Хами́тские языки́ -
термин, использовавшийся в языкознании с середины 19 в. для общего
обозначения языков, обнаруживающих определённое сходство с семитскими языками, но не включаемых в
их число. К Х. я. относили, как правило, древнеегипетский язык, кушитские языки, берберские языки (современное
название - берберо-ливийские языки),
а также хауса и родственные ему чадские языки. Х. я. вместе с семитскими
объединяли в семито-хамитскую, или хамито-семитскую, семью языков.
Вопросы о составе группы Х. я. и о природе семито-хамитской общности (генетическое единство, различные концепции в духе
теории «смешанных языков») по-разному
трактовались в работах К. Р. Лепсиуса, Ф. Мюллера, Ф. Преториуса,
Ж. Э. Ренана, К. Лотнера, Л. Райниша, К. Броккельмана, Д. Вестермана,
А. Эрмана, А. Тромбетти, О. ислера и других учёных. Наиболее широко
хамитское единство трактовалось в работах К. Майнхофа и его
последователей, которые на основании типологических критериев, подкреплённых
этнокультурными и антропологическими аргументами, ошибочно
относили к Х. я. многие языки Африки, в т. ч. ряд нилотских языков, язык фула, готтентотские
языки и др. Эта концепция известна в африканистике как «хамитская теория». Термин
«хамитский» использовался в составных наименованиях: чадо-хамитские
языки (современное название - чадские языки), нило-хамитские языки
(современное название - нилотские языки).
Дальнейшие исследования (М. Коэн, Дж. Х. Гринберг) показали
отсутствие особого хамитского единства в рамках семито-хамитской
семьи, противопоставленного семитским языкам. Языки, ранее
включавшиеся в число хамитских, представляют, наравне с
семитскими языками, ряд самостоятельных групп в составе семьи так
называемых семито-хамитских языков, по современной терминологии - афразийских языков. Термин «Х. я.» более
не употребляется.
В. Я. Порхомовский.