эта попытка оказалась бесплодной. В марте, в письме, адресованном окружному судье Дж.Сирике, председательствовавшему на судебном процессе по делу об Уотергейтском взломе, Маккорд заявил, что ответственные сотрудники аппарата Белого дома пытались скрыть истинные масштабы скандала и что на него и его сотрудников оказывалось давление. Тогда же Никсон повторил сделанные им ранее заявления, что внутреннее расследование не установило какого-либо участия в этом деле Белого дома. Однако в апреле он выступил с заявлением, что после нового расследования до его сведения были доведены "серьезные обвинения". Многие из этих обвинений уже получили освещение в прессе после расследования "большим жюри" и предварительного рассмотрения специальным сенатским комитетом под председательством сенатора-демократа от Северной Каролины С.Эрвина мл. В числе обвинений фигурировали следующие: Дж.Митчелл, директор КПП, бывший министр юстиции и давний друг Никсона, одобрил операции по взлому, а два помощника президента, Дж.Эрлихман и Г.Холдеман, вместе с советником Белого дома Дж.Дином III участвовали в сокрытии информации по этому вопросу. 30 апреля Никсон распорядился, чтобы Дин подал в отставку, и принял отставку Холдемана и Эрлихмана. Подал в отставку и министр юстиции Р.Клайндинст, который находился в приятельских отношениях с Митчеллом. Клайндинста сменил Э.Ричардсон. В мае Ричардсон с согласия Никсона, полученного под давлением Конгресса, назначил гарвардского профессора А.Кокса специальным федеральным прокурором, который возглавил расследование Уотергейтского дела. Комитет Эрвина открыл слушания дела, ход которых транслировался по национальному телевидению. Один свидетель за другим подтверждали то, о чем ранее сообщалось в прессе. Дин показал, что, согласно его личным впечатлениям, полученным в результате разговоров с Никсоном, президент уже в сентябре 1972 знал о попытке сокрытия фактов. Это грозило президенту обвинением в лжесвидетельстве. В ходе слушаний выяснилось, что все разговоры президента в Белом доме записывались на пленку для последующего использования в качестве исторических документов. После того как Никсон, сославшись на принцип разделения властей, отказался передать Коксу и в комитет Эрвина пленки с записями разговоров, которые могли бы доказать его соучастие, они обратились в суд. В августе Сирика потребовал передать девять пленок, запрошенных Коксом, но Никсон тянул, пытаясь выиграть время. 20 октября президент заявил, что Кокс превысил свои полномочия как представитель исполнительной власти, и приказал его уволить. Однако Ричардсон и его первый заместитель У.Раклсхаус предпочли подать в отставку, чем подчиниться приказу. Требования отставки или импичмента Никсона, ранее выдвигавшиеся в основном демократами, отныне стали исходить и от республиканцев. 22 октября юридическому комитету палаты представителей под председательством демократа П.Родино (от шт. Нью-Джерси) было поручено начать изучение возможных оснований для импичмента Никсона. 23 октября Никсон согласился представить пленки с записями, но 31 октября его адвокат информировал судью Сирику, что двух из затребованных пленок никогда не существовало; это с новой силой поставило вопрос о честности Никсона. Несколько позднее его адвокаты признали, что часть текста на третьей пленке была стерта. В первых числах ноября Никсон под сильным давлением назначил Л.Яворского новым специальным прокурором по Уотергейтскому делу. Ущерб, нанесенный Уотергейтским скандалом, усугубился рядом других скандалов. Эрлихман оказался замешанным в неудачной попытке Белого дома получить в 1971 компрометирующие материалы на Д.Элсберга путем незаконного проникновения в приемную его психиатра. В 1973 суд над Элсбергом по обвинению в опубликовании им секретной информации Министерства обороны был отменен, когда правительство признало, что телефонные разговоры Элсберга прослушивались незаконно. Два лица, участвовавшие в проведении предвыборной кампании республиканцев, были заключены под стражу за распространение предвыборной литературы, содержавшей клевету в адрес кандидатов демократов, в ходе предварительных выборов во Флориде в 1972. Руководители нескольких крупных корпораций были оштрафованы после того, как признали себя виновными в незаконной передаче взносов в фонд кампании Никсона в 1972. В ходе других расследований изучались материалы, касавшиеся использования крупных сумм государственных средств для перестройки домов Никсона в Сан-Клементе (шт. Калифорния) и Ки-Бискейне (шт. Флорида), а также законности личных налоговых льгот президента и передачи промышленником Х.