ЭКСТРАЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЕ СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ.
То же, что неречевые средства общения и невербальные средства общения.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЕ СРЕ́ДСТВА ОБЩЕ́НИЯ.
То же, что неречевые средства общения и невербальные средства общения.
1) Перечень внеязыковых условий, направленных на создание логичности речи. К ним, в первую очередь, относится овладение логикой рассуждений. Во-вторых, важнейшим условием является также использование языковых средств в зависимости от ситуации общения.
2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о неязыковых условиях реализации логичности.
Экстралингвистические факторы (социальные факторы)
Параметры внеязыковой социальной действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и частного характера. К Э.ф. относятся:
1) демографические параметры:
а) численность населения, говорящего на том или ином языке;
б) способ расселения;
в) возрастная дифференциация носителей языка;
2) социальная структура общества;
3) культурно-языковые особенности:
а) наличие письменных традиций;
б) культурно обусловленные языковые контакты и т.п. Напр., принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, приводят к формированию литературного языка, возникновению новых функциональных стилей и т.п.
Параметры социальной (внеязыковой) действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и более частного характера. Глобальное действие Э.ф. ведет к изменениям, затрагивающим всю или значительною часть языковой подсистемы. Такие события, как принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, обусловливают возникновение новых форм существования данного языка (литературный язык), возникновение новых функциональных стилей, сопровождающихся изменениями в лексике (пополнение словаря, развитие семантической структуры слов, изменения валентности слов и др.), в синтаксисе, стилистике.
Примером воздействия более частных Э.ф. является развитие новых жанров, стилистических направлений в литературе, обусловливающих возникновение новых единиц в терминологии литературоведения (концептуалисты, маньеризм). К Э.ф. относятся демографические параметры (численность населения, говорящего на том или ином языке, способ расселения, возрастная дифференциация носителей языка и др.), социальная структура общества, культурно-языковые особенности (наличие письменных традиций, культурно обусловленные языковые контакты) и др. Исследование соотношений между элементами социальной, внеязыковой действительности (Э.ф.) и элементами языка является задачей социолингвистического коррелятивного анализа.
<=> внутренние факторы развития языка
См. также: Внутренние факторы (развития языка), Социолингвистическая корреляция, Социолингвистическая переменная
Параметры внеязыковой социальной действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и частного характера.
К Э.ф. относятся:
1) демографические параметры:
а) численность населения, говорящего на том или ином языке;
б) способ расселения;
в) возрастная дифференциация носителей языка;
2) социальная структура общества;
3) культурно-языковые особенности:
а) наличие письменных традиций;
б) культурно обусловленные языковые контакты и т.п. Напр., принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах приводят к формированию литературного языка, возникновению новых функциональных стилей и т.п.
экстралингвистические факторы коммуникативного акта - см. экстралингвистические факторы речевого акта.
экстралингвистические факторы речевого акта - а) предмет (тема);
б) ситуация (обстановка в которой осуществляется коммуникация);
в) участники речевого акта (отправитель - получатель).
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, ИЛИ ВНЕЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ - это те явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. речь приобретает свои стилевые характеристики. Употребление языка говорящими происходит не в вакууме, а в определенном невербальном контексте речевого акта, факторы которого, как и свойства языковой личности, влияют на стиль речи. Эти факторы весьма разнообразны. Для образования функц. стилей особенно важны так называемые базовые (или первичные) факторы. Основные специфические стилевые черты функц. стилей формируются под влиянием таких Э. с. ф., как сфера общения, связанная с тем или иным видом деятельности, соотносительным с формой сознания (наука, искусство, политика, право, религия, обиходное сознание в бытовой сфере); форма мышления (логико-понятийное, образное, деонтическое и т.д.), цель общения - основная (в отличие от индивидуальной интенции конкретного речевого акта), обусловленная назначением в социуме указанных видов деятельности; тип содержания (различающийся обычно в разных сферах общения); функции языка (коммуникативная, эстетическая, экспрессивная, фатическая и др.); типовая (базовая) ситуация общения (официальная/неофициальная). Другие (условно - вторичные) факторы определяют стилевые черты, хотя и характерные для того или иного функц. стиля, но не сущностные и потому встречающиеся в других стилях (обычно с модификацией), но, главное, формирующие черты не макростиля, а более частных разновидностей (подстилевых, жанровых и т.д.). Это - условия общения и формы речи, не связанные непосредственно с назначением самой формы сознания и соответствующего вида деятельности, а с реализацией дополнительных задач общения в какой-либо более конкретной разновидности деятельности, условиями ее "протекания", учетом своеобразия аудитории; кроме того - межличностным или массовым видом общения, непосредственным или опосредованным; устной или письменной формой речи, подготовленной/неподготовленной (спонтанной); монологической/диалогической; конкретной ситуацией общения; родом литературы; спецификой жанра; взаимоотношениями говорящих; их социальной ролью; индивидуальными интенциями говорящего (вплоть до проявления в речи стиля его мышления) и др. Эти факторы обусловливают стилевые особенности речи, как бы накладываемые на основную, макростилевую специфику, иначе - обнаруживающие более конкретные особенности речи (напр., черты научно-популярного подстиля в сфере науч. речи, как бы добавляемые к последней и несколько ее трансформирующие; или жанра: статья - обзор - рецензия и т.д.). Базовые факторы и соответствующие им стилевые черты являются инвариантными. Тем самым в речи (тексте) налицо как бы иерархия стилевых черт, составляющая единство: вторичные факторы и стилевые черты характеризуют внутреннюю дифференциацию каждого функц. стиля на подстили, жанры и т.д. (см. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей). Однако они взаимосвязаны с первичными.
Сложнее обстоит дело с определением базовых факторов разг. речи (разг.-обиходного функц. стиля - см.), относительно чего существуют различные точки зрения (см.: О.Б. Сиротинина, 1997). Но скорее всего здесь базовыми следует признать факторы официальности/неофициальности, непосредственности/опосредованности, подготовленности/неподготовленности общения, которые вместе с целеполаганием определяют тип работы сознания в этой сфере. Для некоторых функц. стилей, напр. газетно-публицистического, существенными оказываются условия общения (так, краткость сроков создания газетных текстов определяет переход экспрессивных средств в стандартные) (В.Г. Костомаров, 1971).
Стилевые черты находятся в промежуточном отношении от экстралингвистических факторов - к языковым средствам. На основе базовых экстралингвистических факторов формируется конструктивный принцип функц. стиля (см.) как стилеобразующий фактор, определяющий принципы отбора и сочетания языковых средств, организующий их в систему. Сам термин-понятие "экстралингвистический" достаточно условен, так как при этом речь идет о функц. природе языка, об обусловленности стилистического распределения языковых средств; поэтому этот термин "приобретает собственно лингвистическую значимость" (Д.Н. Шмелев).
Изучению экстралингвистических факторов общения, их влияния на характер речи и ее стилевое своеобразие способствовало не только развитие функц. стилистики, но и социолингвистики, психолингвистики, лингвосоциопсихологии, теории речевых актов, прагматики. При этом, очевидно, целесообразно различать, с одной стороны факторы (и их влияние на речь), которые осознанно реализуются говорящим в процессе порождения речи (написание науч. труда или газетной статьи и т.д.), и, с другой - факторы, не зависящие от желаний говорящего (напр., пол, возраст). Именно первые связаны с понятием стиля, в частности функц. стиля (как явления осознанного).
При определении функц. стилей и их классификации первостепенное значение имеет опора на вид деятельности, соответствующий той или иной форме общественного сознания, так как номинация "сфера общения" широка и неопределенна. На ее основе В.А. Аврорин выделяет 12 сфер общения, а Ю.М. Скребнев вообще считает, что их бесконечное множество. Между тем именно соотнесение в стилистике сферы общения с указанным экстрафактором позволило определить пять интуитивно осознаваемых функц. стилей (обычно изучаемых в стилистиках разных стран): научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный и закономерно к ним присоединяемый религиозный.
Э. с. ф. изучены в разной степени (применительно к тому или иному функц. стилю). Между тем недостаточная их изученность и учет при исследовании функц. стилей отрицательно сказываются при решении тех или иных вопросов стилистики, напр.: классификации стилей, их внутренней дифференциации, взаимодействия и др. Наиболее исследованы Э. с. ф. науч. стиля (см.), в том числе такие глубинные, как эпистемическая ситуация (в единстве трех ее аспектов - онтологического, методологического, аксиологического), фазы (этапы) продуктивной деятельности ученого - от проблемной ситуации к идее/гипотезе, ее доказательству и выводу), предпосылочное знание, факторы, определяющие композицию науч. текста, субъекта речи и диалога его с адресатом и др. (М.П. Котюрова, Е.А. Баженова, Л.М. Лапп, М.Н. Кожина, Л.В. Красильникова, Н.М. Разинкина, Е.С. Троянская, О.А. Лаптева, В.А. Салимовский и др.).
Значимость учета Э. с. ф. несомненна; особенно в аспекте объяснения тех или иных явлений стиля. Так, учет "челночного характера" научно-познавательной деятельности и мышления позволил определить высокий статус категорий ретроспекции и проспекции и ретроспективно/проспективный принцип развертывания научного текста.
Вопросу об экстралингвистических, в том числе стилеобразующих, факторах посвящена обширная литература (Д.Х. Хаймз, В. Лабов, М.А.К. Халлидей, Р. Фаулер, Р. Познер, ученые Пражской школы - Б. Гавранек, Ф. Травничек, Й. Филипец, К. Гаузенблас, Й. Мистрик, М. Елинек, Й. Краус). Последние разрабатывают идею о субъективных и объективных Э. с. ф. и стилях. В отечественной стилистике рассматриваемая проблема представлена в трудах В.В. Виноградова, Л.П. Якубинского, Г.О. Винокура, Р.А. Будагова, А.Н. Васильевой, М.Н. Кожиной, В.Г. Костомарова, М.П. Котюровой, В.Л. Наер, О.Б. Сиротининой и мн. др.
Лит.: Винокур Г.О. О задачах истории языка, в его кн: Избр. работы по рус. языку. - М., 1959; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Кожина М.Н. К основаниям функц. стилистики. - Пермь, 1968; Ее же: О речевой системности науч. стиля сравнительно с некоторыми другими. - Пермь, 1972; Ее же: Стилистика рус. языка.- 3-е изд. - М., 1993; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. - М., 1976; Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Винокур Т.Г. Закономерности использования яз. единиц. - М., 1980; Наер В.Л. Уровни языковой вариативности и место функц стилей // Научная литература. Язык, стиль, жанры. - М., 1985; Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. - Красноярск, 1988; Вещикова И.А. Публиц. стиль как единица в системе функц. разновидностей языка, "Вестник Моск. ун-т. Сер. Филология", 1992. - №1; Баранов А.Г. Функц.-прагматич. концепция текста. - Ростов н/Д., 1993; Сиротинина О.Б. Изучение разг. речи как одна из проблем русской стилистики, "Stylistyka-VI". - Opole, 1997; Hausenblas K. Vystavba slovesných komunikatů a stylistíka. Čsl. přednašky pro VI mezd. Sjezd slavistů. - Praha, 1968; Jelinek M. Stylove rospeti soucasne spisovne čestiny // Bĕlič, Daneš č др. Kultura českého jazyka. - Liberec, 1969; Kraus J. Uvod do stylistiky pro informačni pracovniky. - Praha, 1977; Wilkoń A. Tipologia odmian językowych wspolczesnej polszczyzny. - Katowice, 1987; Halliday M.A.K. Language as Social Semiotic. The social interpretation of language and meaning, - London, 1990; Тошович Б. Функционални стилови. - Београд, 2002.
М.Н. Кожина
прил.
Относящийся к некоторой сущности, не входящей в круг предметов, изучаемых лингвистикой, т.е. не являющийся языковой сущностью.
экстралингвистический
1. Относящийся к реалиям, к реальной действительности, в условиях которой осуществляется функционирование и развитие данного языка.
2. Относящийся к физической, социальной, психологической и т.п. действительности, рассматриваемый с точки зрения отражения ее в языке данного человеческого коллектива.
экстралингвистический (от лат. extra - вне, сверх + франц. linguistique - языковой). Внеязыковой, относящийся к реальной действительности, в условиях которой развивается и функционирует язык. К Экстралингвистическим условиям развития языка относятся в первую очередь общественно-политические факторы.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИ́ЧЕСКИЙ (от лат. extra - сверх, вне + лингвистика).
Внеязыковой, относящийся к реальной действительности, в условиях которой развивается и функционирует язык.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ [< лат. extra - вне + lingua - язык] - внеязыковой, внелингвистический; принадлежащий к реальной или воображаемой действительности, но не к языку или языковой действительности.