Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

христианство

Толковый словарь

ср.

Одна из наиболее распространённых мировых религий, распадающаяся на три основные ветви: православие, католичество и протестанство, в основе которой лежит вера в триединого Бога [Бог I]: Отца, Сына и Святого Духа, утверждающая, что человек Иисус Христос является воплощением второй ипостаси Пресвятой Троицы как богочеловек, сошедший на землю и принявший страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресший и вознесшийся на небеса.

Толковый словарь Ушакова

ХРИСТИА́НСТВО, христианства, мн. нет, ср. Религия, в основе которой лежит культ мифического Иисуса Христа как богочеловека.

Толковый словарь Ожегова

ХРИСТИА́НСТВО, -а, ср. Одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в нач. 1 в. н. э. в Римской империи и существующая в трёх основных направлениях: православии, католицизме и протестантизме. Исповедовать х. Принятие христианства на Руси (988-989 гг.).

| прил. христианский, -ая, -ое.

В христианский вид привести кого (что) (разг. шутл.) привести в надлежащий вид.

Популярный словарь

Христианство

-а, только ед., с.

Одна из наиболее распространенных религий мира (наряду с буддизмом и исламом), названная по имени ее основателя Иисуса Христа.

Обращение в христианство.

Проповедовать христианство.

Как всем известно, христианство с самого возникновения своего подвергалось живейшим нападкам, и только путем отчаянной, страстной сознательной борьбы возвысилось до господства над миром (Чаадаев).

Этимология:

Восходит к греческому christianos (← Christos ‘Христос’, букв. ‘помазанник’, ‘христианин’).

Энциклопедический комментарий:

Христианство возникло в I в. н. э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине), первоначально в среде евреев как религия угнетенных. В IV в. христианство стало государственной религией Римской империи. Особенности исторического развития западной и восточной частей Римской империи привели к расхождениям между христианскими церквами Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 г. Римской империи на два государства. Разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) датируется 1054 г., но на деле являлось сложным и длительным процессом, завершившимся в начале XIII в. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X в. В процессе своего дальнейшего развития христианство распалось на три основные ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждой из них выделились различные течения, направления, группы, секты. Общим признаком, объединяющим все христианские вероисповедания, церкви, секты, является вера в Христа. Учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божьем, который принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо, - главное в христианстве. В основе догматики и богослужения христианства - Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в нее иудейский Ветхий Завет. Исключительно христианской частью Библии является Новый Завет. Христианство распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.

Словарь существительных

ХРИСТИА́НСТВО, -а, ср

Религия, возникшая в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи, основанная на догматах бытия Бога и бессмертия души, Троицы, творения из ничего, первородного греха, телесного воскрешения и Страшного суда и учении о Богочеловеке Иисусе Христе, искупившем своей мученической смертью грехи людей.

Истинное христианство никогда не призывало к отрицанию мира (прот. Иоанн Мейендорф).

Энциклопедический словарь

ХРИСТИА́НСТВО -а; ср. Одна из наиболее распространённых религий мира. Обратить в х. Распространение христианства на Руси. Исповедовать х. ● Религия возникла во второй половине 1 в. нашей эры в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев (в основе её лежит вера в Иисуса Христа как богочеловека, сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.

* * *

Христиа́нство - одна из трёх так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение Второго лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное Предание, главным в нём является Священное Писание (Библия); по значимости за ней следуют другие части Священного Предания (Символ веры, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов Церкви и др.). Христианство возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд. человек.

* * *

ХРИСТИАНСТВО - ХРИСТИА́НСТВО, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом (см. БУДДИЗМ) и исламом (см. ИСЛАМ)). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица (см. ТРОИЦА (догмат христианства))). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах (см. ТАИНСТВА). Источник вероучения христианства - Священное предание (см. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ), главным в нем является Священное писание (Библия (см. БИБЛИЯ)); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви (см. ОТЦЫ ЦЕРКВИ). Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие (см. ПРАВОСЛАВИЕ) и католицизм (см. КАТОЛИЦИЗМ). Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ). Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

* * *

ХРИСТИА́НСТВО [от греч. Христос - Помазанник, Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11:26, образованное на основе греческого языка с употреблением латинского суффикса существительное christianoi - приверженцы (или последователи) Христа, христиане, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в 1 в.], одна из мировых религий (наряду с буддизмом (см. БУДДИЗМ) и исламом (см. ИСЛАМ)), одна из т. н. «авраамитических» (или «авраамических») религий, преемственных по отношению к библейскому монотеизму (наряду с иудаизмом (см. ИУДАИЗМ) и исламом).

Культурный контекст начального христианства

Христианство возникло в 1 в. в Палестине в контексте мессианских движений иудаизма, с которым, однако, вскоре оказалось в состоянии конфликта (исключение христиан из синагогальной жизни после 70 года, завершившееся составлением формальных проклятий против христиан как «еретиков»). Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). Вплоть до конца Римской империи распространие христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины - Малая Азия, земля тех 7 церквей, которые в Откровении Иоанна Богослова (гл. 2-3) символизируют судьбы Вселенской Церкви; Египет - колыбель христианского монашества, и расцветшей в городской среде Александрии христианской учености и философии; необходимо отметить также значение таких «буферных» территорий между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), как Армения (официально принявшая христианство несколько ранее знаменитого Миланского эдикта 313 римского императора Константина (см. КОНСТАНТИН I Великий)).

Языковая ситуация раннего христианства была сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины - арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому (есть сведения об арамейском оригинале Евангелия от Матфея; семитологи склонны допускать, что древнейшая сирийская версия Евангелий лишь отчасти является переводом с греческого, отчасти же удерживает воспоминания об изначальном облике речений Иисуса (ср. Black M. An Aramaic approach to the Gospels and Acts. 3 ed. Oxford,1969). Однако языком межэтнического общения в пространстве средиземноморья был иной язык - греческий (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты самой священной книги христианства - Нового Завета. Поэтому история христианской культуры (в контрастном отличии от культуры ислама) начинается на границе языков и цивилизаций; характерно древнее предание, согласно которому апостол Петр проповедовал, имея переводчиком Марка (будущего евангелиста). В Риме христианская литература долго создается на греческом языке, что характеризует космополитическую среду раннехристианской общины, в которой преобладали выходцы с востока (христианская латынь, которой предстояло в символической связи с папским Римом стать сакральным языком католической ветви христианства, делает свои первые шаги не столько в Риме, сколько в Северной Африке).

Вероучение. Учение о Боге.

Христианство (как позднее и ислам) унаследовало созревшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, имеющего Свою причину в Себе Самом, по отношению к Которому все личности, существа и предметы являются творениями, созданными из ничего, а всеблагость, всевидение и всемогущество - уникальными атрибутами. Личностное понимание Абсолюта, свойственное Библии, получает в христианстве новое развитие, выраженное в двух центральных догматах христианства, составляющих его важнейшее отличие от иудаизма и ислама - Триединства и Боговоплощения. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» - Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque (см. ФИЛИОКВЕ), особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий); но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Христианское «тринитарное» учение (от лат. Trinitas - Троица), разработанное в эпоху т. н. отцов Церкви («патристика», расцвет которой приходится на 4 - 5 вв.) и явно отвергаемое только в некоторых ультрапротестантских деноминациях, требует «не смешивать Лица и не разделять Сущность»; в акцентированном размежевании уровней сущностного и ипостасного - специфика христианского Триединства сравнительно с триадами других религий и мифологий (например, тримурти (см. ТРИМУРТИ) индуизма). Это не слитность, неразличенность или двойничество; Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви.

Учение о Богочеловеке (христология)

Образ полубожественного Посредника между божественным и человеческим планами бытия известен самым различным мифологиям и религиям. Однако Иисус Христос не есть для христологического догмата полубог, т. е. некое промежуточное существо ниже Бога и выше человека. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в христианстве как единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: «Единожды умер Христос за грехи наши, а по воскресении из мертвых более не умирает!» - таков тезис, отстаиваемый Блаженным Августином (см. АВГУСТИН Блаженный) против доктрины вечного возвращения («О граде Божьем» XII, 14, 11). Иисус Христос - «Единородный», единственный Сын Единого Бога, не подлежащий включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв (см. БОДХИСАТТВА). (Поэтому для христианства неприемлемы попытки принять Христа за одного из многих, включить Его в ряд пророков, учителей человечества, «великих просвященных» - от симпатизирующих новой вере веяний позднеантичного синкретизма (см. СИНКРЕТИЗМ), через манихейство (см. МАНИХЕЙСТВО) и ислам, давших Христу статус предшественника своих пророков, вплоть до теософии и других «эзотерических» доктрин нового и новейшего времени).

Это повышает остроту парадокса, присущего учению о воплощении Бога: абсолютная бесконечность Бога оказывается воплощенной не в открытом ряду частичных воплощений, но в единократном «вочеловечении», так что вездесущность Бога вмещается в пределах одного человеческого тела («в Нем обитает вся полнота Божества телесно» - Послание апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)) к колоссянам 2:9), а Его вечность - в пределах неповторимого исторического момента (идентичность которого настолько важна для христианства, что специально упоминается в Никео-Константинопольском символе веры: Христос распят «при Понтийском Пилате», т. е. во времена такого-то наместника - мистическое событие не просто эмпирически, но вероучительно соотнесено с датой, со всемирно-исторической, и уже потому мирской хронологией, ср. также Евангелие от Луки 3:1). Христианство отвергло как ереси все доктрины, пытавшиеся сгладить эти парадоксы: арианство (см. АРИАНСТВО), отрицавшее «со-безначальность» и онтологическое равенство Сына Отцу, несторианство (см. НЕСТОРИАНСТВО), разделившее божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса, монофиситство (см. монофиситы (см. МОНОФИСИТЫ)), напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Вдвойне парадоксальная формула 4-го Вселенского (Халкидонского) собора (451) выразила отношения божественной и человеческой природ, сохраняющих в Богочеловечестве Христа свою полноту и идентичность - «воистину Бог» и «воистину человек» - четырьмя отрицаниями: «неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо». Формула эта намечает универсальную для христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдательности, не-аффицируемости божественного начала; христианская богословская традиция усваивает этот концепт (и защищает его против ереси т. н. патрипассиан), но мыслит именно эту не-страдательность присутствующей в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении (согласно православному литургическому тексту, заостряющему парадокс, по распятии и до Воскресения личная ипостась Христа одновременно локализуется в самых различных онтологических и мистических планах бытия - «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог в раи с разбойником и на престоле... со Отцем...»).

Антропология

Ситуация человека мыслится в христианстве остро противоречивой. В изначальном, «первозданном» состоянии и в конечном замысле Бога о человеке мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу (как в античном идеализме, а также в гностицизме (см. ГНОСТИЦИЗМ) и манихействе), но и телу. Христианская эсхатология учит не просто о бессмертии души, но о воскресении преображенной плоти - по выражению апостола Павла, «тела духовного» (Первое послание к коринфянам 15:44); в ситуации споров позднеантичной эпохи это навлекало на христианство насмешки языческих платоников и парадоксально звучащие для нас обвинения в чрезмерной любви к телесному. Аскетическая программа, сформулированная тем же Павлом в словах «усмиряю и порабощаю мое тело» (там же, 9:27), имеет своей целью в конечном счете не отторжение духа от тела, но восстановление духовности тела, нарушенной грехом.

Грехопадение, т. е. первый акт непослушания Богу, совершенный первыми людьми, разрушило богоподобие человека - в этом весомость т. н. первородного греха. Христианство создало изощренную культуру усмотрения собственной виновности (в этом отношении характерны такие литературные явления эпохи Отцов Церкви, как «Исповедь» Августина и исповедальная лирика Григория Богослова); самые почитаемые христианские святые считали себя великими грешниками, и с точки зрения христианства они были правы. Христос победил онтологическую силу греха, «искупил» людей, как бы выкупив их из рабства у сатаны Своими страданиями.

Христианство высоко оценивает очистительную силу страдания - не как самоцели (конечное назначение человека - вечное блаженство), но как самого сильного орудия в войне со злом мира. Поэтому самое желательное с точки зрения христианства состояние человека в этой жизни - не спокойная безболезненность стоического мудреца или буддийского «просветленного», но напряжение борьбы с собой и страдания за всех; лишь «принимая свой крест», человек, по христианскому пониманию, может побеждать зло в самом себе и вокруг себя. «Смирение» рассматривается как аскетическое упражнение, в котором человек «отсекает» свое своеволие и через это парадоксальным образом становится свободным.

Нисхождение Бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к Богу; человек должен быть не просто приведен к послушанию Богу и исполнению заповедей, как в иудаизме и исламе, но преображен и возведен на онтологическую ступень божественного бытия (т. н. «обожение», особенно отчетливо тематизированное в православной мистике). «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что (...) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (Первое соборное послание Иоанна 3:2). Если же человек не исполнит (хотя бы пройдя через тяжкие загробные испытания, называемые в православной традиции «мытарствами», а в католической традиции «чистилищем») своего мистически высокого назначения и не сумеет ответить на жертвенную смерть Христа, то будет отвержен на всю вечность; середины между неземной славой и погибелью в конечном счете нет.

Учение о таинствах

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum), по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, - крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также - в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе - прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Послание к ефесянам 5:22-32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств. Идеал аскетико-сакраментального бытия - Дева Мария, именно благодаря своей девственности реализующая в своем физическом бытии Богоматери сакраментальное присутствие Божества в человеческом мире. (Характерно, что в протестантизме, где слабеет переживание таинства, закономерно отпадает аскетический институт монашества, а также почитание Девы Марии).

Христианство и монархия

Администрация римских цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной нормы, инкриминируя христианам «ненависть к роду человеческому»; отказ участвовать в языческих обрядах, особенно в религиозно-политическом культе императора, навлекал на христиан кровавые гонения. Воздействие этого факта на специфическую эмоциональную атмосферу христианства было весьма глубоким: лица, подвергшиеся за свою приверженность христианству смертной казни (мученики (см. МУЧЕНИКИ)) или заключению и пыткам (исповедники (см. ИСПОВЕДНИКИ)) первыми в истории христианства почитались как святые, идеал мученика (соотнесенный с образом распятого Иисуса Христа) стал центральной парадигмой христианской этики, рассматривающей весь мир как находящийся под неправедной властью «князя мира сего» (сатаны, см. Евангелие от Иоанна 14:30; 16:11 и др.), а должное поведение - как мирное сопротивление этой власти и постольку принятие страданий. В то же время универсально-цивилизующий характер Римской империи был созвучен вселенскому духу христианства, обращающегося ко всем людям; раннехристианские авторы 2-3 вв. (которых принято называть апологетами (см. АПОЛОГЕТЫ), поскольку они в условиях преследований и нападок выступали с апологией своей веры) призывали в своих сочинениях, часто формально адресованных носителям власти, к примирению между Церковью и империей.

