Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

семирадский (siemiradzki) хенрык

Большой энциклопедический словарь

СЕМИРАДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - российский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма. Преимущественно сцены из античной жизни ("Фрина", 1889).

Полезные сервисы

семирадский (siemiradzki) хенрык (генрих ипполитович)

Большой энциклопедический словарь

Семира́дский (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) 1843—1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) мастерство рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.

Полезные сервисы

семирадский хенрык

Энциклопедический словарь

СЕМИРАДСКИЙ Хенрык - СЕМИРА́ДСКИЙ (Siemiradzki) Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902), русский живописец, по происхождению поляк. Жил в основном в Риме. Представитель академизма (см. АКАДЕМИЗМ) . Преимущественно сцены из античной жизни («Фрина», 1889).

Гуманитарный словарь

СЕМИРА́ДСКИЙ Хенрык (Генрих Ипполитович) (1843-1902) - живописец, представитель академич. направления. Учился в Петерб. АХ (1864-70). Работал в Польше и России. Получил 1-ю зол. медаль за картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" (1870). Пенсионер АХ в Мюнхене (1871) и Риме (1872-77). По мотивам стих. А. К. Толстого создал картину "Грешница" (1873). Получил 1-ю зол. медаль на Всемирной выставке в Париже (1878) за картину "Светочи христианства" (1876). Эклектич., театр. черты тв-ва С. вызвали резкое осуждение критиков демократ. направления. Картина "Фрина на празднике бога морей Посейдона в Элевсине" (1889) по своему линейно-рисуночному построению и разработке эффектов солнечного освещения является лучшей в его тв-ве, хотя ее композиция создана по традиц. барельефному принципу, а в пластике фигур ощущаются привычные академич. каноны. В колористич. отношении, несмотря на пленэрную задачу, картина выполнена по принципу раскраски, исключающему цветовое единство. С. создал для зала Ист. музея в Москве картины "Тризна воинов Святослава" и "Сожжение русса". С 1877 - проф. Петерб. АХ.

Полезные сервисы

семирадский хенрык (генрих ипполитович)

Энциклопедический словарь

Семира́дский Хенрык (Генрих Ипполитович) (Siemiradzki) (1843-1902), живописец. Работал в Польше и России. В сценах из античной и раннехристианской жизни («Светочи христианства», 1876, «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», 1889) отточенность рисунка и композиции, мастерское воссоздание эффектов солнечного освещения соседствуют с типичной для академизма поверхностной театральностью.

Полезные сервисы

ибн фадлан

Энциклопедический словарь

Ибн Фадла́н - арабский путешественник X в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским болгарам.

* * *

ИБН ФАДЛАН - ИБН ФАДЛА́Н (Ахмад Ибн Фадлан), арабский путешественник 10 века. В 922-923 совершил с арабским посольством путешествие из Багдада в Булгар, которое подробно описал. О личности этого путешественника практически ничего не известно. Положение его в посольстве также не вполне ясно из текста его записки. Однако сведения, сообщенные им о народах Средней Азии, особенно Восточной Европы, имеют уникальное значение. Путешествие Ибн Фадлана проходило через Хорезм, столицу Саманидов (см. САМАНИДЫ) - Бухару.

По всей видимости, караван, к которому присоединилось посольство, прошел по южным предгорьям Уральского хребта, пересек ряд крупных рек, в том числе и Волгу, преодолел малонаселенные приволжские (гуззские) степи и в 923 достиг Булгара, где арабский посол вел переговоры о принятии местными правителями мусульманства, за что им была обещана помощь в борьбе с мощными соседями.

