Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

резьба

Гуманитарный словарь

РЕЗЬБА́ - иск-во вырезания орнаментов и фигур и произв. этого иск-ва. Мат-лами для Р. могут служить дерево, кость, камень, металл, лак и др. Различается много видов Р. Цельные предметы, в т. ч. скульптуры, детали предметов, напр. мебели, имеющие 3 измерения, наз. объемной Р. Рельефная Р. может быть разной глубины; если вырезаются только линии, образующие узор по гладкой поверхности, то Р. наз. контурной, если рисунок заглублен в фон - выемчатой; существует много разновидностей рельефной Р. При полном удалении фона образуется ажурная, или пропильная, или сквозная Р. Накладной наз. Р., наложенная на гладкий фон; она по виду близка рельефной, но неизмеримо легче в изготовлении. Часто разные виды Р. сочетаются в одном предмете (сквозная и рельефная, объемная и контурная и т. д.), Р. может также сочетаться с др. техниками: напр., контурная с затиркой контура краской, резные предметы часто подвергаются доп. обработке (позолота, окраска, полировка и т. д.).

В рус. нар. иск-ве наибольшее распространение получили разл. формы Р. по дереву - осн. мат-лу традиц. жилища и утвари. Практически каждый бытовой предмет вырезался из дерева и декорировался рельефной резьбой с солярными символами, орнаментами, фигурками птиц и животных. Образцом чисто рус. иск-ва явл. выемчатая и пропильная Р. по бересте. Пропильной, реже рельефной Р. украшены карнизы и наличники домов. Сложными резными орнаментами украшались с 17 в. иконостасы. С 16-17 вв. под Сергиевым Посадом существует богородская Р.: игрушки с подвижными деталями и мелкие скульптуры из мягкого дерева, часто объединяемые в композиции. С нач. 18 в. в Р. проникает стиль барокко, в петровское время получила распространение Р. по дубу, образцы к-рой сохранились в Летнем дворце и дворцах Петергофа. Выполненная в царских дворцах франц. мастерами, эта Р. оказала воздействие на работу рус. мастеров в мебели и новых родах иск-ва, таких, как аллегорич. резной декор кораблей. Шедевром иск-ва Р., соединившим рус. традиции с формами барокко, явл. резной из липы иконостас Петропавловского собора в СПб. Исключит. ложности и прихотливости форм достигает Р. в оформлении интерьеров и мебели елизаветинского времени, особенно в работах Ф. де Растрелли: резной декор позволял добиться сложности объема и свободы формы, невозможной в лепнине. В эпоху классицизма деревянная Р. сохраняется гл. обр. в мебели, почти полностью сменившись в архит. декоре лепниной. Однако одновременно строились классич. здания из дерева (дворцы в Кускове и Останкине, т-р на Каменном о-ве в Петербурге), с резными из дерева классич. архит. деталями; деревянный классицизм получил широчайшее распространение в провинц. и усадебном стр-ве, где классич. резные декор. детали сохранялись вплоть до нач. 20 в. В нач. 19 в. зародился "фольклоризирующий" стиль рус. архитектуры, проявившийся в проектах идеальных деревень со щедро украшенными резьбой домиками (К. И. Росси, О. Монферран, А. И. Штакеншнейдер). С этого времени профессиональная деревянная архитектура и народная активно взаимодействовали друг с другом, заимствуя и перабатывая прежде всего мотивы Р. В интерьерах неоготики возродилась Р. по дубу (напр., "Коттедж" в Петергофе). В последующем развитии историзма Р. в интерьере почти не встречается, и в сер. 19 в. даже в имп. дворцах применялась лепнина, окрашенная так, чтобы имитировать дерево. Со времени протомодерна Р. вновь распространяется на отделку интерьера, достигает нового расцвета в модерне (напр., интерьеры дворца вел. кн. Ольги Александровны в СПб.), затем приходит в упадок.

Наряду с Р. по дереву, в России развились оригинальные промыслы Р. по кости, распространенные гл. обр. на Севере (холмогорская резная кость). Прекрасные художеств. зделия из слоновой кости создавали на токарных станках имп. Петр I и имп. Мария Федоровна.

Сюжетная и орнаментальная Р. по мягкому белому камню была свойственна др.-рус. архитектуре Владимира и Суздаля. Ярчайшим примером явл. Дмитровский собор Владимира. Позже Р., часто орнаментальная, широко распространилась в зодчестве 17 в., украшая наличники, колонны и др. архит. детали каменных церквей и палат. С переходом в архитектуре 18 в. к кирпичным оштукатуренным фасадам Р. по камню в архитектуре становится редкостью, применяясь немногими архитекторами, отделывавшими фасады натуральным камнем (А. Ринальди - дворец в Гатчине, и особенно А. Н. Воронихин, облицевавший Казанский собор в СПб. пудостским известняком, из к-рого выполнены также каннелированные коринфские колонны и рельефы фасадов); иногда резными были только отд. детали (коринфские капители колонн Английского дворца, арх. Дж. Кваренги). Тогда же развивается изготовление резных худож. изделий из камня - алебастра, мрамора, яшмы, создаются гранильные фабрики в Петергофе, Екатеринбурге, на Алтае, и дворцы наполняются каменными резными вазами (лучшее собрание - в Павловске). На рубеже 18-19 вв. Р. по камню входит в моду: геммы и камеи украшают императорские короны (Наполеона) и парадный костюм. Р. становится иск-вом монархов: в 1780-х гг. имп. Екатерина II работает с тверд. камнем, а имп. Мария Федоровна режет чаще слоновую кость и янтарь.

В учебную программу Воспитательного об-ва благородных девиц вводятся токарное дело и Р. Однако в архит. отделке интерьера резной камень в период классицизма был редкостью, получив нек-рое распространение только в след. эпоху - в сер. и 2-й пол. 19 в. В кон. 19 - нач. 20 в. для Петропавловского собора в СПб. были изготовлены огромные монолитные резные надгробия имп. Александра II (из яшмы) и имп. Марии Александровны (из родонита); сложная Р. по камню применена в отделке интерьера петерб. храма Спаса на Крови. В эпоху модерна получает распространение каменная Р. на фасадах, выполнявшаяся как по известняку, так и по граниту и др. твердым породам камня.

Отд. видом явл. применение Р. в ювелирном иск-ве: прорезной металл, заполнение Р. по благородному металлу эмалью (т. н. эмаль по резьбе).

В наст. время сохраняется неск. худож. промыслов, продолжающих традиции иск-ва Р. - по дереву, кости, камню, гл. обр. для изготовления сувениров.

Резьба по дереву. Людогощинский крест. Мастер Я. Федосов. 1359

<a href='/dict/резьба' class='wordLink' target='_blank'>Резьба</a> по <a href='/dict/дереву' class='wordLink' target='_blank'>дереву</a>. <a href='/dict/людогощинский' class='wordLink' target='_blank'>Людогощинский</a> <a href='/dict/крест' class='wordLink' target='_blank'>крест</a>. <a href='/dict/мастер' class='wordLink' target='_blank'>Мастер</a> Я. <a href='/dict/федосов' class='wordLink' target='_blank'>Федосов</a>. 1359

Полезные сервисы

русский стиль

Гуманитарный словарь

РУ́ССКИЙ СТИЛЬ - историко-культ. и идеологич. феномен в рус. иск-ве 1830-1910-х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор.-прикладном иск-ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре, прежде всего - церковной. Церк. стр-во, начиная с царствования имп. Николая I, считалось важнейшим направлением архитектуры, именно в нем нашла отражение связь гос. идеологии и нац. начала, выразившаяся в формуле "православие, самодержавие, народность". Предпосылкой для становления Р. С. явилось возрастание в России во время войны с Наполеоном интереса к нац. культуре и иск-ву. Начался период нац. романтизма. През. АХ А. Оленин предложил, основываясь на изучении др.-рус. пам., начать поиск нового нац. архит. стиля. Первые опыты в этом направлении относятся к 1810-20-м гг.: в 1825 Ф. Солнцев занялся "худож. археологией", В. П. Стасов реконструировал Десятинную ц. (см.). Поддержку эти искания нашли в личном интересе имп. Николая I. В дальнейшем, до насильств. прекращения церк. стр-ва, Р. С. являлся доминирующим направлением. Можно выделить 4 этапа его развития: "русско-византийский" (тоновский), "романовский" ("московско-ярославский 17 в."), "неорусский" (псковско-новгородский) и "ретроспективный" архит. стили. Расцвет первого этапа - русско-византийского - приходится на 1830-60-е гг. Во 2-й пол. 19 в. церкви, построенные в Р. С., стали разнообразнее - за образец чаще принимались храмы поволжских городов и Москвы 17 в., ярчайшим примером этого направления является сохранившийся "Спас на крови" в С.-Петербурге (А. Парланд и И. Малышев, проект 1882). За пределами культового зодчества Р. С. встречался крайне редко (Политехнический - арх. И. Монигетти и Исторический - арх. В. Шервуд - музеи в Москве). Параллельно Р. С. развивалось направление церк. стр-ва, соответствующее тенденциям общеевроп. историзма, к-рое проявилось в воспроизведении черт романской, реже - готической архитектуры и в возрождении традиций византийского зодчества, аналоги к-рого встречаются преимуществ. на юге Европы. В кон. 19 в., уже в эпоху модерна, вновь возродился интерес к романо-византийскому стилю, в к-ром строили братья Косяковы, и к неорусскому стилю в духе новгородских и владимирских церквей, в к-ром строили С. Кричинский, В. Покровский, А. Щусев. В те же годы появился "ретроспективный" вариант Р. С., обращавшийся к мотивам и формам "московского (нарышкинского) барокко", петровского и елизаветинского барокко и классицизма, переоцененных "Серебряным веком" как национальные. Своеобразные формы Р. С. принял в деревянной архитектуре. В 1815 К. Росси сочинил проект домов для ветеранов наполеоновских войн в Глазове, украшенных резьбой по мотивам рус. крестьянской архитектуры. Первонач. "фольклоризирующий" стиль применялся для "образцовых деревень", в сер. 19 в. он воплотился в знаменитой "Погодинской избе" в Москве и в дальнейшем, взаимодействуя с Р. С, развивался в стр-ве дач и городских домов, эволюционируя к модерну. В узком смысле термин "Р. С." применяется к "московско-ярославскому" и "фольклоризирующему" стилям. До 1970-80-х гг. в качестве общего названия для всех стилей, связанных с др.-рус. и византийской традициями, применялись наименования "русско-византийский стиль" и "псевдорусский стиль".

История Р. С. неразрывно связана с коллекционированием изделий нар. кустарных промыслов, заботой об их развитии, открытием многочисл. школ ремесел и нар. иск-ва, существовавших под патронажем видных меценатов и коллекционеров, в т. ч. членов имп. фамилии. Наибольшую роль в этом сыграли худож. кружки Абрамцева и Талашкина, стремившиеся внести сказочную красоту в мир повседневности, создать единый стиль на основе др.-рус. и нар. иск-ва.

Р. С. был попыткой образованного рус. об-ва найти худож. формы нац. самоидентификации после реформ Петра I. Первые опыты создания нац. архитектуры были предприняты задолго до эпохи романтизма. Еще Елизавета I предписала возводить храмы пятиглавыми, что привело к своеобразной композиции храмов елизаветинского барокко, купола к-рых, кроме того, обычно увенчивались рус. луковицами. Во 2-й пол. 18 в. рус. мотивы проявились в псевдоготике В. Баженова, М. Казакова и их последователей. Тогда же при дворе Екатерины II были введены новые платья, считавшиеся "русскими", в кон. 18 в. началось собирание фольклора. В эпоху романтизма проблема самоидентификации получила филос. осмысление в славянофильстве, с Р. С. связаны ношение бороды, "русские завтраки" с водкой и кислой капустой у К. Рылеева, придворные сарафаны николаевского двора, изучение А. Востоковым рус. нар. стихосложения и разработка на этой основе новых стихотворных размеров. Новая военная форма, разработанная в 1-ю мир. войну А. Васнецовым (введена большевиками), сюжеты из фольклора и эпоса и обращение к иконописным технич. приемам в живописи бр. Васнецовых, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Рериха, музыка Н. Римского-Корсакова, поэзия Н. Клюева и мн. др. худож. и бытовые процессы 19-20 вв. связаны с этой проблемой, не получившей доныне целостного историко-культурного осмысления и описания.

Полезные сервисы