Став в начале 4 в. благодаря инициативе императора Константина (см. КОНСТАНТИН I Великий) официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, христианство надолго оказывается под покровительством, но также и опекой государственной власти (т. н. «константиновская эпоха»); границы христианского мира некоторое время примерно совпадают с границами империи (и греко-римской цивилизации), так что положение римского (позднее византийского) императора воспринимается как сан единственного верховного светского «предстоятеля» всех христиан в мире (по инициативе которого, в частности, собирались Вселенские соборы 4-7 вв., признаваемые не только католиками, но и православными). Эта парадигма, представляющая аналогию халифату в раннем исламе и оживленная необходимостью религиозных войн именно с исламом, теоретически значима еще на исходе западного Средневековья - например, для трактата Данте Алигьери (см. ДАНТЕ Алигьери) «О монархии» (1310-11). Тем более она определила византийскую идеологию священной державы и отчасти некоторые традиции православной ветви христианства (ср. в Московской Руси идею «-Москвы третьего Рима (см. МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ)»). В западной половине Римской империи слабость, а затем и крушение государственности привели к подъему власти римского епископа (папы), перенявшей также и светские функции и спорившей с имперским принципом по существу о той же теократической парадигме.

Но и на фоне сакрализации трона реальность постоянно создавала конфликты между христианской совестью и властью, оживляя актуальные для любой эпохи христианские идеалы мученичества и «исповедничества», т. е. морального сопротивления власти (такие ключевые для христианской традиции фигуры святых, как Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) в ранневизантийскую эпоху, Фома Бекет (см. БЕКЕТ Томас) и Иоанн Непомук (ум. 1393), в контексте средневекового католицизма и митрополит Филипп (см. ФИЛИПП (митрополит)) в русском православии, связаны именно с исполнением христианского долга перед лицом репрессий от вполне «единоверных» им монархов).

Древние вероисповедания

Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-идеологический контекст определил логику последовательных церковных разделений («схизм»), в результате которых возникла рознь Церквей и вероисповеданий (конфессий). Уже в 5-7 вв. в ходе выяснения доктрины о соединении божественной и человеческой природ в личности Иисуса Христа (т. н. христологические споры) от единой Церкви Римской империи отделились т. н. «нехалкидониты» (от названия 4-го Вселенского собора в Халкидоне) - христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны; не признавшие уже 3-го Вселенского собора (431) несториане, пользовавшиеся значительным влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и дальше на Восток от Средней Азии до Китая [ныне общины т. н. ассирийцев («айсоров»), разрозненные от Ближнего Востока до США, а также «христиане св. Фомы» в Индии]; не признавшие 4-го Вселенского собора (451) монофиситы, которые возобладали в яковитской (сирийской), грегорианской (армянской), коптской (египетской) и эфиопской Церквах; монофелиты (см. МОНОФЕЛИТЫ), остаток которых - вторично соединившаяся с католиками маронитская Церковь Ливана. В настоящее время (после научно-аналитической работы, одним из инициаторов которой еще в 19 в. был русский церковный ученый В. В. Болотов) среди католических и православных богословских экспертов преобладает отношение к «нехалкидонским» Церквам как к отделенным не столько в силу реальных вероучительных различий, сколько под действием лингво-культурных недоразумений и политических конфликтов.

К 1054 было официально провозглашено и в 13 в. закрепилось разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме); за ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными (см. выше о filioque) и обрядовыми расхождениями. Попытки примирения (на 2-м Лионском соборе 1274 и особенно на Флорентийском соборе 1439) не имели долговременного успеха; их результатом была парадигма т. н. «униатства», или «католицизма восточного обряда» (соединение православной обрядной и церковно-бытовой традиции, включая Символ веры без filioque, с признанием вселенского примата Рима), чаще всего приводившая к психологическому обострению конфессионального конфликта (особенно Брестская уния (см. БРЕСТСКАЯ УНИЯ) среди украинцев и белорусов), как это нередко признается и с католической стороны; тем не менее необходимо иметь в виду, что примерно для 10 млн. христиан во всем мире «униатство» давно уже является унаследованной и выстраданной в конфликтах традицией. В России, важнейшей православной стране после гибели Византии в 1453, присущая византийскому христианству тенденция к отождествлению церкви, царства и народа и к связанной с этим сакрализации привела в спорах 17 в. о норме обрядовой практики к расколу, в результате которого от Православия отделилось т. н. старообрядчество (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) (само раздробившееся на множество «толков»).

Реформация

На Западе папство вызвало под конец Средневековья протест как «сверху», со стороны светских властей, с которыми оно вступало в спор о полномочиях, так и «снизу» (лолларды (см. ЛОЛЛАРДЫ), гуситы (см. ГУСИТЫ) и т. п.). На пороге Нового времени инициаторы Реформации - Лютер (см. ЛЮТЕР Мартин), Меланхтон (см. МЕЛАНХТОН Филипп), Цвингли (см. ЦВИНГЛИ) , Кальвин (см. КАЛЬВИН Жан) и др. - отвергли папство как реальность и идеологию; разрушив единство западного христианства, Реформация породила множество протестантских конфессий и т. н. деноминаций. Протестантизм создал культуру со своими специфическими чертами: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди - на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных - человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени (ср. знаменитую концепцию «протестантской этики» у М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс)). Недаром протестантский Север Европы (к которому позднее присоединятся США) в целом обгоняет по темпам индустриализации католический Юг, не говоря уже о православном Востоке (а в развитии традиционного капитализма в дореволюционной России особую роль играют старообрядцы, в противостоянии царистскому официозу развившие у себя черты, представляющие известную аналогию «протестантской этике»).

Христианство и Новое время

Однако при всех контрастах и конфликтах, выливавшихся в 16-17 вв. в кровавые религиозные войны, в дальнейшем развитии конфессиональных ветвей христианской культуры прослеживаются некоторые общие свойства. И создатели системы протестантского образования вроде «наставника Германии» Меланхтона, и такие крайние поборники католицизма, как иезуиты (см. ИЕЗУИТЫ) (и пиаристы), субъективно стремясь вытеснить друг друга, объективно разрабатывают и насаждают новую систему школьного дела, менее репрессивную, чем прежняя, более ориентированную на соревнование между учениками и на эстетическое воспитание; ср. феномен иезуитского школьного театра, оказавший влияние и на украинско-русскую православную культуру 17 в., в частности, на поэтическое творчество св. Димитрия Ростовского (см. ДИМИТРИЙ Ростовский), что само по себе было одним из проявлений православной рецепции барочно-схоластических форм культуры в Киеве (митрополит Петр Могила (см. МОГИЛА Петр Симеонович), и созданная им Киево-Могилянская академия) и затем в Москве (Славяно-греко-латинская академия). Можно отметить, например, сходство в методах публичной проповеди у двух несходных течений, возникших в 18 в., - у католической конгрегации редемптористов и таких крайних представителей английского протестантизма, как методисты (см. МЕТОДИСТЫ).

Секуляризаторские тенденции Нового времени последовательно выявляются уже антиклерикальным крылом Просвещения: оспорена не только практика Церкви, но и учение христианства как таковое; в противоположность ему выдвигается самодовлеющий идеал земного прогресса. Приходит конец т. н. «союзу Трона и Алтаря», к которому свелась идея христианской теократии (если ранние буржуазные революции прошли под знаменем Реформации, то во время Великой французской революции уже была проведена кампания «дехристианизации», предвосхищавшая «воинствующее безбожие» русского большевизма); миновала «константиновская эпоха» христианства как государственной религии. Оспорено привычное понятие «христианской (православной, католической, протестантской и т. п.) нации»; во всем мире христиане живут рядом с неверующими, а сегодня, хотя бы ввиду массовой миграции рабочей силы, и рядом с инаковерующими. У сегодняшнего христианства - опыт, не имеющий аналогов в прошедшем.

Еще с 19 в. в протестантизме и особенно в католицизме наблюдается тенденция к выработке на основе христианского учения социальной доктрины, отвечающей задачам времени (энциклика папы Льва XIII «Rerum novarum (см. РЕРУМ НОВАРУМ)», 1891). Богослужебная практика протестантизма, а со времени 2-го Ватиканского собора (1962-65) и католицизма ищет сообразности новым моделям человеческого самоосознания. Аналогичные попытки русского послереволюционного «обновленчества» провалились как ввиду большей силы православного консерватизма, так и ввиду того, что лидеры «обновленчества» скомпрометировали себя оппортунизмом в пору антицерковных репрессий. Вопрос о легитимном соотношении между «каноном» и новаторством в христианской культуре является сегодня первостепенным для всех христианских вероисповеданий. Реформы и сдвиги вызывают резкую реакцию крайних традиционалистов, настаивающих на обязательности буквы Священного Писания (т. н. фундаментализм - термин, возникший как самоназвание групп американских протестантов, но ныне употребляемый расширительно), на неизменности обряда (движение католических «интегристов», отвергших 2-й Ватиканский собор, а в православной Греции - «старокалендаристов»). На противоположном полюсе - тенденции (особенно в некоторых протестантских конфессиях) к ревизии вероучительных основ ради беспроблемного приспособления к этике современного либерализма.

Современное христианство - это не религиозное самоопределение однородного социума, не наследие предков, «всасываемое с молоком матери» потомками, но скорее вера миссионеров и обращенных; и в этой ситуации христианству может помочь память о его первых шагах - в пространстве между этносами и культурами.

Экуменизм

Новым фактором в жизни христианства 20 столетия является экуменическое движение (см. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует навыки конфессиональной культуры своих предков, но зато и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К. С. Льюис (см. ЛЬЮИС Клайв Стейплз) написал книгу с характерным заглавием «Просто христианство» (рус. пер. в кн.: Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992); заглавие это удачно выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь все частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность упрощения и обеднения. Но определенная мера упрощения становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций на глубине сменяется делением надвое - за или против Христа. Христиане различных конфессий, находившие друг друга как товарищи по судьбе в сталинских и гитлеровских лагерях, - вот самый глубокий «экуменический» опыт века. Одновременно интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, по известной формуле Бердяева, печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства», с другой стороны, дела искренней любви к Богу и ближнему (ср. призыв архиепископа Иоанна Шаховского видеть «сектантство в Православии и Православие в сектантстве»).

Экуменическое движение дало выражение этим внутренним сдвигам. Инициатива в этом движении принадлежала протестантским деноминациям (Эдинбургская конференция 1910); с православной стороны она была поддержана в 1920 посланием Константинопольского патриарха, обращенным ко всем Церквам и призвавшим их к общению и сотрудничеству. В 1948 был создан Всемирный совет церквей (см. ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ)) (ВСЦ), объединивший важнейшие протестантские деноминации и ряд православных поместных церквей, с 1961 участие в его работе принимает Московская патриархия, а также наблюдатели от Ватикана. В 1965 папой Павлом VI и патриархом Афинагором было объявлено об отмене взаимных анафем между католическим Римом и православным Константинополем.

Большой энциклопедический словарь

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

Академический словарь

-а, ср.

1. Одна из наиболее распространенных религий мира, возникшая в 1 в. н. э., в основе которой лежит вера в Иисуса Христа как богочеловека, якобы сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.

Обратить в христианство.

2. собир.

Христиане.

[Городничий (в исступлении):] Вот, смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Гоголь, Ревизор.

Энциклопедия Кольера

ХРИСТИАНСТВО - крупнейшая по числу своих приверженцев мировая религия.

ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ПАТРИСТИКИ

Христианство возникло в греко-римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Существовало множество культов, включая культ богов Рима и культы богов тех городов и стран, которые вошли в состав Римской империи. Особенно важное значение придавалось культу императора. Широкое распространение имели мистериальные культы, посвященные тем или иным греческим божествам. Все они были связаны с поклонением некоему богу, который был умерщвлен своими врагами, а затем восстал из мертвых. Обряды эти сохранялись в тайне от посторонних, посвященные же верили, что, совершая эти обряды, они соучаствуют в смерти бога и через его воскресение обретают бессмертие. Другая религиозная традиция, герметизм, обещала своим приверженцам освобождение от оков плоти и бессмертие. Христианство отвергало почитание языческих богов и императора. Оно имело определенные черты сходства с мистериальными культами, но существенно отличалось от них - в частности, тем, что в нем почитался не мифический персонаж, а реальная историческая личность, чья жизнь и учение стали предметом почитания и веры. Христианское вероучение существенно отличалось и от того, что предлагали мистериальные культы. Христианство отчасти заимствовало свою терминологию из греческой философии, - прежде всего стоической, платонической и неоплатонической - однако его смысловое ядро - вера в то, что во Христе вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, - не имело ничего общего с любой из существовавших в то время философских систем. Христианство существенно отличалось от других религий и от официальных культов, поэтому его последователи столкнулись с постоянными гонениями со стороны основной массы населения и властей, поставивших христианство вне закона. Однако число христиан множилось, и императоры принимали решительные меры для того, чтобы заставить их отказаться от своей веры. На протяжении 3 в. два императора - Деций и его преемник Валериан - сделали все, чтобы навсегда покончить с христианством. В начале 4 в. Диоклетиан возбудил самое широкое и самое жестокое из всех гонений на христиан. Однако за пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного "Отступником"), возродить язычество (в 361-363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи. В первом поколении христиан было несколько выдающихся миссионеров, самыми замечательными из которых можно считать апостолов Павла и Петра. Они и их менее прославленные современники проповедовали христианство преимущественно среди грекоязычного населения империи. Из крупных городов вера распространялась в малые города, а оттуда - в сельскую местность. Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.

Распространение христианства 200-300 н. э.

Распространение христианства 200-300 н. э.

