Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хуан цзунси

Энциклопедия Кольера

<a href='/dict/хуан' class='wordLink' target='_blank'>ХУАН</a> <a href='/dict/цзунси' class='wordLink' target='_blank'>ЦЗУНСИ</a>

ХУАН ЦЗУНСИ

Хуан Тайчжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу. Выдающийся китайский философ-неоконфуцианец (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО), общественно-политический деятель и ученый-энциклопедист, занимавшийся историей, географией, математикой, астрономией, теорией музыки и календарных расчетов, основавший Чжэцзянскую историческую школу. Родился 24 сентября 1610 в округе Юйяо провинции Чжэцзян. Был сыном крупного политического деятеля, представителя Дунлиньской группировки, окончившего свои дни в тюрьме в 1626. Сам Хуан Цзунси также был близок к Дунлиньской школе, создав унаследовавшее ее идеи "Общество возрождения" (Фу шэ), и являлся учеником янминиста

(см. ВАН ЯНМИН; ВАН ЯНМИНА ШКОЛА) Лю Цзунчжоу (1578-1645). Хуан Цзунси вел политическую и вооруженную борьбу с вторгшимися в Китай маньчжурами как до, так и после их воцарения в Пекине в 1644. Прекратив сопротивление в 1649, он поселился у себя на родине в уезде Юйяо провинции Чжэцзян (откуда происходил и Ван Янмин) и занялся исключительно научной и литературной работой. Умер Хуан Цзунси 12 августа 1695. Славу Хуан Цзунси принесли прежде всего его исторические сочинения, в особенности связанные с событиями недавнего прошлого - эпохи Мин (1368-1644). Он создал классические работы по истории китайской философии периода ее высочайшего развития при династиях Сун, Юань, Мин (10-17 вв.): Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [[эпох]] Сун и Юань), Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [[эпохи]] Мин). Первый его самостоятельный трактат Мин и дай фан лу (Записки для ожидаемого с визитом [[правителя в период]] Поражения Света или, в другом возможном понимании, Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [[совершенномудрого правителя]]), написанный в 1662, посвящен обществоведческой проблематике (переиздан в Пекине в 1955). В общетеоретическом плане Хуан Цзунси критиковал как буддийскую ересь отстаивавшийся школой Чэн И (1033-1108) - Чжу Си (1130-1200) и доминировавший в официальном неоконфуцианстве приоритет "принципа" (ли1), всячески подчеркивая первичность коррелятивной ему "пневмы" (ци1): "то, что проницает небо и землю, пронизывает древность и современность, не может не может не быть единой пневмой (и ци) и только". Всенаполняющая, являющаяся "единым корнем" (и бэнь) пневма "рождает людей, рождает вещи", а принципы представляют собой упорядоченность ее "распространяющегося действия" (лю син), поэтому "без пневмы нет принципов" и "принцип - это принцип пневмы". Поддерживая отстаивавшийся противоположным направлением в неоконфуцианстве, школой Лу Цзююаня (1139-1192) - Ван Янмина (1472-1529) приоритет "сердца" (синь1), Хуан Цзунси утверждал, что "все наполняющее небо и землю суть сердце" и "поэтому исчерпывающее [[исследование]] принципов означает исчерпание тьмы особенностей в собственном сердце, а не исчерпание тьмы особенностей тьмы вещей". Совмещение этих двух установок привело Хуан Цзунси к "отождествлению сердца и пневмы" (синь цзи ци): "человек получает пневму от неба, чтобы жить, и обладает только одним сердцем и все", "в небе это пневма, в человеке это сердце, в небе это принцип, в человеке это [[индивидуальная]] природа (син1)". Динамичный характер пневмы как субстрата гносеопсихологического центра - сердца, в свою очередь, обусловил деятельностную трактовку познания, выразившуюся в интерпретации "доведения до конца" (чжи5) из фундаментального тезиса Ван Янмина о "доведении знания до конца" (чжи лян чжи) с помощью категории "действие" (син3, см. ЧЖИ - СИН). Согласно Хуан Цзунси, всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе/выгоде (ли3). Но в жизни общества ("Поднебесной") должна осуществляться общая польза/выгода, за что ответствен прежде всего правитель. В оценке роли последнего китайский мыслитель следовал положению Мэн-цзы о приоритете народа над правителем и