ФИЛИДЫ - ФИЛИ́ДЫ (ирл. fili - провидец), в средневековой ирландской культуре поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.
Вероятно, в римское время именно филиды были известны под именем «vates» - «пророки», которому родственны валлийское gwawd и ирландское faith (пророк), синонимы филида. Возможно, филиды существовали в Ирландии как особые профессиональные категории до принятия христианства, когда процветала деятельность друидов (см. ДРУИДЫ). Шотландский текст 17 в. (Letter to John Aubrey) называет филидов высшей из четырех степеней бардов (см. БАРДЫ).
Традиционно первым поэтом и судьей Ирландии считается Амергин, сын Миля, произнесший первое суждение о разделе Ирландии и составивший первое заклинание после того, как сыновья Миля достигли острова. По другой версии, основателем первой школы филидов был Фениус Фарсайд, один из предков ирландцев, благодаря которому они обрели свой собственный язык. Трактат «руководство для ученых» определял три благородных сословия: епископ, князь, филид. Согласно «руководству» полный курс обучения филида составлял 12 лет, а сословие делилось на семь рангов: от низшего (фохлок) до высшего (оллам). От главного поэта, или оллама, требовалось знание 350 повестей, истории и способность суждения в соответствии с ирландским правом.
В анналах донорманнского периода выделялись четыре класса образованных людей: основывающиеся на латинской учености и Писании (ecnae), брегоны, или юристы (brithem), генеалогисты и историки (senchaid) и поэты и рассказчики (fili). Брегоны и историки, вероятно, являются теми же филидами, но с более узкой специализацией. Согласно прологу к корпусу права «енхус Мор», до прихода Патрика в Ирландии публично могли выступать: историк с рассказами и повестями, поэт с восхвалениями и сатирами и брегон с максимами и прецедентами. Согласно правовому трактату Uraicecht Becc, после принятия христианства все они могли быть как мирянами, так и клириками. Так, в монастыре Таум Дрекань существовали латинские школы, брегонская школа и школа филидов. В «Триадах Ирландии» центром поэтического ремесла назван монастырь Клойн. В составлении «Шенхус Мор» принимали участие три епископа, три короля и три филида или брегона под председательством св. Патрика (см. ПАТРИК), из чего видно, что Церковь пыталась гибко контролировать раннесредневековую ирландскую культуру. Представители ученого сословия филидов обучались в монастырях и занимали высокое положение при королевских дворах или в монастырских школах.
Между иерархиями Церкви и филидов существовала тесная связь. Следуя предписаниям библейской Книги Левита, и поэт и священник были обязаны брать в жены только непорочных девушек и им запрещалось иметь больше одной жены: проклятие святого и сатира филида были функционально равносильны. Решением собора в Кашеле (1101) клир и филиды были выведены из-под светской юрисдикции.
Пропетая филидом против кого-либо песнь поношения, или сатира, могла понизить человека в социальном статусе, хотя певцы песен поношения рассматривались чаще в оппозиции к Церкви и не причислялись к филидам, единственным из мирян, имевшим сакральный статус. Использование сатиры в качестве средства вымогания даров привело к тому, что на собрании королей в Друим Кетте (575) было принято решение об изгнании филидов за пределы Ирландии и только вмешательство Колума Килле (св. Колумбы (см. КОЛУМБА)) предотвратило нависшую над поэтами угрозу.
Социальные изменение происходившие в Ирландии после английского завоевания, привели к тому, что старые монастыри были вытеснены монашескими орденами, в которых не нашлось места для филидов. На смену им пришли светские поэты - барды. Хотя патронами и филидов и бардов была светская знать, но и она претерпела значительные изменения в постнорманнский период, когда короли, утеряв сакральный ореол, были низведены до ранга аристократов-землевладельцев. Важной отличительной чертой филидов по сравнению с бардами было то, что все семь ступеней иерархии филидов человек мог пройти в течение всей жизни, став оламом, тогда как о таком прогрессе в иерархии бардов нет никаких сведений, а их статус зависел не от учености, но от социального ранга.