Организация церкви. Христиане верили, что составляют единую вселенскую церковь. Она была организована по принципу "диоцезов" (термин, обозначавший территориальную единицу в составе империи), или "епархий" во главе с епископом. Особым почетом пользовались епископы Иерусалима, Александрии, Антиохии, Карфагена, Константинополя и Рима. Епископу Римскому как главе церкви имперской столицы отдавалось первенство перед другими епископами. Кроме того, согласно традиции, первым епископом Рима был апостол Петр, которого сам Христос поставил главой церкви. По мере роста церковь вынуждена была заботиться о чистоте веры, воспринятой от апостолов. Христианству угрожала опасность утратить эту чистоту в ходе адаптации к тем или иным местным условиям. В 1 в. существовала опасность поглощения христианства иудаизмом. В предотвращении такого исхода главную роль сыграл Павел. Во 2 в. возникла серьезная опасность со стороны гностицизма. Под гностицизмом понимают целый ряд различающихся между собой религиозных и философских течений, распространившихся в Средиземноморье. Одной из главных особенностей гностицизма было резкое противопоставление духа как благого начала и материи, которая провозглашалась принципом зла. Одной из форм существования этой злой материи гностики считали человеческое тело. Они учили, что спасение состоит в освобождении от плоти и в погружении в область чистого духа. Некоторые гностики пытались найти в своих системах место и для Христа, однако при этом они отводили ему второстепенное место и отказывались признавать его историчность. См. также

ГНОСТИЦИЗМ;

МАНИХЕЙСТВО. Близким гностицизму было учение маркионитов, также игравшее видную роль в духовной жизни 2 в. Основным центром движения был Рим. Маркион, основатель движения, учил, что материальный мир, включая тела людей и животных, со всем присущим ему злом был сотворен неким злым богом. Этого бога Маркион отождествлял с Богом Ветхого Завета и еврейского народа. Маркион был убежден в существовании еще одного Бога, Бога Любви, которого люди не знали до тех пор, пока он не открыл себя во Христе. Подлинная "благая весть", согласно Маркиону, состояла в том, что Христос избавил людей от власти злого бога и указал им спасительный путь в царствие Бога Любви. Он считал Павла единственным из апостолов, правильно понявшим Христа и его благую весть. Маркион требовал от своих последователей строго воздерживаться от половых сношений, т.к. как именно это позволяет плоти, с ее пороками и недугами, продлевать свое существование. Секта Маркиона просуществовала по крайней мере до 5 в.

См. также

ДОКЕТИЗМ;

МАРКИОН. Чтобы противостоять этим и другим сходным течениям, христианская церковь выработала три принципа, позволявшие обеспечить сохранение веры в ее изначальной чистоте. Во-первых, это была доктрина апостольского преемства, согласно которой апостолы усвоили Евангелие непосредственно от Христа, а затем, перед смертью, передали его - вместе со своим вероучительным авторитетом - епископам, избранным христианами местной церкви, а эти епископы, в свою очередь, передавали его своим преемникам. В связи с этим церковь должна была определить, какие именно линии епископства восходят непосредственно к святым апостолам. В частности, епископы Римские считались прямыми преемниками апостола Петра. Во-вторых, следовало четко определить круг писаний, в которых содержалось подлинное учение апостолов. Еще до конца 4 в. был выработан канон из 27 книг, составляющих Новый Завет. Основным критерием для включения той или иной книги в канон было авторство апостола либо лица, непосредственно связанного с одним из апостолов. В-третьих, вставала задача дать краткую и четкую формулу, которая выражала бы сущность христианской веры, в результате чего возникли символы веры, из которых наиболее распространенным был т.н. Апостольский символ веры. Название этого символа указывало не на то, что он был сформулирован самими апостолами, а на то, что в нем было кратко выражено основное содержание апостольского учения. За исключением двух или трех стихов, включенных в него позднее, этот символ существовал уже во второй половине 2 в. Концепция апостольского преемства епископов, новозаветный канон и Апостольский символ веры до сих пор остаются фундаментом, определяющим жизнь большинства христианских церквей.

Тринитарные споры. Церковь должна была также определить свою позицию по ряду богословских вопросов, споры по которым подрывали ее единство. Церковь очень рано приняла учение о Троице, т.е. о том, что Бог один в трех Лицах - Отца, Сына и Святого Духа. Первые христиане были евреями, воспитанными в вере в то, что Бог один. Иисус учил, что Бог есть Отец. Явившись свидетелями жизни и смерти Иисуса Христа и уверовав в его воскресение, ученики уверовали также и в то, что и Иисус был Богом. Но как при этом верить в то, что Бог - один? Каким образом Отец, Сын и Дух Святой могут быть Богом, и как они связаны друг с другом? Во 2 и 3 вв. предлагались разные решения этих вопросов. Христиане воспользовались греческим термином "логос", который широко использовался в античной философии и который условно переводится как "слово", и вложили в него новое содержание, соответствующее тому, что они знали о Христе. Однако как этот Логос относится к Богу Отцу? Последователи александрийского пресвитера Ария (256-336) учили, что Сын был сотворен Отцом, что было время, когда Сына не было, и что Сын стоит ниже Отца, а не равен ему. Споры между сторонниками и противниками этой точки зрения достигли чрезвычайной остроты, и император Константин, опасаясь, что церковный раскол подорвет хрупкое единство империи, созвал в 325 церковный собор в Никее, поблизости от Константинополя. Этот собор стал первым в ряду соборов, которые церковь называет вселенскими, т.е. представляющими всю церковь. После бурных дебатов собор осудил арианство и принял Никейский символ веры. В нем говорится: "Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу". В греческом тексте символа использовались термины, которые могли толковаться по-разному. Важнейшим из них был термин homoousios, переводимый как "единосущный". Употребление этого термина указывало на то, что Христос есть истинный Бог и равен Богу Отцу, а не ниже его. Однако арианство сохраняло свое влияние на протяжении нескольких последующих веков: его приверженцами были несколько императоров послеконстантиновской эпохи, и оно стало той формой христианства, в которую были обращены некоторые германские народы.

См. также

АРИАНСТВО;

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ. Никейский собор оставил нерешенным вопрос о соотношении человеческого и божественного начала во Христе. Этому вопросу были посвящены три следующих вселенских собора, последний из которых, Халкидонский собор (451), принял формулу вероисповедания, которой и сегодня придерживаются Римско-католическая, Православная, Англиканская церкви и большинство протестантов. Согласно этой формуле, Иисус Христос не только "единосущен" (т.е. тождествен по сущности) Отцу, но и обладает той же сущностью, что и люди, будучи всецело Богом и всецело человеком. Кроме того, в ней говорится, что во Христе две природы - божественная и человеческая - соединяются таким образом, что они не могут быть разделены на два Лица. Некоторые восточные церкви, принявшие Никейский символ веры, отказались принять постановления Халкидонского собора. Отделение этих церквей было в значительной степени обусловлено политическими и этническими причинами, связанными с нежеланием подчиняться грекам и латинянам, которые контролировали Римскую империю и вселенскую церковь. Эти восточные церкви (часто, хотя и неправильно, называемые монофизитскими) подчеркивали прежде всего божественную природу Христа и придавали гораздо меньшее значение его человеческой природе; подобных взглядов придерживаются армянские, египетские (коптские), эфиопские и сирийские (ближневосточные и индийские) христиане.

См. также

ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР;

МОНАРХИАНСТВО;

МОНОФИЗИТСТВО;

ТРОИЦА;

САВЕЛЛИАНЕ.

