Агафа́нгел - в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, (1854-1928), митрополит Ярославский и Ростовский (1917). В 1922 распоряжением патриарха Тихона назначен временноуправляющим делами Русской православной церкви, в 1922 арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В 1926 вернулся к управлению епархией, но отказался признать власть митрополита Сергия (Страгородского).
русская православная церковь
Гуманитарный словарь
РУ́ССКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ - одна из 15 поместных автокефальных церквей, в офиц. списке (диптихе) РПЦ следует после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Появилась на Руси в кон. 10 в., хотя христианизация вост. славян началась задолго до этого времени. По сообщ. летописца, киевский кн. Владимир летом 988 приказал жителям Киева войти в воды Днепра, чтобы византийские священники окрестили их. Этот символич. акт ознаменовал начало крещения Руси. Первонач. РПЦ находилась в сильной зависимости от Византии, являясь одной из митрополий Константинопольского патриархата, назначавшего своих ставленников-греков на рус. святительскую кафедру. В 1051 киевский кн. Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на киевскую митрополичью каф. первого рус. архиерея - Илариона. В 10-11 вв. в разл. р-нах Киевской Руси образуются епархии с центрами в Новгороде, Ростове, Чернигове, Владимире-Волынском, входившие в единую рус. митрополию.
Во время монг.-тат. ига РПЦ была освобождена от уплаты дани, наделена определ. привилегиями; установлена неприкосновенность церк. владений. В 1299 центр митрополии перемещается во Владимир, а с 1325 таковым становится Москва, вокруг к-рой идет объединение рус. земель. РПЦ способствовала собиранию воен. сил для борьбы с завоевателями, закончившуюся победой Дм. Донского в 1380. Непросто складывалось положение РПЦ в зап. обл. бывшей Киевской Руси, в 14 в. ставших частью Литовского гос-ва. Принятие вел. князьями Литовскими католичества существенно затруднило норм. жизнь РПЦ на терр. их гос-ва, еще более усложнившуюся после навязанной правосл. населению в 1596 Брестской унии. После заключения Константинопольским патриархом Флорентийской унии с католич. церковью (1439) РПЦ отказалась от подчинения Константинополю, самостоятельно избрав митрополитом Московским и всея Руси Иону (1448). Фактически с этого времени РПЦ начала независимое (автокефальное) существование. В 1551 на Стоглавом соборе в Москве была проведена общерус. церк. реформа. 26 янв. 1589 митрополит Моск. и всея Руси Иов был возведен в патриаршее достоинство; среди правосл. патриархов ему отводилось 5-е место. РПЦ стала автокефальной и юридически.
Серьезный конфликт произошел в церкви при патриархе Никоне, объявившем "священство выше царства". РПЦ разделилась на никониан - сторонников проводимой патриархом церк. реформы и старообрядцев - "раскольников", к-рых на Поместном соборе 1666-67 официально предали анафеме (проклятие было снято в 1971).
Окончательно РПЦ была подчинена самодержавию в эпоху Петра I. После смерти в 1700 патриарха Адриана Петр запретил выборы нового "главы" Церкви, вначале создав Монастырский приказ. В 1721 был создан Святейший Правительствующий Синод, к-рый с 1722 возглавлялся обер-прокурором, осуществлявшим надзор над РПЦ. Церковь приобрела по сути статус гос. учреждения - "ведомства православного исповедания". В 1764 Екатерина II провела секуляризацию церк. земель, лишив т. о. РПЦ земельных угодий с жившими на них крестьянами.
В 1817-24 функционировало Мин-во духовных дел и нар. просвещения, куда на правах дир. департамента входил обер-прокурор Св. Прав. Синода. В 1867-69 был ликвидирован наследственный характер службы духовного сословия (передача мест по наследству). В целом в "эпоху великих реформ" имп. Александра II церк. вопрос разрешен не был. В годы первой рус. рев-ции, особенно после Манифеста 17 апр. 1905 "Об укреплении начал веротерпимости", правосл. иерархами предпринимались попытки созыва Собора РПЦ для избрания на нем патриарха и решения многочисл., накопившихся за 200 лет неканонич. управления, вопросов. Большую подготовит. работу провело Особое Предсоборное Присутствие 1906, однако Собор в силу разл. причин так и не был созван вплоть до 1917. В последние годы существования монархии в РПЦ насчитывалось 54174 церкви, 23593 молитв. дома и часовни, 112629 лиц белого (немонашествующего) духовенства, 19128 монахов и монахинь (65501 послушник и послушница), 1025 мон. РПЦ была разделена на 60 с лишним епархий.
В 1917 открылся Поместный собор в Москве, на к-ром из трех кандидатов - архиеп. Антоний (Храповицкий), архиеп. Арсений (Стадницкий) и митр. Тихон (Белавин) - 5 (18) нояб. патриархом Московским и всея России жеребьевкой был избран Тихон.
