Организация производства. Еще до исламской революции экономика Ирана носила смешанный характер. Государственный сектор окреп в период экономического роста, последовавшего за четырехкратным скачком цен на нефть в 1973-1974, но при этом успешно функционировал частный сектор, а иностранный капитал привлекался для участия в большинстве инвестиционных проектов. После Революции 1979 государство национализировало большинство частных компаний, прежде всего банки и страховые компании. Одновременно ослабела ориентация экономики на внешние рынки. Первоначально исламский режим предполагал ограничить национализацию основными подразделениями обрабатывающей промышленности, а также компаниями, принадлежавшими владельцам, которые сотрудничали с прежним режимом. Однако процесс зашел дальше, чем первоначально предполагалось. К середине 1980-х годов в руках государства было сосредоточено уже более 90% предприятий с численностью персонала не менее 100 человек. Конфискованная собственность попадала под контроль двух организаций - Боньяд Мостазафин (Фонд помощи обездоленным) и Боньяд Шехид (Фонд мучеников). В Иране национализация внешней торговли предусмотрена конституцией, однако в начале 1990-х годов несколько законов, принятых меджлисом в развитие данного ее положения, были отклонены Советом попечителей. Тем не менее большая часть внешнеторговых операций под контролем государства. Исламский режим признает право частной собственности, однако не прекращаются дебаты о допустимых масштабах и сферах деятельности частных предприятий, которые продолжают доминировать в сельском хозяйстве, розничной торговле, транспорте и строительстве. Исламская конституция декларирует необходимость плановой экономики. Однако, несмотря на создание соответствующего ведомства, не было разработано ни одного долгосрочного сводного плана вплоть до 1989, когда был принят пятилетний план развития и реконструкции. Тем не менее государство регулирует почти все области экономической деятельности посредством годовых бюджетов, непосредственным участием в производстве товаров и услуг, через ценовую политику, нормирование, выделение сырья и контроль за внешней торговлей.
Нефтяная промышленность. Несмотря на значительное сокращение нефтедобычи по сравнению с серединой 1970-х годов, Иран в начале 1990-х годов по-прежнему входил в число ведущих мировых производителей и экспортеров нефти. В начале 1980-х годов экспорт нефти был приостановлен, но вскоре ее поставки возобновились, главным образом с терминала на о.Харк. Этот ведущий объект подвергся интенсивным бомбардировкам иракской стороны начиная с весны 1985. Поскольку доходы от продажи нефти жизненно важны для национальной экономики, правительство разработало планы строительства еще нескольких терминалов. Нефтяная промышленность возникла в стране в начале 20 в., когда Уильям д'Арси, получивший в 1901 концессию, охватывавшую 75% территории Ирана, открыл в 1908 в районе Персидского залива промышленные месторождения нефти. Англо-Иранская нефтяная компания, в которой основная доля акций принадлежала правительству Великобритании, осуществляла добычу до 1951, когда вся нефтяная промышленность была национализирована правительством Мохаммеда Мосаддыка. Для руководства отраслью была создана Иранская национальная нефтяная компания (ИННА), которая, однако, не смогла наладить экспорт своей продукции из-за бойкота, установленного крупнейшими транснациональными нефтяными компаниями, которые господствовали на мировом рынке и выступили против национализации. В 1954, после свержения правительства Мосаддыка, шах, установивший диктаторский режим, заключил новое соглашение с Международным нефтяным консорциумом, в котором участвовали американские (40% капитала), британские (40%), англо-голландские (14%) и французские (6%) компании. Это соглашение было аналогично тем, что заключались с другими нефтедобывающими странами Персидского залива, хотя ИННА и сохраняла номинальное право собственности на месторождения. Впоследствии договоренности были достигнуты и с несколькими компаниями-аутсайдерами, но вплоть до исламской революции 1979 консорциум оставался основным производителем иранской нефти и распоряжался месторождениями, на которые приходилось ок. 90% всей добычи. В 1973 консорциум стал пользоваться месторождениями только на правах субаренды, получив на длительный срок право на продажу и поставки нефти; контроль за добычей перешел к ИННА. Сразу после исламской революции соглашение 1973 было расторгнуто новой властью, а все права, принадлежавшие ранее иностранному капиталу, перешли к ИННА. В последние годы Иран пытается привлечь к освоению своих нефтяных месторождений новые иностранные фирмы. Освоением месторождения Сирри занимается французская компания "Тоталь". В Иране действуют малазийская компания "Петронас", итальянская "Аджип" и ряд более мелких европейских компаний. Крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод в Абадане был сильно разрушен после начала боевых операций в Персидском заливе. На протяжении 1990-х годов были восстановлены поврежденные нефтеперерабатывающие заводы в Абадане, Исфахане, Ширазе; новые предприятия отрасли были введены в строй в Эраке, Бендер-Аббасе и Бендер-Тахери. Ценный природный ресурс, которым располагает страна, - природный газ, месторождения которого выявлены в Хорасане и в прибрежной зоне на юге страны. В 1991 его запасы оценивались в 17 010 млрд. куб. м. В 1990-е годы Иран пытался расширить свою газопроводную сеть для того, чтобы получить возможность транспортировать через свою территорию нефть и газ, идущий на экспорт из стран Центральной Азии, а также открыть дополнительные сферы сбыта газа в Турции, Европе и Азии. Другие отрасли горнодобывающей промышленности. Иран богат и другими минеральными ресурсами. Добыча каменного угля ведется в горах Эльбурса и в Зеренде (недалеко от Кермана), откуда его поставляют на металлургический комбинат в Исфахане. Железная руда для этого предприятия поступает с месторождений в районе Бафка (недалеко от Йезда). Залежи железной руды обнаружены также в районе Эрака и Бендер-Аббаса. Наиболее значимыми с коммерческой точки зрения являются месторождения медных руд. Проект освоения крупных залежей (450 млн. т с содержанием металла 1,2%) в районе Серчешме, недалеко от Кермана, был практически готов к началу революции, но добыча медной руды началась только в 1982. Вплоть до 1989 масштабы эксплуатации были значительно меньше потенциальной производительности, оцениваемой в 150 тыс. т медного концентрата в год. Месторождения в Серчешме, а также еще не разрабатываемые залежи в Белуджистане и Йезде могут превратить Иран в один из ведущих производителей меди в мире. Разрабатываются многочисленные месторождения свинцовых и цинковых руд. До революции эти руды, а также хромиты (в районе Бендер-Аббаса) и барит (добывается недалеко от Кума) формировали важнейшие статьи вывоза, но в 1980-х годов их экспорт заметно сократился. В течение 1990-х годов правительство сосредоточило усилия на развитии добывающей промышленности, создав новые рабочие места и увеличив долю в экспорте не связанных с нефтью отраслей.
Обрабатывающая промышленность появилась в Иране совсем недавно и до начала 1960-х годов включала в себя производство только некоторых видов потребительских товаров, главным образом предметов питания, текстиля и строительных материалов. В течение полутора десятилетий, предшествовавших революции, отмечался ее быстрый рост, в среднем на 14% в год. К середине 1970-х годов появилось много новых предприятий, самостоятельно производивших разнообразные индустриальные изделия или осуществлявших сборку; их продукция охватила бытовые приборы, медикаменты, продукты нефтехимии, легковые автомобили, автобусы, метизы, алюминий и шины. Велось крупное промышленное строительство, например гигантского нефтехимического комплекса в Бендер-Хомейни, металлургического комбината в Ахвазе и завода по производству полиакрилового волокна в Исфахане. Работы на некоторых объектах были заморожены после революции 1979 и войны в Персидском заливе (1980-1988). Индустриализации Ирана по-прежнему препятствует недостаток иностранных инвестиций. Важное место в экономике Ирана занимают традиционные кустарные промыслы и ремесло, в частности выделка ковров. После революции ковроделие сталкивается с трудностями из-за контроля за экспортом и инфляции. Негативное влияние на экспорт ковров оказало прекращение их сбыта в США и конкуренция производителей других стран. Почти 40% предприятий обрабатывающих отраслей сосредоточены в Тегеране. Важными промышленными центрами являются также Исфахан (текстильная промышленность и черная металлургия), Тебриз (машиностроение, в частности, тяжелое), Казвин и Саве (различные отрасли легкой индустрии), Решт (электротехническая и электронная промышленности), Эрак (выплавка алюминия и машиностроение), Ахваз (машиностроение и металлообработка), Шираз (нефтехимическая и электронная промышленности), Абадан и Бендер-Хомейни (нефтехимия и нефтепереработка). Во время войны в Персидском заливе большие повреждения получили заводы в Абадане и Бендер-Хомейни. После революции произошло резкое падение индустриального производства, что явилось следствием прекращения импорта, забастовок среди рабочих, отъезда из страны предпринимателей и менеджеров, прихода к руководству заводами назначенных правительством управляющих. Превзойти дореволюционный уровень выпуска продукции удалось только после 1982. Исламский режим, провозгласивший политику опоры на собственные силы, обратил особое внимание на развитие базовых отраслей, отодвинув на второй план сборочные предприятия, использующие закупаемые за рубежом комплектующие.
Сельское хозяйство. По данным Министерства сельского хозяйства Ирана, в 1994 в агропроизводстве, от занятости в котором все еще полностью или частично зависит 1/3 населения страны, было создано 26% ВНП и 29,2% ВВП. Неблагоприятные природные факторы, в частности аридность климата и горный рельеф, позволяют использовать в земледелии только ок. 10% территории. Приблизительно 2/5 посевных площадей составляют орошаемые угодья, с которых получают большую часть сельскохозяйственной продукции. Вода для полива поступает из различных источников, включая глубокие колодцы, водохранилища, созданные на реках Карачай, Сефидруд, Диз и Карун, ручьи, а также традиционные иранские системы "кяризов" - подземных галерей, собирающих неглубоко залегающие грунтовые воды у подножий гор. Большая часть посевных площадей отведена под зерновые - пшеницу, ячмень и рис. Пшеница и ячмень выращиваются главным образом на неполивной пашне в западных и северных областях страны, а рис - почти целиком на орошаемых землях на побережье Каспийского моря. К ведущим товарным культурам относятся хлопок, сахарная свекла, масличные культуры и табак. В Хузистане были основаны две государственные плантации сахарного тростника. С середины 1960-х годов, в связи с ростом потребностей городского населения, важное значение приобрели фрукты, орехи, овощи и такие летние культуры, как картофель, лук и дыни. В Иране производится много пряностей (шафран, тмин), культивируются корнеплоды (лакричник), лекарственные и камеденосные (трагакант, ферула вонючая и камеденосная) растения, которые в основном идут на экспорт. Скотоводством занимаются как земледельцы, так и кочевые племена, для которых оно является основным источником существования. Кочевники содержат большую часть поголовья овец, перегоняя свои стада в зависимости от сезона с горных пастбищ на равнинные и обратно. Рядом с крупными городами построены современные птицефабрики и молочные фермы. До конца 1960-х годов Иран практически полностью обеспечивал себя продовольствием. Однако сочетание ряда факторов, включая рост населения и увеличение его доходов, наряду с относительным пренебрежением к сельскому хозяйству при монархии, привело к увеличению дефицита продуктов питания. В результате Иран превратился в крупного импортера зерновых, мяса, сахара, растительного масла и молочных товаров. Исламский режим, учитывая усиливающуюся зависимость страны от закупок продовольствия за рубежом и низкий уровень жизни в деревне, стал выделять больше ресурсов на развитие сельского хозяйства. Это привело к заметному увеличению использования иранскими крестьянами удобрений и техники. Однако позитивные изменения происходят медленно, и в начале 1990-х годов производительность крестьянских хозяйств все еще оставалась на низком уровне. По данным министерства сельского хозяйства, Иран обеспечивает лишь 84% своих потребностей в продуктах питания. Шахское правительство провело аграрную реформу. Большинство бывших поместий оказались при этом поделены на части. Тем не менее различия в размерах земельной собственности сохранились, так как за рамки реформы были выведены крупные механизированные фермы, к тому же власти поощряли создание крепких товарных хозяйств на вводившихся в оборот мелиорированных массивах. После революции проводилась активная агитация за дальнейшее перераспределение земель, а многие поместья были захвачены крестьянами и сельскохозяйственными рабочими. Новый закон о реформе, устанавливавший "потолок" землевладений, был одобрен меджлисом, но отвергнут Советом попечителей, так как против него выступили некоторые влиятельные представители духовенства. Тем не менее почти 1 млн. га площадей, занятых крестьянами после революции, остались в их руках. К середине 1980-х годов в 2,65 млн. хозяйств, размером менее 50 га каждое, было сосредоточено почти 85% всей земли. Но почти половину из них составляли мелкие, до 2 га, хозяйства, в чьем распоряжении находилось лишь 7% обрабатываемых угодий. В аренду сдавалось только 10% земель. Отряд безземельных сельскохозяйственных рабочих насчитывает ок. 1,5 млн. человек.
Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство развито в Каспийском море и Персидском заливе, которые служат важнейшими поставщиками разнообразной продукции. На промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство, удовлетворяющее собственные потребности и нужды местного рынка. В 1989-1990 в Каспийском море за промысловый сезон было добыто 50 тыс. т рыбы, из которых на осетровые, дающие знаменитую иранскую черную икру, падало ок. 5%. Масштабы промысловых операций в Персидском заливе более значительны. Однако из-за загрязнения, вызванного военными действиями в зоне акватории, уловы креветок в сезон 1991-1992 снизились до 4 тыс. т. Леса, национализированные в 1963, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них представляют хозяйственный интерес. Ежегодные заготовки древесины, в основном твердых пород, в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах гор Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. куб. м. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесной растительности продолжается и после национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию в некоторых центральных районах.
