Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шириться

Формы слов для слова шириться

Полезные сервисы

кромвель оливер

Энциклопедия Кольера

КРОМВЕЛЬ Оливер (Cromwell, Oliver) (1599-1658), английский государственный деятель и военачальник, вождь пуританской революции, внесший, в качестве лорда-протектора Республики Англии, Шотландии и Ирландии, величайший вклад в формирование современной Англии. Кромвель родился 25 апреля 1599 в Хантингдоне (графство Кембриджшир) в семье типичных английских дворян (джентри) - Роберта Кромвеля и Элизабет Стюард. Отец Кромвеля - младший сын в семье, родоначальник которой Томас Кромвель (ок. 1485-1540) был ближайшим сподвижником Генриха VIII и движущей силой его реформ. Он получил от короля значительное состояние в качестве вознаграждения за проведенную им секуляризацию монастырских земель. Когда Оливер появился на свет, его дед, сэр Генри Кромвель, был одним из двух богатейших землевладельцев в Хантингдоне, но отец Кромвеля имел скромный достаток. В 1616 Оливер окончил школу в Хантингдоне, после чего его отправили в один из колледжей Кембриджского университета, Сидни-Сассекс. Но уже через год смерть отца заставила 18-летнего Оливера, единственного сына в семье, покинуть университет, чтобы помочь матери и сестрам. Возможно, какое-то время он посещал также "Линкольнз-Инн", одну из четырех лондонских адвокатских корпораций. В 21 год Кромвель женился на Элизабет Буршир, дочери лондонского торговца кожей и вернулся в Хантингдон, где занялся сельским хозяйством.

Начало политической карьеры. На протяжении последующих 20 лет Кромвель вел обычную жизнь сельского дворянина и помещика, правда, наполненную напряженными духовными исканиями; кроме того, он принимал активное участие в местной политической жизни. Земледелие на здешних скудных почвах не сулило больших доходов, и в какой-то момент Кромвель попытал счастья, занявшись разведением скота близ городка Сент-Айвз. О материальных затруднениях он смог забыть лишь в 1638, когда ему досталось наследство после смерти дяди по материнской линии, и он перебрался в город Или. Между тем в 1628 Кромвеля избрали от округа Хантингдон в последний парламент Карла I, созванный им перед т.н. "Одиннадцатилетней тиранией", 11-летним (1629-1640) периодом беспарламентского правления. И в школе, и в университете, и в свою бытность в Лондоне Кромвель находился под влиянием ширившегося пуританского движения, которое стремилось к радикальной реформе Англиканской церкви. Этому движению противостояло направление т.н. "высокой церкви", которому благоволил Уильям Лод, ставший в 1633 архиепископом Кентерберийским. Единственная речь, произнесенная Кромвелем в парламенте, заседавшем в 1628-1629, содержала яростные нападки на епископов высокой церкви.

Начало гражданской войны. В период беспарламентского правления Карл I нажил себе множество врагов, обложив непомерными поборами все слои общества. Пользуясь королевскими прерогативами, оставшимися еще от Средневековья, он требовал уплаты "корабельной подати" (1635), штрафовал джентритом числе Кромвеля), если те отказывались принимать титул рыцаря, взимал т.н. "добровольные приношения" и увеличил подати. Карл делал все это, поскольку без согласия парламента он не имел права облагать население новыми налогами. Дальней его целью было обеспечить финансовую независимость королевской власти и ввести по всей стране "церковное единообразие". Последнее оттолкнуло от Карла как реформаторов-пуритан, так и многих из числа джентри и горожан. В 1638 Карл развязал войну против своих шотландских подданных (по праву престолонаследия он был королем как Англии, так и Шотландии), потерпев неудачу в попытке навязать им молитвенник, аналогичный использовавшемуся в Англиканской церкви. Пресвитериане-шотландцы, усмотрев в этом угрозу своему вероисповеданию, восстали, и король был вынужден созвать парламент, чтобы запросить у него денег на войну. Парламент собрался весной 1640, Кромвеля вновь избрали в палату общин (от Кембриджа). Большое количество претензий к королю, накопившихся за 11 лет, настроило лидеров палаты общин на агрессивный и несговорчивый лад. Кромвель сразу же зарекомендовал себя как воинствующий пуританин, неизменно поддерживая критиков государственной церкви и правительства. Этот т. н. "Короткий парламент" (13 апреля - 5 мая 1640) был вскоре распущен, однако летом 1640 шотландцы вновь разбили Карла и, что унизительнее всего, заняли северные области Англии. Карл обратился за помощью к новому парламенту, собравшемуся осенью 1640, причем Кромвель снова был избран в него от Кембриджа. "Долгий парламент" (3 ноября 1640-20 апреля 1653) отверг политику короля и обязал его отказаться от многих прерогатив. Парламент настоял на взятии под стражу архиепископа Лода, он приговорил к смерти и отправил на плаху графа Страффорда, одного из наиболее близких к Карлу I людей, в 1633-1639 лорда-наместника в Ирландии. Палата общин приняла состоявшую из 204 пунктов "Великую ремонстрацию", в которой были выражены неприятие правительственного курса и недоверие королю. Кромвель голосовал за "Великую ремонстрацию" с величайшим энтузиазмом, заявив, что, если бы она не прошла, он уехал бы из Англии навсегда. Когда в 1641 в Ирландии началось восстание против англичан, парламент решился на беспрецедентный шаг, потребовав для себя права назначать всех королевских министров и высшее командование армии. Выведенный из себя король совершил попытку лично арестовать пятерых лидеров парламента по обвинению в измене. Когда это ему не удалось, Карл I покинул Лондон (10 января 1642), чтобы собрать своих сторонников на севере Англии. Палата общин в свою очередь ввела в стране военное положение и отправила членов парламента по их избирательным округам для установления контроля над местными арсеналами и ополчением. По прибытии в Кембридж Кромвель овладел замком, арестовал капитана отряда графства и помешал колледжам отослать королю часть серебряной утвари в качестве пожертвований. С этого времени Кромвель, которому минуло уже 40 лет и никаким военным опытом он не обладал, выдвинулся на передний край - и как военный организатор, и как лидер пуританского движения. Он прославился своими радикально пуританскими взглядами в "Долгом парламенте", выступая за полное упразднение епископата, а по всей восточной Англии был известен как борец за право церковных общин избирать как своих священников, так и те формы религиозной жизни, которые устраивают данную общину.

Кромвель-полководец. В августе 1642 началась гражданская война. Кромвель, по природным данным отличный кавалерийский офицер, набрал в Хантингдоне собственный отряд сторонников парламента. С ним он принял участие в завершающей фазе закончившегося вничью сражения при Эджхилле 23 октября 1642. Впоследствии он пополнил отряд, доведя его по численности до полнокомплектного полка, и получил в феврале 1643 звание полковника. В течение 1643 он проявлял все большую активность в восточной Англии, превратив ее в опорную базу парламента. В то же время Кромвель постоянно побуждал палату общин, если только у нее имеются сколько-нибудь серьезные намерения одержать верх над королем, поднять жалованье солдатам, улучшить их подготовку и поднять моральный дух новобранцев. Ведь король располагал прекрасно обученным войском, укомплектованным главным образом лордами, сельскими джентри и их челядью. Однако к осени 1643 уже две трети территории Англии и Уэльса контролировали сторонники короля, и, несмотря на незначительные победы, которые одержали войска парламента при Грантеме, Гейнсборо и Уинсби, где Кромвель делал свои первые шаги в военном искусстве, казалось, что парламент потерпит поражение. Не видя иного выхода, 25 сентября 1643 парламентские лидеры достигли соглашения с руководством шотландцев, и в 1644 шотландская армия вступила на территорию Англии. Кромвель, ставший теперь уже генерал-лейтенантом, принял участие в битве при Марстон-Муре в Йоркшире 2 июля 1644. Здесь он командовал кавалерией, сражаясь бок о бок с шотландцами и с северной армией, во главе которой стояли лорд Фердинанд Ферфакс и его сын Томас (1612-1671). Численное преимущество оказалось тогда на стороне сил парламента, и королевская армия, которой командовал племянник Карла I принц Руперт, была разбита. Год спустя, 14 июня 1645, Кромвель участвовал в разгроме армии принца Руперта в битве при Нейзби, где шотландцев уже не было, а во главе парламентской армии стоял новый главнокомандующий Томас Ферфакс. В обоих сражениях Кромвель выказал замечательное личное мужество, находчивость и полководческий талант. Да и общий перелом в войне сделался возможным прежде всего благодаря настойчивости, с которой Кромвель удерживал восточную Англию. В июне 1646 сдался Оксфорд, последний крупный оплот королевских сил, сам Карл I бежал оттуда еще в конце апреля и сдался в Ньюарке на милость шотландских войск. В ходе первой гражданской войны Кромвель завоевал репутацию выдающегося полководца и, открыто критикуя некоторых аристократов, командовавших парламентской армией, за пассивность и некомпетентность, сохранял верность Ферфаксу. Конфликт парламента и армии: вторая гражданская война. Все это время Кромвель сохранял за собой место в парламенте и появлялся там, как только представлялась возможность. В 1644 он сыграл ключевую роль в принятии Билля о самоотречении, в соответствии с которым члены парламента, занимавшие командные посты в армии, должны были уйти с них, с тем чтобы в армию могла влиться новая кровь. Это открывало дорогу для назначения главнокомандующим аполитичного Томаса Ферфакса. Кромвель был готов сложить свои командирские полномочия, однако, уступив настояниям Ферфакса, остался, чтобы принять участие в битве при Нейзби. Кромвель не преуменьшал свои дарования, но на протяжении всей жизни приписывал победы Вседержителю. Именно свойственная Кромвелю в высшей степени самостоятельная, глубоко личная пуританская вера побудила его поднять оружие против короля и вдохновляла в битвах. Когда заключался союз с шотландцами, по которому в обмен на помощь в борьбе с роялистами пресвитерианство распространялось на всю Англию, Кромвель оговорил гарантии свободы вероисповедания себе самому и своим друзьям-индепендентам. Но на первых порах он предоставил право определять будущую форму государственного устройства гражданским руководителям парламента, в большинстве своем пресвитерианам. Однако обнаружилось, что палата общин (покинутая сторонниками короля еще в начале войны) и жалкие остатки палаты лордов стремятся навязать жесткую пресвитерианскую структуру всей Англиканской церкви и распустить по домам солдат Ферфакса, в большинстве своем индепендентов, не выплатив им сколько-нибудь удовлетворительного вознаграждения за службу. Поначалу Кромвель, как член парламента и человек, пользовавшийся огромным авторитетом в армии, пытался выступить в роли посредника между парламентом и солдатами, но в конечном счете был вынужден сделать выбор, связав свою дальнейшую судьбу с армией. Он приложил немалые усилия к тому, чтобы достичь соглашения с королем, которого шотландцы передали как пленника парламенту в феврале 1647, прежде чем их войска покинули Англию. Кромвель не возражал против объявления пресвитерианской церкви государственной церковью, однако настаивал на том, чтобы вне ее было позволено существовать пуританским сектам (индепендентам). Ведя от лица армии переговоры с парламентом и королем относительно послевоенного устройства, Кромвель неизменно проявлял неуступчивость в этом вопросе. В то же время он действовал в качестве посредника внутри самой армии, пытаясь убедить радикалов, желавших ввести демократическую республику, что для столь революционных преобразований еще не настало время. Его собственная программа подразумевала установление конституционной монархии с парламентом, выражающим интересы средних слоев, и церковью, проявляющей терпимость к другим вероисповеданиям. Однако Кромвель строил планы, не принимая в расчет короля, который воспользовался разногласиями противников и бежал из плена на остров Уайт, откуда призвал роялистов в Англии и Шотландии к новой гражданской войне, разгоревшейся в начале 1648.

Вторая гражданская война: казнь Карла I. Позиции парламента и армии к тому времени сблизились. Пока Ферфакс расправлялся с роялистами на юго-востоке Англии, Кромвель подавил восстание в Уэльсе, а затем двинулся на север, чтобы сразиться с шотландцами. Он одержал серию побед над превосходящими силами шотландцев и роялистов в Ланкашире в августе 1648 (в частности, в битве при Престоне), что явилось его первым крупным самостоятельным успехом в качестве полководца. Нарушение королем и роялистами своих клятв вновь оживило крайние настроения в армии. Пока пресвитериане в парламенте все еще надеялись достичь соглашения с Карлом I, зять Кромвеля Генри Айртон (1611-1651) возглавил движение, целямикоторого были наказание короля и свержение монархии. 6 декабря 1648 южная армия произвела "чистку" палаты общин от пресвитериан (т.н. Прайдова чистка) и потребовала суда над королем. Осень этого года Кромвель посвятил преследованию отступающего врага, пока не вступил в Эдинбург. Без видимых поводов он задержался на севере, но Ферфакс наконец отозвал его в Лондон. Дело объяснялось сомнениями: Кромвель не знал, какую позицию ему следует занять по политическим вопросам. По возвращении он одобрил "чистку" и обеспечил доставку Карла I под стражей на суд. Поскольку Ферфакс отстранился от каких бы то ни было политических решений, Кромвель был вынужден взять всю полноту ответственности на себя. Он понимал, что суд над королем завершится вынесением смертного приговора. Но, однажды приняв решение, Кромвель действовал беспощадно, и в значительной степени именно его усилиями судебный процесс был доведен до конца: короля приговорили к смертной казни. 30 января на глазах у безмолвной толпы, собравшейся перед дворцом Уайтхолл, Карл I был обезглавлен.

Ирландская и шотландская кампании (1649-1651). 19 мая 1649 Англия была провозглашена Республикой (Commonwealth). Кромвель стал членом Государственного совета, а затем его председателем. Тем временем роялисты установили контроль над большей частью Ирландии, которую они надеялись использовать как базу для вторжения в Англию. Кромвеля убедили принять командование экспедиционной армией, которая высадилась в Дублине 15 августа 1649, а затем направился на север и осадил Дроэду. 10-11 сентября англичане взяли город штурмом и перебили почти весь капитулировавший гарнизон. Позднее Кромвель писал, что это массовое убийство было "справедливым Божьим судом над жалкими варварами". Резня в Дроэде побудила некоторые другие гарнизоны сдаться. В октябре было сломлено сопротивление гарнизона Уэксфорда, после чего массовая экзекуция прошла и здесь. К концу года Кромвель контролировал значительную часть восточного побережья Ирландии, а в начале 1650 повел армию в глубь острова, разоряя страну и истребляя население без различия возраста и пола. К тому моменту, когда Кромвеля отозвали в Лондон, большая часть Ирландии была опустошена. Начиная с 1651 все земельные владения ирландцев были конфискованы, им оставили лишь бесплодную и неосвоенную область Коннахт, куда и сгоняли основную часть населения, обрекая его на смерть от голода и эпидемий. Неприятности Республике сулила и Шотландия, где пресвитериане пришли к соглашению с Карлом II, старшим сыном Карла I, и провозгласили его королем. Не желая вторгаться в Шотландию, генерал Ферфакс подал в отставку, и 25 июня 1650 пост главнокомандующего было предложено занять Кромвелю. Английская армия пересекла шотландскую границу 22 июля 1650, но поначалу не смогла добиться сколько-нибудь заметного успеха, поскольку противник избрал оборонительную тактику. Как и во время ирландской кампании, сухопутные войска поддерживал флот, которому Кромвель придавал большое значение. Несмотря на то что его армия была отрезана от английских баз, 3 сентября 1650 он одержал крупную победу при Данбаревостоку от Эдинбурга). Зимой Кромвель тяжело заболел, и армия стояла без движения до лета, когда он с помощью удачных маневров перехитрил шотландцев. Последние предпочли не ставить под угрозу свои коммуникационные линии, а последовали за юным Карлом II в Англию, и здесь при Вустере 3 сентября 1651 Кромвель их окружил и разбил. Когда он вернулся в Лондон, его встречали как героя.

Учреждение протектората (1653). Два последующих года ознаменовались возобновлением начавшегося еще в 1647 конфликта между парламентом и армией. В армии возобладали радикальные настроения, она требовала реформы церкви и государства. Вначале Кромвель попытался, как и прежде, достичь компромисса, но в конце концов стал выступать от имени армии. Солдаты требовали роспуска остатка Долгого парламента, который был назван "охвостьем", и выборов нового однопалатного парламента, способного к реформам. Общество в целом устало и от войны на море, которая велась против Голландской республики (1652-1654); хотя солдаты Кромвеля не участвовали в этой войне, они, несомненно, осуждали убийство братьев-протестантов. Когда были сорваны переговоры о созыве нового парламента, Кромвель 20 апреля 1653 разогнал "охвостье". Однако он не сразу взял власть в свои руки. Вместо этого индепендентским конгрегациям было предложено назначить членов Пуританской ассамблеи, которая должна была осуществлять функции как законодательной, так и исполнительной власти. Этот орган представительной власти, известный как "Малый парламент" (или "Ассамблея святых", а также "парламент Бэрбона"), с энтузиазмом взялся за реформы, но вскоре раскололся на консерваторов и радикалов. Борьба между ними завершилась победой консервативного крыла в декабре 1653, большинство членов которого передали свои полномочия Кромвелю. Государственный переворот был совершен с помощью генерал-майора Джона Ламберта (1619-1684), второго, после Кромвеля, лица в армии. Именно Ламберт и его помощники составили т.н. "Орудие управления" - новую конституцию английского государства (принята 16 декабря 1653), по которой учреждались выборный однопалатный парламент, созываемый каждые три года, назначаемые пожизненно члены Государственного совета и лорд-протектор как глава законодательной и исполнительной власти. Пост лорда-протектора, не диктатора, но первого слуги Содружества (Республики), в которое были включены покоренные Шотландия и Ирландия, разумеется, был предложен Кромвелю.

Лорд-протектор: проблемы и достижения. Оставшиеся пять лет жизни Кромвель управлял страной в качестве лорда-протектора, иногда прибегая к помощи парламента, иногда обходясь без него. Но, подобно королям прежних времен, он неизменно зависел от консультаций и поддержки Государственного совета (позднее названного Тайным советом). Первая сессия парламента протектората (3 сентября 1654 - 22 января 1655) была озабочена скорее пересмотром конституции, чем разработкой и принятием новых законов. Разногласия между лордом-протектором и парламентом оживили надежды роялистов на успех. 22 января 1655 Кромвель распустил парламент, а в марте 1655 вспыхнуло роялистское восстание. И хотя оно было немедленно подавлено, лорд-протектор счел необходимым разделить страну на 10 округов, во главе которых поставил генерал-майоров. Тем временем Англия оказалась вовлеченной в новую войну, на этот раз с Испанией (октябрь 1655), и Кромвель был вынужден созвать новый парламент, чтобы утвердить военные расходы. 17 сентября 1656 прошло первое заседание второго парламента протектората, где Кромвель вновь столкнулся с серьезной оппозицией, особенно со стороны ярых республиканцев, возражавших против самой идеи протектората. В результате парламент был подвергнут "чистке", из него были удалены 160 членов, многие из которых отказались присягнуть на верность режиму. Те, кто остался, в основном сотрудничали с Кромвелем и Государственным советом, хотя и выступали против системы местного управления с помощью генерал-майоров. Тогда же группа правоведов и гражданских лидеров предложила заменить военную диктатуру конституционной монархией (королем должен был стать Кромвель) и создать государственную пуританскую церковь. Кромвель вынужден был отказаться от предложения, поскольку эта идея встретила неприятие его старых армейских друзей и соратников. Тем не менее была принята новая конституция, по которой восстанавливалась палата лордов; в палату общин допускались все, кроме явных роялистов; место Государственного совета занял Тайный совет; кроме того, вводились некоторые ограничения власти лорда-протектора и свободы совести. Новая конституция, известная под названием "Покорнейшая петиция и совет" вступила в силу в июне 1657 (принята 25 мая 1657). Была сформирована верхняя палата, однако в палату общин вошли теперь ранее исключенные члены парламента, и в то же время ее покинули друзья Кромвеля, назначенные им членами палаты лордов. Поэтому уже в июне 1658 палата общин превратилась в арену нападок на лорда-протектора со стороны республиканцев, выступавших за отмену новой конституции. На этот раз Кромвель не сумел сдержать гнева и, убежденный, что за новым конфликтом последует вторжение роялистов, 4 февраля 1658 распустил парламент. Последние несколько месяцев жизни Кромвель правил без парламента. Война против Испании, которая велась в союзе с Францией, была выиграна фактически за счет побед на море. В декабре 1654 в Вест-Индию была послана военная экспедиция, в мае 1655 она овладела Ямайкой. Кромвель сделал все для того, чтобы превратить остров в процветающую колонию. Это был единственный существенный итог его проекта заморской "протестантской империи". Впрочем, в 1658 он получил от французов порт Дюнкерк - в благодарность за поддержку Франции против Испании. После заключения мирного договора с Голландией в 1654 начала развиваться внешняя торговля. Кромвель боролся с фанатичными пуританами за подлинную свободу христианских вероисповеданий, которая бы позволяла членам епископальной и Римско-католической церкви проводить богослужение в частных домах. Он позволил поселиться в Англии евреям, изгнанным еще Эдуардом I, назначил достойных судей и призвал своих советников-юристов к реформе законодательства и более дешевой судебной системе. Кромвель содействовал развитию образования, некоторое время был канцлером (номинальным главой) Оксфордского университета и помог основать колледж в Дареме. Однако мир в стране покоился лишь на авторитете и мощи его личности, а также на поддержке армии: Кромвель должен был бороться как с заговорщиками-республиканцами, так и с непримиримыми роялистами и внешними врагами. Он скончался от малярии в Лондоне 3 сентября 1658. Перед смертью Кромвель назвал преемником своего сына Ричарда. В 1661, после Реставрации, роялисты извлекли набальзамированное тело Кромвеля из Вестминстерского аббатства и повесили его на виселице для уголовников в Тайберне, а затем сожгли и смешали с прахом, голову же воткнули на кол в Вестминстере, где она оставалась до конца правления Карла II. Но уничтожить то, чего добился этот человек, они были не в силах.

ЛИТЕРАТУРА

Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991

Полезные сервисы

о'нил юджин

Энциклопедический словарь

О'Нил Юджин - О’Нейл (O’Neill) (1888-1953), драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жёсткую конкретику, символику и гротеск, миф и «поток сознания», социальные характеристики и фрейдистское понимание личности. Основные проблемы: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом», 1920); разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», опубликована в 1957); межличностный «поединок» супругов, осложнённый расовым различием («У всех детей Господа Бога есть крылья», 1924); губительность собственничества («Страсти под вязами», 1924); безысходное противостояние поколений («Долгое путешествие в ночь», поставлена 1956). Монументальные мифологические и аллегорические трагедии «Траур - участь Электры» (1931), «Разносчик льда грядёт» (поставлена 1946). Нобелевская премия (1936).

-----------------------------------

О\`НИЛ Юджин - О"НИЛ (О"Нейл) (O"Neill) Юджин (1888-1953), американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и гротеск, социальные характеристики и фрейдистское понимание личности. Основные проблемы: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом», 1920); разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», опубликована 1957); межрасовые конфликты («У всех детей Господа Бога есть крылья», 1924); безысходное противостояние поколений («Долгое путешествие в ночь», постановка 1956). Монументальные мифологические и аллегорические трагедии «Траур - участь Электры» (1931), «Разносчик льда грядет» (постановка 1946). Нобелевская премия (1936).

* * *

О"НИЛ (О"Нейл) (O"Neill) Юджин Гладстон (16 октября 1888, Нью-Йорк - 27 ноября 1953, Бостон), американский писатель, основоположник драматургии США, лауреат Нобелевской премии (1936) и четырех Пулитцеровских премий (см. ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ) (1921, 1922, 1928, 1957).

С ощущением бездомности

Прошедшее в бесконечных разъездах детство и отрочество оставили у О"Нила ощущение бездомности. Соединившись с чувством американской неукорененности оно пронизывает все его творчество. Эти годы были отмечены тяжелым для юного сознания открытием тяжелого недуга матери, в результате неправильного лечения пристрастившейся к наркотикам. Это стало причиной утраты О"Нилом веры и алкоголизма старшего брата. Такая участь, вероятно, ожидала и самого драматурга, если бы он, поняв, что это мешает его творчеству, не сумел бы побороть дурное пристрастие. Эти трагические обстоятельства легли в основу одного из шедевров О"Нила - пьесы «Долгое путешествие в ночь» (1940, опубликована в 1956). Как ни странно, препятствием на пути О"Нила к его призванию оказался театр, в котором будущий драматург, сын довольно известного актера ирландского происхождения Джеймса О"Нила, вырос. Беззастенчиво предававший интересы искусства ради коммерции американский театр вызывал у будущего писателя лишь резкое неприятие. Не находя выхода дремавшим еще творческим силам, О"Нил занял позу бунтаря, бросающего вызов обывательскому окружению. Часто меняя занятия: посещал Принстон (см. ПРИНСТОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (1906-1907), откуда был отчислен, работал в торговой фирме, рекламным агентом и кассиром в театре, репортером, участвовал в экспедиции золотоискателей в Гондурасе, плавал матросом на торговом судне, сжигая себя в бесплодном существовании, О"Нил пришел в 1912 к самоубийству, но был спасен. Попав в туберкулезный санаторий (1912-1913), он впервые задумался о творчестве, чему в немалой степени способствовало знакомство с сочинениями А. Стриндберга (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август) и Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Это привело его в Гарвард, в класс профессора Дж. П. Бейкера («Мастерская №47», 1914-1915).

Личная жизнь

Драматически сложилась и личная судьба писателя. О"Нил оставил первую жену до рождения их сына, впоследствии видного специалиста в области античной литературы. По неизвестной причине он покончил собой в 1951 в самом расцвете сил. Второй женой писателя стала журналистка и писательница Агнес Боултон, их дочь Уна в шестнадцать лет вышла замуж за Чарли Чаплина (см. ЧАПЛИН Джеральдина) (что стало причиной полного разрыва отношений между дочерью и отцом), а их сын, не найдя места в жизни, скатился на дно. Страдая от вмешательства прессы в его личную жизнь, О"Hил, человек по своему складу замкнутый и застенчивый, женившись в третий раз на Карлотте Монтерейпрошлом актрисе), вел уединенную жизнь. В середине 1940-х гг. О"Hил тяжело заболел и оказался прикованным к постели. Хотя ни интеллект, ни его творческие способности не были затронуты неизлечимым недугом, путь к творчеству для О"Hила был отрезан, что он воспринимал как трагедию. Умер писатель в одиночестве, в период, когда критика всерьез полагала, что его пьесы устарели, а время прошло.

Родоначальник и реформатор американской драмы

Как художник О"Нил сложился в атмосфере ширившегося в начале 20 в. осознания необходимости коренных перемен в искусстве. Он ощущал настоятельную потребность в поисках новых путей, понимая, что либо драма родится как вид искусства, либо она, вечно угождая публике, откажется от притязаний на художественную значимость. В 1910-е гг. он сближается с радикальными кругами, в том числе с Дж. Ридом (см. РИД Джон). Именовавший себя анархистом О"Нил отошел затем от политического движения, но крайне негативное отношение к государству как орудию подавления личности и буржуазному обществу, которое, презрев духовные ценности, обольстилось ценностями материальными, сохранял всю жизнь.

Выступив в двойной роли родоначальника и реформатора отечественной драмы, О"Нил не замкнулся в рамках «чистого искусства» - для задуманных им преобразований такой масштаб был тесен. Он отверг мелодраму и другие равно далекие от жизни жанры, царившие на Бродвее, соединив художественный эксперимент с обращением к основам бытия, и отважился показать изнанку жизни, поставив в центр пьес изгоев общества и сцены - матроса, фермера, негра, рабочего, проститутку. Новаторское осмысление национального опыта в драматургии О"Нила привело к утверждению в американском театре эстетики реализма.

Уже в ранних, далеких от совершенства пьесах в выборе темы, героев, среды ощутима самобытность его подхода (сборник «Жажда», 1914, и др.). Заметно приблизился он к воплощению своих творческих устремлений в цикле «морских» пьес. Постановка одной из них, «Курс на восток, в Кардифф», в театре «Провинстаун-Плэйерс» (они сотрудничали до середины 1920-х гг.) в 1916 считается датой рождения драмы в Америке. Обжигающая подлинностью неприглядная обстановка, жестокие нравы, грубая речь - все это в отсутствие занимательного сюжета, легко узнаваемых положений и типажей было внове для американской сцены, цеплявшейся за традиции «благопристойности», отринутые прозой и поэзией. В них не просто удачно воссозданы реалии и дух жизни, тонко схвачена атмосфера. При всей заземленности действия пронизанные глубокой человечностью пьесы обретают поэтическое звучание. Отразилось в них и трагическое видение мира, придавшее масштабность драматическим коллизиям лучших творений О"Нила, определив его своеобразие как художника.

Творческая зрелость

1920-е гг., период творческой зрелости О"Нила, прошли под знаком поисков формы современной трагедии. С нею связаны и его высшие художественные достижения - «Император Джонс» (1920), «Косматая обезьяна» (1922), «Всем детям Божьим даны крылья» (1923), «Любовь под вязами» (1924), «Странная интерлюдия» (1928), «Траур - участь Электры» (1931), «Продавец льда грядет» (1939, опубликована в 1946), «Долгое путешествие в ночь» и др. Воплощая конфликты современного мира, неизменно обрекающие человека на поражение, уходя корнями в действительность, его трагедии устремлены к вневременным, универсальным проблемам бытия. За любым конкретным сюжетом у О"Нила встает трагедия отчужденного человека. Столкновение с миром порождает необратимую деформацию сознания героя. Утратив цельность, он пребывает в вечном конфликте с самим собой и гибнет, истощив силы в бесплодной внутренней борьбе.

Так, Император Джонс, сам испытав расовый гнет и бесправие, мечтая о свободе и достоинстве, становится тираном и, воспроизводя ненавистный ему порядок - единственный, какой он знает, - погибает в ужасе перед возмездием, справедливость которого осознает. Наделенный горделивым сознанием творца, своим трудом приводящего в движение весь мир, кочегар Янк, даже на нижней ступени социальной лестницы, чувствует себя властелином вселенной. Случайная встреча с дочерью миллионера открывает ему глаза на то, что подлинный хозяин мира - денежный мешок. Янк жаждет восстановить надлежащий порядок, но его одинокий бунт обречен. Нет ему и пути назад - пытаясь обрести единение с природой, он находит смерть в объятиях гориллы.

В «Любви под вязами» любовные переживания участников драмы осквернены корыстью, а сами они видят друг в друге лишь орудие для достижения своих целей. Обзаведясь молодой женой, старый Эфраим Кэбот намерен навек закрепить власть над фермой, где с восхода до заката гнут спину его старшие сыновья, оставив ее будущему сыну. Эбби, чтобы завладеть фермой, решает соблазнить этого сына Кэбота, а тот мечтает отомстить отцу за горячо любимую им мать. Но, действуя «по схеме», герои попадают в ловушку собственных расчетов. Проснувшееся чувство ломает их планы, принеся не радость взаимной любви, а мучительные подозрения, отчуждение, неприязнь. Стремление искупить прошлые прегрешения толкает Эбби на еще более страшный шаг - убийство младенца, «обеспечившего» ей право на ферму. Лишь осознание героями своей вины приносит в финале мгновение трагического просветления.

Истоком крушения могущественного клана Мэннонов в монументальной трилогии «Траур - участь Электры» предстает пуританство Новой Англии и дух индивидуализма, иссушившие их сердца, лишив способности любить. Ее действие происходит после окончания Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) в США, но, как и в «Любви под вязами», перекликается с античным мифом. Неимоверным усилием воли героиня трагедии, Лавиния, разрывает тянущуюся из глубин прошлого кровавую цепь причин и следствий, добровольно приняв смерть при жизни - войдя в опустевший дом, она велит заколотить его.

Этот период отмечен у О"Нила необычайно активными экспериментами с драматургическими формами. Сохранив верность реализму, он идет путем первооткрывателя, добиваясь синтеза выразительных средств, чтобы полнокровно воплотить современный мир с его резкими контрастами, всеобщим распадом связей, дисгармонией, острой динамикой, напряжением. Следуя в русле исканий современного театра, вводя новые приемы построения действия и диалога, маски, символы, внутренний монолог, зрительные образы, О"Нил в корне изменил театральный язык американской драмы. Его художественный и общественный радикализм устраивал не всех - премьеры часто сопровождались запретами, публичными скандалами, судебными исками. Нередко он подвергался нападкам критики, особенно за приверженность жанру трагедии, не свойственной якобы американской жизни, и чрезмерную мрачность пьес.

Порвав с середины 1930-х гг. связи с театром, О"Нил работает над грандиозным «Циклом»целом - 11 пьес, охватывающих более полутора веков американской истории) и параллельно - над группой автобиографических и циклом одноактных пьес. Болезнь не позволила осуществить эти замыслы. О"Нил уничтожил незавершенные пьесы «Цикла» - уцелела лишь «Душа поэта» (1943, опубликована в 1957). При жизни драматурга были поставлены всего две из его последних вещей: философская притча «Продавец льда грядет», главная тема которой - иллюзия как единственная опора человека во враждебном мире, в 1946 и «Луна для пасынков судьбы» (1943) в 1947, обе неудачно.

Художественное наследие

Поворотным моментом в судьбе его художественного наследия стала посмертная публикация и постановка в 1956 автобиографической по характеру пьесы «Долгое путешествие в ночь», которая наряду с «Продавцом льда» считается вершиной его творчества и всей американской драмы. Осуществивший ее Хосе Кинтеро поставил тогда ряд поздних пьес, по сути открыв для театра неизвестного О"Нила.

С 1920-х гг. пьесы О"Нила, лучшие из которых вошли в золотой фонд мировой драматургии 20 в., идут в крупнейших театрах мира. Их ставили Дж. К. Кук, Дж. Лайт, Ф. Меллер, Т. Манн, Г. Клерман, оформляли Р. Э. Джонс (часто и удачно соединявший это с режиссурой), Б. Эдварде, Д. Хэйс. В них выступали многие прославленные актеры - Полин Лорд, Поль Робсон (см. РОБСОН Поль), Линн Фонтенн, Алфред Лант, Алла Назимова (см. НАЗИМОВА Алла Александровна), Джейсон Робардс, Коллин Дьюхерст, Лив Ульман (см. УЛЬМАН Лив), Гленда Джексон, Лоренс Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс), Кевин Спейси и др. Выдающимся художественным достижением явились спектакли Камерного театра (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР), поставленные А. Я. Таировым (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) с участием А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна) и сценографией В. и Г. Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ) - «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами (обе - 1926) и «Негр» («Всем детям Божьим даны крылья» (1929).

Пьесы О"Нила неоднократно экранизировались: «Анна Кристи» (1930) с Г. Гарбо (см. ГАРБО Грета) (1930), «Император Джонс» (1933) с П. Робсоном, (см. РОБСОН Поль) «Долгий путь домой» (1940, режиссер Дж. Форд (см. ФОРД Джон (кинорежиссер))), «Странная интерлюдия» (1932, телеверсия с Г. Джексон - 1988), «Продавец льда грядет» (1960, режиссер С. Люмет (см. ЛЮМЕТ Сидни) с участием Дж. Робардса и Р. Редфорда (см. РЕДФОРД Роберт), «Долгое путешествие в ночь» (1962, режиссер С. Люмет с участием К. Хепберн (см. ХЕПБЕРН Кэтрин) и М. Ричардсона, несколько телеверсий) и др.

Полезные сервисы