Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

братства

Энциклопедический словарь

Бра́тства - национально-религиозные и просветительские общественные организации XV-XVIII вв. при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии (Львовская, основана 1586; Киевская, 1615; Луцкая, 1624, и др.). Боролись против принудительного окатоличивания православного населения. По структуре напоминали городские цехи, имели уставы. Открывали школы, типографии, коллегиумы.

* * *

БРАТСТВА - БРА́ТСТВА, национально-религиозные общественные организации 15-18 веков, действовавшие при православных церквах Белоруссии, Украины, а также Литвы и Чехии. Братства боролись против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения.

Старейшие братства были созданы в 15 веке во Львове и Вильно. Их деятельность с течением времени усиливалась или затихала, но с конца 16 века братства распространились по многим городам Речи Посполитой: в 1586 вновь стало действовать братство во Львове, в 1589 - в Каменец-Подольске и Рогатине, в 1590 - в Могилеве, в 1591 - в Бресте, в 1592 - в Перемышле, в 1615 - в Киеве, в 1624 - Луцкая. По своей структуре братства напоминали городские средневековые цехи, имели уставы. Деятельность братств базировалась на демократической основе, они боролись за право ставропигии, то есть за независимость от местного духовного начальства. Помимо горожан в братства входили представители духовенства, шляхты, крестьянства. В 1620 в Киево-Богоявленское братство вписалось все запорожское войско во главе с гетманом Петром Сагайдачным (см. САГАЙДАЧНЫЙ Петр Кононович) .

Важнейшей стороной деятельности братств стало противодействие иезуитской (см. ИЕЗУИТЫ) пропаганде, распространению католицизма и униатства, борьба за национально-культурную самостоятельность Украины и Белоруссии. Братства вели культурно-просветительскую деятельность: открывали братские школы, типографии, поддерживали связи с православными Россией, Молдавией, южными славянами. Вокруг братских школ концентрировались культурно-просветительские силы восточно-славянского православия. На базе киевской братской школы в 1632 была создана Киево-Могилянская коллегия (см. КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ) (позднее академия). В братских школах начинали свое образование многие писатели, ученые, деятели культуры, политики, просвещения, книгопечатания, искусств (Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захарий Копыстенский, Епифаний Славинецкий).

Начиная со второй половины 17 века общественно-политическое значение братств ослабевает, они в большей степени попадают под влияние духовенства и их роль ограничивается религиозно-бытовой стороной жизни общины. К 19 веку братства уже не занимались общественно-политической и культурной деятельностью и сохранялись по традиции при некоторых городских и сельских церквах. В конце 19 - начале 20 веков, благодаря инициативе некоторых церковных иерархов, происходит оживление деятельности братств, которая, впрочем, ограничивалась чисто религиозной стороной.

Большой энциклопедический словарь

БРАТСТВА - национально-религиозные и просветительные общественные организации 15-18 вв. при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии (Львовская, основана 1586; Киевская, 1615; Луцкая, 1624, и др.). Боролись против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения. По структуре напоминали городские цехи, имели уставы. Открывали школы, типографии, коллегиумы.

Полезные сервисы

братства церковные

Гуманитарный словарь

БРА́ТСТВА ЦЕРКО́ВНЫЕ - нац.-религ. орг-ции. Вопрос о происхождении Б. Ц. слабо разработан. Уже первые монахи являли собою союзы "братьев во Христе", позднее эти союзы стали обнимать неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими к монастырской братии (как духовными, так и светскими). Деятельность этих братств была обращена на церк. нужды. В Древней Руси известны "братчины" и "медовые братства", возникшие вскоре после принятия христианства. Первые сведения о Б. Ц. (братчинах) датированы 1159, когда, согласно Ипатьевской летописи, жители Полоцка пригласили своего кн. Ростислава на Петров день на братчину. Судная Псковская грамота и нек-рые грамоты моск. князей доносят сведения о существовании подобных Б. Ц. в Новгороде, Пскове, на сев.-вост. России. Находясь под охраной княж. и великокняж. власти, братчины получили широкое распространение, особенно в сев. и сев.-вост. части страны. В зап. Руси при храмах также существовали церк. союзы. Возможность (на основе Магдебургского права) выработать уставы своих Б. Ц. для осуществления церковно-устроит., благотворит. и религиозно-просветит. целей позволила православным жителям (принадлежавшим к торг.-ремесл. сословию) городов, находившихся под властью Польши и Литвы, создать и укрепить Б. Ц. прежде всего в таких крупных центрах, как Вильна и Львов (15 в.), Витебск, Мстиславль, Минск (16 в.) и др. Одной из гл. целей Б. Ц. стала борьба с католицизмом, стремившимся подчинить себе правосл. население зап.-рус. областей. Значит. внимание Б. Ц. уделяли просвещению, сохранению культурных ценностей народа (см. Братские школы). С кон. 17 в. обстоятельства, вызвавшие энергичную деятельность Б. Ц., стали терять прежнюю остроту, Б. Ц. приходили в упадок. В 18 в. закрыто Львовское Б. Ц., в кон. 18 в. - Виленское и Луцкое. Незначит. Б. Ц. сохранились в местечках зап. областей Белоруссии и Украины.

Восстановление Б. Ц. приходится на время "великих реформ" Александра II: 8 мая 1864 император утвердил осн. правила для учреждения православных Б. Ц. Необходимость их воссоздания была вызвана как усиливавшейся католич. пропагандой в зап. частях Рос. империи (особенно в Царстве Польском), так и ростом атеистич. пропаганды, падением авторитета священнослужителей. Б. Ц. осуществляли религиозно-просветит., миссионерскую, благотворит. и церковно-благоустроит. деятельность. К 1893 существовало 159 Б. Ц., в к-рых состояло ок. 38 тыс. членов. Перед рев-цией 1917 число Б. Ц. достигло 711. В нач. 20 в. для решения местных нужд стали созываться т. н. Братские съезды (первый проходил в авг. 1908 в Могилеве). Б. Ц. подчинялись церк. власти, привлекавшей их, среди прочего, к попечению в церк. школах (1906). Одна из гл. задач Б. Ц. перед рев-цией - содействие оживлению приходской жизни, борьба с пьянством и хулиганством, просвещение "простого народа" с целью укрепления православно-религ. сознания населения страны. В сер. 1920-х деятельность Б. Ц. запрещена. С кон. 1980-х гг. наметилась тенденция к восстановлению традиций и возобновлению деятельности правосл. Б. Ц.

Полезные сервисы