допустимости свержения порочного государя (Мэн-цзы, VII Б, 14, I Б, 8). Отсюда Хуан Цзунси заключал, что следует "рассматривать Поднебесную в качестве субъекта (буквально: хозяина), а правителя - в качестве объекта (буквально: гостя), но не наоборот. Подобное идеальное положение, по его мнению, существовало при древних совершенномудрых государях, которые были способны по собственной воле отказываться от власти. В дальнейшем государи в силу общечеловеческого стремления к личной пользе/выгоде стали считать Поднебесную своей частной собственностью и рассматривать ее в качестве объекта, а себя - в качестве субъекта. Поскольку такое же стремление естественно возникало и у других претендентов на престол, в государстве образовывался неисчерпаемый источник борьбы и смуты. Кроме того, когда правитель подменяет общественные интересы своими личными, интересы его подданных оказываются неудовлетворенными. Поэтому такой правитель олицетворяет собой "великий вред Поднебесной". В целом, ссылаясь на различные исторические и мифические прецеденты, Хуан Цзунси признавал легитимной как наследственную, так и ненаследственную монархию, полагая главным критерием легитимности стремление монарха к общественной пользе/выгоде, соблюдению интересов всей Поднебесной, а не интересов его самого или его семьи. Согласно Хуан Цзунси, легитимной китайская монархия была с глубокой древности до конца 3 в. до н.э., т.е. при трех идеальных династиях - Ся, Шан-Инь и Чжоу. Нарушение правильных устоев государственности произошло при последующих династиях, основатели которых считали Поднебесную своим семейным достоянием. В качестве гарантий легитимности правления Хуан Цзунси предлагал различные мероприятия, главным образом относящиеся к трем областям - законодательной, административной и идеологической. В противоположность распространенному тогда мнению, что порядок или смута в стране зависят прежде всего от конкретных людей, а не законов, он выдвинул принцип, согласно которому сначала должны "иметься упорядоченные законы, после чего появятся упорядочивающие люди". Сами законы (фа) Хуан Цзунси разделял на "законы [[в интересах всей]] Поднебесной" (тянь ся чжи фа) и "законы [[в интересах]] одной семьи [[правителя]]" (и цзя чжи фа). Первые суть также "не законнические законы" (у фа чжи фа), а вторые - "незаконные законы" (фэй фа чжи фа). Чем больше в первых простоты, тем меньше смуты в стране; чем больше во вторых изощренности, тем больше смуты ими порождается. Хуан Цзунси отрицал неизменяемость законов, утверждая, что "каждая эпоха имеет законы данной эпохи", и доказывая это с помощью исторических изысканий. Законодательные нововведения он обосновывал принципом, согласно которому "соответствие законов [[своему]] времени обусловливает порядок" в стране. Следуя традиционной вере в "золотой век" древности, в качестве нововведений в данной области Хуан Цзунси предлагал "идеальные" законы трех первых династий (Ся, Шан-Инь, Чжоу) и предшествовавшего им мифического времени. При действии этих законов "пользу/выгоду из гор и водоемов не нужно было извлекать до исчерпания; не возникало опасений утратить равновесие наград и наказаний; благородные пребывали не при дворе, худородные - не в захолустье; в последующие века, когда взялись за осуждение простоты сих законов, люди Поднебесной не увидели [[в этом]] ни возможной алчности верхов, ни возможной ненависти низов". В историческом процессе изменения, т.е. деградации, законов Хуан Цзунси выделил два завершенных периода - от изначальной древности до падения Чжоу и воцарения династии Цинь (221-206), от Цинь до падения Сун (960-1279) и воцарения династии Юань (1279-1367) - и один незавершенный, охватывающий современную ему эпоху. Видимо, в завершении последнего периода он видел реализацию традиционной для китайской идеологии схемы триадического цикла, присутствующей, в частности, у Мэн-цзы, на которого ориентировался философ (Мэн-цзы, VII А, 30, III Б, 9, III А, 2, VII Б, 38, II Б,13), а затем Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), в школе текстов новых письмен, традиции Гунъян чжуань (5-2 вв. до н.э.) и Хэ Сю (129-182)

(см. ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ). В рассуждениях об административной сфере Хуан Цзунси также опирался на Мэн-цзы, у которого описана следующая система титулов и званий: император ("сын неба"), герцог (гун1), маркиз (хоу1), граф (бо), виконт (цзы), барон (нань); правитель (цзюнь), канцлер (цин2), сановник (да фу), служилый (ши4) (Мэн-цзы, V Б, 2). Хуан Цзунси истолковывал эту систему как свидетельство того, что в древности правитель государства или даже сам император не был принципиально отделен от административной иерархии, но включался в нее подобно всем нижестоящим инстанциям. Иными словами, отношение правителя к канцлеру аналогично отношению канцлера к сановнику и т.д., а отношение императора к герцогу аналогично отношению последнего к маркизу и т.д. "Изначально смысл появления правителя состоял в том, чтобы упорядочивать Поднебесную. Поднебесная не может быть упорядочена одним человеком, поэтому учреждено чиновничество для ее упорядочения. Так что чиновники суть телесные воплощения (фэнь шэнь) правителя". Эта единотелесность служит у Хуан Цзунси основанием для распространения принципов формирования административной иерархии на самого правителя, что прежде всего касается порядка престолонаследования. "В древности [[власть]] передавалась не сыну, а достойному. На лишение сына неба [[его]] положения или оставление в таковом смотрели так же, как на [[положение]] первого министра. Впоследствии сын неба стал передавать [[свою власть]] сыну, а первый министр - нет. Не все сыновья сынов неба были достойными, но благодаря тому что это восполнялось передачей [[поста]] первого министра достойным, не утрачивался и смысл, [[заложенный ранее в]] передачу достойным [[власти]] сына неба. При упразднении же [[поста]] первого министра для недостойного наследника сына неба нет достойного восполнителя и смысл передачи [[власти]] сыну также утрачивается!". Упразднение поста первого министра (цзай сян) Хуан Цзунси рассматривал как вполне конкретную политическую акцию, осуществленную основателем династии Мин - Чжу Юаньчжаном в 1380 и повлекшую за собой, по мнению философа, нарушение порядка во всю эпоху правления этой династии. Согласно Хуан Цзунси, в государстве помимо наследственного или ненаследственного правителя необходим ненаследственный первый министр, т.е. глава правительства. Последнее же он предлагал создавать по модели, предложенной знаменитым первым министром эпохи Тан (618-907) - Чжан Шо (667-730). Такое правительство, образуемое первым министром, должно состоять из кабинета административных дел (чжэн ши тан) и подчиненных ему пяти палат: палаты чиновников (ли фан), палаты верховного управления (шу цзи фан), военной палаты (бин фан), палаты народонаселения (ху фан), палаты наказаний и ритуалов (син ли фан). С известной долей условности кабинет административных дел можно считать аналогом кабинета министров, а пять палат - соответственно аналогом министерства внутренних дел, государственного совета, военного министерства, министерства финансов, министерства юстиции и церемоний. Ненаследственный характер должностей в структуре государственного аппарата, пропагандируемой Хуан Цзунси, подразумевает назначаемость сверху, а не избираемость снизу. Высшей, т.е. назначающей, инстанцией для правителя в ненаследственной монархии признавались либо его предшественник, добровольно передающий или завещающий ему престол, либо само небо, согласно древней теории "небесного предопределения" (гэ мин, см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

объявляющее своим "сыном" носителя наибольшей благодати (дэ) среди людей и заменяющее им автоматически утратившего это "сыновство" порочного правителя. Описываемый Хуан Цзунси аппарат власти для правильного выполнения своих функций нуждается еще в по крайней мере двух инстанциях - выдвигающей или обсуждающей законы и контролирующей их выполнение. У Хуан Цзунси они совмещаются в одной инстанции, обладающей также учебно-воспитательной и научно-просветительной функциями. Этой инстанцией он считал учебные заведения, школы всех ступеней, вводя таким образом свою программу в область идеологии. Хуан Цзунси утверждал, что начиная с династии Цинь, т.е. прежде всего благодаря восторжествовавшему тогда легизму, идеология в стране стала централизованно декретироваться: "правда и ложь в Поднебесной устанавливались только двором". Независимые умы при разных династиях создавали неофициальные объединения, частные школы и академии, пытаясь с их помощью воздействовать на администрацию, но, как правило, подвергались различного рода репрессиям, что подрывало устои государственной жизни и даже приводило к политическому краху. Хуан Цзунси указывал и на обратные, положительные примеры. Так, при династии Восточная Хань (25-220) 13 тысяч человек, состоявших в высших школах (тай сюэ), активно и успешно воздействовали на правительственные органы. Учебные заведения в Китае всегда играли особо важную роль. И дело здесь не только в повышенном почтении к труднодостижимой грамотности и учености, но и в социально-политической функции образования. Со 2 в. до н.э. в стране начала действовать экзаменационная система, обусловливавшая получение чиновничьих должностей соответствием определенному образовательному цензу. Таким образом административная и учебная системы сближались друг с другом. Поэтому Хуан Цзунси определял школы как "места, где взращиваются служилые". Но тут же он добавлял, что их значение этим не ограничивается, а состоит в том, чтобы "все средства упорядочения Поднебесной исходили из школ". В изображении Хуан Цзунси учебные заведения становятся не только кузницей руководящих кадров, но и своеобразными представительными органами, выражающими общественное мнение и доносящими его до всей администрации, включая императора. Система образования должна быть единой, общегосударственной, но при этом составляющие ее учебные заведения должны быть интеллектуально независимыми, допускающими свободное выражение взглядов. В высшей школе, играющей роль столичного университета, старейшине-ректору (буквально: совершающему возлияние жертвенного вина - цзи цзю) предоставляется право выбирать в ее состав крупнейших ученых-конфуцианцев своего времени. По статусу он приравнивается к первому министру и в случае отставки последнего может занять его место. В первый день каждого лунного месяца императору в сопровождении высших чиновников и советников следует посещать лекции старейшины-ректора в столичной высшей школе: "Старейшина-ректор, обратившись лицом к югу, произносит наставления; сын неба располагается среди учеников". Обращенность лицом к югу - каноническая поза императора, т.е. носителя наивысшей власти (см., например, Лунь юй, VI, 1, XV, 4/5). Следовательно, в данной ситуации таковым, естественно - на время, становится наставляющий сына неба старейшина-ректор. Здесь, как и в рассуждениях о роли достойного первого министра при недостойном правителе, явно проглядывает стремление Хуан Цзунси через функции высших должностных лиц как-то ограничить всевластие императора. В классическом конфуцианстве с самого его возникновения присутствовало подобное стремление, служившее основой для возвеличивания роли и расширения прав советников-конфуцианцев. По определению Конфуция, идеальный государь, "бездействуя, упорядочивает" Поднебесную (Лунь юй, XV, 4/5). "Бездействие" (у вэй) здесь подразумевало отсутствие прагматического вмешательства в заведенный порядок дел, гарантиями нормального хода которого должны были служить прямое духовно-нравственное воздействие государя на народ и правильная деятельность выбранных им достойных министров. В отличие от этой классической конфуцианской теории, Хуан Цзунси попытался ввести некоторые ограничения не в "бездействие", а в действия императора. Поскольку основной вектор политической инициативы в программе Хуан Цзунси оставался направленным сверху вниз, нормальные формы воздействия на императора снизу сводились к идейно-воспитательной сфере, что приводило к мысли об определенных педагогических мерах по отношению к наследнику престола. Хуан Цзунси предлагал обучать сына императора в столичной высшей школе по достижении им пятнадцати лет вместе с детьми высших чиновников (параллель этому - проект Царскосельского лицея в России начала 19 в.). Цель этого обучения - "знать настоящие и показные свойства людей" и "понемногу приобщаться к труду". По замыслу Хуан Цзунси, руководители нижележащих уровней административной иерархии - чиновники окружного и уездного масштабов должны получать наставления в соответствующих учебных заведениях еще чаще, чем император и его приближенные, а именно два раза в месяц - первого и пятнадцатого числа. При этом в случае обнаружения крупных административных нарушений и упущений ученым наставникам следовало объявлять о них публично под барабанный бой. Хуан Цзунси выступал за уравнительное перераспределение земель, восстановление древней системы "колодезных полей"

(цзин тянь, см. ЦЗИН ТЯНЬ; ЦЗИН ВЭЙ),

снижение налогов с крестьян и их (налогов) пятиступенную дифференциацию в зависимости от плодородности земли; за то, чтобы не только земледелие, но также торговля и ремесло считались "основным занятием"; за унификацию денежной системы, эмиссию бумажных денег и учреждение банков; за такую систему воинской повинности, при которой каждые пятьдесят человек выставляют одного рекрута, а десять семей снабжают его продовольствием. Социально-политические, экономические и правовые идеи Хуан Цзунси оказали большое влияние на китайских реформаторов конца 19 - начала 20 в., в особенности Лян Цичао (1873-1929), использовавших их в борьбе за демократические преобразования в стране.

ЛИТЕРАТУРА

Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970

Полезные сервисы

конфуций

Энциклопедия Кольера

Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.

<a href='/dict/конфуций' class='wordLink' target='_blank'>КОНФУЦИЙ</a>

КОНФУЦИЙ

Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысячи учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал "святых-совершенномудрых" (шэн1) правителей полуреальной, полумифической "древности" (гу2), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными-интеллектуаламиидеале - чиновниками), чье наименование - "жу" стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности ("су ван" - "некоронованный царь" или "подлинный властелин"). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Конфуций также приписывается авторство философских комментариев, входящих в Чжоу и, и первой летописи Чунь цю (Весны и осени). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистическое "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин1) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), то есть нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли3), а не "должной справедливостью" (и1), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е. "благодати/добродетели" (дэ1), свободный ("безорудийный" - бу ци) "благородный муж" господствует над зашоренным ("орудийным") "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения Конфуция - человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные проблемы ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религиозные ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологические (знание - это "знание людей"). Человеческую "природу" (син1) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли2)", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь2) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутренняя" морально-психологическая установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории - "благодать/добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо1). "верность" (чжун2) и другие. Этика Конфуция подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина") и "взаимности" (шу1 - "золотое правило морали"). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико-ритуальной благористойности (ли2) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного царя" и святого мудреца ("таинственного совершенномудрого" - сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании "критики Линь Бяо и Конфуция", развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).

ЛИТЕРАТУРА

Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис. - В кн.: Историко-философский ежегодник, 1986, М., 1986 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987 Малявин В.В. Конфуций. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Переломов Л.С. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998

Полезные сервисы

цзи-перводвигатель

Энциклопедия Кольера

ЦЗИ-ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ - "Перводвигатель", "пружина", "движущая сила", "механизм", "механический", "организм", "[[жизненное]] начало", "источник энергии", "импульс", "хитроумный", "махинаторский", "[[удобный]] случай" (цзи1). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Конкретные значения "цзи1" - "крючок арбалета", "западня", "спускать стрелу с крючка", "ткацкий станок". В семантике иероглифа "цзи1" (элементы "дерево" и "зародыш, исток, край") традиционно противопоставляемые на Западе понятия "механизм" и "организм" объединяются через общий признак самодвижения, двигательного импульса, исходящего изнутри. В конфуцианских текстах 5-3 вв. до н.э. "цзи1" имеет значение как творческой движущей силы, обуславливающей воплощение единого во многом (например, влияние одного человека на общество - Ли цзи, гл. Да сюэ), так и "махинаторских приемов" (Мэн-цзы). В даосских текстах "цзи1" употребляется в двух смыслах: 1) хитрое, коварное приспособление, плод человеческих рук; 2) естественное, нерукотворное устройство, движущая сила живого организма. Данное разделение соответствует фундаментальной даосской оппозиции "человеческое" (искусственное) - "небесное" (естественное). Сердце, движимое искусностью человека, - коварно, движимое "небесным естеством", - благостно. Понятие "небесной пружины" (тянь цзи) как "движущей силы естества", ставшее каноническим для даосизма (см. Тянь цзи цзин - Канон небесной пружины) было введено в Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.), где таковая противопоставляется чувственному восприятию и чувственности (ши юй): чем они глубже, тем "поверхностнее небесная пружина". У Чжуан-цзы "цзи1" обретает физиологический смысл: "перводвигатель" человеческого естества "исходит из пяток" и обусловливает наиболее животворное, пронизывающее весь организм "пяточное дыхание", характерное прежде всего для "истинного человека" (чжэнь жэнь). Напротив, использование усовершенствованных ("механических" - цзи1) орудий труда объявляется источником "механических дел" и в результате - "механического сердца" (цзи синь), эгоистического хитроумия, которое приводит к "неустойчивости духовной жизни", противоречащей дао. Подобная смысловая амбивалентность сохраняется и в Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), где, с одной стороны "механическое сердце" представляется разрушающим целостность "духовной благодати" (шэнь дэ), а с другой - причастность "небесной пружины" выступает атрибутом "совершенномудрого" (шэн жэнь). В Ле-цзы дано общее определение онтологического статуса цзи1: "Человек в конце концов уходит в перводвигатель. Все десять тысяч вещей исходят из перводвигателя и уходят в него". В основополагающем каноне средневекового, так называемого религиозного даосизма Инь фу цзине (1-2 вв.), который оказал существенное влияние на неоконфуцианство, прямая антропологическая дефиниция: "Человеческое сердце - это перводвигатель" сочетается с идеей всеобщей взаимозависимости внутри универсума, выраженной метафорой "ограбления" Небом и Землей всех вещей, всеми вещами - человека, а человеком - всех вещей. Подобную взаимосвязь "трех грабителей" определяет невидимый и непостижимый для большинства людей "перводвигатель" (цзи1); "высший человек" благодаря ему получает возможность "усилить свое тело", а "посредственного человека", пытающегося овладеть им, ждет гибель. На этих положениях в средневековом даосизме основывалась практика психофизиологического самосовершенствования, в том числе "достижения бессмертия", которая в соответствии с исходной семантикой "цзи1" представлялась "воровским походом (дао фа) на Небо", или "воровским механизмом" (дао цзи), позволяющим "перевернуть" естественное движение от колыбели к могиле. В китайском буддизме самодвижение всего сущего было возведено к "перводвигателю будды" (фо цзи); а в учении Чжии (6 в.) термин "цзи1" стал обозначать "ментальные способности" и впоследствии превратился в одну из важнейших категорий буддийский психологии.

В фундамент неоконфуцианства лег тезис Чжан Цзая (11 в.):

коловращении вещей всякое движение определяется перводвигателем, и если говорится о последнем, то движение исходит извне". Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) в истолковании цзи1 пытался преодолеть противопоставление "небесного" и "человеческого", обращаясь к даосским постулатам: человеческое сердце - "пружина (цзи1) единой вещи", т.е. Неба и Земли (тянь ди); "небесная пружина" есть "чувственные восприятия" (ши юй). Единство "организма" и "механизма" в семантике "цзи1" сказалось в своеобразии трактовок китайскими мыслителями конца 19 - начала 20 в. западных представлений о созидательных силах природы. Например, по Сунь Ятсену, "биоэлементы создают людей и тьму вещей", подобно тому как люди создают вещи; "птицы - это созданные биоэлементами летательные механизмы (цзи1)".

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы