Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

уэллс

Грамматический словарь

Уэ́ллс ф. 1а ~ 0 (англ. писатель)

Сканворды для слова уэллс

- Английский писатель, автор романа «Война миров».

- Именно он ввёл в фантастику словосочетание «машина времени».

- Английский писатель, автор романа «Человек-невидимка».

- Английский писатель, автор романа «Машина времени».

- Английский писатель, автор романа «Остров доктора Моро».

- Именно он описал того, кого, судя по названию, никто не мог увидеть.

- Этому фантасту принадлежит рассказ «Хрустальное яйцо», где с помощью яйца можно было видеть другой мир.

- Американский врач-стоматолог, впервые применивший закись азота в качестве анестезии.

- Австралийский и американский актёр, исполнивший роль Беннетта в фильме «Коммандо».

- Американский актёр, исполнивший роль генерала Дридла в фильме «Уловка-22».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Гражданин Кейн», «Джейн Эйр», «Чужестранец».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Леди из Шанхая», «Макбет», «Третий человек».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Отелло», «Тайны Версаля», «Мистер Аркадин».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Моби Дик», «Печать зла», «Процесс», «Ф как Фальшивка».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Полуночные колокола», «Моряк с Гибралтара», «Бессмертная история».

Полезные сервисы

уэллс (welles) орсон

Большой энциклопедический словарь

УЭЛЛС (Welles) Орсон (1915-85) - американский кинорежиссер, актер. Поставил фильмы: "Гражданин Кейн" (1941), "Великолепные Эмберсоны" (1942), "Макбет" (1948), "Отелло" (1952), "Процесс" (1962), "Фальстаф" (1966) и др. Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формам художественного высказывания.

Полезные сервисы

уэллс (wells) герберт джордж

Большой энциклопедический словарь

УЭЛЛС (Wells) Герберт Джордж (1866-1946) - английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах "Машина времени" (1895), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции. Прогнозы научного и технического прогресса Уэллса в романах "Когда спящий проснется" (1899) и "В дни кометы" (1906). Сторонник фабианства (см. "Фабианское общество"). В 1914, 1920 и 1932 посещал Россию (книги "Россия во мгле", 1920; "Опыт автобиографии", 1934).

Полезные сервисы

уэллс герберт

Энциклопедический словарь

УЭЛЛС Герберт - УЭ́ЛЛС (Wells) Герберт Джордж (1866-1946), английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции. Прогнозы научного и технического прогресса Уэллса в романах «Когда спящий проснется» (1899) и «В дни кометы» (1906). Сторонник фабианства (см. «Фабианское общество» (см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО)). В 1914, 1920 и 1932 посещал Россию (книги «Россия во мгле», 1920; «Опыт автобиографии», 1934).

* * *

УЭ́ЛЛС (Wells) Герберт (Джордж) (21 сентября 1866, Бромли, графство Кент - 13 августа 1946, Лондон), английский писатель.

Учеба

В «Опыте автобиографии» (1936) Уэллс писал, что родился «безбожником и мятежником». Его мать до замужества служила горничной, отец был садовником. С семи лет мальчик пристрастился к чтению, тогда же поступил в частную школу. В 13 лет стал подручным в мануфактурной лавке, затем учеником фармацевта. Для изучения латыни поступил в среднюю школу в Мидхерсте. Семнадцати лет получил грант для продолжения образования в Лондонской школе наук, а также поступил на биологический курс знаменитого ученого Томаса Гексли (см. ГЕКСЛИ Томас Генри).

К этому времени уже был знаком с «Диалогом» Платона (см. ПЛАТОН (философ)) «О государстве» и книгой американского экономиста Генри Джорджа «Прогресс и Бедность». Сторонник социализма, он яростно отвергает «капиталистическую систему», однако не приемлет и марксизм с его теорией неизбежности классовой борьбы и диктатуры пролетариата, успешно выступает в студенческом Дискуссионном клубе. Окончив биологический факультет, поступает на курсы физики и геологии, но проваливается на выпускных экзаменах.

Бурная биография. Первые романы

Будучи студентом, знакомится с двоюродной сестрой Изабеллой Мэри Уэллс, в которую страстно влюбляется. Заболевает туберкулезом, но так отчаянно сопротивляется болезни, что одерживает победу «над бациллами». Учительствует. Предпринимает первые (подражательные) попытки сочинительства. Защитив степень лиценциата (см. ЛИЦЕНЦИАТ) в Лондонском университете, затем - степень бакалавра естественных наук, становится преподавателем колледжа. В октябре 1891 женится на Изабелле и очень скоро убеждается, что неудачно выбрал спутницу жизни: полнейшее несходство убеждений и темпераментов. Вскоре между ним и его ученицей Эми Кэтрин Роббинс завязывается нежная дружба.

Обострение туберкулезного процесса заставляет Уэллса бросить преподавание. Он начинает писать развлекательные очерки и «эссе» для популярной «Пэлл-Мэлл Газетт».

В январе 1893 бежит из дома и живет «во грехе» с Эми Кэтрин, которую «переименовывает» в Джейн. В 1895 выходит его фантастический роман «Машина времени», сразу сделавший Уэллса популярным и материально обеспеченным писателем, а вскоре появляется роман «Чудесное посещение» (1895). Получив развод, женится на «Джейн». Продолжает интенсивно работать. В это время были опубликованы его романы: «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1868), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901).

Интерес к жанру любовного романа

За год до этого выходит роман Уэллса «Любовь и мистер Льюишем» (1900), положивший начало циклу его любовно-психологических произведений (на тему брака, свободы отношений и равенства между полами), из которых наиболее значительны: «Анна-Вероника» (1909), «Новый Макиавелли» (1911), «Брак» (1912), «Страстные друзья» (1913), а в 1920-е-1940-е годы - «В тайниках сердца» (1922), «Мир Уильяма Клиссолда» (1920) и «Кстати о Долорес» (1938).

После рождения сыновей, Джорджа Филипа (1901) и Фрэнка Ричарда (1905), Уэллс и Джейн вырабатывают «договор», по которому он оставляет за собой право на любовные отношения вне брака.

Общественные взгляды

В 1903 году вступает в Фабианское общество (см. ФАБИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО), пропагандировавшее реформистский путь превращения капиталистической системы в социалистическую, но вскоре ссорится с его основателями, супругами С. и Б. Уэбб (см. ВЕББ Сидней и Беатриса), выдвигая собственную идею переустройства мира путем просвещения широких масс народа под руководством «интеллектуального меньшинства» и выступая против традиционного брака за идеал свободной любви между мужчиной и женщиной. Свои идеи Уэллс высказывает в многочисленных социально-политических трудах, мечтает о создании единого Мирового Государства «без королей, границ и национализмов»: «Современная Утопия» (1905), «В дни Кометы» (1906), «Социализм и семья» (1906), «Первое и Последнее» (1908).

Считает себя политиком-любителем, утверждая, однако, что его политические прогнозы всегда научно и документально обоснованы.

Огромную пропагандистскую мобилизующую роль сыграли его антимилитаристские статьи накануне Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18): он задолго до нее предупреждает о надвигающейся военной угрозе, о недопустимости совершенствования вооружения, о том, что война может погубить современную цивилизацию. В «Войне в воздухе» (1906) Уэллс предрекает разрушительное использование авиации в военных целях. В рассказе «Освобожденный мир» (1914) пророчески изображает, как рушится весь миропорядок от «атомных бомб». В 1916 году публикует блестящий антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна».

В 1920 совершает поездку в Советскую Россию, встречается с Лениным (см. ЛЕНИН Владимир Ильич)и Горьким. (см. ГОРЬКИЙ Максим) Результат поездки - книга «Россия во мгле» (1920), где, в частности, Уэллс иронически утверждает, что теория классовой борьбы - «полезный опиум для народа», но призывает Запад помочь большевикам ликвидировать экономическую разруху...

Образ женщины, основанный на личном опыте

Любовно-психологические романы создает на «материале» собственного эмоционального опыта. «Анна-Вероника» отражает историю его отношений с «ученицей», девушкой, мечтающей стать равноправной спутницей свободно избранного ею возлюбленного и бросающей вызов буржуазным условностям (Эми Кэтрин Роббинс). «Новый Макиавелли» посвящен взаимоотношениям с той же Эми Кэтрин, ставшей миссис «Джейн» Уэллс, и с молодой «фабианкой» Эмбер Ривз. «Страстные друзья» (1913) - анализу интеллектуальной и нежной «дружбы» Уэллса с писательницей Элизабет фон Арним. «Великолепное исследование» (1915), «В тайниках сердца» (1922) и «Мир Уильяма Клиссолда» (1926) - романы о длительной и страстной любви Уэллса и журналистки Ребекки Уэст, от которой у него был внебрачный сын (известный английский писатель Энтони Уэст), и о драматическом их разрыве. В «Кстати, о Долорес» (1938) в иронически-фарсовом тоне рассказывается об унизительной для его самолюбия любви-ненависти к бельгийке Одетте Каун, которая, расставшись с Уэллсом, опубликовала несколько статей, имевших целью развенчать Уэллса как общественного деятеля и мужчину.

Однако в этом романе слышатся отзвуки и последней большой любви Уэллса к М. И. Закревской-Бенкендорф-Будберг, бывшей до того возлюбленной Р. Б. Локкарта (см. ЗАГОВОР ЛОККАРТА), участника контрреволюционного заговора 1918 в Советской Республике; секретарем и гражданской женой Горького.

Баронесса Будберг оставалась с Уэллсом до последних дней его жизни, но отвергала предложение выйти за него замуж (в 1927 Джейн умерла).

Как писатель-социолог всю жизнь был верен главной теме и задаче творчества: убедить сотни тысяч людей отдать все силы построению прекрасного будущего. В 1920-1930-е годы пишет об этом в эссе «Спасение человечества» (1921), «Демократия в процессе пересмотра» (1927), «Пути развития мира», «Догадки и предсказания на грядущие годы» (1928), «Наука жизни». В соавторстве с Дж. Хаксли (см. ХАКСЛИ Джулиан Сорелл) и Дж. Ф. Уэллсом (1931) - «Труд, жизнь и счастье человечества» (1931) и др.

В 1934 году совершает поездку в США и Россию, встречается с Рузвельтом и Сталиным. Пытается убедить Сталина в справедливости своего кредо: «Революционная теория, но без революционной практики».

В конце 1930-х и в годы Второй мировой войны начинает сомневаться в достижимости своей прекрасной мечты: «Судьба Homo Sapiens» (1939). Человечество устремляется к деградации, страданию и смерти. Люди не слушаются голоса Разума. Они позволили Гитлеру развязать войну... Мрачные предчувствия Уэллс высказывает и в последней книге «Ум на краю бездны» (1945) и все же не перестает надеяться на спасительную силу Разума...

На похоронной церемонии Д. Б. Пристли (см. ПРИСТЛИ Джон Бойнтон) назвал Уэллса «человеком, чьи слово внесло свет во многие темные закоулки жизни».

Его прах, согласно завещанию, сыновья развеяли над Северным морем.

Энциклопедия Кольера

УЭЛЛС, ГЕРБЕРТ ДЖОРДЖ

(Wells, Herbert George)

(1866-1946), английский писатель. Родился 21 сентября 1866 в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать экономкой. Образование получил в классической школе Мидхерст и в Кингз-колледже Лондонского университета. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Т.Х.Гексли, в 1893 профессионально занялся журналистикой. На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал ок. 40 романов и многие тома рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире и пр., 3 книги для детей и автобиографию. Его первой попыткой в художественном роде был роман Машина времени (The Time Machine, 1895) - о путешествии изобретателя в отдаленное будущее. Затем последовали Остров доктора Моро (The Island of Dr. Moreau, 1896), Человек-невидимка (The Invisible Man, 1897), Война миров (The War of the Worlds, 1898), Первые люди на Луне (The First Men in the Moon, 1901), рассказывавшие, соответственно, о пересадке человеческих органов диким зверям, о невидимости, вторжении марсиан на землю и путешествии на Луну. Эти романы обеспечили писателю славу самого значительного экспериментатора в жанре научной фантастики и показали его способность сделать правдоподобным самый дерзкий вымысел. Впоследствии в произведениях подобного рода, например в романе Мир освобожденный (The World Set Free, 1914), он сочетал научную достоверность с политическими прогнозами о грядущем всемирном государстве. Тезис о науке, способной создать всемирное государство, в котором человек сможет разумно пользоваться своими изобретениями, с воодушевлением повторяется во всех книгах Уэллса, однако его оптимизм, до той поры безграничный, сокрушила Вторая мировая война, после чего он дал волю отчаянию и в книге Разум на краю своей натянутой узды (Mind at the End of Its Tether, 1945) предсказал вымирание человечества. В более "литературных" своих произведениях писатель демонстрирует незаурядный талант в изображении характеров и построении фабулы, приправляет повествование юмором, однако порою сюжет вытесняют рассуждения о науке, лекции о всех мыслимых и немыслимых предметах, отклики на злободневные события, так что, по его собственной оценке, лишь некоторые из его сочинений содержат составляющие, гарантирующие им долговечность; в числе таковых Любовь и господин Луишем (Love and Mr. Lewisham, 1900), Киппс (Kipps, 1905), Анн-Вероника (Ann Veronica, 1909), Тоно-Банге (Tono-Bungay, 1909), История господина Полли (The History of Mr. Polly, 1910), Новый Макьявелли (The New Machiavelli, 1911), Взыскуемое великолепие (The Research Magnificent, 1915), Проницательность господина Бритлинга (Mr. Britling Sees It Through, 1916), Джоан и Питер (Joan and Peter, 1918), Мир Уильяма Клиссолда (The World of William Clissold, 1926), - все они в той или иной степени автобиографичны. Уэллс признавался, что единственная книга, в которой заявлены самые существенные идеи его жизни, это Что мы творим со своими жизнями? (What Are We to Do With Our Lives? 1931), а самым важным своим трудом считал Труд, богатство и счастье рода человеческого (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind, 1932). Однако к широким читательским кругам он пробился благодаря книге Очерк истории (The Outline of History, 1920), долгие годы остававшейся в списках бестселлеров. Уэллс жил в Лондоне и на Ривьере, часто выступал с лекциями и много путешествовал, был дважды женат. Умер Уэллс в Лондоне 13 августа 1946.

ЛИТЕРАТУРА

Уэллс Г.Дж. Собрание сочинений в 15 тт. М., 1964 Левидова И.М., Парчевская Б.М. Герберт Джордж Уэллс: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1898-1965. М., 1966 Уэллс Г.Дж. Россия во мгле. М., 1970 Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в грядущее: Книга о Г.Уэллсе. М., 1989 Любимова А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г.Уэллса 1900-1940-х гг. Иркутск, 1990

Афоризмы

Уэллс Герберт Джордж (Herbert George Wells) (1866 - 1946)

Английский писатель.

Афоризмы, цитаты -

Уэллс Герберт - биография

Если мы не прикончим войны, война прикончит нас.

"Машина времени" (The Time Machine), 1895 *)

Перевод с английского: К. Морозовой

Мы постоянно уходим от настоящего момента. Наша духовная жизнь, нематериальная и не имеющая измерений, движется с равномерной быстротой от колыбели к могиле по Четвертому Измерению Пространства - Времени. - (Путешественник по Времени)

Вы совершаете ошибку, говоря, что нельзя двигаться во Времени. Если я, например, очень ярко вспоминаю какое-либо событие, то возвращаюсь ко времени его совершения и как бы мысленно отсутствую. Я на миг делаю прыжок в прошлое. Конечно, мы не имеем возможности остаться в прошлом на какую бы то ни было частицу Времени, подобно тому как дикарь или животное не могут повиснуть в воздухе на расстоянии хотя бы шести футов от земли. В этом отношении цивилизованный человек имеет преимущество перед дикарем. Он вопреки силе тяготения может подняться вверх на воздушном шаре. Почему же нельзя надеяться, что в конце концов он сумеет также остановить или ускорить свое движение по Времени или даже повернуть в противоположную сторону? - (Путешественник по Времени)

Полезные сервисы

уэллс герберт - биография

Афоризмы

Уэллс Герберт Джордж (Herbert George Wells) (1866 - 1946)

Уэллс Герберт

Биография

Английский писатель, классик научно-фантастической литературы. Родился 21 сентября 1866 в Бромли. 1888 - окончил Лондонский университет. 1903 - 1909 - член "Фабианского общества". В годы 1-й мировой войны 1914 - 1918 - участник военной пропаганды. 1914, 1920 и 1934 - посещал Россию. 1933 - избран президентом Пен-клуба. Во время 2-й мировой войны выступал в поддержку СССР. 1942 - доктор биологии. Умер 13 августа 1946 в Лондоне.

