Лингвистические термины
Способ упорядочения, классификации информации о взаимосвязанных лингвистических и экстралингвистических факторах, направленный на определение лингвистически и коммуникативно значимых переменных в речи представителей различных групп:
1) социальных;
2) возрастных;
3) профессиональных;
4) этнических. Основной принцип социолингвистического измерения - установление множественных лингвистических и социальных переменных, используемый в синхронии и диахронии, устной и письменной речи, в условиях взаимодействия языков, диалектов, социолектов - в межличностном, групповом, массовом общении. Социолингвистическое измерение проводится разными способами.
В макросоциолингвистике используются два вида анализа:
1) системный качественный и
2) количественный, что дает возможность измерить и оценить функциональное развитие языка, степень его витальности, степень функциональной нагрузки языков-компонентов коммуникативной системы.
Измерение объема функций языка требует установления:
1) количества и качества языковой продукции;
2) функций языка;
3) сфер и уровней (подсфер) функционирования языка;
4) форм существования языка:
а) устной;
б) письменной;
в) литературного языка;
г) диалектов и т.п.
Измерение витальности языка требует исследования демографических переменных. В микросоциолингвистических исследованиях измеряются социолингвистические переменные, характеризующие особенности речи индивида, обусловленные экстралингвистическими факторами. В процессе социолингвистического измерения применяются шкалы измерения разных типов:
1) с помощью номинальной шкалы классифицируются данные о принадлежности к социальной, этносоциальной и др. группе;
2) при измерении по порядковой шкале данные получают условную градационную оценку: очень часто, часто, реже;
3) с помощью интервальной шкалы рассматриваются равные количественные промежутки (например, возрастные), коррелирующие с изменением языковых параметров.
Понятия лингвистики
Способ упорядочения, классификации информации о взаимосвязанных лингвистических и экстралингвистических факторах, направленный на определение лингвистически и коммуникативно значимых переменных в речи представителей различных групп:
1) социальных;
2) возрастных;
3) профессиональных;
4) этнических.
Основной принцип социолингвистического измерения - установление множественных лингвистических и социальных переменных, используемый в синхронии и диахронии, устной и письменной речи, в условиях взаимодействия языков, диалектов, социолектов - в межличностном, групповом, массовом общении. Социолингвистическое измерение проводится разными способами. В макросоциолингвистике используются два вида анализа: 1) системный качественный и 2) количественный, что дает возможность измерить и оценить функциональное развитие языка, степень его витальности, степень функциональной нагрузки языков-компонентов коммуникативной системы.
Измерение объема функций языка требует установления:
1) количества и качества языковой продукции;
2) функций языка;
3) сфер и уровней (подсфер) функционирования языка;
4) форм существования языка:
а) устной;
б) письменной;
в) литературного языка;
г) диалектов и т.п.
Измерение витальности языка требует исследования демографических переменных. В микросоциолингвистических исследованиях измеряются социолингвистические переменные, характеризующие особенности речи индивида, обусловленные экстралингвистическими факторами. В процессе социолингвистического измерения применяются шкалы измерения разных типов:
1) с помощью номинальной шкалы классифицируются данные о принадлежности к социальной, этносоциальной и др. группе;
2) при измерении по порядковой шкале данные получают условную градационную оценку: очень часто, часто, реже;
3) с помощью интервальной шкалы рассматриваются равные количественные промежутки (например, возрастные), коррелирующие с изменением языковых параметров.
Социолингвистика
Способ упорядочения, классификации информации в статистике, упорядочение данных, информирующих о взаимосвязанных лингвистических и экстралингвистических факторах. С.и. направлено на определение лингвистически и коммуникативно значимых переменных в речи представителей различных социальных, возрастных, профессиональных, этнических групп. Основным принципом С.и. является принцип установления множественных лингвистических и социальных переменных, используемый в синхронии и диахронии, в устной и письменной речи, в условиях взаимодействия языков, диалектов, социолектов - в межличностном, групповом, массовом общении. В зависимости от конкретных задач социолингвистического исследования и объекта изучения (т. е. выбора лингвистических и социальный переменных) С.и.
может проводится разными способами. В макросоциолингвистике используется системный качественный и количественный анализ, позволяющий измерить и оценить функциональное развитие и степень витальности языка, а также измерить степень функциональной нагрузки всех языков-компонентов коммуникативной системы.
Измерение объема функций языка требует установления:
1) количества и качества языковой продукции;
2) функций языка;
3) сфер и уровней (подсфер) функционирования языка;
4) форм существования языка (устной и письменной, литературного языка и диалектов и др.).
Измерение витальности языка требует, кроме измерения его функциональной нагрузки, исследования демографических переменных. В микросоциолингвистических исследованиях измеряются социолингвистические переменные, характеризующие особенности речи индивида, обусловленные экстралингвистическими факторами. В социолингвистических исследованиях применяются шкалы измерения различного типа. При измерении по номинальной шкале классифицируются данные о принадлежности к какой-л. социальной, этносоциальной и др. группе. При измерении по порядковой шкале данные получают условную градационную оценку: используется «очень часто», «часто», «реже». Интервальная шкала предусматривает равные количественные промежутки, напр., указываются равные возрастные промежутки, коррелирующие с изменением языковых параметров.
См. также: Методы анализа социолингвистических данных, Социолингвистическая корреляция, Социолингвистическая переменная
Полезные сервисы