ЧЕКЕТКА - ? ниж. мотовило.
чекетти энрико
Энциклопедия Кольера
ЧЕКЕТТИ Энрико (Cecchetti, Enrico) (1850-1928), итальянский танцовщик и педагог, родился в Риме. Учился у своих родителей, которые оба были танцовщиками, а также у Джованни Лепри, ученика К.Блазиса. В 1887 выступил в Петербурге и в 1890 был назначен балетмейстером Мариинского театра. Преподавал в Театральном училище; в числе его учеников были Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин и Вацлав Нижинский. В 1910 Дягилев пригласил его в свою труппу. Его метод преподавания изложен в труде Учебник по теории и практике классического театрального танца (A Manual of the Theory and Practice of Classical Theatrical Dancing, 1922), он сохраняется Обществом Чекетти, признан Королевским обществом учителей танца и используется главным образом в Англии и странах Британского Содружества. В качестве танцовщика он прославился, в частности, как первый исполнитель партий феи Карабос и Голубой птицы в балете Спящая красавица.
Гуманитарный словарь
ЧЕКЕ́ТТИ Энрико (1850-1928) - танцовщик, педагог балета. Учился во флорентийской Академии танца у Д. Лепри. С 1868 выступал на сценах Италии, Дании, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 первый танцовщик т-ра "Ла Скала", в 1887 снова гастролирует в Петербурге. Солист (1890), балетмейстер (1892), репетитор Мариинского т-ра (до 1902). Танцовщик-виртуоз, Ч. исполнял специально созданные для него партии: Вайю ("Талисман"), Голубая птица ("Спящая красавица") и др. Однако гл. призванием Ч. была педагогика. В 1892-1902 он преподает в Петерб. театр, уч-ще (среди выпущенных им учениц Л. Егорова и Ю. Седова), с 1906 имеет свою школу в Петербурге. У Ч. совершенствовались М. Кшесинская, О. Преображенская, В. Трефилова, Т. Карсавина, А. Ваганова, М. Фокин, В. Нижинский и др. Своей лучшей ученицей Ч. считал А. Павлову. В 1909-22 - педагог труппы "Русские сезоны" / "Русский балет Дягилева", первый исполнитель ролей Кащея ("Жар-птица"), Фокусника ("Петрушка") и др. В 1923 Ч. возвращается в Милан, где открывает Академию танца. Для преподавания по "системе Ч." характерны строгая систематизация и индивид, подход, синтез виртуозной техники итал. школы и чистоты стиля классич. танца.