Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

благовещение

Толковый словарь

ср.; = Благове́щенье

Один из двунадесятых церковных праздников у православных христиан (отмечающийся 7 апреля - по новому стилю или 25 марта - по старому), установленный, согласно евангельскому преданию, в память о принесенной архангелом Гавриилом - благовестником тайн Божиих - "благой вести" Пресвятой Богородице о скором рождении у неё Спасителя мира; Благовещение Пресвятой Богородицы.

Толковый словарь Ушакова

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ (Благовещение), (Б прописное), Благовещенья, мн. нет, ср. (церк.). Один их христианских праздников.

Толковый словарь Ожегова

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ, -я, ср.

1. (Б прописное). В христианстве: один из двенадцати основных праздников в память принесённой деве Марии благой вести о её непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа (25 марта/ 7 апреля). Б. совпало со временем Великого поста. Б. пришлось на Пасху. Какое Б., такая и Пасха (примета о погоде).

2. Сама такая весть. Б. Пресвятой деве Марии.

| прил. благовещенский, -ая, -ое (к 1 знач.). Б. праздник.

Популярный словарь

Благовещение

-я, только ед., с.

Христианский праздник, относящийся к 12 наиболее значительным праздникам православной церкви.

Круглый год, всякий вечер, - за исключением трех последних дней Страстной недели и кануна Благовещения, когда птица гнезда не вьет и стриженая девка косы не заплетает, - едва только на дворе стемнеет, зажигаются перед каждым домом, над шатровыми резными подъездами, висячие фонари (Куприн).

Родственные слова:

благове́щенский, бла́говест

Этимология:

Церковно-славянская калька греческого слова euaggelismos.

Энциклопедический комментарий:

Благовещение относится в православии к числу двунадесятых праздников. Отмечается 25 марта (7 апреля). Связано с евангельским мифом об архангеле Гаврииле, возвестившем Деве Марии "благую весть" о грядущем рождении у нее божественного младенца. Празднование Благовещения установлено в христианской церкви с IV в., после того, как стало самостоятельно отмечаться Рождество Христово. Благовещение являлось постоянным сюжетом религиозной живописи.

Словарь существительных

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ и Разг. {{stl_8}}благове́щенье{{/stl_8}}, -я, ср (Б прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый 25 марта (7 апреля по новому стилю) в память о принесенной Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о ее непорочном зачатии и грядущем рождении Сына Божьего Иисуса Христа.

Завтра праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если б не было Благовещения, никаких бы праздников не было Христовых, а как у турок (И. Шмелев).

Энциклопедический словарь

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ, БЛАГОВЕ́ЩЕНЬЕ, -я; ср. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Благовещение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 25 марта (7 апреля) в память о "благой вести", принесённой в этот день архангелом Гавриилом Деве Марии о рождении у неё сына Иисуса Христа. ● Традиционный сюжет церковной живописи. Название иконы с таким сюжетом, входящей обычно в дежурный чин. Употребляется в названиях церковных храмов, освящённых в честь этого события (например: Церковь Благовещения Александро-Невской Лавры).

Благове́щенский, -ая, -ое. Б. собор, монастырь.

* * *

Благове́щение - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием о сообщении благой вести архангелом Гавриилом о грядущем рождении Девой Марией Иисуса Христа.

* * *

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ Богородицы, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященный возвещению архангелом Гавриилом (см. ГАВРИИЛ (архангел)) деве Марии (см. МАРИЯ (Богородица)) тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной церкви входит в число богородичных двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник отцы церкви 3-4 веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский (см. АФАНАСИЙ Александрийский), Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Иероним, Августин, которые называли его древним и обычным церковным праздником. В 8 в. Иоанн Дамаскин (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны (см. КАНОН (свод положений, правил)) на праздник Благовещения.

Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, - четверг третьей недели Великого Поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (см. ПАСХА христианская) (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще 6-й Вселенский собор (см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ) постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА), а не Литургию Преждеосвященных даров (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Благовещение имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и один день попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО).

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) вернула ему более раннее название - «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

Благовещение в народной традиции

В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять. «Сон» земли в период от Воздвижения до Благовещения понимается иногда и как состояние «беременности» земли, когда в ней скрыто пребывает то, что в определенный момент, при ее «пробуждении», выходит наружу. К тому, что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение, относят гадов, насекомых, корни растений и пр., а также дождевую влагу, поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия» чревато летней засухой.

Завершение периода «сна» земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение, открытие, отмыкание, возрождение» и подобное, сопряженное по времени с ее благословением Богом. Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи, лягушки, насекомые, пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу. «Открытие» земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев.

У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны, называемой «ирий» или «вырий». В Белоруссии в этот день дети встречали аистов. Матери пекли им лепешки в виде лапы аиста, дети выносили лепешки во двор, подбрасывали и кликали аиста («бусла»): «Бусел, бусел, дай мне жита копу!». В России на Благовещение выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу Божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.

К Благовещению приурочены обряды встречи весны. В Белоруссии и на юге России молодежь, женщины и дети забиралась на возвышенные места (крыши бань, гумен и т. п.) и «звали весну», исполняя для этого особые песни.

Весна, ты, весна, что ты нам принесла?

- Одно угодье - воды половодье,

Другое угодье - соху с бороною,

Третье угодье - коня вороного.

Весна красна, што ты нам принесла?

Принесла три корысти-радости:

Одна радость - пастушить,

Друга радость - пахарить,

А третья - бортничать.

Весна красна,

На чем пришла?

- На кнутику,

На хомутику,

На ржаном снопу,

На овсяном колоску.

Иногда одновременно с пением жгли костры - таким способом «палили зиму» или «грели весну».

Во многих местах к Благовещению были приурочены очистительные обряды, цель которых - отогнать и отпугнуть вылезших из земли гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. В Болгарии женщины, иногда дети на Благовещение до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему металлической ложкой и кричали: «Убегайте змеи, Благовещение вас задавит!». Битьем в металлические предметы на Благовещение отгоняли змей и сербы, считая, что змея летом будет держаться от дома на таком расстоянии, на какое распространяется лязг металла. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и др.

Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду. Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь.

К Благовещению приурочены магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки.

День Благовещения, воспринимаемый как одна из важнейших сезонных границ, после которой начинается весна, во многих местах считался очень «опасным» днем. В этот день повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу и даже бытовые действия. Как гласит русская пословица: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». Благовещение считается днем несчастий, ссор, скандалов и недоразумений, в том числе и чисто житейских. Поэтому люди стараются провести его в покое, не покидая дома, в тишине и бездеятельности. Тем не менее, все, что каким-либо образом оказывается причастно к этому дню, обречено на неудачу. Так, у разных славянских народов широко известен запрет подкладывать яйца под наседку в день Благовещения из опасения, что вылупившиеся впоследствии цыплята будут кривыми или хромыми.

К числу неудачных относят не только само Благовещение. Тот день недели, на который в текущем году пришлось Благовещение, считается неудачным в течение всего года: в этот день не предпринимают никаких ответственных поступков и хозяйственных начинаний (ни пахоты, ни сева, ни рыбной ловли, ни охоты, ни тканья или снования), ибо все уродится «паршивым», «червивым» или не уродится вовсе. Кроме того, Благовещение провоцирует негативное отношение к своему ближайшему соседу - дню архангела Гавриила, отмечаемому 26 марта, который также считается непригодным для каких-либо работ, а все родившееся в этот день оказывается неспоро.

Большой энциклопедический словарь

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта (7 апреля).

Энциклопедия Кольера

В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: "да будет Мне по слову твоему". Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752). Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи. Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы "Аве Мария" ("Радуйся, Мария", в православной традиции "Богородице, Дево, радуйся"), а впоследствии - позднесредневековой молитвы "Ангелюс".

См. также

ИОСИФ, СВ.;

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока...: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (от греческого euangelion - благая весть), один из двунадесятых праздников в православии. Согласно евангельскому повествованию, отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии "благой вести" о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа. Благовещение вошло в христианский календарь лишь в 4 в. На Русь Благовещение пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце 10 в.

Словарь церковнославянского языка

 греч. εὐαγγελισμός возвещение архангела Гавриила Деве Марии о зачатии Христа.

Словарь слов из произведений русской литературы

Благовещение, я, ср.

Весенний христианский праздник, связанный, по евангелию, с известием о предстоящем рождении Христа.

Это было в конце марта перед благовещением. // Тургенев. Довольно //*.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ.

Орфографический словарь

Благове́щение, -я

Синонимы к слову благовещение

сущ., кол-во синонимов: 3

весть, праздник

Архаизмы

Благовещение - хорошая, добрая, радостная весть

Морфемно-орфографический словарь

благ/о/ве́щ/ени/е [й/э].

Грамматический словарь

благове́щение с 7a

Этимологический словарь

благове́щение

цслав. калька греч. εὑαγγελισμός. По церквам Благовещения получили название различные русск. населенные пункты, например Благове́щенск; см. Унбегаун RES 16, 66.

Сканворды для слова благовещение

- Наступление какого праздника в Московском княжестве считали окончанием зимы?

- Известие, полученное Марией, о том, что она станет матерью Иисуса.

- Картина итальянского художника Караваджо.

- Вплоть до XVIII века на Руси наступление весны связывали с этим Великим Праздником 25 марта.

- Картина Вильяма Адольфа Бугро.

- Стихотворение Александра Блока.

- Католики, англиканцы и лютеране могут перенести вперёд этот двунадесятый праздник, если он выпадает, например, на Страстную неделю или на воскресенье, а в обычном порядке празднуют 25 марта.

- Картина Тициана.

- Картина английского художника XIX века Данте Россетти.

- Христианский праздник.

- Работа французского скульптора Этьена Фальконе.

- Религиозный праздник, отмечается 25 марта.

Полезные сервисы

благовещение пресвятой богородицы

Гуманитарный словарь

БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апр.). - двунадесятый праздник. Христ. богословие понимает Б. как начальный момент истории вочеловечения Бога, т. е. земной жизни Иисуса Христа (отсюда древнее название праздника - Зачатие Господа).