Среди произведений - романы, повести, рассказы, статьи - "Машина времени" (1895; попытка доказать, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества), "Остров доктора Моро" (1896), "Колеса фортуны" (1896), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898), "Когда спящий проснется" (1899; о народной революции, потрясшей капиталистическое общество в XXI в), "Любовь и мистер Люишем " (1900), "Предвиденья" (1901; трактат), "Первые люди на луне" (1901), "Пища богов" (1904), "Киппс" (1905), "Современная утопия" (1905; романе-трактат о переустройстве мира на основах государственного социализма с допущением частного предпринимательства), "В дни кометы" (1906), "Война в воздухе" (1908), "Новые миры вместо старых" (1908; трактат), "Тоно-Бенге" (1909), "Анна-Вероника" (1909; об эмансипации женщины), "История мистера Полчи" (1910), "Война, которая покончит с войнами" (1914), "Освобожденный мир" (1914; вопросы военного и мирного использования атомной энергии), "Билби" (1915), "Мистер Бритлинг пьет чашу до дна" (1916; антивоенный роман), "Бог - невидимый король" (1917), "Душа епископа" (1917), "Россия во мгле" (1920), "Люди как боги" (1923; роман-утопия), "Накануне" (1927; антифашистский роман), "Мистер Блетсуорси на острове Ремпол" (1928), "Самодержавие мистера Паргема" (1930), "Бэлиингтон Блепский" (1932), "Опыт автобиографии" (1934), "Игрок в крокет" (1936), "Необходима осторожность" (1941).

Полезные сервисы

уэллс герберт джордж

Энциклопедический словарь

Уэ́ллс Герберт Джордж (Wells) (1866-1946), английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) опирался на новейшие естественнонаучной концепции; осмысливая историю развития цивилизации, акцентировал внимание на жестокости и неотвратимости научно-технического прогресса. В романах «Когда спящий проснётся» (1899) и «В дни кометы» (1906) - социальные и нравственные прогнозы. Остросовременное звучание имели бытовые романы «Киппс» (1905), «Тоно-Бенге» (1909), в которых сделана попытка в традициях О. Бальзака дать «поперечный» разрез английского общества. Сторонник фабианства (см. «Фабианское общество»). В 1914, 1920 и 1932 посещал Россию (книга «Россия во мгле», 1920; «Опыт автобиографии», 1934). В 30-40-х гг. занимал активную антифашистскую позицию.

Полезные сервисы

уэллс орсон

Энциклопедический словарь

Уэ́ллс Орсон (Welles) (1915-1985), американский кинорежиссёр, актёр. Поставил фильмы: «Гражданин Кейн» (1941), «Великолепные Эмберсоны» (1942), «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Процесс» (1962), «Фальстаф» (1966) и др. Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщённым притчевым формам художественного высказывания.

* * *

УЭЛЛС Орсон - f

УЭ́ЛЛС (Welles) Орсон (1915-85), американский кинорежиссер, актер. Поставил фильмы: «Гражданин Кейн» (1941), «Великолепные Амберсоны» (1942), «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Процесс» (1962), «Фальстаф» (1966). Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формам художественного высказывания.

* * *

УЭ́ЛЛС (Welles) Орсон (6 мая 1915, Кеноша, шт. Висконсин - 9 октября 1985, Лос-Анджелес), американский режиссер, актер, сценарист, писатель.

С 1931 работал в театре, в 1939 был приглашен в Голливуд, где дебютировал фильмом «Гражданин Кейн» (1941), в котором блистательно сыграл главную роль. Это история взлета и падения уроженца маленького городка, ставшего богатым и властным газетным магнатом (премия «Оскар»). Фильм отличало оригинальное построение сюжета, необычное использование звука, новые способы съемки, породившие и новую стилистику: глубинные мизансцены, нижние ракурсы. Критика приняла картину восторженно, хотя рядовой зритель ничего не понял. То же повторилось и с «Великолепными Амберсонами» (1942) - сатирой на американское общество рубежа 20 века, фильмом хотя и не столь смелым и оригинальным, как первый, но хорошо передававшим атмосферу времени и взгляды режиссера на природу богатства и классовые барьеры в Америке.

