Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

трансформироваться

Формы слов для слова трансформироваться

трансформи́роваться, трансформи́руюсь, трансформи́руемся, трансформи́руешься, трансформи́руетесь, трансформи́руется, трансформи́руются, трансформи́руясь, трансформи́ровался, трансформи́ровалась, трансформи́ровалось, трансформи́ровались, трансформи́руйся, трансформи́руйтесь, трансформи́рующийся, трансформи́рующаяся, трансформи́рующееся, трансформи́рующиеся, трансформи́рующегося, трансформи́рующейся, трансформи́рующихся, трансформи́рующемуся, трансформи́рующимся, трансформи́рующуюся, трансформи́рующеюся, трансформи́рующимися, трансформи́рующемся, трансформи́ровавшийся, трансформи́ровавшаяся, трансформи́ровавшееся, трансформи́ровавшиеся, трансформи́ровавшегося, трансформи́ровавшейся, трансформи́ровавшихся, трансформи́ровавшемуся, трансформи́ровавшимся, трансформи́ровавшуюся, трансформи́ровавшеюся, трансформи́ровавшимися, трансформи́ровавшемся

Полезные сервисы

иконостас

Гуманитарный словарь

ИКОНОСТА́С (от греч. είχών - изображение и στάσιζ - местоположение) - преграда, отделяющая в православном храме его сакральную часть - алтарь. Состоит из горизонт. рядов (чинов) икон, обращенных к молящимся и расставленных на полках (тяблах) или вделанных в конструкцию И. Восходит к визант. темплону - низкой алтарной преграде с неск. рядами икон, трансформировавшемуся на Руси в сплошную стену образов - т. н. высокий рус. И. Возник в 13-14 вв., в дальнейшем структура И. менялась. Является необходимым и специфич. структурным элементом рус. храма, другим православным не присущ.

Состав и расположение икон в И. являет собой стройную образно-символич. систему. И. включает праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный ряды икон. В центре И. находятся Царские врата, по сторонам к-рых - нижний ряд местных икон. В нем непосредств. у Царских врат находятся иконы Христа и Богоматери, следующ. за иконой Христа ставится образ храмового праздника - т. н. храмовая икона, соответств. посвящению престола. Кроме Царских врат, в И. делаются двери с иконами на них, ведущие в жертвенник и дьяконник. В местный ряд ставятся также иконы чтимых святых данного храма, данной местности, иногда наиб. ценные вкладные иконы. Поэтому местный ряд в каждом храме индивидуален по составу. Над Царскими вратами, вне чинов, обычно помещается образ Тайной вечери.

Смысловым ядром классич. ср.-век. И. является деисусный чин - образ явления Христа в его втором пришествии. На его центр. иконе изображается Христос в образе Вседержителя, поддерживающий на коленях раскрытое Евангелие. В 17 в. традиц. деисусные чины нередко заменялись апостольскими.

Праздничный ряд включает иконы с изображением двунадесятых и страстных праздников, воплощающие важнейшие события земной жизни Христа и Богородицы и отражающие годовой литургич. круг.

Выше располагаются иконы пророческого чина, появившегося в И. с начала 15 в. (Успенский собор во Владимире, ок. 1408; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1425-27). Основное смысловое значение икон этого яруса, заключается в выражении догмата о воплощении Христа, изложенного в предсказаниях пророков Ветхого Завета. В центре помещают либо икону, изображающую царя Давида, к-рого почитают прямым предком Христа и его прообразом, либо "Богоматерь Знамение". Состав чина не был строго регламентирован, в него входили изображения великих, малых и иных пророков (первонач. были поясными, в 17 в. появляются полнофигурные). Пророков изображают со свитками с текстами их пророчеств, реже с иными атрибутами.

Иконы праотеческого чина, появившегося с 16 в., представляли образы праотцев - предков Христа, от Адама до Моисея, с центральной иконой Троицы. Завершался И. чаще всего распятием с предстоящими либо иконой Спаса Нерукотворного.

В 15 в. и в более позднее время между деисусным и праздничным чинами нередко присутствует ряд вкладных икон. В 17 в. в навершии И. используется ряд изображений херувимов. Под иконами местного ряда подвешивались орнаментальные или лицевые пелены, в 17 в. их сменили деревянные панели-тумбы с орнаментальной либо сюжетной росписью. Резное или живописное украшение тябл к концу 17 в. сменилось пышной барочной резьбой, появляется скульптурный декор. И. стал сложным архитектурным сооружением, получили распространение иконы, писанные на холсте.

С развитием европ. стилей в рус. церковном иск-ве положение икон в И. перестает быть столь четким, как в древности. В 1-й пол. и сер. 18 в. для них характерны нетрадиц. рокайльные формы (овальные, круглые, трехлепестные). С приходом классицизма размеры икон увеличиваются, кол-во рядов уменьшается. Единств. обязат. становится местный чин. Сами иконы пишутся в стиле академич. классицизма, и в их качестве иногда используются произв. светской живописи на сюжеты Св. Писания. С возрождением нац. традиций в "русском стиле" (2-я пол. 19 в.) И. приобретает историч. формы.

Лит.: Сперовский Н. Старинные рус. иконостасы. СПб., 1893; Бетин Л. В. Историч. основы древнерус. высокого иконостаса // Древнерус. иск-во: Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, 14-15 вв. М., 1970. С. 57-72; Гусарова Е. Б. Рус. поясные чины 15-16 вв.: Опыт иконогр. классификации // Сов. искусствознание-78. М., 1979. Вып. 1. С. 104-131; Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Изб. тр. по иск-ву. СПб., 1993.

Полезные сервисы