Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

архитектура

Толковый словарь

ж.

1. Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

2. Стиль, характер постройки.

3. Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

4. перен.

Устройство чего-либо как единого целого.

АРХИТЕКТУ́РА - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? архитекту́ры, чему? архитекту́ре, (вижу) что? архитекту́ру, чем? архитекту́рой, о чём? об архитекту́ре

1. Архитектура - это искусство проектирования, постройки и оформления зданий.

Памятник классической архитектуры. | Современная архитектура.

= зодчество

2. Архитектура какого-либо объекта - это его строение, организация.

Архитектура литературного произведения. | Архитектура компьютерных микропроцессоров.

архитекту́рный прил.

Толковый словарь Ушакова

АРХИТЕКТУ́РА, архитектуры, мн. нет, жен. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура.

|| Наука о возведении зданий. Курс архитектуры.

|| Стиль постройки. Готическая архитектура. Дом изящной архитектуры.

Толковый словарь Ожегова

АРХИТЕКТУ́РА, -ы, жен.

1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (искусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными комплексами, искусственными ландшафтами).

2. Стиль постройки. А. здания.

3. собир. Здания, сооружения. А. малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения).

| прил. архитектурный, -ая, -ое. А. институт. А. ансамбль.

Толковый словарь Даля

АРХИТЕКТУРА - жен., греч. искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество;

| исполнение его на деле, вид или образ здания. Зодчество, по времени, делится на древнее, среднее и новое; по народам и вкусам их, на индийское, мексиканское, египетское, мавританское, греческое, римское, готическое, русское и пр., по предмету: на гражданское, военное, корабельное и пр. Архитектурный класс. Архитектор, ученый строитель, художник-строитель, зодчий. Архитекторова трость. Архитекторская смета. Архитекторша, жена зодчего или

| строительница. -торство ср. знание, искусство, занятие зодчего; зодчество. Архитектоника, наука о приложении математики и механики к зодчеству. Архитрав муж. брус или камень, положенный сверх двух или более столпов, также над дверьми и окнами; верхний косяк, притолока, перекладина, переводина, прогон, нахлестка. Архитравный, притолочный, прогонный и пр.

Популярный словарь

Архитектура

-ы, только ед., ж.

1) Искусство проектировать и строить здания, сооружения, а также создавать художественную композицию пространственной среды.

История архитектуры.

Ландшафтная архитектура.

Наравне с неотложным, по моему мнению, восстановлением факультетов зеленой архитектуры... надо срочно приниматься за воспитание этих новых кадров (Леонов).

2) Художественный характер, стиль постройки.

Древнерусская архитектура.

Памятник архитектуры.

Современная архитектура.

Герман очутился... в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры (Пушкин).

Синонимы:

зо́дчество (высок.)

Родственные слова:

архите́ктор, архитекту́рный

Этимология:

От польского architektura (← лат. architectura). В русском языке - с начала XVIII в.

Энциклопедический комментарий:

Архитектура представляет собой область материальной культуры. В то же время как вид искусства входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические и эстетические начала (польза, прочность и красота).

Словарь существительных

АРХИТЕКТУ́РА, -ы, ж Собир. То же, что сооружение;

Син.: здание.

Я не могу ночевать в нем [в сооружении]. Мир не знал более странной архитектуры (Булг.).

АРХИТЕКТУ́РА, -ы, ж

Вид искусства, связанный с созданием зданий, строений, сооружений; произведения имеют зрительно-пространственную форму, в которой закреплены представления человека о мире (пространстве, времени, вечности, прочности, изменчивости и движении);

Син.: зодчество.

Нашли же недавно в горах Синая древний город, построенный Птоломеями. … Каждое здание этого мертвого города - шедевр архитектуры (Пауст.).

Энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУ́РА -ы; ж. [лат. architectura].

1. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (гармоническое сочетание архитектурных сооружений с естественным ландшафтом). А. малых форм (небольших сооружений декоративного, мемориального, служебного назначения).

2. Направление в строительстве; характер, стиль постройки. Романская а. Дом готической архитектуры.

3. собир. Здания, сооружения. Деревянная а. заповедника не пострадала.

4. чего. Строение, композиция. А. романа. А. банка данных.

Архитекту́рный, -ая, -ое. А. ансамбль. А. стиль. А. ордер (колонны совместно с антаблементом). Архитекту́рно, нареч. Построить а. грамотно. А. сдержанный стиль.

* * *

архитекту́ра (лат. architectura, от греч. architéktōn - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и посёлков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объёмно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с её социальной функцией и проявляется в формировании объёмно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й половине XIX-XX вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

* * *

АРХИТЕКТУРА - АРХИТЕКТУ́РА (лат. architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств (см. СИНТЕЗ ИСКУССТВ) и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Большой энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Академический словарь

-ы, ж.

Искусство проектирования, возведения и художественного оформления строений; зодчество.

||

Характер, стиль постройки.

Романская архитектура. Дом готической архитектуры.

[лат. architectura]

Гуманитарный словарь

АРХИТЕКТУ́РА (от лат. architectura - искусство создавать пространство обитания и деятельности, "культурное пространство") - зодчество, строительное искусство, искусство проектировать, искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами гармонии.

А. является необходимым условием осмысленного человеческого существования. Включение А. в строительство - изначальное свойство любой известной культуры. А. отличается от простого строительства, преследующего чисто утилитарные цели, привнесением в него гармонии и содержания. Произведения А., существуя в течение длительного времени, являются средством передачи культурной традиции, эстетических принципов, и тем играют большую роль в духовной жизни общества.

Народное зодчество отличается от профессиональной А. тем, что его традиция передается непосредственно из рук в руки, от отца к сыну, а не от мастера к ученику и не изучением теоретических сочинений. Здесь разница та же, что между фольклором и профессиональной литературой или музыкой.

В европейской культуре принципы А. были изложены в книгах Витрувия, римского автора, подведшего итог античной традиции. Его труды стали основополагающими, начиная с эпохи Ренессанса, когда А. в Европе окончательно стала профессиональной. По Витрувию, польза, прочность, красота есть взаимосвязанные функциональные, конструктивные и эстетические качества А. Их нераздельность характеризует А. как особый вид человеческого творчества, соединяющего утилитарные и художественные задачи. Средством практических решений функциональной и художественной задач А. является строительная техника. От конструктивного решения часто зависит эстетическое воздействие и свойства произведения. Так, огромную роль в истории А. сыграли открытие свода (отсюда арка и купол), его трансформация в готической конструкции, появление металлических балок, изобретение железобетона. Каждое из этих технических новшеств, будучи эстетически осмысленным, стало фактом А. - появились невозможные ранее типы зданий, с организованным по-новому внутренним пространством, планировкой, ансамбли зданий, инженерные сооружения.

Основное средство создания художественного образа в А. - формирование пространства, архитектурная композиция, а также фактура отделочного материала, скульптура и т. д. Культурным пространством является как отдельное здание с составлящими его интерьерами, так и населенное место в целом, с его открытыми пространствами улиц и площадей. Соответственно, к А. относятся создание городов, поселков, регулирование системы расселения (градостроительство), а также садово-парковое искусство и организация интерьера.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУРА (латинское architectura, от греческого architekton - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). Особая область строительного искусства - градостроительство, а также садово-парковое искусство (смотри также Ландшафтная архитектура). В архитектуре взаимосвязаны функциональное, техническое и художественное начала (польза, прочность, красота). Функции архитектурного сооружения определяют его план и пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные способы его создания. Образно-эстетическое начало в архитектуре связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной системы сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, ритм, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и др.

Практический толковый словарь

строит. качественная сторона строительной деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания строительного объекта.

Афоризмы

АРХИТЕКТУРА

Живопись - искусство, на которое можно смотреть; скульптура - искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура - искусство, сквозь которое можно пройти.

Дэн Райс

Архитектура - это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Фридрих Шеллинг

Дом - это машина для жилья.

Шарль Ле Корбюзье

Здания должны быть хорошими соседями для человека.

Пол Тайри

Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется.

Стендаль

Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения.

Уильям Моррис

Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид.

Рамон Гомес де ла Серна

Если бы эти старые стены могли говорить, какими бы они были занудами!

Роберт Бенчли

Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре.

Эмиль Кроткий

Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве что обсадить стены плющом.

Фрэнк Ллойд Райт

Убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления.

Питер Устинов

Я не могу возмущаться деянием Герострата, пока не увижу архитектуры храма Дианы в Эфесе.

Станислав Ежи Лец

(см. ГОРОДА)

Орфографический словарь

архитекту́ра, -ы

Формы слов для слова архитектура

архитекту́ра, архитекту́ры, архитекту́р, архитекту́ре, архитекту́рам, архитекту́ру, архитекту́рой, архитекту́рою, архитекту́рами, архитекту́рах

Синонимы к слову архитектура

зодчество (высок.)

сущ.

зодчество

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА, градостроительство, зодчество

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: структура, конфигурация

Идеография

внешний облик

постройка

архитектура - внешний облик строений; искусство проектирования зданий.

архитектор. архитектурный.

градостроительство. градостроительный.

зодчество. зодчий.

мулюра. облом.

функционализм.

см. стиль, искусство, создавать, проект

Морфемно-орфографический словарь

архитект/у́р/а.

Грамматический словарь

архитекту́ра ж 1a

Этимологический словарь

архитекту́ра

с 1705 г., у Петра I и Прокоповича; см. Христиани 45. Из польск. architektura от лат. architectura; см. Христиани, там же; Смирнов 47.

Словарь иностранных слов

АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. archi - старший, и tektonike - плотничье искусство). 1) строительное искусство, зодчество. 2) стиль, способ постройки.

Сканворды для слова архитектура

- «Застывшая музыка».

- Вид искусства.

- Строительное искусство, зодчество.

Полезные сервисы

архитектура - застывшая музыка

Практический толковый словарь

крыл. сл. Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556-469 гг. до н. э.): «Живопись - немая музыка, а поэзия - говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» Гете говорит: «Архитектура - онемевшая музыка». В «Лекциях по философии искусства» (1842) Шеллинга встречается афоризм: «Архитектура - застывшая музыка».

Словарь крылатых слов

Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556-469 гг. до н.э.): "Живопись - немая музыка, а поэзия - говорящая живопись". В "Изречениях в прозе" Гете говорит: "Архитектура - онемевшая музыка". В "Лекциях по философии искусства" (1842) Шеллинга встречается афоризм: "Архитектура - застывшая музыка".

Полезные сервисы

архитектура барокко

Слитно. Раздельно. Через дефис

архитекту/ра баро/кко, архитекту/ры баро/кко

Полезные сервисы

архитектура в россии

Гуманитарный словарь

АРХИТЕКТУ́РА в России - др.-рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие местных условий и традиций привело к развитию в рус. архитектуре ср. веков многообразия типов деревянного и каменного зодчества: культового, фортификационного, светского; наиб. значение для дальнейшего развития имела владимиро-суздальская архитектурная традиция. С 12 в. ведется стр-во монастырей. В эпоху татаро-монгольского нашествия каменное зодчество практически прекратилось, за исключ. новгородских и псковских земель, где сложились самобытные арх. школы. В их формировании наряду с византийскими источниками большую роль сыграли также контакты со Скандинавией и городами Ганзейского союза.

Возрождение рус. А. связано с возвышением Москвы. Итальянские и др. зап.-европ. мастера, приглашенные Иваном III, - Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин - не фамилия, а "фряжской земли человек", выходец из Зап. Европы) в 1475-1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. приемы. Эта новая архитектура - ренессансная - питалась теми же источниками, что и русская домонгольская, она черпала из византийского наследия, оставившего в Италии множество памятников, и поэтому ренессансные здания так легко и органично вошли в русское культурное пространство и в глазах потомков стали казаться изначальной национальными: совершив круг, А. в России вернулась к своим началам в их новой интерпретации.

В 16 в. в Москве и Центр. России архит. школа, получившая сильнейший внешний импульс, развивалась самостоятельно, строительным и художественным открытием этого века было появление шатра и применение кирпича в строит. технике. Вершинами А. этого века стали шатровая церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного арх. Бармы-Постника (1555-61).

В 17 в. многочисл. постройки Москвы, Ярославля и др. крупных культурных центров продолжили традиции нац. А. Новым словом в А. стало строительство шатровых башен Московского Кремля, соединивших черты национ. стиля с барокко, принесенным строившими их западными мастерами; образцом этого сплава традиций стала Спасская башня (арх. Х. Галоуэй, 1625). Завершением эпохи стал стиль конца века, известный как "московское" или "нарышкинское" барокко: церковь Покрова в Филях, 1690-93, Успенский собор в Рязани, арх. Я. Г. Бухвостов, 1693-99. Этот стиль представляет собой русский вариант маньеризма - стиля переходного от Ренессанса к барокко, но при этом он испытал влияние барокко.

К началу 18 в. барокко было стилем жизни и мышления верхов общества, и сильнейшее зап. влияние в А. 18 в. создало подобающее этому мировоззрению пространство, в свою очередь распространившее новое мировоззрение во всё более широкие круги населения. В 18 в. в А. ведущую роль вновь играют иностранные зодчие, и на два столетия утверждается традиция направлять молодых талантливых людей учиться за границей. Появляются новые типы культовых, административных и частных зданий, загородные резиденции с парками и т. д., решаются крупные градостроит. задачи в связи со стр-вом новых городов (градостр-во) - в первую очередь С.-Петербурга. Стиль барокко, представленный творчеством Д. Трезини, М. Г. Земцова, В. В. де Растрелли, С. И. Чевакинского и др., вызвал подъем всех видов иск-в (декор.-прикладного, живописи, скульптуры, графики). Со 2-й пол. 18 в. ведется регулярная перепланировка старых городов, расцветает русская усадьба. С 1760-х вплоть до 1830-х гг. в России получает распространение классицизм (В. И. Баженов, Ж.-Б. Баллен-Деламот, М. Ф. Казаков, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, И. Е. Старов - см., и мн. др.), сосуществовавший на первых порах с рококо, псевдоготикой и др. стилевыми течениями, прошедший в своем развитии ряд стадий и завершившийся ампиром (см.) в творчестве А. Н. Воронихина, Ж. Тома де Томона, А. Д. Захарова, О. И. Бове, К. И. Росси, Д. И. Жилярди, В. П. Стасова.

В 1830-х гг. с развитием романтизма классицизм сменяется поисками более широкого круга традиций, на которые начинает опираться рус. А., рождается историзм, принимающий формы неоготики, помпейского стиля, неоренессанса, русско-византийского стиля. Принципом А. этого времени была эклектика: выбор стиля в зависимости от ситуации: назначения, традиций заказчика, арх. контекста и т. д., а позже соединение элементов разных стилей в одном произведении, создающее новое худож. качество (арх. А. Менелас, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, О. Монферран, Н. Л. Бенуа и др.). 2-я пол. 19 в. выдвигает новые задачи перед А.: рост городов, стр-во нового типа жилища - доходных домов, интенсивное стр-во заводов, фабрик, банков, учебных заведений, больниц, появление железных дорог, стр-во вокзалов и т. д. Эклектика и историзм пережили эпоху романтизма и стали принципом худож. форм позитивистской эпохи, ориентируясь гл. обр. на Ренессанс (М. Е. Месмахер). Оригинальным течением в А. стал стал кирпичный стиль. В церковном зодчестве получили развитие формы русского стиля, ориентированные чаще всего на 17 в. (А. А. Парланд).

А. России кон. 19 - нач. 20 в. - эпоха модерна, сходного в своих проявлениях с А. Запада этого времени, но и отмеченного нац. чертами (Ф. О. Шехтель, бр. Косяковы и др.). Неоретроспективное направление в нач. 20 в. в России связано с именами И. А. Фомина, ориентировавшегося на классицизм, В. А. Щуко и И. В. Жолтовского - поклонников Ренессанса, и др. В 1910-х чистые формы модерна почти исчезают, сменяясь ретроспективными.

После 1917 А. решает ряд принципиально важных задач, связанных с проблемами градостр-ва, созданием новых промышленных центров и реконструкцией старых городов, затем их востановлением после Вел. Отеч. войны, интенсивным промышленным строительством. Появляется много новых типов зданий, сооружений, комплексов: крупные электростанции, гиганты индустрии, метрополитен, новые типы административных зданий, уч. заведения, научные городки, дворцы культуры, стадионы, санатории и дома отдыха, многоквартирные дома - сначала типа коммун, затем с индивидуальными квартирами небольшого размера.

