СОКУЙ - муж. или мн. сокуи, на Байкале ледяные горы, торосья беломор. и береговые бугры, взломы льда, шиханы касп.
| Сокуи мн., сиб. ледяные сосульки под стрехой, мерзлые потоки с крыши.
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Одинокий голос человека», «Разжалованный», «Ампир».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Круг второй», «Камень», «Тихие страницы», «Мать и сын».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Молох», «Русский ковчег», «Отец и сын», «Телец».
- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Солнце», «Александра», «Фауст».
СОКУ́РОВ Ал-др Ник. (род. 1951) - кинорежиссер. В 1973 окончил ист. ф-т Горьковского ун-та и поступил во ВГИК (мастерская режиссеров науч.-поп. кино, рук. А. М. Згуриди), во время учебы в к-ром поставил док. фильм на горьковском телевидении. Окончил ВГИК в 1978. Дипломная работа - ф. "Одинокий голос человека" (по мотивам рассказа А. Платонова "Река Потудань") на "Ленфильме" (1978). С тех пор работает одноврем. на "Ленфильме" и на Ленингр. студии док. фильмов (ЛСДФ).
В кон. 1970-х гг. оригинальная, своеобразная творч. манера С. не была понята начальством "Ленфильма" и в Госкино, ф. "Одинокий голос человека" не допустили в прокат. Тяжелым было прохождение через бюрократич. преграды и следующего ф. С. - "Скорбное бесчувствие" (1983), представляющего собой авторскую интерпретацию пьесы Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Неоконч. ф. был обвинен в формализме, работу над ним пришлось прекратить. Тогда же не вышли на экран док. ф. С. "И ничего больше" ("Союзники", 1982) и "Жертва вечерняя" (1984). Все они вышли на экран только после 1985.
В 80-90-х гг. С. продолжает работать в игровом и док. кино. В его худ. лентах часто используется метод док. съемок, а док. фильмы отличаются необычными для этого вида кинолиризмом, недаром мн. док. ф. С. называются "элегиями".
Фильм "Элегия" (1986) - рассказ о годах эмиграции Ф. Шаляпина - вырастает в грустное размышление о судьбе русских за границей.
На творчество С. несомненное влияние оказал кинематограф А. Тарковского (о нем - фильм-воспоминание С. "Московская элегия", 1987). Очевидна глубинная связь ф. Тарковского "Сталкер" с ф. С. "Дни затмения" (1988). Оба реж., оттолкнувшись от фантастич. пов. бр. Стругацких, обратились в своих ф. к филос. и религ. проблемам.
Почти все ф. С. - экранизации лит. произв., к-рые, однако, иногда являются только стимулом для творч. воображения реж. Так, ф. "Спаси и сохрани" (1989, пр. ФИПРЕССИ на 13-м МКФ в Монреале) - это вольное, расширит. и соврем. толкование ром. Флобера "Мадам Бовари". В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. С. поставил на ЛСДФ ряд полит. док. фильмов: "Простая элегия" (1990) - рассказ о Литве и Ландсбергисе, "К событиям в Закавказье" (1990) и два док. фильма о Борисе Ельцине: "Советская элегия" (1989) и "Пример интонации" (1991).
С. работает с начинающими реж., возглавляя на "Ленфильме" мастерскую "первого фильма".
Среди др. фильмов: "Соната для Гитлера" (1979), "Мария" (1988), "Круг второй" (1990), "Камень", "Тихие страницы" (1993), "Духовные голоса" (1995), "Мать и сын" (1997).
Лит.: Одинокий голос человека: Беседа с А. Сокуровым / Зап. И. Морозова // Огонек. 1989. № 31; Я снимаю фильмы с доверием к зрителю.: Беседа с А. Сокуровым / Зап. Э. Лындина // Театр. 1990. № 11; Листов В. Документальный Сокуров // Искусство кино. 1991. № 9.
