Черепа́нов ф. <мс 1а>
черепанов
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
ЧЕРЕПАНОВ
Черепан в старину - горшечник, гончар. Жителей города Череповца тоже называли черепанами. (Ф)
ЧЕРЕПАНОВ
Черепан в старину - горшечник, гончар. Жителей города Череповца тоже называли черепанами. (Ф)
Черепа́ново - город (с 1921) в России, Новосибирская область. Железнодорожная станция. 23,1 тыс. жителей (1998). Производство стройматериалов, мебели, мясо-молочной продукции и др. Механический завод. Историко-краеведческий музей.
* * *
ЧЕРЕПАНОВО - ЧЕРЕПА́НОВО, город (с 1921) в Российской Федерации, Новосибирская обл. Железнодорожная станция. Население 22,9 тыс. человек (2002). Производство стройматериалов, мясо-молочной продукции, мебели. Механический завод.
ЧЕРЕПАНОВО - город (с 1921) в Российской Федерации, Новосибирская обл. Железнодорожная станция. 22,5 тыс. жителей (1993). Производство стройматериалов, мясо-молочной продукции, мебели. Механический завод.
Черепа́новы - изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-1849). Построили первый в России паровоз (1833-34) и железную дорогу длиной 3,5 км.
* * *
ЧЕРЕПАНОВЫ - ЧЕРЕПА́НОВЫ, российские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-49). Построили первый в России паровоз (1833-34) и железную дорогу длиной 3,5 км.
* * *
ЧЕРЕПА́НОВЫ Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, Урал - 15 (27) июня 1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод - 5 (17) октября 1849, Нижний Тагил], российские механики-изобретатели, отец и сын, создатели первого русского паровоза.
Начало работы на Выйском заводе
Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых (см. ДЕМИДОВЫ) на Урале. Ефим с детства любил столярное и слесарное дело; подобные мастера ценились в заводском поселке. Совсем молодым человеком он был принят на Выйский завод в качестве «мехового» мастера (так называли мастера по воздуходувным устройствам, которые тогда играли важную роль в металлургии). Демидовы скоро обратили внимание на незаурядные способности Ефима и стали привлекать его к работе связанной с организацией горнометаллургической промышленности.
Женитьба, рождение сына
В 1801 Ефим женился, через два года у него родился сын Мирон. В 1807 Черепанов-старший был переведен на должность «плотинного» - ответственного за устройство и исправность гидротехнических сооружений и водяных двигателей - сначала на Выйском, а затем и на всех девяти Нижнетагильских заводах. Мирон с ранних лет пристрастился к «механическому искусству» и помогал отцу. В 1813 он в возрасте 12 лет «по причине высокой грамотности» был принят в контору Выйского завода.
Крепостная зависимость
Несмотря на большие заслуги, Черепановы долгое время оставались крепостными Демидовых. За изобретательскую деятельность Ефим получил вольную лишь в 1833 в возрасте 59 лет, а Мирон был освобожден в 1836. Перед освобождением с них было взято обязательство «на службу господам доверителям», то есть Демидовым.
Потребность в паровых двигателях. Создание «механического заведения»
В начале 19 в. развитие производства на Урале стало тормозиться недостаточностью энергетической базы. Возникла потребность в паровых двигателях. На отдельных рудниках появились паровые машины, но Демидовы по-прежнему делали ставку на дешевую рабочую силу крепостных, конную тягу и водяные двигатели. В обстановке недоверия и недоброжелательства Ефим Черепанов в 1820 построил свою первую опытную паровую машину.
Постройка паровой машины стала возможной после создания Е. Черепановым в конце 1810-х гг. при Выйском заводе «механического заведения», где под руководством Ефима работали кузнецы, слесари и плотники. Со временем оно превратилось в «Выйскую машиностроительную фабрику».
Командировка в Англию
Весной 1821 Н. Н. Демидов направил старшего Черепанова в Англию для выяснения причин падения сбыта уральского железа. Ефим надеялся изучить зарубежную технику, но английские фирмы, охраняя свое монопольное положение на международном рынке паровых двигателей, никаких «секретов» не выдали.
Ефим видел прямую связь между падением сбыта уральского железа и технической отсталостью его производства. По возвращении из Англии он указал на необходимость модернизации производства и поставил вопрос о постройке паровых двигателей. Но слишком велико было недоверие Н. Н. Демидова к своему «домашнему мастеру»; лишь в конце 1824 он разрешил построить небольшую паровую машину. Вскоре она была готова и превзошла все ожидания.
Совместная работа
В 1825 здоровье Ефима пошатнулось, он жаловался на ослабление зрения. Демидов отстранил его от строительства на медном руднике и назначил на должность «плотинного» Выйского завода 22-летнего Мирона, который к тому времени выполнял обязанности помощника главного механика Нижнетагильских заводов.
