Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аполлинер

Грамматический словарь

Аполлине́р ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова аполлинер

- Французский поэт польского происхождения, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Полезные сервисы

аполлинер (apollinaire) гийом

Большой энциклопедический словарь

АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий - Kostrowicki) (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл "Жизнь посвятить любви", 1917) сочетает мужественную искренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея", 1911) и радость ее приятия, противостояние утратам и времени (стихотворения "Мост Мирабо", 1912; "Алкоголи. 1898-1913", 1913). Сборники новелл "Ересиарх и К ." (1910). "Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916" (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Раздумья о трагическом времени и личности - мистерия-буфф "Цвет времени" (1918, опубликована 1920).

Полезные сервисы

аполлинер гийом

Энциклопедический словарь

Аполлине́р Гийом (Apollinaire), настоящие имя и фамилия Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicki), (1880-1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911) и радость её приятия, противостояние утратам и времени (книга стихов «Алкоголи. 1898-1913», 1913). Сборник новелл «Ересиарх и К°» (1910), книга иронической прозы «Поэт убиенный» (1916). Экспериментировал с формой: сюрреалистическая драма «Сосцы Тиресия» (постановка 1917, издание 1918), графические стихи «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916» (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Итоговые размышления о времени и личности - в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубликовано в 1920).

* * *

АПОЛЛИНЕР Гийом - АПОЛЛИНЕ́Р (Apollinaire) Гийом (наст. имя и фам. Вильгельм Альбер Владимир Александр Аполлинарий Костровицкий, Kostrowitsky) (26 августа 1880, Рим - 9 ноября 1918, Париж), французский писатель.

В поисках идентичности

Вильгельм, как называли его в семье, никогда не узнал тайну своего рождения и всю жизнь страдал от этого. Он был сыном польской аристократки и получил фамилию матери, а не своего предполагаемого отца Франческо д"Аспермонта. Италия, где мальчик провел первые шесть лет жизни, навсегда осталась для него романтической страной детских грез. В 1887 году Анжелика Костровицкая перебралась в княжество Монако вместе с двумя сыновьями (младший, Альбер, также был рожден вне брака) и отдала старшего в лицей Сен-Шарль. В этот период Вильгельм много читает и рисует, проявляет интерес к идеям анархизма и высказывается в поддержку Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО). Он уже знает, что станет писателем, и безуспешно пытается опубликовать свои ранние сочинения. В апреле 1899 года семья переехала в Париж, лето братья провели в бельгийских Арденнах, где Вильгельм познал первую любовь и увлекся валлонским фольклором. Биографы считают эти бельгийские каникулы поворотным моментом в становлении писателя: именно в это время он создал начальную версию «Гниющего чародея» (1909). По возвращении в столицу Вильгельм берет уроки стенографии, работает литературным «негром», заводит полезные связи в журналистской среде. Псевдоним «Гийом Аполлинер» впервые появляется в сатирическом еженедельнике «Табарен», с которым писатель сотрудничал до 1902 года, когда улучшившиеся финансовые возможности позволили ему посетить Германию и Австро-Венгрию. Воспоминания об этом путешествии лягут в основу многих новелл сборника «Ересиарх и Кo» (1910). Устроившись на работу в банк, Аполлинер продолжал регулярно печататься в разных периодических изданиях. С 1903 года он трижды пытался завести собственный журнал («Фестен д"Ёзоп», «Ревю имморалист», «Леттр модерн»), но каждый раз дело ограничивалось несколькими номерами. Большое значение для него имело знакомство с Максом Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) и Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), чьи эстетические идеи он принял безоговорочно. Постепенно Аполлинер становится заметной фигурой: его книга «Ересиарх и Кo» была выдвинута на Гонкуровскую премию (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ), он стал вести постоянные рубрики в нескольких журналах и регулярно сотрудничать с «Библиотек де Кюрьё», где публиковались тексты эротического характера. Писатель составил около тридцати антологий и планировал издать свои комментарии отдельным томом, который вышел в свет уже после его смерти («Влюбленные дьяволы», 1964). В августе 1911 года он оказался замешан в скандальную историю, связанную с кражей «Джоконды» из Лувра: ему пришлось провести несколько дней в тюрьме Сантэ, но самым тяжким испытанием оказались ксенофобские нападки прессы. Аполлинер в подавленном состоянии уехал из Парижа, но именно в это трудное для себя время подготовил к выходу в свет свой первый поэтический сборник «Алкоголи. 1898-1913», куда вошли стихотворения разных лет; фронтиспис книги, в которой полностью отсутствовали знаки препинания, украшал портрет автора, выполненный Пикассо в кубистической манере. На этот же предвоенный 1913 год приходятся программные теоретические сочинения поэта - «Художники-кубисты», «Эстетические размышления», «Футуристическая антитрадиция».

