Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
карсавина там. платонова
Гуманитарный словарь
КАРСА́ВИНА Там. Платонова (1885-1978) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1902 (кл. П. Гердта). В 1902-18 артистка Мариинского т-ра, с 1912 балерина. Первая исполнительница партий: Коломбина ("Карнавал"), Султанша ("Исламей"), Бабочка ("Бабочки"), среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Коломбина ("Арлекинада"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Аврора ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Никия ("Баядерка"). В 1909-14 в "Русских сезонах" первая исполнительница партий: Девушка ("Видение розы"), Балерина ("Петрушка"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др. В 1918 с мужем, англ. дипломатом Брюсом, и малолетним ребенком бежала из России. В 1919-26 (с перерывами) танцевала в "Русском балете Дягилева", среди нов. ролей: Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песнь соловья"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). В 1929-31 танцевала в англ. труппе "Баллет Рамбер", в 1930-35 К. - вице-президент англ. Королевской акад. танца. Дарованию К. был близок не только мир классич. балета, но и хореографич. новаторство. Утонченность линий, манящая красота поз, мягкая, слегка размытая пластика движений - все это в иск-ве К. было созвучно худож. исканиям А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова и миру музыки М. Равеля и раннего И. Стравинского.
Т. П. Карсавина. Худ. С. Сорин

Полезные сервисы
римский-корсаков ник. анд
Гуманитарный словарь
РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Ник. Анд. (1844-1908) - композитор, дирижер, муз.-обществ. деятель. Проф. С.-Петербургской конс. (1871-1908). Член "Могучей кучки", один из худ. рук. Беляевского кружка. Работал в раз л. муз. жанрах, особое внимание уделял опере, программным симфонич. произв. Творчество Р. К. тесно связано с традициями рус. нар. песенности, обогащенной чертами украинского, кавказского, испанского и др. фольклора. Стремился к воссозданию в музыке первоистоков нац. культуры, использованию образов былин, нар. сказаний, введению духовных напевов. Р. К. активно претворяет в оперных и симфонических произв. напевы разных фольклорных жанров, расширяя звуковую палитру собственного мат-ла музыкально преображенными звуками природы. Это позволяет ему создать великолепные примеры "музыкальной живописи" ("Шехеразада", "Снегурочка"), приближающиеся по значимости к лучшим образцам муз. импрессионизма. Продолжая эпические традиции в рус. иск-ве М. И. Глинки, Р. К. создает былины ("Садко" - муз. картина и опера), легенды ("Сказание о невидимом граде Китеже"), сказки. Традиционные сказочные персонажи его произв. наделяются дополнительными чертами острой сатиры ("Золотой петушок"), карикатурности ("Кащей Бессмертный"), мягкого юмора ("Сказка о царе Салтане").
Центральное место в произв. Р. К. отводится жен. персонажам. С особой искренностью он воплощает образы кротких, духовно возвышенных героинь, наделенных особым свойством нравственной красоты (Ольга, Снегурочка, Марфа, Феврония), противопоставляя им образы сильные, страстные, неукротимые в своем стремлении к счастью (Купава, Любаша). Наряду с персонажами, вышедшими из рус. среды, внимание Р. К. привлекают и жен. "восточные" образы, претворенные композитором в условно-вост. стиле и отличающиеся неизменной роскошью и яркостью красок ("Шехеразада", Шемаханская царица).
Важным мотивом, проходящим через все творчество Р. К., становится тема иск-ва, его роли в судьбах отдельных людей и целых народов. Герои, олицетворяющие собой идею служения иск-ву, наделяются композитором особой значимостью, нравственной силой, способной смягчить ожесточенные сердца и разбудить в людях потребность в истинной красоте (Садко, Лель, Моцарт).
Высокая этичность, отличающая муз. произв. Р. К., является прямым продолжением его собственных жизненных принципов. После смерти М. П. Мусоргского (1881) и А. П. Бородина (1887) Р. К. много времени посвятил завершению и редактированию их произв., благодаря чему стало возможным исполнение "Хованщины", "Князя Игоря". Большое значение имела пед. деят-ность композитора, воспитавшего неск. поколений музыкантов. Практич. деят-ность композитора и педагога нашла отражение в созданных Р. К. "Учебнике гармонии" (1884) и "Основах оркестровки" (1908). Важную роль сыграли составленные Р. К. сборники рус. нар. песен, послужившие источником муз. тем для собств. произв. и для др. композиторов ("100 русских народных песен", "40 народных песен"). Незаурядный лит. талант Р. К. позволил ему стать не только либреттистом нек-рых своих опер, но и создать "Летопись моей музыкальной жизни" (1876-1906), отразившую целую эпоху рус. муз. культуры.
Лит.: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. 1-5. М., 1933-46; Соловцов А. А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. М., 1964.
Н. А. Римский-Корсаков (справа), А. К. Глазунов, А. К. Лядов. 1907

Полезные сервисы
царица
Сканворды для слова царица
Полезные сервисы