СЕМИРАДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - российский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма. Преимущественно сцены из античной жизни ("Фрина", 1889).
семирадский (siemiradzki) хенрык (генрих ипполитович)
Большой энциклопедический словарь
Семира́дский (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) 18431902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) мастерство рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.
Полезные сервисы
семирадский хенрык
Энциклопедический словарь
СЕМИРАДСКИЙ Хенрык - СЕМИРА́ДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902), русский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма (см. АКАДЕМИЗМ) . Преимущественно сцены из античной жизни («Фрина», 1889).
Гуманитарный словарь
СЕМИРА́ДСКИЙ Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - живописец, представитель академич. направления. Учился в Петерб. АХ (1864-70). Работал в Польше и России. Получил 1-ю зол. медаль за картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (1870). Пенсионер АХ в Мюнхене (1871) и Риме (1872-77). По мотивам стих. А. К. Толстого создал картину "Грешница" (1873). Получил 1-ю зол. медаль на Всемирной выставке в Париже (1878) за картину "Светочи христианства" (1876). Эклектич., театр. черты тв-ва С. вызвали резкое осуждение критиков демократ. направления. Картина "Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевсине" (1889) по своему линейно-рисуночному построению и разработке эффектов солнечного освещения является лучшей в его тв-ве, хотя ее композиция создана по традиц. барельефному принципу, а в пластике фигур ощущаются привычные академич. каноны. В колористич. отношении, несмотря на пленэрную задачу, картина выполнена по принципу раскраски, исключающему цветовое единство. С. создал для зала Ист. музея в Москве картины "Тризна воинов Святослава" и "Сожжение русса". С 1877 - проф. Петерб. АХ.
Полезные сервисы
семирадский хенрык (генрих ипполитович)
Энциклопедический словарь
Семира́дский Хенрык (Генрих Ипполитович) (Siemiradzki) (1843-1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) отточенность рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.
Полезные сервисы
ибн фадлан
Энциклопедический словарь
Ибн Фадла́н - арабский путешественник X в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским болгарам.
* * *
ИБН ФАДЛАН - ИБН ФАДЛА́Н (Ахмад Ибн Фадлан), арабский путешественник 10 века. В 922-923 совершил с арабским посольством путешествие из Багдада в Булгар, которое подробно описал. О личности этого путешественника практически ничего не известно. Положение его в посольстве также не вполне ясно из текста его записки. Однако сведения, сообщенные им о народах Средней Азии, особенно Восточной Европы, имеют уникальное значение. Путешествие Ибн Фадлана проходило через Хорезм, столицу Саманидов (см. САМАНИДЫ) - Бухару.
По всей видимости, караван, к которому присоединилось посольство, прошел по южным предгорьям Уральского хребта, пересек ряд крупных рек, в том числе и Волгу, преодолел малонаселенные приволжские (гуззские) степи и в 923 достиг Булгара, где арабский посол вел переговоры о принятии местными правителями мусульманства, за что им была обещана помощь в борьбе с мощными соседями.
Единственный полный текст записки Ибн Фадлана не имеет завершающей части, в которой было подробно описано возвращение посольства в Багдад, а попутно дана характеристика Хазарского каганата (см. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ), его обыденной и ритуальной жизни. Многое, сообщенное Ибн Фадланом, - уникально, в частности, сведения о жизни степных кочевников, о правовых взаимоотношениях купцов и местного населения, об охоте на «носорога» (животное, похожее на быка, с огромным ветвистым рогом, по-видимому, лося), об обычаях индийцев, жителей Булгара, правилах приема у «булгарского» царя, о добыче смолы хвойных деревьев и, наконец, красочное описание похорон руса, т. е. норманского купца-воина, умершего в стране Булгар. На основе этого описания создана известная картина художника Г. И. Семирадского (см. СЕМИРАДСКИЙ Хенрык), хранящаяся в Историческом музее в Москве.
Полезные сервисы
басин петр. вас
Гуманитарный словарь
БА́СИН Петр. Вас. (1793-1877) - художник, проф. религ.-ист. и портретной живописи. Представитель рус. академизма. Род. в семье чиновника. С 1811 посещал рисов. классы АХ, занимался под рук. проф. В. К. Шебуева; удостоен Большой золотой медали за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1828). С 1819 в Италии. В Риме познакомился с В. Камуччини, Б. Торвальдсеном и А. Кановой, к-рые оказали на него значит. влияние. В пейзаже Б., в обращении к к-рому определ. роль сыграл С. Щедрин, нет стремления к эффектной передаче вида, ориентировки на моду ("Озеро в окрестностях Рима, окруженное лесом", 20-е гг.). Жанровые композиции итал. периода разнообразны по технике исполнения и сюжетам ("Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима, 1830). Б. рано определяется как ист. живописец, берущий сюжеты из античной истории и Библии ("Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822); "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада", 1928). После возвращения в Россию в 1831-69 - проф. АХ по кл. ист. и портретной живописи. Ориентировался на пед. систему А. Г. Венецианова. Учитель Н. Н. Ге, П. П. Чистякова, Г. И. Семирадского и др. Б. выполнил наиб. объем работ в Исаакиевском соборе - полностью расписал приделы кн. Александра Невского и великомученицы Екатерины, написал композицию "Нагорная проповедь" над большими южными дверями собора; завершил роспись плафона гл. купола, к-рую из-за болезни не смог закончить К. П. Брюллов; создал две композиции для аттика центр. части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста". Б. ч. росписей отвечала офиц. направлению рус. религ. живописи сер. 19 в. с характерными для нее авторским имперсонализмом и эклектич. соединением разл. стилей. Б. принадлежат монумент. росписи в Зимнем дворце, интерьерах АХ. Автор портретов графа К. Ф. Толя (30-е гг.), фельдмаршала Кутузова (1834), С. Щедрина (1822) и др.
Лит.: Петинова Е. Ф. Петр Васильевич Басин. Л., 1985.
Полезные сервисы
исторический жанр
Гуманитарный словарь
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва. И. Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем. И. Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва: станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И. Ж. восходят к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет, Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как исторические. Сложению И. Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17-18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс, Х. Рембрандт и др.) В России И. Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в. Значительный вклад в развитие И. Ж. внес М. В. Ломоносов ("Полтавская битва", 1762-64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль И. Ж. (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академич. традиции, использовал библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф. П. Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И. Ж. связано с вторжением в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе ист. сюжета присутствует в работах К. П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход к реализму в И. Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г. И. Семирадского, К. Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии И. Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (И. И. Ге, И. М. Прянишников, М. М. Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает И. Ж. в творчестве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва "модерн" присутствуют в былинных полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В. В. Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины А. М. Васнецова. На полотнах М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха создается духовная история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно для работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали темой для своих причудливых полотен чл. объединения "Мир иск-ва" (см. также А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).
После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А. А. Дейнека, М. Б. Греков, П. М. Шухмин, А. Т. Матвеев, В. А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40-50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н. П. Ульянов, П. Д. Корин, С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20-60-х гг. занимали "Лениниана" и "Сталиниана" (И. И. Бродский, М. Г. Манизер, А. М. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В. И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).
Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.
Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин
