Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ахматова

Сканворды для слова ахматова

- Сын какой поэтессы являлся советский историк Лев Гумилёв?

- Российская поэтесса, автор поэмы «Реквием».

- После того как отец запретил ей подписывать стихи своей фамилией, она стала известной именно под этой фамилией - фамилией её прабабушки.

- Эта русская поэтесса, по её же словам, родилась в один год с Чарли Чаплином и Эйфелевой башней.

- Под каким именем мы знаем поэтессу Анну Горенко?

- Этой своей коллеге Марина Цветаева посвятила сборник «Вёрсты II».

- «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне», - писала она в 1940 году.

- Жена Николая Гумилёва.

- В стихотворении «Последний тост» она провозгласила: «Я пью за разорённый дом, за злую жизнь мою».

- «Жизнь её кончилась. Началось бессмертие», - сказал Арсений Тарковский об этой «коллеге» по поэтическому цеху в 1966 году.

- «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа», - вспоминала эта поэтесса.

- После её кончины четверо молодых поэтов из ближайшего сооружения объявили себя сиротами: «Осиротели» Найман, Бобышев, Рейн и Бродский.

- В 1962 году её номинировали на Нобелевскую премию, но получил премию Джон Стейнбек.

- Из 16 рисунков Амедео Модильяни с изображением этой поэтессы 15 погибли, по её словам, «вместе с царской Россией».

- Стихотворение, начинающееся словами «Имя ребёнка - Лев», Марина Цветаева посвятила ей.

- Посвященные ей стихи она собирала в специально отведенную папку под названием «В ста зеркалах».

- Её портреты написали и Альтман, и Модильяни, и Петров-Водкин.

- Малая планета.

Полезные сервисы

ахматова анна анд

Гуманитарный словарь

АХМА́ТОВА Анна Анд. (наст. фамилия - Горенко) (1889-1966) - поэт. Род. в семье инженера флота. Дет. и школьные годы провела в Павловске и Царском Селе, училась в Царскосельской г-зии, затем, после переезда семьи в Киев, - в Киевской Фундуклеевской г-зии. В 1907 поступила на юрид. фак-т Высших жен. курсов в Киеве, продолжала образование на Высших ист.-лит. курсах Н. П. Раева в Пб. Стихи писала с 11 лет. Первое стих. "На руке его много блестящих колец..." опублик. в рус. журнале "Сириус" (Париж) за подписью Анна Г. С 1911 входила в лит. группу акмеистов "Цех поэтов". В 1910 связала судьбу с Н. С. Гумилевым (брак был расторгнут в 1918). В 1912 - первый сб. стихов "Вечер", в 1914 - второй - "Четки", в 1917 - "Белая стая". Стихи А. сразу выделились из акмеизма: критика вела родословную ее любовной лирики, исполненной глубокого душевного содержания, от рус. психологич. ром. 19 в. Послеревол. период творчества А., в начале к-го книги стихов "Подорожник" (1921), "Anno Domini MCMXXI" (1922), отмечен расширением диапазона лирики, преодолением камерности, гражданскими мотивами ("Мне голос был. Он звал утешно...", 1917; "Не с теми я, кто бросил землю...", 1922). Стихи А. запечатлели сложность взаимоотношений А. с новой действительностью ("Все расхищено, предано, продано...", 1921, и др.). После революции А. нек-рое время работала в б-ке Агрономического ин-та в Петрограде. Занималась художественным переводом, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина: член Пушкинской комиссии АН СССР, участвовала в подготовке акад. издания Полного собр. соч. поэта, переводила его стихи, написанные на франц. яз., опубл. ст. "Последняя сказка Пушкина" (1933), ""Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина" (1936). В 1933 отд. книгой вышли письма Рубенса в переводе А. (изд-во "Academia"). Пер. письма А. Н. Радищева, написанные на франц. яз. (1949). В 1940 вышел сб. А. "Из шести книг", включающий, помимо избр. стихотв. из предыдущих изд., стихи из неопублик. кн. "Ива". Вел. Отеч. война застала А. в Ленинграде. В кон. сент. 1941 А. эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. В июне 1944 вернулась в Ленинград. Широкую известность получили созд. А. в годы войны стих. "Мужество", "Клятва", "Первый дальнобойный в Ленинграде" и др. В 1946 подверглась грубой критике в докладе А. Жданова и в постановлении ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", что на долгое время лишило А. возможности печататься. После большого перерыва вышли сб. А. "Стихотворения" (1958), "Стихотворения" (1961). Событием стал выход книги А. "Бег времени" (1965), в к-рую включены стих. и поэмы 1909-65, и наиб. полная прижизнен. публикация 1-й части "Поэмы без героя" (1940-62) - "Девятьсот тринадцатый год". "Переработавшая опыт двух веков русского стиха" (Л. Я. Гинзбург), поэзия А. - явление 20 в. Мастер классически прозрачной, отточенной, законченной стихотв. формы, А. раскрыла "диалектику души", потрясенной событиями рус. и мировой жизни нач. и сер. 20 в., души, исповедующей вечные ценности бытия. Поэма "Reqiuem" (1935-40), история написания к-рой связана с трагич. судьбой единств. сына А., Л. Н. Гумилева, долгие годы существовала лишь в списках, впервые опублик. по авторизов. текстам в 1987 ("Нева", № 6). Пер. корейскую поэзию, лирику Др. Египта, стихи поэтов народов СССР, польских, сербских, франц., нем., англ. поэтов. Среди отд. изданий переводов А. "Корейская класс. поэзия" (1956 и 1958), "Класс. поэзия Востока" (1969), "Из армянской поэзии" (1976) и др. На стихи А. написаны романсы А. Прокофьева, А. Вертинского, В. Шебалина, С. Слонимского и др. Портреты А. - работы Н. Альтмана, К. Петрова-Водкина, А. Тышлера, Н. Тырсы, Г. Верейского и др. Похоронена в пос. Комарово (под Петербургом). К столетнему юбилею А. (1989) открыт мемориальный музей в Фонтанном доме (Пб.).

А. А. Ахматова. Худ. Н. И. Альтман

А. А. Ахматова. Худ. Н. И. Альтман

Полезные сервисы

ахматова анна андреевна

Энциклопедический словарь

Ахма́това Анна Андреевна - настоящая фамилия Горенко (1889-1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства (с постоянными мотивами разлуки и памяти), сопричастность общенародным трагическим потрясениям XX в. (обусловленная и личными переживаниями: арест и ссылка сына - Л. Н. Гумилёва), тяготение к классическому стилю поэтического языка (сборники «Вечер», 1912; «Чётки», 1914; «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965»). Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликовано в 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. После известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946) Ахматову не печатали до 1956. В «Поэме без героя» (1940-1965; полностью опубликована в 1976) воссоздана (в герметически-зашифрованной форме) атмосфера «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

А. А. Ахматова.

* * *

АХМАТОВА Анна Андреевна - АХМА́ТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы - 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (см. АКМЕИЗМ) (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) - воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Семья. Детство. Учеба

Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда - псевдоним). Отец - инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович) и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).

Гумилев

Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни (см. МОДИЛЬЯНИ Амедео), сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л.Н. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич)). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые публикации. Первые сборники. Успех

Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация - в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева - осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич), спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма (см. АКМЕИЗМ). Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович), что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой - к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник - «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович)). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности - участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника - «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным (см. ПУНИН Николай Николаевич).

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) - барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина (см. БЕРЛИН Исайя). Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

Большой энциклопедический словарь

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966) - русская поэтесса. Примыкала к акмеизму (сборники "Вечер", 1912, "Четки", 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 в., сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике "Бег времени. Стихотворения. 1909-1965". Автобиографический цикл стихов "Реквием" (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х гг. В "Поэме без героя" (1940-1965, полностью опубликована 1976) - воссоздание эпохи "серебряного века". Статьи об А. С. Пушкине.

Энциклопедия Кольера

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Портрет работы Н.И.Альтмана (1914).

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА. Портрет работы Н.И.Альтмана (1914).

(наст. имя - Анна Андреевна Горенко) (1889-1966), русский поэт. Родилась 23 июня 1889 в Одессе, дочь отставного инженера-механика флота; в 1910 вышла замуж за Н.С.Гумилева, основателя и ведущего представителя акмеизма. Для поэтического стиля Ахматовой характерен поразительный лаконизм и конкретность словесных образов наряду с обновленными ритмами, которые литературовед В.Жирмунский сравнил с музыкой К.Дебюсси. Быть может, более, чем другим акмеистам, ей свойствен "язык предметов - необыкновенно интимный" (В.Львов-Рогачевский). Первый стихотворный сборник Ахматовой Вечер был опубликован в 1912. Через два года появились Четки, закрепившие ее литературную репутацию. Ее следующий сборник Белая стая вышел в 1917; за ним в 1921 последовал Подорожник, а годом позже - Anno Domini MCMXXI, где тема несчастной любви дополняется нотами скорби, отражением гибели Гумилева, расстрелянного в 1921. Хотя Ахматова не приняла революцию, она все же осталась в Советской России. Лишь в 1940 были изданы ее избранные стихотворения под заглавием Из шести книг; после этого разрозненные публикации стихов стали появляться в некоторых журналах. Ее творчество было осуждено постановлением Центрального комитета Коммунистической партии в августе 1946 как не отвечающее идеалам социалистического строительства. С 1959 советские журналы вновь стали публиковать ее стихи, однако с концом "оттепели" наступил период забвения, и лишь в конце 1980-х годов ее стихи и поэмы начали издаваться полностью, без цензурных купюр. Умерла Ахматова под Москвой 5 марта 1966; похоронена в Комарово близ Санкт-Петербурга.

ЛИТЕРАТУРА

Ахматова А. Сочинения, тт. 1-3. Мюнхен, 1965-1983 Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова: Опыт анализа. - В кн.: Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969 Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973 Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Л., 1976 Найман А. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989 Ахматова А. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Бродский И. Вспоминая Ахматову. М., 1992 Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой, тт. 1-3. М., 1997

Полезные сервисы

ахматова раиса солтмурадовна

Энциклопедический словарь

Ахма́това Раиса Солтмурадовна (р. 1928), поэтесса, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР (1977). Пишет на чеченском и русском языках. Сборники лирических стихов и поэм «Иду к тебе» (1960), «Медный листопад» (1974), «Перевал» (1977), «Рассвет и горы» (1981), «Признание» (1984).

* * *

АХМАТОВА Раиса Солтмурадовна - АХМА́ТОВА Раиса Солтмурадовна (р. 1928), чеченская поэтесса, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР (1977). Пишет на чеченском и русском языках; сборники лирических стихотворений и поэм «Иду к тебе» (1960), «Медный листопад» (1974), «Перевал» (1977), «Рассвет и горы» (1981), «Признание» (1984).

Большой энциклопедический словарь

АХМАТОВА Раиса Солтмурадовна (р. 1928) - чеченская поэтесса, народная поэтесса Чечено-Ингушской АССР (1977). Пишет на чеченском и русском языках; сборники лирических стихотворений и поэм "Иду к тебе" (1960), "Медный листопад" (1974), "Перевал" (1977), "Рассвет и горы" (1981), "Признание" (1984).

Полезные сервисы

ахматова, анна андреевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Анна Ахматова.

Анна Ахматова.

АХМАТОВА (настоящая фамилия Горенко) Анна Андреевна (1889 - 1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. В стихах (книги "Вечер", 1912, "Четки", 1914, "Подорожник", 1921, "Бег времени", 1965), сочетающих простоту и ясность классического стиля поэтического языка с непринужденной разговорной интонацией, - верность избранным ценностям, неподдельность и чистота душевного, в том числе интимного, опыта, виртуозно раскрываемая психология женского чувства (с постоянным мотивом памяти, воскрешающей образы прошедшей любви). В стихотворении "Мне голос был. Он звал утешно" (1917), автобиографическом цикле "Реквием" (1935 - 40, опубликован 1987, поэтический памятник жертвам репрессий 1930-х гг.) - выбор трагедийного приобщения к народной судьбе. Поэзия Ахматовой подверглась уничтожающей критике в постановлении Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" (1946), после чего произведения Ахматовой не печатали до 1956. В отмеченной ассоциативно-усложненной образностью "Поэме без героя" (1940 - 65, полностью опубликована в 1976) воссоздана эпоха "серебряного века". Статьи об А.С. Пушкине.

А.А. Ахматова. Портрет работы Н.И. Альтмана. 1914. Русский музей.

А.А. Ахматова. Портрет работы Н.И. Альтмана. 1914.

Русский музей.

Полезные сервисы