Внешние экономические связи. В течение длительного периода важнейшей статьей иранского экспорта была нефть, дававшая в середине 1970-х годов ок. 95% всей экспортной выручки. Пришедший к власти в 1979 исламский режим посчитал зависимость страны от экспорта жидкого топлива нежелательной, и в 1991 показатель снизился примерно до 90%. Другие важные статьи экспорта формируют икра, ковры, фрукты и орехи, а также некоторые руды. В результате роста доходов от продажи нефти после 1973 резко увеличился иранский импорт, который в 1977 достиг 18 млрд. долларов. В отдельные годы ввоз товаров и услуг доходил почти до 32% ВВП. Экономический кризис непосредственно перед революцией и после нее привел к сокращению импорта, но уже в 1983 ввоз товаров в страну составил 22 млрд. долл. (в текущих ценах). Из этой суммы почти 4 млрд. долл. были израсходованы на закупку оружия и другие цели; оставшаяся часть распределялась между сырьем и полуфабрикатами (60%), средствами производства (25%), главным образом промышленным и транспортным оборудованием, и потребительскими товарами (15%), в основном продовольствием и медикаментами. Стоимость импорта резко сократилась в середине 1980-х годов, упав в 1988 до 8 млрд. долл. Затем последовал импортный бум с почти трехкратным увеличением годового показателя. Однако снижение мировых цен на нефть заставило страну с 1994 сократить ввоз товаров. Внешняя торговля Ирана в начале 1990-х годов велась прежде всего с Германией, Японией, Великобританией и Италией. Потеряли свои ведущие позиции США, в число важных торговых партнеров вошли Турция, Южная Корея и Швейцария. Иран выделялся среди других крупных стран третьего мира тем, что в начале 1990-х годов имел небольшой внешний долг. Исламский режим оплатил большую часть финансовых обязательств шахского режима, однако в результате импортного бума 1990-1991 и падения мировых цен на нефть внешний долг Ирана возрос и в конце 1990-х годов составлял 30 млрд. долл.
Транспорт. Автомобильные дороги. Протяженность автомагистралей в 1995 составляла ок. 460 км, шоссейных дорог государственного значения 1680 км и регионального значения - 20,6 тыс. км, прочих дорог - 70,7 тыс. км. Шоссе А1 (2089 км) проходит от Базагана, на границе с Турцией, до Мирджаве, на границе с Пакистаном, шоссе А2 (2473 км) - от границы с Ираком тоже до Мирджаве. В стране разработаны программы расширения сети дорог, в частности шоссейных, но в связи с финансовыми трудностями реализация планов в ближайшем будущем представляется маловероятной.
Железные дороги. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5093 км. В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км), от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км), от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км), от Тегерана до Горгана; Железная дорога Тегеран - Керман (1106 км); Железная дорога Тегеран - Тебриз (743 км), которая сочленяется с транспортной сетью Азербайджана и через нее с остальным Закавказьем и Турцией; Железная дорога Гермсар - Мешхед (она связывает Тегеран с Мешхедом; в 1996 была введена в строй ветка от Мешхеда до Серахса на границе с Туркменистаном; эта линия сооружена в исполнение иранского плана превращения страны в транзитный коридор, через который центрально-азиатские государства получат выход к открытому морю. В настоящее время ведется строительство 768-километровой трассы от Мешхеда до Бафка, которая предоставит грузам из Серахсу доступ к побережью Персидского залива через магистраль Бафк - Бендер-Аббас, длиной 730 км); Железная дорога Кум - Захедан (после завершения строительства она станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией); Железная дорога Захедан - Кветта (685 км) связывает Иран с Пакистаном. Ведется строительство железной дороги Бафк - Чедормалу (130 км), потребность в которой диктуется нуждами эксплуатации месторождения железной руды в Чедормалу. Другая дорога прокладывается от Чедормалу до Тебеса в провинции Хорасан.
Внутренние водные пути. Навигация осуществляется по оз. Урмия и р.Карун, которая через Шатт-эль-Араб соединяется с Персидским заливом. На оз. Урмия дважды в неделю ходят буксиры с баржами между Шерефхане и Гольманхане. На р.Карун регулярные грузовые рейсы выполняет компания "Месопотамия-Иран корпорейшен, Лтд.", а другие фирмы обеспечивают ежедневные перевозки на моторных баркасах.
