Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брассай

Энциклопедический словарь

БРАССАЙ - БРАССА́Й (Brassai) (наст. имя и фам. Дьюла Халас) (9 сентября 1899, Брассо, Трансильвания, Австро-Венгрия - 8 июля 1984, Эз, под Ниццей, Франция), французский поэт, рисовальщик, скульптор и фотограф; по происхождению венгр. Прославился главным образом своими фотографиями ночного Парижа. Псевдоним передает французское звучание названия родного городка.

Брассай учился живописи в Париже. Работал как скульптор, художник и журналист, был знаком с Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Жоаном Миро (см. МИРО Жоан), Сальвадором Дали (см. ДАЛИ Сальвадор), а также писателем Генри Миллером (см. МИЛЛЕР Генри). Хотя в то время он и презирал фотографию, ему пришлось использовать камеру в журналистской работе, и вскоре Брассай оценил уникальные эстетические свойства фотографии.

Главной темой ранних снимков Брассая становится ночной мир парижского района Монпарнас, знаменитого в то время прибежища художников и уголовников. Эти снимки опубликованы в фотоальбоме «Ночной Париж» («Paris de nuit», 1933); среди них «Бижу в баре Пляс Пигаль» и «Проститутка». Успех пришел немедленно.

Следующий же альбом - «Парижские удовольствия» («Voluptes de Paris», 1935)принес Брассаю международное призвание.

Когда в 1940 немецкая армия вошла в Париж, Брассай перебрался на Французскую Ривьеру. Но вскоре вернулся в Париж, опасаясь, что спрятанные там негативы могут непоправимо пострадать. Во времена оккупации фотографирование на парижских улицах было запрещено, поэтому Брассай возобновляет занятия рисунком и скульптурой, начинает писать стихи. После войны его рисунки были воспроизведены в книге «Тридцать рисунков» («Trente dessins», 1946) вместе со стихами французского поэта Жака Превера (см. ПРЕВЕР Жак). В 1945 он возобновляет свою работу фотографа. В 1947 изготавливает во много раз увеличенные снимки тускло освещенных парижских улиц - они призваны служить задником к балету Превера «Рандеву». Во многих послевоенных фотографиях Брассай развиваются сюжеты и техника его ранних работ. Но такие снимки, как «Экзотический сад в Монако» (1946) или «Белый зонтик на Ривьере» (1948), демонстрируют расширение круга сюжетов наряду с новаторскими композиционными приемами.

В отличие от большинства фотографов-документалистов, Брассай предпочитает динамике статику, что наглядно видно, например, в его работе «Святая неделя. Севилья» - фотографии из альбома «Праздничная Севилья» («Seville en fete», 1954). Вместе с тем он насыщает даже самые безжизненные сюжеты, такие, как граффити (см. ГРАФФИТИ), теплотой человеческого присутствия. Альбом «Тайный Париж 30-х годов» был издан в 1976; «Художники в моей жизни» - альбом фотографических и словесных портретов знаменитых художников, торговцев картинами и друзей, вышел в 1982.

Энциклопедия Кольера

БРАССАЙ (Brassa)

(1899-1984), псевдоним Дьюлы Халаша (Gyula Halsz), венгерского фотографа, известного своими снимками парижских кафе, танцевальных площадок, публичных домов и уличной жизни 1930-х годов. Эти же сюжеты использовали Мане, Дега и Тулуз-Лотрек, поэтому творчество Брассаи можно рассматривать как продолжение их традиции. Так же, как его друга, соотечественника и учителя Андре Кертеса, Брассаи привлекала человечность этих сцен. Среди его работ следует отметить замечательные портреты художников Миро и Пикассо в интерьерах их мастерских. Брассаи родился 9 сентября 1899 в Брассо (Венгрия, ныне Брашов в Румынии); учился живописи в Будапеште, затем в Академии художеств в Берлине, где познакомился с Василием Кандинским и представителями немецкого авангарда. В 1923 переехал в Париж и стал журналистом. Начал заниматься фотографией только в 1930, под руководством Андре Кертеса, с которым познакомился в Париже однажды ночью на Понт-Неф, когда тот настраивал свой аппарат для ночных съемок. Из первых фотографий Брассаи около 60 опубликованы в альбоме Ночной Париж (1933). Следует отметить также альбомы Праздничная Севилья (1954) и Граффити (1961), где собраны фотографии надписей и рисунков на стенах в окрестностях Парижа. В 1966 была опубликована автобиография Брассаи Пикассо и компания. Умер Брассаи близ Ниццы 8 июля 1984.

Полезные сервисы

брассай (brassai)

Большой энциклопедический словарь

БРАССАЙ (Brassai) (наст. имя и фам. Дьюла Халас) (1899-1984) - французский фотограф венгерского происхождения. Приехал в Париж в 1923, где работал фоторепортером. Наиболее известна серия фотографий жизни ночного Парижа ("Бижу на Монмартре", 1933).

Полезные сервисы