Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

православие

Толковый словарь

ср.

Вероисповедание, сложившееся в Византии, до 1917 г. являвшееся официальной государственной религией Российского государства, а в настоящее время являющееся наиболее распространенной религией России; одно из основных направлений христианства.

Толковый словарь Ушакова

ПРАВОСЛА́ВИЕ, православия, мн. нет, ср. Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России. Православие и самодержавие - основные устои мракобесов царской России.

Толковый словарь Ожегова

ПРАВОСЛА́ВИЕ, -я, ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, окончательно сложившееся в Византии в 11 в. как восточнохристианская церковь. Религиозно-философские основы православия.

| прил. православный, -ая, -ое. Православная церковь. Православное духовенство.

Популярный словарь

Православие

-я, только ед., с.

Одно из трех главных и старейших направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом, сложившееся в Византии.

В Суздальской тюрьме содержалось четырнадцать духовных лиц, все преимущественно за отступление от православия... (Л. Толстой).

К XIV в. православие стало ассоциироваться главным образом с русскими (Рапов).

Родственные слова:

правосла́вный

Этимология:

Заимствовано из старославянского языка, в котором является калькой греческого слова orthodoxia.

Энциклопедический комментарий:

Православие возникло как восточная ветвь христианства после разделения в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно православие сформировалось в 1054 г. после разделения церквей. Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. На Руси православие - с конца X в. Основу вероучения православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми.

Центральное место в культуре православия занимают семь христианских таинств. Большое значение придается праздникам и постам. В православии отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении святого духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, о чистилище, о непорочном зачатии и самой Девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются некоторые таинства. В отличие от католицизма в православии

не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложился целый ряд самостоятельных церквей: Александрийская, Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская и др.

Словарь существительных

ПРАВОСЛА́ВИЕ, -я, ср

Направление в христианстве, признающее общехристианские догматы бытия Бога, триединства Бога, бессмертия души, боговоплощения, искупительной жертвы, воскресения и вознесения Иисуса Христа, воскресения мертвых и Страшного суда, спасительной миссии церкви; характеризующееся сложным, детально разработанным культом.

Если поставить вопрос более конкретно - что именно утверждает православие, то надо подчеркнуть: это не просто обычаи креститься, соблюдать посты или отмечать церковные праздники. Суть православия - утверждение нравственности и духовности (Газ.).

Энциклопедический словарь

ПРАВОСЛА́ВИЕ -я; ср. Одно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 г. православие было официальной государственной религией). Принять п. Перейти в п.

* * *

правосла́вие - одно из направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с IV в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имеет единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько самостоятельных (автокефальных) православных церквей (15 в 1998), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.). Основные принципы православия изложены в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важнейшие догматы: триединство Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Духовенство признаётся в качестве наделённого благодатью посредника между Богом и людьми. Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в православии продолжительнее, чем в других христианских конфессиях. Важная роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха. На Руси православие появилось в конце X в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.

* * *

ПРАВОСЛАВИЕ - ПРАВОСЛА́ВИЕ, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. КАТОЛИЦИЗМ) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей (см. АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ). На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ)), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.

Большой энциклопедический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. Католицизм) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.

-----------------------------------

"ПРАВОСЛАВИЕ - САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ", принципы официальной народности теории, провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834.

Академический словарь

-я, ср.

Одно из главных и старейших направлений в христианстве, сложившееся в Византии и являвшееся официальной религией в дореволюционной России.

[Георгий] вступил в управление своею епархией, когда Белоруссия находилась еще под игом Польши. Православие было гонимо католическим фанатизмом. Пушкин, Собрание сочинений Георгия Кониского.

[Митрий Степаныч] был очень начитан: знал всю догматическую литературу старообрядчества и православия. Гладков, Повесть о детстве.

Гуманитарный словарь

ПРАВОСЛА́ВИЕ (калька греч. ὀρθοδοξία- правомыслие, православие) - 1) Термин, означавший в раннехрист. времена истинную веру всей Церкви (ортодо́ксия), в противоположность "еретическому разномыслию" (гетеродо́ксия). Появившись во 2 в., он фиксировал духовное чувство меры, необходимое для создания основных постулатов (догматов) христианства. При этом гарантом православия и верховным хранителем истинной веры был епископ (папа) Римский. Поэтому православность, а тем самым и принадлежность христ. общины или отдельного иерарха к Вселенской Церкви удостоверялась фактом его общения с Римом. После разрыва между Римской и Константинопольской Церквами (1054) термин "П." был в одностороннем порядке удержан последней, утратив свое первоначальное значение.

2) В совр. (узком) смысле П. - одно из направлений в мировом христианстве, претендующее, исходя из названия, на "правоверие", т. е. исключит. обладание "монополией истины". Как правило, это влечет за собой отрицание полноты этой истины в вероучении других христ. Церквей, именуемых поэтому "инославными".

