Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

семирадский (siemiradzki) хенрык

Большой энциклопедический словарь

СЕМИРАДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - российский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма. Преимущественно сцены из античной жизни ("Фрина", 1889).

Полезные сервисы

семирадский (siemiradzki) хенрык (генрих ипполитович)

Большой энциклопедический словарь

Семира́дский (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) 1843—1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) мастерство рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.

Полезные сервисы

семирадский хенрык

Энциклопедический словарь

СЕМИРАДСКИЙ Хенрык - СЕМИРА́ДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902), русский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма (см. АКАДЕМИЗМ) . Преимущественно сцены из античной жизни («Фрина», 1889).

Гуманитарный словарь

СЕМИРА́ДСКИЙ Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - живописец, представитель академич. направления. Учился в Петерб. АХ (1864-70). Работал в Польше и России. Получил 1-ю зол. медаль за картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (1870). Пенсионер АХ в Мюнхене (1871) и Риме (1872-77). По мотивам стих. А. К. Толстого создал картину "Грешница" (1873). Получил 1-ю зол. медаль на Всемирной выставке в Париже (1878) за картину "Светочи христианства" (1876). Эклектич., театр. черты тв-ва С. вызвали резкое осуждение критиков демократ. направления. Картина "Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевсине" (1889) по своему линейно-рисуночному построению и разработке эффектов солнечного освещения является лучшей в его тв-ве, хотя ее композиция создана по традиц. барельефному принципу, а в пластике фигур ощущаются привычные академич. каноны. В колористич. отношении, несмотря на пленэрную задачу, картина выполнена по принципу раскраски, исключающему цветовое единство. С. создал для зала Ист. музея в Москве картины "Тризна воинов Святослава" и "Сожжение русса". С 1877 - проф. Петерб. АХ.

Полезные сервисы

семирадский хенрык (генрих ипполитович)

Энциклопедический словарь

Семира́дский Хенрык (Генрих Ипполитович) (Siemiradzki) (1843-1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) отточенность рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.

Полезные сервисы

мовэ мо

Словарь галлицизмов русского языка

МОВЭ МО * mauvais mot. "Все это пошлое "гаерство", - говорит знаменитость, - погоня за чем-то новым расчитана на спрос и причудливость публики. Эта внезапная перемена произошла потому, что это выгодно, в этом видно mauvais mot. 1900. Дягилев Интервью с г. Семирадским. // д. 1 100.

Полезные сервисы

мовэ па

Словарь галлицизмов русского языка

МОВЭ ПА * mauvais pas. Плохой шаг, поступок. Беда только в том, что всего этого можно достичь только ценою скандала и страдания. Путь действительно предстоял трудный: - настоящее mauvais pas. И. Тасм В молодые годы. // РВ 1891 4 прил. 4. Если она совершила mauvais pas, то никто не сумел бы с большим достоинством выйти из положения. Теккерей Виргинцы. // 12-11 93. Ср. faux pas. Все это пошлое "гаерство",- говорит знаменитость, - погоня за чем-то новым рассчитана на спрос и причудливость публики. Эта внезапная переимена произошла потому, что это выгодно, в это видна mauvais pas. 1900. Дягилев Интервью с г. Семирадским. // Д. 1 100.

Полезные сервисы

исторический музей

Энциклопедический словарь

Истори́ческий музе́й - в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872, открыт в 1883. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры.

* * *

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ МУЗЕ́Й в Москве, центральный государственный музей. Расположен на Красной площади, напротив Покровского собора (см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР). Основан в 1872 по инициативе устроителей Севастопольского отдела Политехнической выставки (полковника Н. И. Чепелевского, археолога графа А. С. Уварова (см. УВАРОВ Алексей Сергеевич), генерала А. А. Зеленого) как общественный музей для сбора памятников «знаменательных событий истории Русского государства». Открыт в 1883. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь (см. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ)», «Покровский собор (см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР)», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов.