Соку́ров Александр Николаевич (р. 1951), кинорежиссёр. Дар документалиста-аналитика проявился в фильме «Мария» (1978), «Альтовая соната. Дмитрий Шостакович» (1981), «Жертва вечерняя» (1984), «Элегия» (1985), «Московская элегия» (1987) и др. Работает в области метафорически-пластического, интеллектуального кино: «Одинокий голос человека» (1978), «Скорбное бесчувствие» (1985), «Дни затмения» (1988), «Круг второй» (1993), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999) и др. Государственная премия Российской Федерации (1996).
* * *
СОКУРОВ Александр Николаевич - СОКУ́РОВ Александр Николаевич (р. 1951), российский кинорежиссер, сценарист. Работает в документальном и игровом кино. Государственная премия Российской Федерации (1997, 2001).
В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с глубиной авторского замысла. В 1978 дебютировал документальным фильмом «Мария» (завершен в 1988). Поставил фильмы: «Одинокий голос человека» (1978-1987, по А. П. Платонову), «Скорбное бесчувствие (1983-1987, по Б. Шоу), «Камень» (1992), «Тихие страницы» (1993, по мотивам русской классики), «Духовные голоса», «Восточная элегия» (оба 1995), «Мать и сын» (1997, приз Московского кинофестиваля). В фильмах «Молох» (1999) и «Телец» (2001) обратился к анализу внутреннего мира Гитлера и Ленина. В 2002 поставил фильм «Русский ковчег», повествующий в реальном времени об экскурсии по Эрмитажу. В 2003 его фильм «Отец и сын» быд удостоен приза Фипресси (кинопрессы) на Каннском кинофестивале.
СОКУРОВ Александр Николаевич (р. 1951) - российский сценарист и кинорежиссер. Работает в документальном и игровом кино. В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с глубиной авторского замысла. В 1978 дебютировал документальным фильмом "Мария" (завершен в 1988). Поставил фильмы: "Одинокий голос человека" (1978, по А. П. Платонову), "Скорбное бесчувствие (1983-87, по Б. Шоу), "Камень" (1992), "Тихие страницы" (1993, по мотивам русской классики), "Духовные голоса", "Восточная элегия" (оба 1995) и др.
СОКУРОВ Александр Николаевич (родился в 1951), российский кинорежиссер. Дар документалиста-аналитика проявился в фильмах: "Элегия" (1986), "И ничего больше", "Жертва вечерняя" (оба 1987), "Советская элегия" (1989) и др. Работает в области метафорически-пластического, интеллектуального кино: "Одинокий голос человека" (1978, выпуск 1987), "Скорбное бесчувствие" (1985, выпуск 1987), "Дни затмения" (1988), "Круг второй" (1991), "Камень" (1992) и др.
СОКУ́РСНИК, -а, м То же, что однокурсник.
// ж соку́рсница, -ы.
Сокурсники считали Марину занудой, подшучивали над ее любимым занятием - сидеть в библиотеке.
СОКУ́РСНИК -а; м. Тот, кто учится или учился вместе с кем-л. на одном курсе. Один из моих сокурсников стал министром. Вечером зашёл сокурсник, занёс экзаменационные билеты.
◁ Соку́рсница, -ы; ж.
-а, м.
Студент одного с кем-л. курса.
Днем зашел Юра Смолян, сокурсник, - Катя велела тете Поле сказать ему, что нездорова, повидаться не может, выздоровеет - сама придет в институт. Панова, Времена года.
соку́рсник, соку́рсники, соку́рсника, соку́рсников, соку́рснику, соку́рсникам, соку́рсником, соку́рсниками, соку́рснике, соку́рсниках
см. однокурсник
соку́рсница, соку́рсницы, соку́рсниц, соку́рснице, соку́рсницам, соку́рсницу, соку́рсницей, соку́рсницею, соку́рсницами, соку́рсницах