На уровне церковного управления П. - сообщество Церквей, признающих "первым среди равных" патриарха Константинопольского. Он живет в Стамбуле, но сохраняет древний имперский титул "Вселенский" и признается первым по чести и символич. центром православных Церквей. Православные христиане считают себя членами единой Церкви, потому что разделяют одну веру и одни таинства, а также византийскую литургич., канонич. и духовную традиции.

П. - третья по численности христ. конфессия после католичества и протестантизма, если понимать последнее как целое; в противном случае - вторая (от 150 до 250 млн чел. по разл. источникам).

Мировое П. представляют в наст. время (на 2001 г.) 14 автокефальных (букв. "самовозглавляемых") и 5 автономных Церквей. В первую группу входят 4 древних Восточных патриархата - Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский - и 10 других церквей, возникших преимуществ. по нац. принципу, - Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Греческая (Элладская), Польская, Албанская и Правосл. Церковь в Чешской и Словацкой республиках. Из них 9 - патриархаты, остальные возглавляются архиепископами или митрополитами. (Реально существующая Американская Правосл. Церковь, 15-я по счету, не признается в качестве автокефалии Константинопольским патриархатом, претендующим на исключит. право даровать этот статус.) Каждая автокефальная Церковь обладает полным правом самостоят. решать свои внутренние проблемы, включая избрание своего "предстоятеля" (возглавляющего ее патриарха, архиепископа или митрополита). Напротив, автономные Церкви, хотя и свободны в своей текущей деятельности, но канонически зависят от автокефальных Церквей, предоставивших им этот статус. К ним относятся: Православная Церковь Горы Синай, Финская Правосл. Церковь, Японская Правосл. Церковь, Китайская Правосл. Церковь, Эстонская Правосл. Церковь. К П. принадлежит также ряд Церквей (преимуществ. в Сев. Америке), состоящих в основном из потомков эмигрантов и находящихся под каноническим покровительством Константинопольского патриархата.

Наконец, православными называют себя и Церкви (общины) с т. н. "неопределенным статусом", т. е. неканонические или находящиеся в расколе и не имеющие общения с мировым П.: староверы, Русская Правосл. Церковь за границей, Украинская Правосл. Церковь (1 - Киевский патриархат и 2 - Украинская Автокефальная Правосл. Церковь), Белорусская Автоефальная Правосл. Церковь, Македонская Правосл. Церковь и т. н. Старостильные Правосл. Церкви.

Поскольку православные Церкви исторически были связаны с Византийской (Вост. Римской) империей, П. традиционно называют "вост. христианством". Для нашего времени это анахронизм, т. к. П. распространено в Зап. Европе и Сев. Америке, а также, правда в гораздо меньшей степени, в Юж. Америке, Австралии, Африке.

С католичеством П. имеет общую богословскую основу понимания христианства (Священное Писание, Священное Предание, Триадология, Христология, Пневматология, учение о Церкви, о Таинствах, почитание Богоматери, святых, икон, аскетика, мистика, основные принципы церковной дисциплины и др.). Это единство обусловлено исторически (разделение Церквей относится лишь к 1054, взаимные анафемы сняты 7 дек. 1965). Существуют, однако, разногласия как по вероучительным вопросам (учение об исхождении Св. Духа "и от Сына" - Filioque, папский "прима́т" - первенство в христианском мире римского первосвященника, его непогрешимость, догматы о Непорочном зачатии и Вознесении Божией Матери), так и по каноническим, обрядовым и др. Сущностное единство П. и католичества обусловлено общими для П. и католичества семью Вселенскими Соборами (Рим признает "вселенским" и авторитет последующих, с 8-го по 21-й, своих соборов). В П. авторитет имеют не только Вселенские Соборы, но и позднейшие, например, Константинопольские 1341 и 1351, утвердившие исихазм, Ясский 1642 и Иерусалимский 1672, изложившие Правосл. учение о Евхаристии и природе Церкви. Но по многим догматическим вопросам нет соборных вероопределений, и П. руководствуется Священным Преданием (наследием Отцов и учителей Церкви и литургическими текстами).

Гораздо более значит. обособление П. от третьей формы мирового христианства - т. н. протестантизма, порожденного религиозной Реформацией 1517. Нек-рые ее мотивы были не чужды П. (антипапские тенденции, стремление к восстановлению неискаженного - "евангельского" - христианства, забота о нац. культурах и др.), другие же принципиально неприемлемы. К ним относится основанное на индивидуалистич. мировосприятии отрицание авторитета Вселенских Соборов и всего Священного Предания, церковной иерархии в традиционном ее понимании и большинства Таинств, восходящее к ветхозаветным истокам иконоборчество, упразднение института монашества и др. секулярные тенденции.

Оставаясь приверженным к святоотеческой традиции и достаточно консервативным, П. поддерживает экуменический диалог с другими христ. Церквами и объединениями и прилагает активные усилия к достижению взаимопонимания и единства в христианском мире. Правосл. Церкви, исключая Иерусалимскую и Грузинскую, входят и во Всемирный Совет Церквей, и в Конференцию Европейских Церквей.

Лит.: Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991; Иоанн (Экономцев), игум. Православие. Византия. Россия / Сб. статей. М., 1992; Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. СПб., 1999; Православие: Библиогр. указ. книг на рус. и церковно-слав. яз. за 1918-1993 гг. М., 1999; Православное богословие на пороге третьего тысячелетия: Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 7-9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000.

Православие. Памятник Св. равноапостольному князю Владимиру. Киев

Православие. Памятник Св. равноапостольному князю Владимиру. Киев

Православие. Св. Сергий. Худ. Н. К. Рерих. 1932

Православие. Св. Сергий. Худ. Н. К. Рерих. 1932

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы православия определились в Византии в 9 - 11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную. Причиной разделения стали учение о папе как верховном главе всех христиан и учение западной церкви об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (латинское Filioque - Филиокве); православие сохраняет учение об исхождении Святого Духа от Отца. Православие состоит из нескольких автокефальных (самостоятельных) церквей. На Руси с конца 10 в., с 1448 - Русская православная церковь. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов церкви 2 - 8 вв.). Важнейшими постулатами православия являются догматы: триединства Бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих; православие распространено также в некоторых странах Содружества Независимых Государств, в Греции, Румынии, Болгарии, Югославии, на Кипре, небольшие общины есть в Сирии, Ливане, Израиле, Египте и других странах. Общая численность православных до 150 млн. Смотри также Христианство, Монофиситы, Монофелиты, Несторианство.

Евразийская мудрость от А до Я.

ПРАВОСЛАВИЕ -

одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце 4 в. Истина в православии дается человеку как "благодать", она переживается не только разумом, но и "сердцем". Истоки христианско-православной философии России восходят к 15 в. (Нил Сорский), концептуальное выражение получает она в 18-20 вв. (Феофан Прокопович, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С.К. Булгаков, П.А. Флоренский и др.).

Слитно. Раздельно. Через дефис

правосла/вие, -я

Орфографический словарь

правосла́вие, -я

Словарь ударений

правосла́вие

Формы слов для слова православие

правосла́вие, правосла́вия, правосла́вий, правосла́вию, правосла́виям, правосла́вием, правосла́виями, правосла́вии, правосла́виях

Синонимы к слову православие

См. вера...

Идиоматика

истовое православие

Морфемно-орфографический словарь

правосла́в/и/е [й/э].

Грамматический словарь

правосла́вие с 7a

Глагольная сочетаемость

принять православие => начало, вера / доверие

Сканворды для слова православие

- Одно из основных направлений в христианстве.

- Самая «бородатая» ветвь христианства.

Полезные сервисы

православие головного мозга

Синонимы к слову православие головного мозга

Полезные сервисы

православие, самодержавие, народность

Сборник слов и иносказаний

Ср. Мы русские не пожалеем крови для защиты веры, престола и отечества.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 1, 22.

Ср. Девизом его (Николая I) царствования было: православие, самодержавие, народность.

Граф С. Уваров. Мин. нар. пр.

Ср. Une seule foi, une seule langue, un seul coeur.

(Prov. Breton.)

См. девиз.

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Идеологическое обоснование «теории официальной народности», которую провозгласил в 1832 г. ее автор - вновь назначенный тогда товарищ министра (то есть его заместитель) народного просвещения граф Сергей

Семенович Уваров (1786-1855). Будучи убежденным реакционером, он взял на себя труд идейно обеспечить правление Николая I. искореняя декабристское наследие.

В декабре 1832 г., после проведенной им ревизии Московского университета, С. С. Уваров представил императору доклад, в котором он писал, что для ограждения учащихся от революционных идей необходимо, «постепенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени (борьбы с демократическими идеями. - Сост.), образование, правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплою верой в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества».

В 1833 г. император Николай I назначил С. С. Уварова министром народного просвещения. И новый министр, извещая циркулярным письмом о своем вступлении в должность, в том же письме заявил: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности» (Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1862- 1S65 гг. СПб., 1908).

Позже, описывая свою деятельность за 10 лет в качестве министра в отчете под названием «Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843», опубликованном в 1864 г., граф писал в его вступительной части:

«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить Отечество на твердых основаниях, на коих зиж-дится благоденствие, сила и жизнь народная, найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие (...)-. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного их догматов нашего Православия, сколько и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия |...|. Наряду с этими двумя национальными находится и третье не менее важное, не менее сильное - Народность. Вопрос о Народности не имеет того единства, как предыдущий, но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства. Относительно к Народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий, но Народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста, черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Неуместно было бы противиться периодическому ходу вещей, довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий, если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к общественному воспитанию.

Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и не было чуждо европейского духа».

Фраза-символ официозной, спущенной «сверху», рожденной в чиновном кабинете "умозрительной идеологической доктрины, которая претендует на общенародный характер, на звание некой «русской» или «общенациональной идеи» (ирон.).

Полезные сервисы