Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бухгалтер

Толковый словарь

м.

1. Специалист в области бухгалтерии [бухгалтерия 1.], ведущий денежную и коммерческую отчётность на предприятиях, в учреждениях и т.п.

2. Работник бухгалтерии [бухгалтерия 2.].

БУХГА́ЛТЕР - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? бухга́лтера, кому? бухга́лтеру, (вижу) кого? бухга́лтера, кем? бухга́лтером, о ком? о бухга́лтере; мн. кто? бухга́лтеры, (нет) кого? бухга́лтеров, кому? бухга́лтерам, (вижу) кого? бухга́лтеров, кем? бухга́лтерами, о ком? о бухга́лтерах

Бухгалтер - специалист по составлению отчётности о расходе и приходе финансовых средств и материальных ценностей в какой-либо организации.

Работать главным бухгалтером.

Толковый словарь Ушакова

БУХГА́ЛТЕР, бухгалтера, мн. бухгалтеры (бухгалтера прост.), муж. (нем. Buchhalter, букв. держатель книги). Счетовод, ведущий денежную и коммерческую отчетность.

|| Должность главного счетовода.

Толковый словарь Ожегова

БУХГА́ЛТЕР [уhа ], -а, муж. Специалист по бухгалтерии (в 1 знач.); работник бухгалтерии (во 2 знач.). Главный б.

| жен. бухгалтерша, -и (о работнике бухгалтерии; разг.).

| прил. бухгалтерский, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

БУХГАЛТЕР - муж., нем. счетчик, счетовод, кто приставлен для ведения счетных книг; бухгалтерша, жена его; бухгалтеров, принадлежащий ему; бухгалтерский, относящийся до звания, должности этой; бухгалтерия жен. счетоводство, отчетность, уменье вести счетные книги в порядке.

Словарь существительных

БУХГА́ЛТЕР, -а, м

Человек, являющийся специалистом по бухгалтерскому учету, а также работающий в бухгалтерии - специальном отделе предприятия, ведающем бухгалтерскими операциями.

// ж Разг. бухга́лтерша, -и.

Двадцать лет он [Чернецов] прожил в Париже, работал бухгалтером в банке (В. Гроссман).

Энциклопедический словарь

БУХГА́ЛТЕР [уха́], -а; мн. бухга́лтеры, -ов; (разг.) бухгалтера́, -о́в; м. [нем. Buchhalter] Специалист по бухгалтерии (1 зн.); работник бухгалтерии (2 зн.). Старший, главный б.

Бухга́лтерша, -и; ж. Б. в отпуске. Разг. Бухга́лтерский (см.).

Академический словарь

-а, м.

Специалист по бухгалтерии (в 1 знач.), ведущий денежную и коммерческую отчетность.

[нем. Buchhalter]

Орфографический словарь

бухга́лтер, -а

Словарь ударений

бухга́лтер, -а; мн. -ы, -ов [буhа; нетэ]

Á сущ см. Приложение II

бухга́лтера

мн.

бухга́лтеры

бухга́лтеров

"Узелок на память":

Вы не сделаете ошибку в ударении, если, склоняя слово бухга́лтер, будете мысленно ориентироваться на слово учётчик: учётчики - бухга́лтеры, учётчиков - бухга́лтеров и т. д. Во всех формах обоих существительных ударение падает на второй слог.

Трудности произношения и ударения

бухга́лтер, бухгалте́рия; мн. бухга́лтеры и допустимо (в устной речи) бухгалтера́. Неправильно произношение [бухга́лтэр], [бухгалтэ́рия].

Формы слов для слова бухгалтер

бухга́лтер, бухга́лтеры, бухга́лтера, бухга́лтеров, бухга́лтеру, бухга́лтерам, бухга́лтером, бухга́лтерами, бухга́лтере, бухга́лтерах

Синонимы к слову бухгалтер

счетовод, главбух

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: счетовод

Морфемно-орфографический словарь

бухга́лтер/.

Грамматический словарь

бухга́лтер мо 1a

Этимология

Заимствовано в петровские времена из немецкого (Buchhalter), где это сложное слово составлено из частей: Buch - "книга" и Halter - "держатель". Бухгалтер - это тот, кто держит книгу, кто отвечает за ее ведение.

Этимологический словарь русского языка

Из нем. яз. в нач. XVIII в. Нем. Buchhalter - сложение слов Buch - «книга» и Halter - «держатель».

Этимологический словарь

бухга́лтер

со времени Петра I; см. Смирнов 68. Заимств. из нем. Buchhalter.

Бухгалтер - жители Германии славятся любовью к порядку. Потому вполне естественно, что слово бухгалтер - немецкое. Давайте переведем его: «buch» - «книга», «halten» - «держать в порядке». Бухгалтер - тот, кто содержит в порядке приходно-расходные книги.

История слов

Словарь иностранных слов

БУХГАЛТЕР (этим. см. предыд. сл.). Лицо, ведущее книги по общим правилам коммерческого счетоводства.

Сканворды для слова бухгалтер

- Милый финансист, воспетый Апиной.

- Специалист по учёту денежных средств.

- Начальник кассира.

- Специалист по учёту, денежной и коммерческой отчётности.