В янв. 1918 СНК публикует декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви, на деле означавший начало конфронтации новой власти с РПЦ. В окт. 1918 в стране развернулась кампания по изъятию из храмов и мон. св. мощей (в течение 2-х лет было произведено 63 вскрытия гробниц); в 1921 сов. власти бездоказательно обвинили церковь в нежелании помогать голодающим Поволжья и саботаже связанных с этим пост. Сов. пр-ва; в 1922 состоялся т. н. "процесс митрополита Петроградского Вениамина"; допрашивался в качестве свидетеля по делу о "церковных ценностях", а затем был взят под домашний арест патриарх Тихон. В 1920-30 РПЦ пережила и т. н. "обновленческий раскол", активно поддерживавшийся органами ОГПУ (НКВД). 16 июля 1927 появилась Декларация патриаршего местоблюстителя митрополита (с 1943 - патриарха) Сергия (Страгородского), призывавшая верующих быть верными и лояльными по отношению к сов. власти гражданами. Декларация была неоднозначно встречена в церк. кругах и привела к созданию т. н. "катакомбной" церкви на терр. СССР и дальнейшему обострению отношений с зарубежной частью РПЦ.
В годы Вел. Отеч. войны РПЦ получила возможность участвовать в общей борьбе с врагом. После встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным началось более нормальное функционирование РПЦ; в 1943 был избран патриарх. После войны в 1946 состоялся "Львовский собор", на к-ром под нажимом властей униатская церковь была "воссоединена" с РПЦ. С 1945 по 1970 патриархом Московским и всея Руси являлся Алексий I (Симанский); с 1971 по 1990 патриаршую каф. возглавлял Пимен (Извеков). 7 июня 1990 Собор РПЦ избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия II (Ридигера). Начиная с 1988 отношение офиц. властей к РПЦ постепенно изменялось, начался отход от гос. политики воинств. атеизма, РПЦ стала получать в свое ведение храмы и монастыри. К 1991 в РПЦ насчитывалось 10267 приходов, 108 мон., расположенных в 81 епархии. За прошедшие после распада СССР годы число действующих церквей и монастырей в России существенно выросло, увеличилась и численность епархий. Свои кадры РПЦ готовит в трех духовных академиях (Сергиев Посад, Московской обл.; Петерб. и Киев) и восьми духовных семинариях (Петерб., Сергиев Посад, Одесса; Киев и др.). Изд. "Журнал Московской Патриархии", "Московский церковный вестник", "Богословские труды". Изменилось и правовое положение РПЦ (до принятия в кон. 1990 закона "О свободе совести и религиозных организациях" РПЦ жила по дискриминационному закону 1929, к-рый отказывал религиозным организациям в праве юридического лица). С 26 сент. 1997 в РФ действует новый закон о свободе совести. РПЦ принимает активное участие в экуменич. движении, а также в полит. и обществ. жизни совр. России.
Московский Данилов монастырь Литография. 1857.
Полезные сервисы
антоний
Гуманитарный словарь
АНТО́НИЙ (в миру Антипа) (983-1073) - отшельник, преподобный, основатель Киево-Печерского мон., почитается церковью как "начальник всех рус. монахов". Родом из Любеча (Черниговская земля), где сохр. пещера, в к-рой А. начинал свое подвижничество. Пострижение принял на Афоне. Вернувшись в 1028 в Киев, обосновался в пещере на месте будущего монастыря. После вторичного путешествия на Афон назначил игуменом Варлаама, сам же продолжал жизнь отшельника. Впоследствии по его благословению игуменом монастыря был поставлен Феодосий. Похоронен в пещере, где подвизался. Канонизирован Рус. Правосл. церковью. "Жития" А. - один из источников "Повести временных лет" и "Киево-Печерского патерика".
Лит.: Федотов Г. П. Святые Др. Руси. М., 1990.
-----------------------------------
АНТО́НИЙ (в миру Ал-др Васильевич Вадковский) (1846-1912) - церк. деятель. Выходец из духовной среды. Окончил Казанскую духовную академию, где в дальнейшем преподавал. Магистр богословия. Описывал рукописи Соловецкого мон. После смерти жены и детей принял монашество (1883). С 1883 - иеромонах, затем архимандрит. С 1887 ректор С.-Петерб. духовной академии, епископ Выборгский, викарий С.-Петерб. епархии. С 1892 - архиепископ Финляндской епархии. Пользовался покровительством К. П. Победоносцева, к-рому обязан своей карьерой. В 1898 занял столичную архиерейскую кафедру. С 1900 - первоприсутствующий чл. Свящ. Синода. Д-р церк. истории. Во время рев-ции 1905-07 выступил за восстановление канонич. церк. управления, нарушенного церк. реформой Петра I. В 1905-06 поддерживал либерально настроенных "белых" священников своей епархии, в дальнейшем получивших назв. обновленцев. Подвергался резким нападкам правых и черносотенцев, к-рые наз. А. "ниспровергателем самодержавия" и обвиняли в стремлении занять патриарший престол. В 1906 - Пред. Предсоборного присутствия. Один из наставников и учителей патриарха Моск. и всея Руси Сергия (Страгородского).
