ср.
1. процесс действия по гл. хоркать
2. Звуки, возникающие в процессе такого действия.
-я, ср. охот.
Действие по знач. глаг. хоркать, а также звуки этого действия.
Послышался дальний, тонкий свисток --- другой, третий, и за третьим свистком уже слышно стало хорканье. Л. Толстой, Анна Каренина.
ХО́РКАТЬ -аю, -аешь; нсв. Охотн. Издавать звуки "хр-хр", "хру-хру" (о вальдшнепах, глухарях и т. п.).
◁ Хо́рканье, -я; ср.
-аю; -аешь; несов. охот.
Издавать характерные звуки (о некоторых птицах).
Два вальдшнепа, играя и догоняя друг друга и только свистя, а не хоркая, налетели на самые головы охотников. Л. Толстой, Анна Каренина.
хо́ркать
"фыркать, храпеть (о лошади)", череповецк. (Герасим.), сиб. (Даль), "чистить пол песком", арханг. (Даль), укр. хо́ркати "кричать, говорить хриплым голосом", болг. хъ́ркам "храплю, кряхчу", сербохорв. хр́кати, хр̑че̑м "храпеть, харкать", словен. hŕkati "храпеть, откашливаться", чеш. chrkati, слвц. сhrčаt᾽ "хрипеть, свистеть", польск. charkać, сhаrсzеć "хрипеть, жужжать", н.-луж. сhаrсhаć, charchnuś.
Праслав. *хъrkаti наряду с русск.-цслав. хракати "харкать, плевать", хракъ "плевок", болг. хра́кам "харкаю, выплевываю" (Младенов 671). Звукоподражательное; см. Бернекер I, 401, 412. Если считать хра́кать исконнорусск., то придется рассматривать и то и др. образование как звукоподражательное, но связанное отношением "элементарного родства".
ХОРКИНА Светлана Васильевна - ХО́РКИНА Светлана Васильевна (р. 19 января 1979, Белгород) - российская спортсменка (спортивная гимнастика (см. СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА)), депутат Государственной думы пятого созыва (с 2007); двукратная олимпийская чемпионка (1996, 2000); трехкратная абсолютная чемпионка мира, трехкратная абсолютная чемпионка Европы; заслуженный мастер спорта, кандидат педагогических наук.
Светлана Хоркина начала заниматься гимнастикой с 1983 года. Она тренировалась под руководством Бориса Пилкина, с 1992 года входила в состав сборной команды России по спортивной гимнастике. Гимнастка неоднократно становилась чемпионкой России, Европы и мира, Олимпийских игр. В 2003 году на чемпионате мира в Анахайме (см. АНАХАЙМ) (США) Светлана Хоркина в третий раз стала абсолютной чемпионкой мира в спортивной гимнастике; до нее это не удавалось ни одной спортсменке. Дважды Хоркина выигрывала олимпийские соревнования в упражнениях на брусьях: в Атланте (1996) и в Сиднее (2000). Серебряные олимпийские медали она получала в Атланте (командное первенство), в Сиднее (вольные упражнения, командное первенство), в Афинах (2004, многоборье); бронзовую олимпийскую медаль - в Афинах (командное первенство). Спортивную карьеру гимнастка завершила осенью 2004 года. Светлана Хоркина окончила Белгородский университет (1999), занимала пост вице-президента Федерации гимнастики России. Вступив в партию «Единая Россия», 2 декабря 2007 года С.В. Хоркина была избрана депутатом Государственной думы пятого созыва по списку партии «Единая Россия».
Хоркружок, жка, м.
Хоровой кружок.
• Школьный хоркружок. Участвовать в хоркружке. БАС, т. 17, 385. Драмкружок, кружок по фото, хоркружок - мне петь охота. Барто, 1986, 81.
Хо́ркхаймер Макс (Horkheimer) (1895-1973), немецкий философ и социолог, основатель франкфуртской школы. Директор Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1931-1965), в 1934-49 в эмиграции в США. Совместно с Т. Адорно развил «критическую теорию общества», в которой переплетаются идеи К. Маркса, Г. В. Ф. Гегеля и З. Фрейда («Диалектика просвещения», 1948).
* * *
ХОРКХАЙМЕР Макс - ХО́РКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973), немецкий философ и социолог, основатель Франкфуртской школы социальной критики (см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА), директор Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне.
В своих исследованиях затрагивал вопрос о соответствии неопозитивизма (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ) социальным наукам, давал оценку доминирующих структурных и культурных формирований капиталистического и социалистического обществ, предпринял попытку соединения теорий Маркса (см. МАРКС Карл) и Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд). Выделял основные признаки собственной критической теории: диалектическое единство теории и практики, единство бытия и долженствования, исторический анализ, историческая тотальность. Подразделял разум на объективный (соотношение логики и разумности) и субъективный (соотношение целей и средства с точки зрения субъекта); общество является объективным разумом. Ядром теории является утверждение о том, что человек не является инструментом природы, он обладает господством над ней. Основная работа - «Диалектика и просвещение» (1947; совместно с Т. Адорно (см. АДОРНО Теодор)).