Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 28
диалектика диалектика
толковый словарь

ж.

1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

2. Процесс такого движения и развития.

3. Результат такого процесса.

толковый словарь ушакова

ДИАЛЕ́КТИКА, диалектики, мн. нет, жен. (греч. dialektike).

1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. - Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. «Этим будет схвачено ядро диалектики.» Ленин. Диалектика есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания.

2. Уменье применять логические доводы в споре (устар.).

3. Самый процесс такого движения и развития (книжн.). Диалектика событий. Диалектика истории.

толковый словарь ожегова

ДИАЛЕ́КТИКА, -и, жен.

1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Материалистическая д.

2. Самый процесс такого движения и развития. Д. истории.

3. Искусство вести спор (устар.).

| прил. диалектический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Д. материализм. Д. метод.

толковый словарь даля

ДИАЛЕКТИКА - жен., греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект муж. говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

популярный словарь

Диалектика

-и, только ед., ж.

1) Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, о всеобщей связи и обусловленности явлений, а также метод познания явлений путем вскрытия внутренних противоречий и их борьбы.

Антонимы:

метафи́зика

2) (чего) Процесс движения, развития чего-л.

Диалектика истории.

Диалектика жизни.

3) устар. Искусство вести спор, обнаруживая противоречия в суждениях противника.

В спорах он нередко давал высказываться своему противнику и подавлял его своей стремительной и страстной диалектикой (Тургенев).

Родственные слова:

диале́ктик, диалекти́ческий (диалектический метод), диалекти́чный (метод диалектичен)

Этимология:

В словарях русского языка начала XIX в. известно в знач. ‘искусство вести спор, вскрывая противоречия в суждениях противника’ и заимствовано, вероятно, непосредственно из греческого языка (dialektikē ‘искусство ведения спора, беседы’). В современном знач. - из немецкого языка (Dialektik ‘диалектика’), с середины XIX в.

словарь существительных

ДИАЛЕ́КТИКА, -и, ж

Процесс движения, развития чего-л.

Диалектика событий.

ДИАЛЕ́КТИКА, -и, ж

Метод познания действительности, природы, общества в их развитии и самодвижении, путем раскрытия внутренних противоречий, количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей;

Ант.: метафизика.

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

энциклопедический словарь

ДИАЛЕ́КТИКА -и; ж. [от греч. dialektikē (technē) - искусство вести беседу]

1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления; теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Материалистическая, идеалистическая д.

2. Процесс движения, развития чего-л. Д. событий. Д. истории. Д. мысли. Подчиняться диалектике обстоятельств.

3. Разг. Искусство вести спор, обнаруживая противоречия в суждениях противника; умение применять логические доводы в споре. Применять диалектику.

* * *

диале́ктика - [от греч. dialektikē (téchnē) - искусство вести беседу, искусство спора], философский метод; в системе средневекового образования - одно из семи так называемых свободных искусств. В истории философии диалектика имела различные толкования: искусство диалога, достижения истины путём противоборства мнений (Сократ); метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях («трансцендентальная диалектика» И. Канта); всеобщий метод трёхступенчатого (см. Триада) постижения противоречия (внутренних импульсов) развития бытия (Г. В. Ф. Гегель); учение и метод как основа познания действительности и её революционного преобразования (диалектический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина). В XX в. диалектика развивалась преимущественно в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии, «критической теории» франкфуртской школы («негативная диалектика» Т. Адорно) и др.

* * *

ДИАЛЕКТИКА - ДИАЛЕ́КТИКА [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства (см. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО), экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), различных течений религиозной философии.

академический словарь

-и, ж.

1. Философское учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей; теория и метод познания и преобразования действительности.

Материалистическая диалектика.

2. Процесс движения, развития чего-л.

Диалектика событий. Диалектика истории.

3. устар.

Искусство вести спор, обнаруживая противоречия в суждениях противника; умение применять логические доводы в споре.

В спорах он [Рудин] редко давал высказываться своему противнику и подавлял его своей стремительной и страстной диалектикой. Тургенев, Рудин.

Исанка давно заметила, - он везде искал спора, чтоб упражняться в диалектике, изучать психологию спорящих. Вересаев, Исанка.

[греч. διαλεκτική]

гуманитарный словарь

ДИАЛЕ́КТИКА (греч. διαλεκτικη - от διαλεκγομαι - беседовать, спорить) - теория и метод познания явлений действительности. Уже у др. греков термин Д. употреблялся в разл. значениях как способ уточнения понятия и выявления истины путем столкновения противополож. мнений (Сократ, Платон), как иск-во выдавать ложь за истину (софисты), как умение спорить, как рассуждения, исходящие из вероятных суждений (т. е. суждений, достоверность к-рых не гарантирована) и соотв. приводящих к вероятностным суждениям (Аристотель). С течением времени, кол-во значений термина увеличилось. Можно выделить две осн. оппозиции в представлении о Д. в зависимости от того, понимается ли Д. только как характеристика познават. процесса или также как характеристика самой познаваемой реальности (гносеологич. и онтологич. понимание Д.), или от того, понимается ли диалектич. процесс как ведущий к "снятию" противоположностей в высш. синтезе или как антиномически неразрешимый (Д. "снятия противоположностей" - Д. антиномичности).

При гносеологич. понимании Д. является лишь характеристикой познават. процесса (упомянутые выше др.-греч. философы, Кант и др.). Таково понимание Кантом антиномий чистого разума: как только разум пытается решить тот или иной вопрос о мире в целом, он неизбежно приходит к неразрешимым логич. противоречиям (антиномиям) и с одинаковой убедительностью доказывает противоположные утверждения. Подобные антиномии Кант считал лишь противоречиями чистого (теоретич.) разума, неприменимыми для характеристики "вещей в себе", существующих сами по себе.

При онтологич. понимании Д. - характеристика реальности и познават. процесса, отображающего реальность (Гераклит, Гегель и др.). Хрестоматийный пример - концепция Гегеля, исходящего из принципа тождества мышления (духа) и бытия, из к-рого среди прочего следует, что орг-ция духа - это орг-ция реального мира, мир - история развития Абсолютного духа, познание мира - самопознание (саморазвитие) Абсолютного духа, система категорий саморазвития Абсолютного духа - система осн. "параметров" (сторон) действительности такой, как она существует сама по себе. Самопознание - саморазвитие Абсолютного духа происходит "триадами": тезис - антитезис - синтез. Противоречие Гегель считает "мотором" развития (самопознания) Абсолютного духа. Отношение противоположностей предполагает их единство, под которым понимается их взаимоотторжение. Д., по Гегелю, присуща лишь самопознанию Абсолютного духа, но не природе, поскольку диалектич. (подвижным, развивающимся) может быть абс. начало, но не "косная" материя.

Д. "снятия противоположности" - Д. антиномичности. Согласно Д. "снятия противоположностей", все более напряженное их взаимоотношение, достигая, в конце концов, своей высш. точки, разрешается ("снимается") в некоем высш. синтезе (Гегель). Антиномически Д. познания мира понимал Кант, а также Николай Кузанский, учивший о совпадении противоположностей в онтологич. глубинах бытия. Экзистенциального варианта антиномич. Д. придерживался С. Кьеркегор, противопоставляющий гегелевской Д. "снятия противоположностей" субъективно (экзистенциальную) Д. напряженно-драматичных взаимоотношений человека с Богом, находящих свое выражение в парадоксализме (алогичности) подлинно религ. переживания - в героичности выбора человеком Бога, а не себя и мира. Эту линию продолжили философы религ.-экзистенциальной ориентации и нек-рые выдающиеся протестантские богословы, подчеркивавшие несоизмеримость Бога и человека, ставящую принципиальный предел рациональному знанию и требующую иррационального обращения к вере в Бога (К. Ясперс, П. Тиллих и др.).

Мн. выдающиеся рус. мыслители тяготели к антиномичности Д. Диалектиком-антиномистом был Ф. М. Достоевский. Очень интересные диалектич. идеи содержатся в концепциях рус. философов, разрабатывающих тот или иной вариант теории теокосмич. всеединства, в т. ч. учение динамич. спиритуализма Л. М. Лопатина, органическая Д С. Л. Франка, примыкавшего к традиции Николая Кузанского. Согласно Франку, глубинно-фундаментальная сфера реальности, им "непостижимым", "постижима" лишь в антиномич. форме, поскольку антиномия - единственно возможная словесная форма выражения мыслей о Непостижимом: формулируя противоречащие друг другу суждения относительно сферы Непостижимого, мы должны отвергнуть их логич. синтез. П. А. Флоренский в "Столпе и утверждении истины" утверждает, что возможная полнота истины выразима лишь в антиномич. форме. "Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины. Др. словами, истина есть антиномия и не может не быть таковою". В итоговой кн. "У водоразделов мысли" Флоренский высоко оценивает Д. как способность к контекстуально истинному рассуждению: "Единственный христианский - смиренный путь рассуждения - это диалектика, я говорю то, что сейчас в данной комбинации суждений, в данном контексте речи и отношений истинно, ни на что больше не притязаю".

иллюстрированный энциклопедический словарь

ДИАЛЕКТИКА [от греческого dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г.В.Ф. Гегель); учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19 - 20 вв. нашла воплощение в учениях В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

евразийская мудрость от а до я.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии человека, его бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Слово «диалектика» впервые ввел древнегреческий философ Сократ, обозначивший им искусство спора, диалога, направленного на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью установления истины путем противоборства мнений. Ученик Сократа Платон понимал под диалектикой именно диалог как логические операции  расчленения и соединения понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий.

Немецкий философ Г. Гегель разработал целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира, представив весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Моделью диалектики служила Г. Гегелю не объективная реальность,  а отражение ее мышлением, поэтому он утверждал, что «порождение» любого объекта происходит лишь в лоне идеи, а не природы (идеалистическая диалектика). Существует и иное понимание диалектики и ее теории. Диалектика - не только способ познания, но способ бытия: здесь раскрывается понятие реальной диалектики, или диалектики реальности. Именно, в этом смысле Гегель, а за ним Маркс говорят о диалектике человеческой реальности не только на уровне индивида, но и всей истории человечества; культура античности, основанная на культе силы, должна была с необходимостью породить христианство, которое является ее противоположностью, т.е. религией внутреннего мира и духа как высшей ценности. История развивается по закону противоречия. Диалектична сама историческая реальность, Философские системы противостоят друг другу во взгляде на природу этой диалектики, законов развития действительности. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм) . В конце 20 века взгляды на диалектику и гегелевскую трактовку ее законов утратили свое влияние в мировой философии.

словарь народов и культуры

Диалектика

(dialectic), теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиб, общих законах развития природы, об-ва и мышления. В широком смысле Д. - это просто дискуссия, в к-рой путь к истине идет через критическое обсуждение. Примером такой Д. служат диалоги Платона. Особое понимание Д. связано с именем Канта, для к-рого она служит доказательством того, что любая попытка рассуждения, выходящая за пределы возможного опыта, ведет к противоречиям. Гегель рассматривал Д. как взаимодействие понятий, при к-ром одна идея (тезис) вступает в противоречие с др. (антитезис), в рез-те чего возникает третья идея (синтез), более полная и близкая к истине по сравнению с каждой из первых двух. В этом последнем значении термин Д. употребителен в диалектическом материализме марксизма.

сборник слов и иносказаний

диалектика (иноск.) - искусство ловко спорить, убеждать доводами, иногда на взгляд только правильными

Диалектик (сильный по части диалектики)

Ср. Знаю, брат, - остановил его не сдававшийся семинарист, - ты на диалектику мастак и сейчас все это себе приурочишь - в отличном виде, но ты вникни хорошенько в самую суть такой проповеди, к чему она поведет...

П. Боборыкин. Перевал. 2, 30.

Ср. Я плохой диалектик, - со скромным наклоном головы проговорил он, - а с вами и подавно.

Маркевич. Четверть века назад. 1, 32.

Диалектика в прямом смысле - умословие, логика в прении, наука правильного суждения.

Ср. Διαλεκτική (δία, чрез - λέγειν, собирать; говорить) - искусство говорить.

орфографический словарь

диале́ктика, -и

формы слов

диале́ктика, диале́ктики, диале́ктик, диале́ктике, диале́ктикам, диале́ктику, диале́ктикой, диале́ктикою, диале́ктиками, диале́ктиках

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

по злоупотреблению - искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль)

См. болтовня...

антонимы
идеография

противопоставление

диалектика. диалектический. <-> антидиалектический.

поговорки: всякая палка о двух концах.

нет худа без добра.

морфемно-орфографический словарь

диале́кт/ик/а.

грамматический словарь

диале́ктика ж 3a

этимология

Заимствование из немецкого, где Dialektik восходит через латинское dialectica ("искусство спорить") к греческому dialektike.

этимологический словарь русского языка

Из нем. яз. в конце XVIII в. Нем. Dialektik - «диалектика», переоформленное' в рус. яз. по типу слов на -а, восходит к лат. diabetica- «искусство спорить» и далее - к греч. dialeklike.

этимологический словарь

Заимств. в конце XVIII в. из нем. яз., где Dialektik < лат. dialectica «искусство спорить» (из греч. dialektikē technē). Ср. диалект, техника.

диале́ктика

вероятно, через нем. Dialektik (Гегель), стар. нем. Dialectica (XVI в., см. Шульц - Баслер I, 141) из лат. dialectica "искусство спорить" от греч. διαλεκτικη (τε?νη); см. Горяев, ЭС 446.

словарь иностранных слов

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialektike, от dialektes - язык, наречие). 1) у древних философов, искусство правильного расположения выводов при доказательстве чего-либо. 2) искусство правильного расположения, доводов в споре. 3) в старину то же, что логика.

сканворды

- Метод мышления Гегеля.

- Её мы учили не по Гегелю.

- Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей.

- Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий.

- Наука о всеобщих законах движения и развития природы.

- Одна из семи свободных наук.

полезные сервисы
диалектика диалектическая теология диалектика диалектическая теология
большой энциклопедический словарь

ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ теология (теология кризиса) - ведущее направление в европейском протестантизме 20-30-х гг. 20 в. Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители - К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и др.; в США - Р. Нибур. Резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и "веру" как личную "встречу" с богом, диалектическая теология выступила против растворения религии в культуре у идеологов либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первоначальным идеям Реформации; подчеркивала абсолютную "несоизмеримость" бога и всего человеческого. Распалась в 1930-1940-х гг.

полезные сервисы