Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

филидор

Грамматический словарь

Филидо́р мо

Сканворды для слова филидор

- Имя этого французского композитора хорошо известно не только любителям музыки и шахмат, но и поклонникам Остапа Бендера.

- Он пересмотрел взгляды мастеров итальянской школы и пришел к выводу, что не следует бросаться в безрассудные атаки, а в первую очередь следует создать позицию с надежной защитой.

- Французский шахматист, предвестник позиционной шахматной школы.

- Французский шахматист, чья защита стала одним из шахматных дебютов.

- Девизом этого шахматиста были слова: «Пешки - душа партии».

Полезные сервисы

филидор франсуа

Большой энциклопедический словарь

ФИЛИДОР (наст. фам. Даникан Филидор - Danican Philidor) Франсуа Андре (1726-1795), французский композитор. Один из создателей жанра французской комической оперы (сюжеты из жизни простых людей): "Садовник и его господин" (1761), "Кузнец" (1761). Сильнейший шахматист Европы 2-й пол. 18 в. Труды "Анилиз шахматной игры".

Полезные сервисы

филидор франсуа андре

Энциклопедический словарь

Филидо́р Франсуа Андре - настоящая фамилия Даникан Филидор (Danican Philidor) (1726-1795), французский композитор. Один из создателей жанра французской комической оперы (сюжеты из жизни простых людей): «Садовник и его господин» (1761), «Кузнец» (1761). Сильнейший шахматист Европы 2-й половины XVIII в. Труд «Анализ шахматной игры».

* * *

ФИЛИДОР Франсуа Андре - ФИЛИДО́Р (Philidor) Франсуа Андре (наст. фам. Даникан Филидор, Danican Philidor) (7 сентября 1726, Дре, близ Парижа - 31 августа 1795, Лондон), французский шахматист (см. ШАХМАТЫ), сильнейший в мире во второй половине 18 в. Композитор, один из создателей жанра французской комической оперы (сюжеты из жизни простых людей): «Садовник и его господин» (1761), «Кузнец» (1761).

Родился в семье придворных музыкантов, его дед играл на фаготе, а отец и братья служили в королевской хоровой капелле. Филидору было 6 лет, когда он был определен в хор версальской часовни. Музыкантам запрещалось проводить свободное время за азартными играми, но разрешались шахматы. В 10 лет Филидор играл в шахматы сильнее всех взрослых музыкантов капеллы. В 12 сочинил произведение для хора, отмеченное королевской наградой; за свою жизнь написал 26 опер, преимущественно комических, на сюжеты из народного быта. Мировой известностью пользовалась его кантата «Песнь столетия» на стихи Горация (исполнялась в Париже, Лондоне, Риме, Берлине, Вене и Петербурге, куда ее партитура была доставлена по просьбе императрицы Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II)).

Слава Филидора в шахматном искусстве оказалась более долговечной. В середине 1740-х гг. успешно играл в парижском шахматном кафе «Режанс». Гастролируя с концертами в Голландии (1745), победил сильнейших шахматистов страны; в Лондоне в кафе «Слоутерс» взял верх над лидером английских шахматистов Абрахамом Янсеном. В 1847 в Лондоне Филидор выиграл матч у сирийского мастера Филиппа Стаммы. Филидор все партии играл черными, что не помешало ему одержать 8 побед при одном поражении и одной ничьей.

В 1760 Филидор женился на певице, первой исполнительнице многих его произведений, Анжелике Генриете Элизабет Рише, ставшей ему преданным другом и матерью его семи детей. Музыка не давала Филидору достаточного заработка и в 1775 он подписал контракт на ежегодные посещения Англии с февраля по июнь для обучения членов Сент-Джеймского шахматного клуба. Последние годы жизни Филидор безвыездно жил в Лондоне, тяжело переживая разлуку с семьей. В Париже его занесли в списки подозрительных лиц из-за связей с королевским двором, хотя как видно из сохранившихся писем, он сочувствовал Великой Французской революции.

Филидор внес огромный вклад в теорию шахмат. Еще в возрасте 23 лет он написал книгу «Анализ шахмат, содержащий новый метод быстрого совершенствования в этой благородной игре» (издана в 1749). На примере девяти широко прокомментированных партий Филидор предложил руководствоваться в игре новыми позиционными принципами. В их основе лежала роль пешечного центра и создание прочной пешечной цепи, продвижение которой обеспечивает наступающему перевес в пространстве, создание открытых линий, перегруппировку сил и другие преимущества для решающего вступления в бой легких и тяжелых фигур. В 1777 Филидор выпустил новое издание книги с рядом существенных уточнений и дополнений в виде нового анализа в области эндшпиля (см. ЭНДШПИЛЬ). А всего во второй половине 18 в. она выдержала в различных европейских странах 42 издания. В конце 20 в. сохранили свою актуальность некоторые анализы Филидора в области эндшпиля и дебют, носящий его имя «Защита Филидора», а также его бессмертный девиз «Пешки - душа партии».