В 1947 Уэллс снял фильм «Леди из Шанхая», но уже в массовом жанре триллера, опять поставив под сомнение такие основополагающие ценности американской жизни, как богатство, власть, слава. Режиссер привнес в эту картину элемент романтики, противостоящей насквозь пропитанной прагматизмом жизни толстосумов. Олицетворением ее стал безработный моряк Майкл О" Хара, прекрасно сыгранный самим режиссером. Роль таинственной героини исполнила в фильме голливудская кинозвезда Рита Хейуорт, жена режиссера, с которой он вскоре расстался. В стандартном, ничем не примечательном сюжете, взятом из бульварного романа, Уэллс сумел показать страсти почти шекспировской глубины. Великим английским драматургом он увлекался с детства, переиграл в театре почти все его роли, а став постановщиком, экранизировал три трагедии: «Макбет» (1948), «Отелло» (1952),«Полуночные колокола» (1966). Несмотря на неканоническую и спорную трактовку, они по духу своему оказались более шекспировскими, чем ремесленные поделки, скрупулезно следовавшие тексту пьес великого драматурга.

В 1958 Уэллс снял еще один фильм в жанре триллера «Печать зла» (1958). Это запутанная детективная история о том, что власть развращает. Но в подтексте просматривалась глубинная подоплека, характерная не только для этой картины, но и для всего творчества Уэллса: видение мира как некой моральной паутины, где всякий поступок человека влечет за собой многочисленные непредвиденные последствия. Последней значительной лентой режиссера стал фильм «Процесс» (1962, по роману Франца Кафки), снятый в Европе. С точки зрения использования художественных средств, это лучший фильм Уэллса после «Гражданина Кейна». Из всех экранизаций знаменитого романа эта ближе всего к передаче кафкианского зловещего, причудливого, извращенного мира. Но трактует он его не метафизически, а реалистически, перенося зрителей в бюрократические лабиринты, где человек блуждает в поисках ключа к своей судьбе.

С годами деньги на постановку своих фильмов Уэллсу находить становилось все труднее, и последнюю четверть века своей жизни он уже работал в основном в качестве актера, снимаясь главным образом за рубежом - в Англии, Франции, Италии - нередко в проходных фильмах и маленьких ролях. Несколько начатых им, как постановщиком, лент так и остались незаконченными («Дон-Кихот», 1955-71, «В мертвой точке», 1967, «Оборотная сторона ветра», 1971). В последнем фильме, во многом автобиографичном, Уэллс показал унижения режиссера, ищущего средства для постановки своей картины. Удалось окончить лишь «Подделку» («Правда и ложь», 1975) - о фальсификации произведений литературы и искусства, а шире - границе между реальностью и иллюзией.

В 1970 режиссер получил специальную премию «Оскар» за вклад в киноискусство, а в 1975 - премию Американского киноинститута, в 1982 Золотой приз на венецианском кинофестивале за выдающийся вклад в мировое киноискусство.

Орсон Уэллс - режиссер, который разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский - технически и эстетически - художественный стиль в послевоенном американском кино. «Гражданин Кейн» вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов.

Энциклопедия Кольера

УЭЛЛС Орсон (Welles, Orson)

ОРСОН УЭЛЛС в фильме Ф. значит фальшивка (1975).

ОРСОН УЭЛЛС в фильме Ф. значит фальшивка (1975).