Хьюзом 100 тыс. долл. близкому другу Никсона Ч.Ребозо. Последующим расследованием в начале 1974 было установлено, что Никсон не заплатил государству налоги в сумме 432 тыс. долл. за 1969-1972. Хотя срок давности по долгу за 1969 истек, Никсон объявил, что намерен его выплатить. 10 октября 1973 в результате расследования, не имевшего отношения к Уотергейту, в отставку с поста вице-президента ушел С.Агню. Балтиморское "большое жюри" получило доказательства того, что он получал взятки на постах губернатора и вице-президента. Никсон назвал преемником Агню конгрессмена из Мичигана, лидера республиканцев в палате представителей Дж.Форда Младшего. И все же именно Уотергейтский скандал привел администрацию Никсона к краху, а его самого к отставке. Расследование Яворского дало основания для привлечения к судебной ответственности Митчелла, Холдемана, Эрлихмана и сотрудников Белого дома и КПП за совершенные ими преступления. Яворский и юридический комитет палаты представителей затребовали другие пленки с записями. Никсон игнорировал эти запросы, но, когда выяснилось, что записи, уже поступившие к Сирике, будут обнародованы в ходе судебного процесса, передал отредактированные стенограммы записанных на пленку разговоров. Позднее оказалось, что они отличаются от текста пленок, которые были переданы Сирикой юридическому комитету. Однако и никсоновская версия не сняла подозрений в соучастии Никсона и его помощников в преступлении, ко всему прочему показав аморальный характер некоторых мест в президентских разговорах, в результате чего поднялась новая волна публичной критики. Чтобы заставить Никсона согласиться с требованием о передаче 64 дополнительных пленок, Яворский обратился в Верховный суд США. Адвокаты Никсона настаивали, что президент имеет право не передавать эти записи, ссылаясь на принцип разделения властей. Однако 24 июля Верховный суд вынес решение, обязывавшее Никсона представить пленки. В том же месяце в ходе транслировавшихся по телевидению слушаний юридический комитет проголосовал за внесение на рассмотрение Палаты представителей вопроса об импичменте президента. При поддержке как республиканцев, так и демократов комитет обвинил Никсона в том, что он препятствует отправлению правосудия, злоупотребляет президентской властью и игнорирует повестки палаты представителей. 5 августа Никсон обнародовал несколько пленок с записями, которые были затребованы Яворским; одновременно он заявил, что его адвокаты не были посвящены в содержание этих пленок. Согласно записи разговора с Холдеманом от 23 июня 1972, через несколько дней после Уотергейтского взлома Никсон дал указание принять меры к прекращению расследования, начатого ФБР. Из пленки явствовало, что Никсон был вовлечен в укрывательство преступления и на протяжении двух лет лгал о своей неосведомленности. Помощники президента и его сторонники в Конгрессе почувствовали себя обманутыми и открыто выражали свой гнев. 8 августа Никсон объявил об отставке. 8 сентября президент Форд издал указ о прощении Никсона в связи с преступлениями, которые бывший президент "совершил или в совершении которых мог участвовать". Никсон удалился в свое поместье в Сан-Клементе (шт. Калифорния). В 1976 он был лишен права на адвокатскую практику в штате Нью-Йорк, что поставило точку на его юридической карьере. В конце 1970-х и в 1980-х годов, пытаясь восстановить репутацию, Никсон написал серию мемуаров и несколько книг по вопросам международных отношений, часто выезжал за рубеж. Умер Никсон в Нью-Йорке 22 апреля 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Никсон Р.М. На арене: Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992

Полезные сервисы