Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аблегат

Словарь иностранных слов

АБЛЕГАТ (лат. ablegatus, от ab - от, и legatus - посланный). Прежде так называли второстепенного дипломатического агента. Звание это (наместник или викарий папского легата, т. е. посланника) существует и теперь при папском дворе; но прежние аблегаты теперь называются интернунциями.

Полезные сервисы

аблегации

Словарь иностранных слов

АБЛЕГАЦИИ - лат. ablegatio, от ab, от, legatio, послание. У римлян род изгнания из отечества под благовидным предлогом.

Полезные сервисы

аблегация

Синонимы к слову аблегация

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

АБЛЕГАЦИЯ (лат. ablegatio, от ab - от, legatio - послание). У римлян - удаление из отечества под благовидным предлогом.

Полезные сервисы

аблегер

Словарь ударений

абле́гер

Синонимы к слову аблегер

сущ., кол-во синонимов: 1

Большой словарь иностранных слов

аблегер

[нем. Ableger] - на торфоразработках - устройство для механической передачи торфа с места разработки на поле сушки и для расстилки на нём торфяных кирпичей

Полезные сервисы

аблекты

Словарь иностранных слов

АБЛЕКТЫ (лат. ablectus, от ab - от, и lectus - взятый). У римлян - избранные солдаты, составлявшие гвардию консула во время войны.

Полезные сервисы

аблепсия

Синонимы к слову аблепсия

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

АБЛЕПСИЯ (греч. ablepsia, от a - отриц. частица, и blepein - смотреть). 1) слепота. 2) в переносном значении: тупоумие, потеря умственных способностей.

Полезные сервисы

аблёр

Словарь галлицизмов русского языка

АБЛЁР * а, м. hableur n. Хвастун. Он, Фонвизин, отнесся с недоверием .. сказал Якушкину, Что Муханов ему кажется hableur и .. не поправился и что он хвастает. 1826. Следствие о московских событиях в дек. 1825 г. // Стар. Москва 1 63. Головин авантюрист и законник аристократ, истинный chevalier d'industrie, escroc et hableur de bonne maison. 7. 11. 1860. М. А. Бакунин -А. И. Герцену. // Петрашевцы 1 129-130. Крутицын с первых же слов узнал, что перед ним очень бойкий мастер своего дела, немного "hableur" и чувствительный к вопросу презренного металла. Бобор. Солидные добродетели 191.

Полезные сервисы

аблесимов ал. онисим

Гуманитарный словарь

АБЛЕ́СИМОВ Ал. Онисим. (1742-83) - писатель. Сын мелкопоместного дворянина, получил домашн. образование. С 1756 служил копиистом в Российском т-ре; в 1758-66 на воен. службе, участвовал в Семилетней войне. В 1767 определен в Комиссию по составлению нового Уложения, где общался с В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, М. И. Поповым. Первые лит. произв. А. (элегия, эпитафия, эпиграммы) появились в "Трудолюбивой пчеле" А. П. Сумарокова (1759). В 1769 вышел сб. басен "Сказки Александра Аблесимова", где содержалось немало бытовых нравоописат. зарисовок. Неск. произв. А. помещает в "Трутне" (1769). В 1770 А. вновь на воен. службе, участвует в рус.-тур. войне, а с 1772, выйдя в отставку, служит в Моск. управе благочиния. В нач. 1770-х гг. А. обращается к т-ру. Прославила его комич. опера "Мельник-колдун, обманщик и сват" (1779; муз. М. М. Соколовского), где с симпатией представлены жизнь и быт крестьянства. Опера вызвала ряд подражаний в драматургии 80-90-х гг. и оказала влияние на утверждение нар. темы в рус. музыке и лит-ре. Автор также комич. опер "Счастье по жеребью", 1779; "Поход с непременных квартир", 1779; аллегорич. диалога "Странник", 1780. С 1781 А. издавал журн. "Разкащик забавных басень..." (печатался в типографии Н. И. Новикова).

Полезные сервисы

аблесимов александр онисимович

Энциклопедический словарь

Абле́симов Александр Онисимович (1742-1783), русский писатель. Либретто комической оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват» (1779; музыка М. М. Соколовского) из крестьянского быта; басни, сатирические стихи.

* * *

АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович - АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович [27 августа (7 сентября) 1742, Галичский уезд Костромской губернии - 1783, Москва], русский писатель, драматург.

Родился в семье небогатого служилого дворянина. По некоторым источникам, Аблесимовы находились в родственных отношениях с А. П. Сумароковым. (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович)

Получил домашнее образование. Еще в детском возрасте, в 1751, был записан на военную службу, непосредственно службу начал в 1758 рядовым в артиллерии. В 1760-1762 гг. участвовал в Семилетней войне (1756-1763), в 1766 был уволен в чине прапорщика.

Его первые литературные стихотворные опыты относятся к 1758, они были опубликованы в журнале Сумарокова «Трудолюбивая пчела».