Полностью неприемлемым для нового времени оказался русский стиль в любых своих вариантах. Гонения на церковь прежде всего отразились на полном прекращении строительства храмов, которых никогда не строили в новых городах и городских районах. Исчезло также искусство худож. жилого интерьера. Частное строительство ограничивается сельской местностью, малыми городами и предместьями и подвергается строгой регламентации, практически теряя худож. формы. В 1920-е гг. отчетливо определились новые искания в А. рационалистов (Н. А. Ладовский и др.) и конструктивистов (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург, К. С. Мельников и др.), сменившиеся в нач. 1930-х гг. "сталинским ампиром". Тоталитарные формы государственности определили специфику А. 1930 - нач. 1950-х гг., к-рая характеризуется своеобразным использованием традиций классич. наследия. Многие черты нового стиля видны в творчестве его создателей уже в 1910-х гг. Для "сталинского ампира" характерны преувеличенный масштаб, увлечение колоссальным ордером (во всю высоту здания), нарушение классических пропорций при классическом декоре, обилие тяжелых декоративных элементов, часто заимствованных из архитектуры барокко и Ренессанса (напр., мощная рустовка), типичная для Ренессанса окраска песочным тоном (был изобретен искусственный камень желто-розового цвета - сталинит); произвольное, не связанное с членением зданий наложение декора, часто с простым символическим значением. Главные площади и улицы превращаются в декорации для торжественных демонстраций. Высотные дома Москвы, ставшие ориентирами в городе, лишившемся множества храмов, являются апофеозом этого стиля. Архитектура интерьера развивалась в зданиях общественного назначения и особенно в метрополитене Москвы и Ленинграда, станции к-рого отделаны с дворцовой роскошью (в Москве - в традициях дворцов и храмов Ренессанса и барокко, в Ленинграде, где стиль более сдержан, - классицизма), с живописными и мозаичными плафонами и стенными композициями, скульптурой, применением дорогих материалов. Там, где подчеркнутая пышность не требовалась - в жилых кварталах, - архитектура этого периода часто была вполне соразмерна человеку и следовала лучшим традициям классицизма. Много проектируют и строят в это время И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, Н. А. Троцкий, Л. В. Руднев, В. Г. Гельфрейх и др. Необходимость изучения архитектуры Ренессанса, барокко и классицизма способствовала поддержанию культурных традиций в обществе. "Сталинский ампир" как худож. явление и его культурная роль еще ждут объективных исследователей.

2-я пол. 1950-х гг. открывает новый этап в развитии А., к-рый характеризуется повсеместной индустриализацией методов стр-ва, типовым проектированием, новыми приемами планировки и т. д. По новому принципу строятся новые р-ны Москвы, Ленинграда и др. городов, рождаются новые города (Навои, Шевченко и т. д., арх. Я. Б. Белопольский, А. В. Жук, М. В. Посохин и мн. др.). Уязвимым моментом в развитии А. этого времени является крайне низкий уровень ее худож. образности: А. растворилась в строительстве и как таковая приняла часто негативную функцию, создавая антикультурную среду. Однообразие приемов планирования, типовое стр-во, низкий уровень качества используемых материалов и технологии стр-ва почти повсеместно привели к безликости новых городов и районов, застройка к-рых получила название "хрущоб" и, соответственно, негативно сказалась на вырастающих там поколениях, вырванных из культурного пространства. В 1970-х гг. при сохранении предельно простых форм проявилась тенденция к парадной монументальности - своеобразный рецидив "сталинского ампира". В 1990-х гг. с возрождением частного стр-ва и появлением большого колич. зданий по индивид. проектам А. вернулась к рубежам, на к-рых ее развитие было прервано в 1910-х гг.: появились реминисценции модерна, неоготики, неокирпичный стиль и т. п., далеко не всегда отвечающие критериям художественности, но внушающие надежду на возрождение почти утраченной А. как искусства.

Софийский собор в Новгороде. 1052

Софийский собор в Новгороде. 1052

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636

Большой Кремлевский дворец. К. А. Тон. 1838-1849

Большой Кремлевский дворец. К. А. Тон. 1838-1849

Исторический музей. А. А. Семенов, В. О. Шервуд. 1870-1880-е гг.

Исторический музей. А. А. Семенов, В. О. Шервуд. 1870-1880-е гг.

Полезные сервисы

архитектура когниции или разума

Лингвистические термины

Строение, структура и система когнитивных способностей человека.

Полезные сервисы

архитектура малых форм

Энциклопедический словарь

Архитекту́ра ма́лых форм - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

* * *

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - АРХИТЕКТУ́РА МА́ЛЫХ ФОРМ, небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

Большой энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.).

Полезные сервисы

архитектурально

Словарь галлицизмов русского языка

АРХИТЕКТУРАЛЬНО нареч. architectural adj. По правилам архитектуры. Многия травы и цветы посажены в горшках разных изрядных и ставлены архитектурально. 1698. Толстой Пут. 1 328.

Полезные сервисы