-----------------------------------
АНТО́НИЙ (в миру Андр. Бор. Блум) (р. 1914) - церк. деятель, духовный писатель и проповедник. Род. в Лозанне, в семье рус. дипломата, детство провел в Персии. После окт. 1917 с родителями в эмиграции. Получил мед. образование в Париже, во время 2-й мировой войны - хирург во франц. армии, затем участник Сопротивления. В 1943 тайно принял монашество. В 1948 рукоположен в священники. С 1950 - настоятель рус. православного прихода в Лондоне. С 1958 епископ, в 1962 - архиепископ, в 1966 - митрополит Сурожский) и экзарх Моск. Патриархии в Зап. Европе. Ввел в приходе литургич. употребление англ. яз. наряду с церковнослав. Выступал с проповедями и лекциями в странах Зап. Европы и США, способствовал обновлению интереса зап. общественности к духовным богатствам православия. Основатель и гл. ред. изд. с 1980 в Оксфорде, на англ. яз. правосл. ж. «Сурож".
Соч.: Беседы о вере и Церкви, М., 1991; Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М., 1993; О встрече. СПб., 1994; Жизнь. Болезнь. Смерть., М., 1995; Человек перед Богом. М., 1995; Беседы о молитве. СПб., 1996; Воскресные проповеди, Минск, 1996.
-----------------------------------
АНТО́НИЙ (в миру Добрыня Ядрейкович) (? - 1232), архиеп. Новгородский, автор "Книги Паломник". Происходил, очевидно, из боярской новгородской семьи. В 1211 вернулся из паломничества и постригся в монахи в Хутынском мон. В это время кн. Мстислав Мстиславич изгнал еп. Митрофана, и А. по решению новгородцев был поставлен епископом. В 1219 преемник Мстислава кн. Ярослав Всеволодович способствовал изгнанию А. После шестилетнего епископства в Перемышле А. в 1225 вернулся в Новгород., в 1228 вновь смещен и вернулся в Хутынский мон. Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
"Книга Паломник" содержит точное описание константинопольских святынь. А. сообщает много подробностей о взаимоотношениях рус. и визант. церквей, о посольствах рус. князей в Константинополь, о характере взаимоотношений рус. паломников. Его "Книга" - самое полное достоверное описание Константинополя накануне его разгрома крестоносцами. Сохранилось две ред. пам., в списках 16-17 вв. (обе авторские). Во второй, отрывочной, упоминается о взятии Царьграда "фрягами". Язык А. прост, лаконичен, приближается к разговорному. Это сближает его с Данилом Игуменом.
Лит.: Правосл. Палестинский сб., Т. 18. Вып. 3. 1899; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв. // Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, М., 1970.
-----------------------------------
АНТО́НИЙ (в миру Храповицкий Ал. Павл.) (1863-1936) - церк. и полит. деятель, богослов. На формирование взглядов А. большое влияние оказал Ф. М. Достоевский, к-рого А. часто посещал в 1870-х гг. По окончании Петерб. г-зии поступил в СПб. духовную академию, на 4-м курсе постригся в монахи (1885). В 1888 получил степень магистра богословия. В 1890-97 - ректор С.-Петерб., Моск. и Казанской духовных академий. Выдающийся проповедник и оратор; епископ (1897), епископ Волынский и Житомирский (1902), священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры При активном участиии А. в Лавре открыт отдел черносотенного "Союза рус. народа", велась шовинистич. пропаганда. С 1906 архиеп. В 1906 участвовал в работе Предсоборного присутствия. С 1912 член Св. Синода. Активный сторонник восстановления патриаршества и проведения реформ в Рус. правосл. церкви, однако противник обновленч. движения нач. 20 в. С 1914 архиепископ Харьковский и Ахтырский. На Всеросс. Поместном соборе 1917-18 - один из трех кандидатов в патриархи. С 1918 митрополит Харьковский. С 1918 пред. Укр. церк. собора, митрополит Киевский и Галицкий. В кон. 1919 эмигрировал в Сербию. Один из организаторов т. н. Карловацкого собора 1921, фактич. основатель и духовный глава Рус. правосл. церкви за границей, в 1922-36-е гг. - пред. ее Архиерейского Синода. Запрещен в священнослужении Патриархом Тихоном. Ум. и погребен в Белграде, в склепе Иверского храма.
Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1-3, СПб, 1911.
Митрополит Антоний (Храповицкий)