В 1767 познакомился с литераторами М. И. Поповым, В. И. Майковым (см. МАЙКОВ Василий Иванович), Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович), общение с которыми во многом определило литературный путь поэта. В 1769 сотрудничал в новиковском журнале «Трутень», где опубликовал несколько своих сатирических стихотворений. В том же 1769 издал сборник стихотворных басен под названием «Сказки Александра Аблесимова», большинство из которых весьма многословны и невыразительны, хотя некоторые не лишены черт живых зарисовок реального быта. Впервые обратился к драматургии в конце 1760-х гг. (но его первые драматургические произведения не сохранились). В начале 1770-х гг. Аблесимову из-за материальных трудностей вновь пришлось поступить на военную службу. В 1770-1772 в качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина он участвовал в походах против турок в Грузии, в блокаде турецкой крепости Поти, но в 1772 в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния, продолжая заниматься литературой.

Подлинную известность драматургу принесло либретто к комической опере «Мельник - колдун, обманщик и сват» (1779), которая впервые была поставлена 20 января 1779 в Москве. Музыку написали М. М. Соколовский (см. СОКОЛОВСКИЙ Михаил Матвеевич) и Е. И. Фомин (см. ФОМИН Евстигней Ипатович), использовавшие мотивы русских народных песен, рекомендованные автором текста.

Произведение Аблесимова отличают близость к жизни, стремление показать на сцене простых людей с их обычаями. Народная установка «Мельника», обилие в нем связей с фольклором, простота языка обессмертили имя его автора. При всех своих художественных слабостях «Мельник» показал, что сама по себе крестьянская жизнь, быт и язык народа могут быть интересными для зрителя.

Опера не сходила со сцены русских театров - только в Москве в 1782-1805 гг. было дано пятьдесят два представления, на сцене петербургских театров она шла более полувека (до 1834) и выдержала двести представлений подряд. В 1993 комическая опера поставлена на сцене Московского театра на Малой Бронной и шла в течение нескольких лет с большим успехом.

Успех «Мельника» побудил Аблесимова к дальнейшей работе в этом жанре. В 1779 он написал либретто к одноактной комической опере «Счастие по жребию», которая и в литературном, и в музыкальном отношении оказалась значительно слабее «Мельника». За ней последовала комическая опера из солдатской жизни - «Поход с непременных квартир», впервые поставленная в 1782 (на музыку Эккеля).

К открытию в Москве Петровского театра Аблесимов, по заданию театральной дирекции, сочинил «Диалог Странники» (1780). Его героями стали аллегорические персонажи, взятые из античной мифологии (Талия, Муза, Момус, Сатир, Аполлон); музыка была представлена в виде хора в конце диалога. Официальный «Диалог», заказанный Аблесимову, откровенно признавал, что сатира должна быть изгнана из комического театра и что всякие попытки придать комедии серьезный смысл будут расценены как нарушение установки в отношении сатиры в комедии и комической опере. По всей видимости, инициатором этой акции была Екатерина II. (см. ЕКАТЕРИНА II)

В последние годы жизни Аблесимов обратился к журналистике. При материальной поддержке Новикова в его типографии в Москве он издавал еженедельный сатирический журнал «Рассказчик забавных басень, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего» (1781), но журнал просуществовал недолго.

В 1849 издателем А. Ф. Смирдиным (см. СМИРДИН Александр Филиппович) было выпущено неполное собрание сочинений Аблесимова, который вошел в русскую литературу как автор народной комической оперы.

Большой энциклопедический словарь

АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович (1742-83) - русский писатель. Либретто комической оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779; музыка М. М. Соколовского), басни, сатирические стихи.

Энциклопедия Кольера

АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович [[27.8(7.9).1742, Галичский уезд Костромской губернии, - 1783, Москва]], русский писатель. Род. в мелкопоместной семье. Лучшее произведение А. - комическая опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" (поставлена и издана 1779), в которой изображен крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). А. писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал "Разкащик забавных басень..." (ч. 1-2, 1781).

Соч., СПБ. 1849; [[Соч.]], в кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.

Лит.: История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

Полезные сервисы

аблет

Словарь галлицизмов русского языка

АБЛЕТ, АБЛЬ ablette f, able m. Уклейка (рыба). Ганшина. Рыба речная длиной с палец, напоминающая пескаря. 1788. Сл. нат. ист. См. также абль.

Полезные сервисы

аблефария

Словарь иностранных слов

АБЛЕФАРИЯ (греч.). Недостаточное развитие или отсутствие глазных век.

Сканворды для слова аблефария

- Аномалия развития: отсутствие век и глазной щели.

Полезные сервисы

аблец исаак мих

Гуманитарный словарь

А́БЛЕЦ Исаак Мих. (1778-1829) - балетмейстер, артист, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1796 (ученик И. И. Вальберха). До 1807 - артист петерб. балет. труппы, затем танцовщик "благородного" и характерного танца в Москве, где А. поставил дивертисмент "Гишпанские вечера" (1809), комич. и пантомимный балеты "Школа Пьеро", "Алжирцы, или Побежденные морские разбойники" (оба 1812). Вызванный к жизни патриотич. подъемом времен Отеч. войны 1812, излюбленный А. жанр балета-дивертисмента объединял нар. песни и пляски. Огромной любовью зрителей пользовались балеты-дивертисменты "Сельский праздник" (1812), "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", "Макарьевская ярмарка" и "Праздник донских казаков" (все 1815), "Масленица" (1816), "Свадебный сговор при возвращении ратников на родину" (1817) и др. А. поставил балет "Мельник - колдун, обманщик и сват" по комич. опере М. Соколовского (1815). Был также высококвалифициров. преподователем классич. танца.

Полезные сервисы