Официально-деловой стиль (деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально-канцелярский, канцелярский, деловая словесность)
Один из функциональных стилей современного литературного языка, обслуживающий сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и межгосударственных отношений. О.-д.с. - одна из самых древних разновидностей литературного языка. Основная форма функционирования - письменная, хотя устные варианты общения представлены в ситуациях заседаний, переговоров, приемов, презентаций и т.п. Наиболее общие стилеобразующие экстралингвистические факторы О.-д.с. - правовая сфера, соотносимая с законодательной, правовой, административной, коммерческой видами деятельности и формой общественного сознания - правом. В этой сфере общения существует свой базовый комплекс стилеобразующих факторов:
1) назначение - регулирование отношений в обществе, действий и поведения людей, а также функционирования объединений и государственных органов;
2) тип содержания - нормы, устанавливающие отношения в обществе и государстве;
3) цели и задачи общения - выражение предписаний государственного органа, уполномоченного лица, констатация статуса, состояния кого-л. или чего-л., положения дел в указанной сфере.
Перечисленные экстралингвистические факторы детерминируют следующие стилевые черты:
1) точность, не допускающую инотолкования;
2) стандартизованность.
Точность, не допускающую инотолкования, выражают следующие средства:
1) частотность употребления специальной: дипломатической, юридической, экономической, - терминологии, помогающей достичь исчерпанности предмета (персона нон-грата, санкция, учредитель и др.;
2) ограниченное использование синонимов;
3) использование лексических повторов;
4) частотность конструкций, включающих сложные отыменные предлоги: по линии, на предмет, во избежание и т.п.;
5) конструкции, содержащие цепи родительных падежей;
6) сложноподчиненные предложения с придаточными условия;
7) предложения с однородными членами;
8) преобладание союзной связи над бессоюзной.
Стандартизованность выражают следующие средства:
1) активность устойчивых оборотов речи;
2) клиширование фразы;
3) стандартность построения текстов.
Неличностность изложения, официальность выражают:
1) частотность форм 3 лица в неопределенно-личном значении;
2) собирательные существительные;
3) отглагольные существительные;
4) активность страдательных конструкций.
Внутри О.-д.с. обычно выделяют следующие подстили:
1) собственно законодательный;
2) административный;
3) канцелярский;
4) дипломатический.
Предлагается и другая схема внутристилевой дифференциации, соответствующая трехчленному делению государственной власти:
1) сфера законодательства - законодательный подстиль;
2) сфера правосудия - юрисдикционный подстиль;
3) сфера управления - административный подстиль, который в свою очередь подразделяется на следующие разновидности: 1) собственно административная и 2) административно коммерческая. Выделяется также дипломатический подстиль.
В рамках каждого подстиля выделяют жанры:
1) законодательный подстиль: письменные жанры (законы, указы, постановления, нормативные акты);
2) юрисдикционный подстиль:
а) письменные жанры: акт, приговор, протокол, обвинительное заключение; постановление об аресте, об обыске;
б) устные жанры: допросы, опросы, судебные речи, беседы во время приема граждан;
3) собственно административные тексты:
а) письменные жанры: устав, учредительный договор, приказ, распоряжение, решение, должностная инструкция, заявления;
б) устные жанры: выступления и доклады на собраниях, совещаниях; телефонные разговоры;
4) административно-коммерческие тексты:
а) письменные жанры: контракт, договор; коммерческие письма; платежное поручение, чек, аккредитивы; кредитная карточка; акт, ордер, отчет, квитанция, накладная, сертификат, соответствия;
б) устные жанры: речи на приемах и презентациях, коммерческие переговоры.