Согласно евангельскому повествованию (Лк. 1. 26-38) Б. произошло в Назарете, где архангел Гавриил сообщил Марии о рождении у нее сына Иисуса. Смущенная Мария спрашивает, как исполнение божественного обещания совместимо с соблюдением избранной ею девственности. Ангел отвечает, что Младенец будет чудесно зачат через сошествие Св. Духа без разрушения девственности будущей матери. Уяснив, что от нее зависит исполнение воли Бога, Мария отвечает согласием.

Иконография Б. - одна из центральных тем христ. иск-ва. Место Б. - почти всегда в доме Иосифа. Со временем изображения Б. наполнились символич. предметами, отображающими развитие церковного учения о Богоматери. На православных иконах - две башенки, соединенные перекинутой тканью, что символизирует достоинство Девы Марии и, возможно, связь Ветхого и Нового Завета. В католической иконографии Средневековья появляется белая лилия, указывающая на непорочную чистоту Марии; сосуд с водой символизирует ее особую очищенность для принятия Бога, горящая свеча - ее духовное горение, яблоко намекает на тайну грехопадения, преодолеваемого подвигом Богоматери. Приход архангела застает Марию либо за молитвой, либо за чтением Библии, иногда - за пряжей пурпурной завесы для Иерусалимского храма. Литургический аспект происходящего в момент Б. таинства символизирует изображение его на царских вратах православных храмов: на северной створке - архангел, на южной - Мария.

С Б. связано огромное количество примет, запретов, наставлений, философских и этических представлений и пр. Повсюду Б. воспринимается как день покоя, размышлений, в к-рый запрещается всякая работа: "Б. - самый большой у Бога праздник", "На Б. и на Пасху грешников в аду не мучают", "На Б. птица гнезда не вьет, девка косу не плетет", "На Б. на суровую пряжу не глядят (нельзя прясть), под дымом не сидят (нельзя растапливать печь)", "Кукушка без гнезда за то, что завила его на Б.".

Б. повсеместно связывалось с приходом весны: "На Б. весна зиму поборола", "Покров не лето, Б. - не зима", "Цыган на Б. шубу снимает (продает)", "Зимний путь рушится до или неделю спустя Б.". С Б. по представлению крестьян начиналось оживление природы: считалось, что бурый медведь встает из берлоги, прилетают ласточки, выходят из нор барсуки и еноты, просыпаются ежи и лесные муравьи. "На Б. хороший улов рыбы". В рамках тех же представлений и обычай отпускать на волю птиц в день Б., а также выносить пчел из омшаников. Б. - пора начинаний, переходов из одного состояния в другое, время важных перемен. В поведении, многочисл. действиях, словесных текстах, связанных с Б., четко прослеживается магия нового, начала, причем как с положительной, так и с отрицательной оценкой: "Каково Б. проведешь, таково и весь год". Нельзя на Б. надевать новую одежду - порвешь ее или испортишь (Ворон.). На Б. воры и карточные игроки испытывают судьбу: если удачно своровать или сыграть, удача обеспечена на весь год. В Забайкалье этот день - начало срока пастьбы овец. Особенно много требований и запретов связано с огнем: под Б. огней в избах всю ночь не тушат, иначе молния все повыжжет; лучше уродится лен; "С Б. огня не дуют" (утром и вечером светло); На Б. сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть; На Б. скачут через огонь, окуривают дымом одежду от зимы, от злых чар.

Все, возникшее, содеянное в Б., относящееся к нему, наделено особым качеством - положительным или отрицательным: из благовещенского яйца (снесенного на Б.) высиживается урод или калека; благовещенская зола предохраняет капусту и другие овощи от порчи, от вредителей; "благовещенскую капусту мороз не бьет"; икону Б. ставят в кадку с яровым зерном, предназнач. для посева; соль, пережженная в этот день в печи, употребляется при разных болезнях; на Б. пекут мирские (из общей муки) просфоры, их кладут в севалку, чтобы обеспечить благополучные всходы, в сусек, чтобы хлеба было больше, раскрошенную просфору примешивали в корм рабочему скоту, смешивали с медом и прикармливали пчел. Существовало убеждение, что Б. - день несчастный, располагающий к ссорам, скандалам и всяким недоразумениям; если под Б. зачат ребенок, он будет неумным, калекой, убийцей или утопленником (сиб.); беременные женщины в этот день не должны ничего резать, иначе можно своему будущему ребенку отрезать руку или ногу; "от благовещенских телят (ягнят) добра не жди" (рожд. на Б. телят и ягнят, как правило, забивали).

Приметы: каково Б., такова и Святая (Пасха); если в день Б. ветер, метель и туман - к урожайному году, дождь - родится рожь; мокрое Б. - грибное лето, мороз - под кустом овес, урожай на грузди, огурцы; на Б. гроза - к теплому лету, к урожаю орехов; ведро - к пожарам. Коли на Б. снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле; на Б. солнечный день - пшеница уродится, если звезд мало, то яиц мало будет; ночь на Б. теплая - весна ожидается дружная; Б. без ласточек - холодная весна (южные губ.); если Б. холодное - жди сорок утренних морозов; если на Б. ночь ясная - сей огурцы.

Полезные сервисы