Отец и сын стали готовить рабочие чертежи новой паровой машины и в 1826 получили согласие и 10 тысяч рублей на ее сооружение. Была создана 30-сильная паровая машина для медного рудника, а вслед за ней еще две, более мощные. Всего с 1824 Черепановы изготовили более 20 машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил. Кроме того, было построено множество оригинальных металлорежущих станков.
Первый русский паровоз
В 1833 Мирон был командирован в Англию для изучения опыта «выделки полосного железа посредством катальных валов», «томления и плавки стали на тамошний манер», а также добычи, обжига и плавки железных руд. Мечтая о постройке «паровых телег», он постарался увидеть в стране прославленного Стефенсона (см. СТЕФЕНСОН Джордж) как можно больше паровозов и железнодорожных сооружений. По возвращении Мирона Черепановы приступили к сооружению паровоза. В августе 1834 первый русский паровоз был «пущен на колесопроводы». Он перевозил 3,5 т груза со скоростью до 15 км/ч по чугунной рельсовой дороге, проложенной на 800 м. В марте 1835 завершилось сооружение второго паровоза грузоподъемностью 17 т; в нем были воплощены передовые технические идеи того времени.
Первая русская железная дорога
Паровоз полностью отвечал своему назначению, и было решено «продолжить чугунные колесопроводы до медного рудника», чтобы использовать паровоз для доставки руд на завод. Быстро построенная железная дорога Нижнетагильских заводов протяженностью 3,5 км была включена в производственный процесс. Она возникла раньше Царскосельской, о которой позднее писали как о первой в России. У Черепановых были все технические предпосылки для широкого применения опыта строительства дороги, но они не получили поддержки ни хозяев, ни заводской администрации.
Благодаря Черепановым Россия стала второй страной в мире (после Англии), где строились свои паровозы. По времени введения железных дорог с паровой тягой Россия занимала 4-е место - после Англии, США и Франции.
Создание заводской школы
Черепановы уделяли большое внимание подготовке специалистов из детей крепостных. Весной 1833 в помещении Выйского механического заведения, ставшего передовым техническим центром Нижнетагильских демидовских заводов, была открыта Высшая заводская школа для учеников старшего класса Выйского училища, проявивших способности к технике. Мирон преподавал в ней механику.
Труды Черепановых не получили при их жизни ни заслуженной известности, ни должного развития. В 1842 Ефим скончался, «выезжавши еще накануне смерти по делам службы». Сын всего на семь лет пережил отца.
ЧЕРЕПАНОВЫ - российские изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774-1842) и сын Мирон Ефимович (1803-49). Построили первый в России паровоз (1833-34) и железную дорогу длиной 3,5 км.
ЧЕРЕПА́НОВЫ - отец Еф. Ал. (1774-1842) и сын Мирон Еф. (1803-49) - изобретатели. Были крепостными зводчиков Демидовых, впоследствии получили вольную, работали плотинными мастерами, а затем механиками на Н.-Тагильских з-дах. Первая паровая машина мощностью 4 л. с., приводящая в движение мукомольную мельницу, была построена на демидовских з-дах в 1824. Затем были построены 20 машин мощн. до 60 л. с. Ч. изобретали, проектировали и строили воздуходувные, прокатные, молотовые, лесопильные и др. установки. В их механич. заведении действовали оригин., высокоразвитые токарные, строгальные, сверлильные, винторезные, штамповальные и иные станки, изготов. по чертежам и под рук. самих изобретателей. Машины, созданные Ч., позволили им построить первую рус. ж. д. с паровой тягой. Первый рус. паровоз (1834) ходил по колесопроводам - рельсам, проложенным на расстояние 800 м, и перевозил 3,5 т груза со скор. 15 км/час. Второй паровоз был закончен в 1835 и мог перевозить до 17 т груза. Была проложена чугунная рельсовая дорога от Выйского з-да до Медного рудника. Тр. Ч. завоевали России право стоять в числе первых четырех стран мира, построивших ж. д. с паровой тягой: Англия, США, Франция, Россия. Однако замечат. почин не получил должного развития, как и мн. др. их смелые начинания. Ч. усовершенствовали оборудование доменного, железоделат., медеплав., мукомольного, золотодобыв. произ-в. Они построили даже паровую турбину, получившую распространение только на исходе 19 в.
ЧЕРЕПАНОВЫ, изобретатели, крепостные заводчиков Демидовых: отец Ефим Алексеевич (1774 - 1842) и сын Мирон Ефимович (1803 - 49). Построили первый в России паровоз (1833 - 34) и железную дорогу длиной 3,5 км.