Единственный полный текст записки Ибн Фадлана не имеет завершающей части, в которой было подробно описано возвращение посольства в Багдад, а попутно дана характеристика Хазарского каганата (см. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ), его обыденной и ритуальной жизни. Многое, сообщенное Ибн Фадланом, - уникально, в частности, сведения о жизни степных кочевников, о правовых взаимоотношениях купцов и местного населения, об охоте на «носорога» (животное, похожее на быка, с огромным ветвистым рогом, по-видимому, лося), об обычаях индийцев, жителей Булгара, правилах приема у «булгарского» царя, о добыче смолы хвойных деревьев и, наконец, красочное описание похорон руса, т. е. норманского купца-воина, умершего в стране Булгар. На основе этого описания создана известная картина художника Г. И. Семирадского (см. СЕМИРАДСКИЙ Хенрык), хранящаяся в Историческом музее в Москве.

Полезные сервисы

басин петр. вас

Гуманитарный словарь

БА́СИН Петр. Вас. (1793-1877) - художник, проф. религ.-ист. и портретной живописи. Представитель рус. академизма. Род. в семье чиновника. С 1811 посещал рисов. классы АХ, занимался под рук. проф. В. К. Шебуева; удостоен Большой золотой медали за картину "Христос изгоняет из храма торгующих" (1828). С 1819 в Италии. В Риме познакомился с В. Камуччини, Б. Торвальдсеном и А. Кановой, к-рые оказали на него значит. влияние. В пейзаже Б., в обращении к к-рому определ. роль сыграл С. Щедрин, нет стремления к эффектной передаче вида, ориентировки на моду ("Озеро в окрестностях Рима, окруженное лесом", 20-е гг.). Жанровые композиции итал. периода разнообразны по технике исполнения и сюжетам ("Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима, 1830). Б. рано определяется как ист. живописец, берущий сюжеты из античной истории и Библии ("Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822); "Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада", 1928). После возвращения в Россию в 1831-69 - проф. АХ по кл. ист. и портретной живописи. Ориентировался на пед. систему А. Г. Венецианова. Учитель Н. Н. Ге, П. П. Чистякова, Г. И. Семирадского и др. Б. выполнил наиб. объем работ в Исаакиевском соборе - полностью расписал приделы кн. Александра Невского и великомученицы Екатерины, написал композицию "Нагорная проповедь" над большими южными дверями собора; завершил роспись плафона гл. купола, к-рую из-за болезни не смог закончить К. П. Брюллов; создал две композиции для аттика центр. части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста". Б. ч. росписей отвечала офиц. направлению рус. религ. живописи сер. 19 в. с характерными для нее авторским имперсонализмом и эклектич. соединением разл. стилей. Б. принадлежат монумент. росписи в Зимнем дворце, интерьерах АХ. Автор портретов графа К. Ф. Толя (30-е гг.), фельдмаршала Кутузова (1834), С. Щедрина (1822) и др.

Лит.: Петинова Е. Ф. Петр Васильевич Басин. Л., 1985.

Полезные сервисы

исторический жанр

Гуманитарный словарь

ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва. И. Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем. И. Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва: станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И. Ж. восходят к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет, Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как исторические. Сложению И. Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17-18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс, Х. Рембрандт и др.) В России И. Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в. Значительный вклад в развитие И. Ж. внес М. В. Ломоносов ("Полтавская битва", 1762-64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль И. Ж. (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академич. традиции, использовал библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф. П. Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И. Ж. связано с вторжением в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе ист. сюжета присутствует в работах К. П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход к реализму в И. Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г. И. Семирадского, К. Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии И. Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (И. И. Ге, И. М. Прянишников, М. М. Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает И. Ж. в творчестве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва "модерн" присутствуют в былинных полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В. В. Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины А. М. Васнецова. На полотнах М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха создается духовная история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно для работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали темой для своих причудливых полотен чл. объединения "Мир иск-ва" (см. также А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).

После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А. А. Дейнека, М. Б. Греков, П. М. Шухмин, А. Т. Матвеев, В. А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40-50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н. П. Ульянов, П. Д. Корин, С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20-60-х гг. занимали "Лениниана" и "Сталиниана" (И. И. Бродский, М. Г. Манизер, А. М. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В. И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).

Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.

Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин

Полезные сервисы