Большой энциклопедический словарь

Филидо́р Франсуа Андре (настоящая фамилия Даникан Филидор, Danican Philidor) (1726—1795), французский композитор. Один из создателей жанра французской комической оперы (сюжеты из жизни простых людей): «Садовник и его господин» и «Кузнец» (оба 1761). Сильнейший шахматист Европы второй половины XVIII в. Основоположник позиционной игры; ему принадлежит ряд открытий в теории дебюта (его именем названо одно из начал — защита Филидора) и эндшпиля. Труд «Анализ шахматной игры» (1749).

Полезные сервисы

филидор, франсуа андре

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФИЛИДОР (Philidor) Франсуа Андре (1726 - 95), французский композитор и шахматист. Представитель династии музыкантов Филидор-Даникан. Один из создателей жанра опера-комик. Оперы на сюжеты из жизни простых людей: "Блез-башмачник" (1759), "Садовник и его господин", "Кузнец" (обе 1761), "Дровосек" (1763). Сильнейший шахматист Европы 2-й половины 18 в.; шахматный теоретик, основоположник позиционной школы игры; автор книги "Анализ шахматной игры" (1790).

Полезные сервисы

филиды

Энциклопедический словарь

ФИЛИДЫ - ФИЛИ́ДЫ (ирл. fili - провидец), в средневековой ирландской культуре поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.

Вероятно, в римское время именно филиды были известны под именем «vates» - «пророки», которому родственны валлийское gwawd и ирландское faith (пророк), синонимы филида. Возможно, филиды существовали в Ирландии как особые профессиональные категории до принятия христианства, когда процветала деятельность друидов (см. ДРУИДЫ). Шотландский текст 17 в. (Letter to John Aubrey) называет филидов высшей из четырех степеней бардов (см. БАРДЫ).

Традиционно первым поэтом и судьей Ирландии считается Амергин, сын Миля, произнесший первое суждение о разделе Ирландии и составивший первое заклинание после того, как сыновья Миля достигли острова. По другой версии, основателем первой школы филидов был Фениус Фарсайд, один из предков ирландцев, благодаря которому они обрели свой собственный язык. Трактат «руководство для ученых» определял три благородных сословия: епископ, князь, филид. Согласно «руководству» полный курс обучения филида составлял 12 лет, а сословие делилось на семь рангов: от низшего (фохлок) до высшего (оллам). От главного поэта, или оллама, требовалось знание 350 повестей, истории и способность суждения в соответствии с ирландским правом.

В анналах донорманнского периода выделялись четыре класса образованных людей: основывающиеся на латинской учености и Писании (ecnae), брегоны, или юристы (brithem), генеалогисты и историки (senchaid) и поэты и рассказчики (fili). Брегоны и историки, вероятно, являются теми же филидами, но с более узкой специализацией. Согласно прологу к корпусу права «енхус Мор», до прихода Патрика в Ирландии публично могли выступать: историк с рассказами и повестями, поэт с восхвалениями и сатирами и брегон с максимами и прецедентами. Согласно правовому трактату Uraicecht Becc, после принятия христианства все они могли быть как мирянами, так и клириками. Так, в монастыре Таум Дрекань существовали латинские школы, брегонская школа и школа филидов. В «Триадах Ирландии» центром поэтического ремесла назван монастырь Клойн. В составлении «Шенхус Мор» принимали участие три епископа, три короля и три филида или брегона под председательством св. Патрика (см. ПАТРИК), из чего видно, что Церковь пыталась гибко контролировать раннесредневековую ирландскую культуру. Представители ученого сословия филидов обучались в монастырях и занимали высокое положение при королевских дворах или в монастырских школах.

Между иерархиями Церкви и филидов существовала тесная связь. Следуя предписаниям библейской Книги Левита, и поэт и священник были обязаны брать в жены только непорочных девушек и им запрещалось иметь больше одной жены: проклятие святого и сатира филида были функционально равносильны. Решением собора в Кашеле (1101) клир и филиды были выведены из-под светской юрисдикции.

Пропетая филидом против кого-либо песнь поношения, или сатира, могла понизить человека в социальном статусе, хотя певцы песен поношения рассматривались чаще в оппозиции к Церкви и не причислялись к филидам, единственным из мирян, имевшим сакральный статус. Использование сатиры в качестве средства вымогания даров привело к тому, что на собрании королей в Друим Кетте (575) было принято решение об изгнании филидов за пределы Ирландии и только вмешательство Колума Килле (св. Колумбы (см. КОЛУМБА)) предотвратило нависшую над поэтами угрозу.

Социальные изменение происходившие в Ирландии после английского завоевания, привели к тому, что старые монастыри были вытеснены монашескими орденами, в которых не нашлось места для филидов. На смену им пришли светские поэты - барды. Хотя патронами и филидов и бардов была светская знать, но и она претерпела значительные изменения в постнорманнский период, когда короли, утеряв сакральный ореол, были низведены до ранга аристократов-землевладельцев. Важной отличительной чертой филидов по сравнению с бардами было то, что все семь ступеней иерархии филидов человек мог пройти в течение всей жизни, став оламом, тогда как о таком прогрессе в иерархии бардов нет никаких сведений, а их статус зависел не от учености, но от социального ранга.

Большой энциклопедический словарь

ФИЛИДЫ - в средневековой ирландской культуре поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.

Полезные сервисы