Войну Аполлинер встретил с восторгом, считая ее воплощением современного понятия красоты. Он рвался на фронт с целью доказать, что является настоящим французом, и добился своего, попав сначала в артиллерийские войска, а затем в пехоту. Последние два года его жизни оказались очень насыщенными. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство, 17 марта был ранен в голову осколком снаряда, 9 мая перенес трепанацию черепа, в октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусстве. 24 июня 1917 года состоялась премьера «сюрреалистической (см. СЮРРЕАЛИЗМ)» драмы «Сосцы Тиресия» (опубл. 1918), в ноябре Аполлинер выступил с лекцией «Новое сознание и поэты». Последним его прижизненным изданием стал сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1918». Писатель умер от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Похороны состоялись 13 ноября в церкви св. Фомы Аквинского, где за полгода до этого Аполлинер обвенчался с Жаклин Кольб. Посмертно были опубликованы роман «Сидящая женщина» (1920) сборник рассказов «Меланхолический страж» (1952), драма «Цвет времени» (1920), переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу» (1955).

В поисках новых смыслов

Творчество Аполлинера, восходящее к поэмам «чистых форм» Стефана Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), пролагает путь к сюрреализму и лирическому эпосу XX века. Возродив старую технику «граффити (см. ГРАФФИТИ)» (надписей), писатель создает при помощи стихотворных строк рисунки - с целью придать поэзии не только временной, но и пространственный объем. Эпическое начало проявляется в стремлении вовлечь в поэтический опыт новый жизненный материал, в освоении сфер действительности, до сих пор считавшихся непоэтическими, во внедрении прозаизмов и разговорных элементов. В поэзию прорывается язык репортажа и газетной статьи, призванный передать мгновенные впечатления, стремительно сменяющие друг друга и связанные прихотливыми мимолетными ассоциациями, в которых тем не менее сохраняется единство настроения.

Энциклопедия Кольера

АПОЛЛИНЕР Гийом (Apollinaire, Guillaume)

(1880-1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен-Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж, опубликовал первые стихи. В 1913 выпустил первый сборник - Алкоголи (Alcools). В его творчестве начального периода ощущается влияние символизма. Во время Первой мировой войны написал большую часть стихотворений, изданных в 1918 в сборнике Каллиграммы (Calligrammes). Войну поэт встретил восторженно, увидев в ней новейший апофеоз Красоты. Возродив старую технику "граффити" (надписей), он создавал рисунки при помощи стихотворных строк. Став глашатаем кубизма, Аполлинер познакомил публику с представителями нового направления в книге Художники-кубисты (Les Peintres cubistes, 1913). В число его прозаических произведений входят повесть Убиенный поэт (Le Pote assassine, 1916), роман Сидящая женщина (La Femme assise, опубл. 1920) и сборник рассказов Ересиарх и Ко (L'Heresiarque et Cie, 1910). В 1917 была поставлена его "сюрреалистическая драма" Сосцы Тиресия (Mamelles de Tirsias). Умер Аполлинер в Париже 9 ноября 1918.

ЛИТЕРАТУРА

Аполлинер Г. Стихи. М., 1967 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971 Голенищев-Кутузов И.Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи. - В кн.: Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975 Аполлинер Г. Избранная лирика. М., 1985

Полезные сервисы

аполлинер, гийом

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гийом Аполлинер.

Гийом Аполлинер.

АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880 - 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл "Бестиарий, или Кортеж Орфея", 1911) и радость ее приятия (цикл "Жизнь посвятить любви", 1917), противостояние утратам и времени ("Алкоголи. 1898 - 1913", 1913); экспериментировал с формой, в том числе графические стихи. "Каллиграммы..." (1918) - лирическая хроника трагического восприятия 1-й мировой войны, участником которой был Аполлинер. Сборник новелл "Ересиарх и К°" (1910).

Полезные сервисы

аполлинеровский

Орфографический словарь

аполлине́ровский (от Аполлине́р)

Полезные сервисы