(1915-1985), американский режиссер театра и кино, актер. Его фильмы отмечены барочной пышностью стиля и изобретательностью в технических решениях. Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 в Кеноше (шт. Висконсин). С 15 лет начав играть в театре, он в 1933 присоединился к труппе Кэтрин Корнелл. Годом позже покинул ее и в качестве актера и режиссера вошел в коллектив Федерального театра. В 1937 Уэллс и продюсер Д.Хаусман организовали собственную антрепризу - "Меркьюри-тиэтр". Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского Юлия Цезаря: одетые в современные костюмы актеры играли на сцене без декораций, освещенные причудливым светом. В 1938 труппа "Меркьюри-тиэтр" стала выступать с еженедельными радиоспектаклями. Псевдодокументальная инсценировка фантастического романа Г.Уэллса Война миров была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси и поддались панике. В ореоле скандальной известности Уэллс решил попробовать свои силы в кино. В октябре 1940 он завершил работу над своим первым фильмом - Гражданин Кейн (Citizen Kane). По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссера (пусть и не снискавшая коммерческого успеха) стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф. Гражданин Кейн был поставлен для студии "РКО-рэдио пикчерз". Для той же студии Уэллс поставил Великолепных Эмберсонов (The Magnificent Ambersons, 1942) и Чужестранца (The Stranger, 1946), а для "Коламбиа пикчерз" - Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai, 1947). В дальнейшем его фильмы зачастую имели статус независимых постановок со случайными источниками финансирования и ненадежной производственной базой (Господин Аркадин - Mr. Arkadin; др. название - Конфиденциальное сообщение - Confidential Report, 1955; Прикосновение зла - Touch of Evil, 1957; Макбет - Macbeth, 1947; Отелло - Othello, 1952; Фальстаф - Falstaff, 1965; Процесс - The Trial, 1962; Бессмертная история - The Immortal Story, 1968). Превосходный актер, Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссеров. Одной из его самых известных актерских работ стала роль Гарри Лайма - бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на "черном рынке" (Третий человек - The Third Man, 1949). В 1975 Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута "За выдающиеся заслуги в кинематографе". Умер Уэллс в Лос-Анджелесе 10 октября 1985. Своей всемирной славой Уэллс обязан главным образом Гражданину Кейну - истории жизни газетного магната, яркой и одновременно непостижимой личности, прототипом которой, с известными оговорками, стал У.Р.Херст. Съемки с применением глубокофокусной оптики и подвижной камеры, повествование с головоломными загадками, отточенное мастерство исполнителей (в основном актеров из "Меркьюри-тиэтр") сделали этот фильм эталоном мастерства и кинематографической выразительности.

ЛИТЕРАТУРА

Божович В. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972 Огнев К. Звезды мирового кино. М., 1992

Полезные сервисы

уэллс фарго

Энциклопедический словарь

УЭЛЛС ФАРГО - УЭЛЛС ФА́РГО (Wells Fargo), американский банк, один из крупнейших в мире. Главный офис банка находится в Сан-Франциско (см. САН-ФРАНЦИСКО (город)). Поглотив в апреле 1996 года корпорацию First Interstate, банк Wells Fargo стал вторым по значению банком Калифорнии (см. КАЛИФОРНИЯ (штат)), активно действовал на западе США. Уделяя много внимания инновациям, банк существенно сократил оперативные расходы. Wells Fargo был одним из первых банков в США, который продлил рабочий день и ввел рабочие часы по субботам, а также предлагал нетрадиционные каналы предоставления услуг, например установку банкоматов в продуктовых магазинах, кафе, химчистках. По итогам 2004 года рыночная стоимость банка оценивалась в 100,46 млрд. долларов, его годовая прибыль составила 7,01 млрд. долларов.

Полезные сервисы

уэллс, орсон

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орсон Уэллс.

Орсон Уэллс.

УЭЛЛС (Welles) Орсон (1915 - 85), американский режиссер, актер. Работал в театре, на радио; его радиопостановка "Война миров", поданная как документальный репортаж о вторжении марсиан (1938), вызвала в стране панику. Новаторством в драматургии, монтажном и изобразительном решении был отмечен его кинодебют "Гражданин Кейн" (1941), к теме которого - трагедия крайнего индивидуализма - неоднократно возвращался ("Леди из Шанхая", 1947; "Печать зла", 1958; "Процесс", 1962), часто на материале пьес У. Шекспира ("Макбет", 1948; "Отелло", 1952; "Венецианский купец", 1984). В большинстве своих фильмов выступал также как исполнитель главной роли.

Полезные сервисы

уэллсит

Синонимы к слову уэллсит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

уэллсовский

Орфографический словарь

уэ́ллсовский (от Уэ́ллс)

Полезные сервисы