История

Первоначальное название - Русский национальный музей его императорского величества государя наследника Цесаревича Александра Александровича. В 1881-1917 назывался Императорским Российским историческим музеем, с ноября 1917 - Государственный Российский Исторический музей, с февраля 1921 - Государственный Исторический музей (ГИМ).

До 1917 г. во главе музея находились: председатель, 2 товарища председателя и 12 членов управления. В 1872-1880 председателем был А. А. Зеленый, в 1881-1905 - великий князь Сергей Александрович (см. СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ), в 1905-1917 - великий князь Михаил Александрович (см. МИХАИЛ Александрович (1878-1918)).

Средства Исторического музея составлялись из пожертвований, доходов от публичных лекций и изданий, а также от входной платы.

В музее предусматривалось 8 отделов, охватывающих прошлое России с древнейших времен до середины 19 в. В 1883 были открыты первые 11 залов (свыше 3 тыс. экспонатов; экспозиция охватывала историю России до конца 12 в.); до 1917 открылось еще 5 залов (экспозиция доведена до конца 16 в.).

В 1881 музей был передан в ведение Министерства народного просвещения, приобрел статус правительственного учреждения. В 1889 открыта аудитория для лекций и заседаний ученых обществ. В 1925 в ГИМ создан институт практикантов, в котором учились: П. А. Дмитриев, Л. В. Черепнин (см. ЧЕРЕПНИН Лев Владимирович), А. В. Арциховский (см. АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович) и др., ставшие впоследствии крупными историками.

В 1986-1997 ГИМ был закрыт на капитальный ремонт и реставрацию.

В 1991 музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России, в 1994 определен как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и краеведческих музеев России.

Архитектура. Интерьер

Здание музея построено в «русском стиле (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)» по проекту архитекторов В. О. Шервуда (см. ШЕРВУД Владимир Осипович) и А. А. Семенова. Стены выложены из красного обожженного кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, напоминающие кремлевские. Планировка залов подчинена логике экспозиционного показа важнейших этапов исторического развития России. Парадные сени предваряют знакомство с экспозицией (роспись свода с «Родословным древом государей Российских» выполнена Ф. Г. Тороповым). Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох.

Оформление залов выполнено А. П. Поповым, Н. В. Никитиным, и др., орнаментальные росписи и исторические монументальные панно написаны В. М. Васнецовым (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), Г. И. Семирадским, И. К. Айвазовским (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) и др.

Собрания музея

В хронологическом отношении коллекции ГИМ отражают историю от палеолита до Новейшего времени.

До 1917 в Исторический музей поступили коллекции Московского археологического общества, Русского археологического общества, Московского университета, а также других учреждений и частных лиц. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий - Бахрушины (см. БАХРУШИНЫ), Бурылины, Грачевы (см. ГРАЧЕВЫ), Постниковы, Сапожниковы.

Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи 18-19 вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею П. И. Щукин (см. ЩУКИН Петр Иванович). Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А. А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг - ярославский купец И. А. Вахрамеев, художественных произведений - П. Я. Дашков.

В 1920-1930 в ГИМ попали коллекции из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей, музей Дворянского быта и др.).

В 1928 в ведение музея на правах отделений (филиалов) переданы: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского (см. КОЛОМЕНСКОЕ)», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря»; в 1932 - Палаты бояр Романовых; в 1934 - «Новодевичий монастырь».

В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в ГИМ.

Богатейшее собрание хранится в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла и синтетических материалов, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, книжном фонде. Для пополнения фондов регулярно проводятся историко-бытовые экспедиции, закупки на аукционах и у частных лиц.

С коллекциями музея работают историки, археологи, архивисты, нумизматы, этнографы, искусствоведы.

В библиотеку Исторического музея вошли: частные книжные собрания А. И. Барятинского (см. БАРЯТИНСКИЙ Александр Иванович), И. Е. Забелина (см. ЗАБЕЛИН Иван Егорович), Чертковская (см. ЧЕРТКОВ Александр Дмитриевич) и Голицынская библиотеки и др. (в 1917 свыше 0,5 млн. томов).

Полезные сервисы