Важнейшие порты и судоходные компании. Главными портами в Персидском заливе и Аравийском море являются основной терминал для вывоза нефти на о.Харк, а также Хорремшехр, Бендер-Хомейни, Бушир и Бендер-Аббас в Персидском заливе, Чахбехар в Аравийском море.
Среди портов на Каспийском море выделяются Энзели и Ноушехр. Правительство планирует строительство 6 новых многоцелевых портов в Аравийском и Каспийском морях, однако реализация программы упирается в отсутствие финансирования. В пароходстве лидирующие позиции занимают Ирано-Индийская судоходная компания, Судоходные линии Исламской Республики Иран и Национальная иранская танкерная компания.
Гражданская авиация. Крупнейшей авиакомпанией, занятой международными перевозками, является "Иран эйр", внутренними - "Иран Ассемен эйрлайнс". Полеты в зону Персидского залива, Франкфурт, Лондон и Париж осуществляет также компания "Киш эйр". Воздушный флот Ирана устарел и требует капитального обновления. До революции самолеты в страну поставляла компания "Боинг", но в последнее десятилетие Иран переориентировался на компании Европы и России. Главный международный аэропорт страны - столичный Мехрабад, в районе Тегерана ведется строительство еще одного аэропорта. Правительство разработало планы модернизации имеющихся и сооружения новых аэропортов на местах, но вследствие падения доходов от экспорта нефти осуществление этих проектов замедлилось.
Денежная и банковская системы. Денежной единицей Ирана служит риал, официальный курс которого привязан к средневзвешенному курсу основных мировых валют, определяемому Международным валютным фондом. В 1993 Центральный банк объявил риал полностью конвертируемым. За последние два десятилетия стоимость риала постоянно снижалась, опустившись в настоящее время до самого низкого уровня. Все годы после революции в стране активно работал черный валютный рынок. Эмиссионным центром является принадлежащий государству Центральный банк, учрежденный в 1961. До революции банковский сектор образовывали 36 банков, из которых 28 были частными, включая 13 банков с участием иностранного капитала. Вскоре после революции все частные банки были национализированы и объединены. В начале 1990-х годов в стране функционировали 10 банков, включая 3 специализированных банка для а) финансирования развития сельского хозяйства, б) развития промышленности и рудников, в) жилищного строительства. В 1983 был принят Закон об исламской беспроцентной банковской системе, и с марта 1984 началась ее постепенная реформа в соответствии с новым законом. Основным положением закона стала отмена процентных ставок, выплата которых в 1985 была полностью прекращена. Это привело к тому, что банки обратили основное внимание на лизинговые, рентные, биржевые операции, а также на краткосрочное финансирование торговых сделок. Согласно введенным принципам работы банковской системы, вкладчики имеют долю в прибылях банка, и в результате их доход от вкладов может меняться.
Финансовая система. Четырехкратное повышение цен на нефть в 1973-1974 привело к резкому росту государственных доходов и позволило значительно увеличить расходы, которые в 1977 достигли 45% ВВП. Несмотря на существенное снижение добычи нефти после революции, государственные затраты не были сокращены соответствующим образом, в результате чего к 1981 они превысили (в текущих ценах) дореволюционный уровень. Однако вследствие инфляции реальная величина государственных расходов несколько снизилась и в 1983 составила 27% ВВП, а в 1989 - 13% ВВП. В начале 1980-х годов бюджетные расходы на войну в Персидском заливе привели к сокращению многих социальных программ. Исламский режим уменьшил зависимость финансового положения Ирана от продажи нефти. В 1990 доля нефти в доходах государства равнялась 21%, сократившись приблизительно (50% в 1984 70% в 1976). Финансовое положение Ирана после 1993-1994 оказалось неустойчивым, что было вызвано падением цен на нефть, необходимостью обслуживанию внешнего долга, накопленного во время заимствований 1990-1992, неспособностью государства увеличить не связанный с нефтью экспорт, а также сокращением помощи от международных организаций. Ответом Ирана на эту неблагополучную ситуацию стало сокращение импорта и капиталовложений, что отрицательно сказалось на общем экономическом положении страны. Опасаясь дальнейших негативных последствий, правительство не стало снижать субсидии на основные виды продовольственных товаров и резко повышать внутренние цены на нефтепродукты, что затруднило выход из финансового кризиса. Резкое падение цен на нефть в 1998 вместе с уменьшением стоимости других статей экспорта привели к обострению финансового положения страны. По оценкам, ее валютные запасы составляют от 5 до 6 млрд. долл. Еще одну серьезную проблему в Иране на протяжении 1990-х годов порождала инфляция, темпы которой в 1995-1996 составляли ок. 60%.