Августин. Исключительную роль в развитии христианской теологии сыграл Августин (354-430), оказавший огромное влияние на Западную церковь, а в Новое время - на протестантизм. Августин, человек высокой образованности и интеллектуальной одаренности, пришел к христианству в результате драматических духовных исканий. Его личный опыт позволил ему с особенной остротой поставить проблемы, уже знакомые церкви. В частности, он учил, что в результате грехопадения Адама все люди оказались запятнанными грехом и не способны обрести спасение, самостоятельно обратившись к Богу. Только в результате действия самого Бога, через даруемую им благодать, которой никому из людей невозможно удостоиться или заслужить, человек обретает раскаяние и веру, которые необходимы для его нового рождения и вечной жизни. Августин настаивал на том, что это действие благодати предопределяется Богом и что человек может спастись только в том случае, если он для этого избран.

Эпоха поздней патристики. В христианстве рано сложились определенные формы богослужебной практики. Центром богослужения стала евхаристия, посвященная воспоминанию о последней трапезе, которую Иисус разделил со своими учениками и которую он велел им и впредь совершать в воспоминание о нем. Уже в древности появились литургии, которые послужили прообразом богослужений, совершающихся и сегодня в различных церквах.

См. также ТАИНСТВО. Еще одной характерной особенностью христианства становится монашеское движение, начало которому было положено в Египте в 3 в. и которое вскоре охватило весь христианский мир. В тот период, когда, в результате массовых обращений жителей Римской империи в христианство, нравственный облик основной части христиан оказался уже не столь высок, некоторые подвижники предприняли усилия к тому, чтобы действительно и во всей полноте осуществить в своей жизни заповеди Христа. Это движение имело многообразные формы. В западной части империи преобладал общежитийный уклад монашеской жизни, установленный Бенедиктом Нурсийским (ок. 480-547).

См. также МОНАШЕСТВО. В начале 5 в. ряд событий поставил под угрозу само существование христианства. Пришла в упадок Римская империя, которая к этому времени стала почти полностью христианской и с которой стало ассоциироваться само христианство. Постоянные нашествия варваров с севера и северо-востока, продолжались, с незначительными перерывами, вплоть до 11 в. Первым серьезным военным успехом этих завоевателей обычно считают битву при Адрианополе в 378, когда готы убили императора Валента. В 410 готы захватили Рим. В последующие века империя пережила вторжения гуннов, славян, болгар, венгров и, наконец, скандинавов. В 7 в. возникла новая угроза со стороны арабов, которые надвигались с юго-востока, неся с собой новую религию - ислам. К концу 8 в. арабы захватили Палестину, Сирию, Месопотамию, большую часть Египта, Северную Африку и большую часть Иберийского полуострова, овладев половиной того, что называлось христианским миром.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСТВО

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство. В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом. Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон. См. также ИКОНА. Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру. Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические.

См. также

АЛЬБИГОЙЦЫ;

ВАЛЬДЕНСЫ. Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).

Религии в Европе ок. 1060

Религии в Европе ок. 1060

Восточно-западная схизма. Возрождение переживали также христианские церкви православного Востока - прежде всего Византийская церковь, в сфере влияния которой находились Греция, Малая Азия, Балканы и Россия. Это возрождение носило отчасти монашеский, а отчасти богословский характер. Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и "от Сына".

См. ФИЛИОКВЕ. Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

См. также ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ.

Крестовые походы. Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали крестовые походы. Первый поход был предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими паломниками. Был захвачен Иерусалим и несколько других палестинских городов и установлено латинское Иерусалимское королевство. Последующие крестовые походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов мусульмане не только не были вытеснены из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.

Османская экспансия. Начиная с середины 14 в. территории, где было распространено христианство, существенно сократились, под угрозу было поставлено само его существование. В 1453 османы захватили Константинополь, центр православия. В том же веке они появились под стенами Вены, успев захватить всю Грецию и Балканы и едва не превратив Средиземное море во внутреннее море своей империи. Османы не искореняли христианство в захваченных ими областях, однако лишали христиан почти всех прав. В результате вселенские патриархи были фактически вынуждены покупать свой сан у султанов, и многие из епископов, назначаемых в балканские церкви, не владели даже языком своей паствы. Принятие ислама монголами, под властью которых находилась вся Средняя Азия, и особенно походы Тамерлана (1336-1405) привели к значительному сокращению числа христиан в этом регионе и к полному исчезновению христианства во многих землях.

Позднее Средневековье. В Западной Европе в жизни Римско-католической церкви наметился кризис. Первыми симптомами этого кризиса являлись перенесение папского престола в Авиньон ("авиньонское", или "вавилонское пленение", 1309-1376) и великая западная схизма между двумя линиями пап, авиньонской и римской, которая началась вскоре после 1378 и завершилась лишь на Констанцском соборе (1414-1418). За великой схизмой последовала эпоха правления ренессансных пап. Самыми знаменитыми из них были Родриго Борджа (Александр VI, 1492-1503) и Джованни де Медичи (Лев X, 1513-1521). Монашество в эту эпоху пришло в заметный упадок. "Плюрализм" (практика, в соответствии с которой одному лицу дозволялось занимать сразу несколько церковных должностей, а получение доходов с бенефициев не требовало присутствия держателя бенефиция и его участия в управлении и делах епархии) получил повсеместное распространение. Однако даже в эти десятилетия христианская вера не переживала такого упадка, как в первой половине 10 в. Религиозные течения, подобные мистическому движению братьев общинной жизни (остававшемуся в лоне церкви), и деятельность таких реформаторов, как Джон Уиклиф и Ян Гус, которые были осуждены как еретики, свидетельствовали о большой жизненной силе христианской религии.

РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Новым оживлением религиозной жизни отмечен 16 в., положивший начало протестантской Реформации и католической Контрреформации, а также новой, поразительной по своим масштабам территориальной экспансии христианской религии. Протестантская Реформация, начавшаяся в Германии в 1517 с выступления Лютера, развивалась в четырех основных формах, объединяемых признанием исключительного авторитета Библии и отрицанием авторитета и власти папы Римского. Первая - лютеранство - восходила непосредственно к Лютеру (1483-1546) и со временем стала доминировать на большей части территории Германии и в скандинавских странах. В лютеранстве особое значение придавалось принципу "оправдания только верой" и отрицались те догматы и учения Римско-католической церкви, которые рассматривались лютеранами как противоречащие Библии. Вторая форма - кальвинизм -воплотилась в реформатских и пресвитерианских церквах и своим возникновением была обязана Жану Кальвину (1509-1564). Кальвин особенно настаивал на абсолютном суверенитете Бога и принимал только те учения средневековой Католической церкви, которые, по его мнению, были ясно выражены в Библии. Кальвинизм стал основной формой протестантизма в Швейцарии, в большей части рейнской области, в Нидерландах и в Шотландии; он завоевал также сильные позиции в Венгрии, Англии и в 13 американских колониях, которые впоследствии объединились в США. Третья форма протестантизма - англиканство. Благодаря усилиям Генриха VIII, архиепископа Томаса Кранмера и Елизаветы I оно удержало гораздо больше дореформенных черт, чем другие ветви протестантизма. Наконец, четвертой формой протестантизма явились различные анабаптистские течения. Анабаптисты, отличавшиеся наибольшим радикализмом среди всех течений в протестантизме, подвергались преследованиям не только со стороны Католической церкви, но и со стороны более консервативных протестантов, что со временем привело к сокращению их численности. Однако они стали духовными родоначальниками меннонитов, баптистов и ряда других протестантских деноминаций, позднее получивших особенно большое развитие в США. Три первые ветви протестантизма развивались на фоне возникновения и развития националистических настроений и идей. Осуществляя богослужение на национальных языках, все четыре формы протестантизма в значительной степени способствовали возникновению того культурного плюрализма, который сделался неотъемлемой чертой современной западной цивилизации.

См. также

АНАБАПТИСТЫ;

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ;

ПРОТЕСТАНТИЗМ;

РЕФОРМАЦИЯ. Католическая Реформация, или Контрреформация, начавшаяся в конце 15 в., была порождена необходимостью противостоять протестантизму. Контрреформация ознаменовалась возрождением старых монашеских орденов и возникновением новых. Самым крупным и значительным из новообразованных монашеских орденов стало Общество Иисуса (иезуиты), основанное Игнатием Лойолой (ок. 1491-1556). Тридентский собор (1543-1563) принял постановления, направленные на очищение Римско-католической церкви и на определение католической позиции в вопросах вероучения, относительно которых имелись разногласия с протестантами.

См. также

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ;

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР.

Колонизация. Процесс территориальной экспансии христианства осуществлялся прежде всего Католической церковью и такими государствами, как Испания и Португалия. Распространение христианства осуществлялось отчасти посредством миссий среди нехристианских народов, а отчасти за счет миграции европейского населения. Широкие масштабы оно приобрело в Карибском бассейне и в Центральной и Южной Америке. Меньшие по численности христианские общины возникали в Канаде и в отдельных областях на побережье Африки, в Индии, на Цейлоне, в Китае, Японии и Ост-Индии, особенно на Филиппинах, где было обращено большинство туземного населения.

Религиозные войны. Одним из следствий протестантской и католической Реформаций явились т.н. религиозные войны, главными из которых были Тридцатилетняя война в Германии (1618-1648), война за независимость Нидерландов, завершившаяся победой, и гражданские войны во Франции между гугенотами и католиками. Религиозные войны зафиксировали территориальные границы между протестантскими и католическими областями и странами приблизительно в том состоянии, в котором мы видим эти границы сегодня.

См. также ГУГЕНОТЫ.

ХРИСТИАНСТВО В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Просвещение 17 и 18 вв. заключало в себе новую угрозу христианству. Скептический деизм таких мыслителей, как Локк в Англии, энциклопедисты во Франции и Лессинг в Германии, имел мало общего с традиционной верой. Кроме того, большинство церквей того времени, включая Римско-католическую церковь, а также православные и протестантские церкви, были тесно связаны с государством. Акт о веротерпимости, принятый в 1689 в Англии, ослабил эту систему. Затем произошла Французская революция (1789-1799), а за ней - наполеоновские войны (1804-1814), которые уничтожили или ослабили многие политические структуры, контролировавшиеся церковью.

См. также ДЕИЗМ. Отношение к христианству в 19 в. было отмечено резкими контрастами. С одной стороны, в обществе продолжалось развитие антихристианских тенденций. В католических странах поднималась волна революционных движений, преимущественно антиклерикальной направленности. Промышленная революция ослабила традиционные устои общества, ассоциировавшиеся прежде всего с церковью. Новые социально-политические учения, особенно марксизм, были откровенно антихристианскими и завоевали себе многих приверженцев в среде интеллигенции и рабочих. С другой стороны, все основные ветви христианства переживали заметное возрождение. В католичестве это возрождение выразилось, в частности, в укреплении папства. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости пап в тех случаях, когда они высказываются ex cathedra (т.е. официально) по вопросам вероучения и морали, и подтвердил, что папа пользуется абсолютной административной властью в церкви. Папа Лев XIII в энциклике Rerum novarum (1891) изложил основные принципы, которыми должна руководствоваться церковь перед лицом социальных и экономических проблем новой эпохи. Папа призвал к изучению творений Фомы Аквинского, видя в томизме одно из средств, позволяющих удовлетворить интеллектуальные запросы современности. Старые монашеские ордена обновились и укрепились, возникли также новые монашеские конгрегации. Развивая вероучение, папа Пий IX официально провозгласил в 1854 догмат о том, что Дева Мария была зачата без первородного греха (догмат о непорочном зачатии Девы Марии). На Востоке, в результате ослабления могущества Османской империи и освобождения от турецкого ига Греции, Болгарии, Румынии и Сербии, церкви этих стран избавились от многовековой зависимости от мусульманских правителей. В Русской православной церкви также возникли новые веяния - прежде всего в молитвенной практике и благочестии, но также и в богословии. Энергично развивался протестантизм. Новую жизнь в христианство вдохнули, в континентальной Европе, пиетизм (возникший еще в 17 в.) и оживление лютеранской веры, а в англосаксонском мире - евангелизм, в числе выдающихся пионеров которого был Джон Уэсли (1703-1791). Такие движения, как Внутренняя миссия в Германии, а также Армия спасения, Христианская ассоциация молодых людей (YMCA) и Христианская молодежная женская ассоциация (YWCA) в Великобритании, ставили своей целью решение проблем, возникших в результате урбанизации и индустриализации общества. Организация Красный крест и движение христианского пацифизма противостояли злу, которое несла с собой война. Протестанты сыграли большую роль в установлении запрета на использование труда рабов на Британских островах и в США. Лучшие умы работали над тем, чтобы привести теологию в соответствие с новейшими интеллектуальными течениями (выдающуюся роль здесь сыграл Ф. Шлейермахер, 1768-1834). Распространение христианства в этот период осуществлялась отчасти за счет активной и массовой иммиграции населения традиционно христианских стран в Америку, Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку, а отчасти - за счет обращения нехристианских народов.

Двадцатый век. После Первой мировой войны христианство столкнулось с новыми угрозами и трудностями. В традиционно христианских странах возникли силы, добившиеся осуществления революции - политической, экономической и культурной - в масштабах всей планеты. Две мировые войны затронули все народы на земле. Возникновение в 1945 ядерного оружия поставило под угрозу жизнь всех вообще людей на Земле. В Европе и Азии упразднялись старые формы управления. В обширных регионах - прежде всего в России и в Китае - на смену старому режиму пришел коммунистический режим, обычно сочетавшийся с воинствующим атеизмом. Страны одна за другой переживали промышленную революцию, которая также ставила под угрозу существование традиционной религии. И в Западной, и в Восточной Европе резко сократилось число прихожан. Колониальная система рухнула, а христианство, ассоциировавшееся у жителей бывших колоний с западным империализмом, стало рассматриваться как явление империалистической культуры. В результате в этих странах расцвели нехристианские религии - прежде всего ислам, индуизм и буддизм. Однако основной тенденцией 20 в. во всем мире становится движение к секуляризму, отвергающему всякую религию.

Современное христианское возрождение. Вопреки всем этим трудностям христианство сегодня переживает период подъема. На это указывает целый ряд бесспорных признаков. 1. Продолжается распространение христианства во всем мире. Несмотря на демографический взрыв в странах "третьего мира", последовавший в период после Первой мировой войны, число христиан, по-прежнему остающихся одним из религиозных меньшинств, значительно увеличилось по отношению к общей численности населения в Индии, Индонезии и африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 2. Христианство явилось важным фактором самостоятельного социального и культурного развития получивших независимость народов стран "третьего мира". В частности, расширялась программа подготовки христианских священнослужителей из числа представителей коренного населения, и многие из них вошли в епископат Римско-католической церкви (или в его аналог в протестантских церквях). Когда во время Второй мировой войны из целого ряда стран были отозваны европейские миссионеры, работу по обращению населения этих стран в христианство полностью приняли на себя местные священники и епископы. 3. Христианство продолжало существовать в странах с коммунистическим режимом. В России, после периода, когда воинствующая антихристианская политика коммунистов привела к значительному сокращению численности членов церкви, христианство возродилось вновь и число верующих существенно увеличилось. В Восточной Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии и Югославии церкви продолжали существовать несмотря на многочисленные трудности и притеснения. В Китае, где численность христиан никогда не превышала одного процента от общего числа населения, количество церквей сократилось более резко, а христиане подвергались более жестоким преследованиям, чем в Европе, однако христианство сохранилось и здесь. 4. Стали возникать новые течения в христианстве - наряду со старыми, которые также значительно укрепились. В католицизме о все более широком участии мирян в жизни церкви свидетельствовало возникновение Литургического движения, Католического действия, Евхаристических конгрессов, христианско-демократических партий, Легиона Девы Марии и большого числа молодежных организаций, а также осуществление новых переводов Библии на национальные языки. В Европе позиции католической церкви были особенно сильны в Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Северной Франции, Южной Германии, Швейцарии, Северной Италии и в Польше. В энцикликах Quadragesimo anno (1931) и Mater et magistra (1961), по примеру энциклики папы Льва XIII Rerum novarum, папы Пий XI и Иоанн XXIII наметили еще целый ряд принципов, которыми католики должны были руководствоваться в меняющейся социальной и экономической ситуации. В протестантизме возникли такие новые институты, как евангелические академии и цер

Евразийская мудрость от А до Я.

ХРИСТИАНСТВО -

крупнейшая из мировых религий, приверженцы которой поклоняются Христу как Сыну Божию. Возникло в 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в среде обездоленных, которых увлекла вера в приход Спасителя (Мессии) Христа и идея воздаяния в царстве небесном за страдания в земном мире. Первоначально христианство было гонимо римскими властями, но в начале 1У в. стало государственной религией Римской империи. Священным писанием христиан является Библия, в которой обоснованы главные компоненты вероучения и обрядности христианства. Суть христианской догматики, сформулированная первыми двумя общецерковными (вселенскими) соборами, изложена в Символе веры, который обязывает христиан веровать: в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа - Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни.

Важнейшими элементами обрядности христианства являются 7 таинств: крещение (приобщение к христианству посредством погружения в воду или обливания), миропомазание (передача крещеному благодати Святого Духа посредством смазывания различных частей его головы ароматическим веществом - миром), евхаристия, или причащение (поедание хлеба и вина, воспринимаемых как тело и кровь Христа), покаяние (исповедание верующими своих грехов священнику с целью получения через него прощения от Бога), брак (совершение в храме венчания), священство (посвящение в сан диакона, священника или епископа), елеосвящение, или соборование (помазание больного освященным оливковым маслом - елеем). Профессиональные служители христианства - духовенство вместе с рядовыми верующими составляют христианскую церковь. Богослужения совершаются в храмах и сопровождаются пением или музыкой.

Словарь народов и культуры

Христианство

(Christianity), религия, в основе к-рой лежит вера в Иисуса Христа как воплощения Сына Божьего. Наиб, значит, мировая религия, X. возникло из секты иудаизма и сохраняет иудейскую веру в единого всемогущего Бога. Иисус, к-рый был евреем, считался Мессией, новым исполнением иудейских милленаристских (милленаризм) и эсхатологических эсхатология) пророчеств о Спасителе. Он провозгласил Новый завет между Богом и людьми. Стержнем X. является догмат о Троице, согласно к-рому Бог един в трех лицах - Отце, Сыне и Св. Духе. Иисус является одновременно и Богом и человеком. Смерть его на кресте представляет собой жертву (жертвоприношение) ради избавления людей (искупление) от первородного греха. Воскресение Христа символизирует надежду на вечную жизнь. Свящ. кн. X. - Библия, ее первая часть, Ветхий завет, почитается как свящ. писание и в иудаизме. Христиане признают моральный авторитет Десяти заповедей, но прибавляют к ним учение Иисуса о любви к ближнему, к-рое содержится во второй части Библии, Новом завете, соединяющем жизнеописание Иисуса с изложением учения раннехрист. церкви. Заповедь о любви к ближнему передает глубинную суть отношения Бога к человеку, и христианам предписано так же относиться к др. людям. Отличительные черты X. традиция совместного богослужения и хорошо разработанная обрядность, хотя литургия и формы богослужения в разл. христ. церквах неодинаковы. Христ. церкви различаются также по своему отношению к таинствам, но в подавляющем большинстве они признают крещение, через к-рое верующий приобщается к церкви, и евхаристию, во время к-рой хлеб и вино благословляются и раздаются верующим как напоминание о Тайной вечере, пасхальной трапезе (еврейская Пасха) Иисуса с учениками накануне его смерти. Христиане верят в жизнь после смерти, но разные церкви поразному объясняют загробную жизнь, рай и ад. X. широко распространено по всему миру; в наст, время число его приверженцев особенно быстро растет в Африке и Юж. Америке, где, напр., движение теология освобождения предприняло попытку применить христ. учение к решению проблем нищеты и социальной несправедливости. Междунар. орг-ции, особенно Всемирный совет церквей, способствуют консолидации христ. мира; в формировании высших церк. структур традиционно большую роль играют церковные иерархи, напр. папа римский, глава римской католической церкви, но можно ожидать, что и развивающиеся страны выдвинут своих религ. лидеров.

Орфографический словарь

христиа́нство, -а

Словарь ударений

христиа́нство, -а

Трудности произношения и ударения

христиа́нство и устарелое христия́нство.

Формы слов для слова христианство

христиа́нство, христиа́нства, христиа́нств, христиа́нству, христиа́нствам, христиа́нством, христиа́нствами, христиа́нстве, христиа́нствах

Синонимы к слову христианство

См. вера...

Морфемно-орфографический словарь

христ/иа́н/ств/о.

Грамматический словарь

христиа́нство с 1a

Глагольная сочетаемость

принять христианство => начало, вера / доверие

Словарь иностранных слов

ХРИСТИАНСТВО (лат. christianismus). Религия всех, признающих божество Иисуса Христа и следующих его учению.

Сканворды для слова христианство

- Государственная религия Греции.

- Мировая религия, в основе которой вера в Иисуса Христа как Бога-сына и вместе с тем человека, Спасителя.

- Какую религию первым среди римских императоров принял Константин?

- У какой религии больше всего приверженцев?

- Религия Руси.

- Одна из трёх мировых религий.

- Фильм Мартина Скорсезе «Молчание» посвящён преследованию в Японии этой религии.

Полезные сервисы

христианство христич (hristic) стеван

Большой энциклопедический словарь

ХРИСТИАНСТВО ХРИСТИЧ (Hristic) Стеван (1885-1958) - югославский композитор и дирижер. Руководитель и дирижер оркестра филармонического общества и Национального театра в Белграде. Балет "Охридская легенда" (1933), музыкальная драма "Сумерки" (1925) и др. Профессор Музыкальной академии (1937-50).

Полезные сервисы

христианствовать

Толковый словарь

несов. неперех. устар.

Исповедовать христианство.

Толковый словарь Ушакова

ХРИСТИА́НСТВОВАТЬ, христианствую, христианствуешь, несовер. (книжн. устар.). Исповедовать христианскую религию.

Полезные сервисы