Шёнберг ф. 3а ~ 0
шёнберг (schÖnberg) дейвид
Большой энциклопедический словарь
Шёнберг (Schönberg) Дейвид (р. 1911), английский физик-экспериментатор. Ученик П. Л. Капицы. В 1936—37 работал в Москве в Институте физических проблем АН СССР. Труды по физике твёрдого тела, физике низких температур, сверхпроводимости, магнетизму. Исследовал зависимость магнитной восприимчивости от магнитного поля для многих металлов, построил теорию этого явления, исследовал глубину проникновения магнитного поля в сверхпроводник.
Полезные сервисы
шенберг (schonberg) арнольд
Большой энциклопедический словарь
ШЕНБЕРГ (Schonberg) Арнольд (1874-1951) - австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате "Уцелевший из Варшавы" (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды.
Полезные сервисы
шёнберг арнольд
Энциклопедический словарь
Шёнберг Арнольд (SchÖnberg) (1874-1951), австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы «Счастливая рука» (1913), «Ожидание» (монодрама, 1909), «С сегодня на завтра» (1923), «Моисей и Аарон» (1932, не окончена); оратории, кантаты, в том числе «Песни Гурре» (1914); «Лунный Пьеро» (цикл мелодрам для голоса и инструментального ансамбля), симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903), инструментальные концерты, 4 струнных квартета (1905-36), струнный секстет «Просветлённая ночь» (1899), вокальные сочинения, хоры. Музыкально-теоретические труды.
* * *
ШЕНБЕРГ Арнольд - ШЕНБЕРГ (Schonberg) Арнольд (1874-1951), австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы (см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА). Основоположник додекафонии (см. ДОДЕКАФОНИЯ). В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды.
Полезные сервисы
шенберг арнольд
Энциклопедия Кольера
ШЕНБЕРГ Арнольд (Schonberg, Arnold)
(1874-1951), австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, - оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки (применяются также термины "додекафония" и "серийная техника"). Шенберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 - в университете Южной Калифорнии, с 1936 - в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шенберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951. Шенберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шенбергом в 1911 (Harmonielehre), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора. Истоки музыки Шенберга - в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шенберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шенберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре, Gurrelieder, для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шенберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь, Verklrte Nacht, ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шенберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И. Брамсом. Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шенберга. Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного "ряда". Остается перечислить принципиально важные сочинения Шенберга, кроме упомянутых выше, - симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда (Pelleas und Melisande), ор. 5; Камерная симфония (Kammersymphonie) ор. 9; Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге "Книга висячих садов" (Fnfzehn Gedichte aus Stefan George's "Das Buch der hngenden Grten"), ор. 15; одноактная опера Счастливая рука (Die glckliche Hand), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierstcke), op. 19; Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire) - двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; Пять фортепианных пьес (Fnf Klavierstcke), ор. 23; Фортепианная сюита, ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.
Зарубежная музыка ХХ в. (Материалы и документы). М., 1975