- Профессия комичного киногероя Уго Фантоцци.

- Назовите профессию человека, вынужденного каждый свой рабочий день писать только о том, что он кому-то верит, и что он кому-то должен?

Полезные сервисы

бухгалтер-менеджер

Слитно. Раздельно. Через дефис

бухга/лтер-ме/неджер, бухга/лтера-ме/неджера

Полезные сервисы

бухгалтер-расчётчик

Синонимы к слову бухгалтер-расчётчик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

бухгалтер-расчетчик

Синонимы к слову бухгалтер-расчетчик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

бухгалтерия

Толковый словарь

ж.

1. Теория и практика ведения бухгалтерского учёта.

отт. разг. Учёт доходов и расходов.

2. Отдел на предприятии или в учреждении, осуществляющий бухгалтерский учёт и ведущий бухгалтерскую отчётность.

отт. Помещение, занимаемое таким отделом.

БУХГАЛТЕ́РИЯ - сущ., ж., употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? бухгалте́рии, чему? бухгалте́рии, (вижу) что? бухгалте́рию, чем? бухгалте́рией, о чём? о бухгалте́рии; мн. что? бухгалте́рии, (нет) чего? бухгалте́рий, чему? бухгалте́риям, (вижу) что? бухгалте́рии, чем? бухгалте́риями, о чём? о бухгалте́риях

1. Бухгалтерия - это теория и практика составления отчётности о приходе и расходе финансовых средств и материальных ценностей на предприятии, в учреждении и т. п.

Вести бухгалтерию. | Я совсем не разбираюсь в бухгалтерии.

2. Двойной (чёрной) бухгалтерией называют составление двух видов отчётности: одной, фиктивной, - для налоговой инспекции, другой, настоящей, - для внутреннего использования.

Здесь процветают повальное уклонение от налогов, двойная бухгалтерия на предприятиях, левые доходы.

3. Бухгалтерией называют особый отдел в учреждении, на предприятии и т. п., который занимается составлением финансовой и хозяйственной отчётности.

Сходить в бухгалтерию. | Его взяли в бухгалтерию.

бухга́лтерский прил.

Бухгалтерский учёт. | Бухгалтерские книги.

Толковый словарь Ушакова

БУХГАЛТЕ́РИЯ, бухгалтерии, мн. нет, жен. Теория и практика бухгалтерского дела. Итальянская бухгалтерия, двойная бухгалтерия (особые системы бухгалтерии).

• Двойная бухгалтерия (ирон.) - перен. двойственный, лживый образ действий.

Толковый словарь Ожегова

БУХГАЛТЕ́РИЯ [уhа ], -и, жен.

1. Теория и практика счетоводства и документального хозяйственного учёта денежных средств. Двойная б. (метод учёта, при к-ром операции записываются дважды в разных книгах; также перен.: о двурушническом поведении; разг.).

2. Отдел предприятия, учреждения, осуществляющий документальный хозяйственный учёт денежных средств.

| прил. бухгалтерский, -ая, -ое (к 1 знач.). Б. учёт.

Популярный словарь

Бухгалтерия

[буха], -и, ж.

1) только ед. Теория и практика ведения бухгалтерского учета.

Обучаться бухгалтерии.

2) разг. Учет доходов и расходов.

Домашняя бухгалтерия.

3) Отдел на предприятии или в учреждении, осуществляющий бухгалтерский учет и ведущий бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерия института.

4) Помещение, занимаемое таким отделом.

Зайти в бухгалтерию.

Родственные слова:

бухга́лтер, бухга́лтерша разг., бухга́лтерский

Этимология:

От немецкого Buchhalterie (← Buchhalter ← Buch ‘книга’ и Halter ‘держатель’).

Культура речи:

В слове бухгалтерия ударный слог [те́] не имеет произносительных вариантов в пределах литературной нормы.

Двойна́я бухгалте́рия - 1) проведение денежных операций двойным способом с целью сокрытия части средств; 2) о лицемерных, двурушнических действиях кого-л.

Словарь существительных

БУХГАЛТЕ́РИЯ, -и, ж

Совокупность теории и практики учета денежных средств и материальных ценностей с соблюдением определенных правил и форм документации.

Учащиеся экономического техникума изучают бухгалтерию.

БУХГАЛТЕ́РИЯ, -и, ж

Отдел учреждения, предприятия, выполняющий бухгалтерские операции, осуществляющий документальный учет денежных средств и материальных ценностей.

Закончив учебу в институте, Татьяна устроилась на работу в бухгалтерию ковроткацкой фабрики.

Энциклопедический словарь

БУХГАЛТЕ́РИЯ [уха], -и; ж.

1. [от нем. Buch - книга и halten - держать] Теория и практика счетоводства и документального учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений. Обучаться бухгалтерии. // Разг. Учёт доходов и расходов. Вести чью-л. бухгалтерию. По субботам занимался домашней бухгалтерией.

2. Отдел на предприятии, в учреждении, осуществляющий документальный учёт его финансово-хозяйственной деятельности; помещение, занимаемое таким отделом. Б. университета, завода. Работать в бухгалтерии. Получить в бухгалтерии зарплату.

◊ Двойная бухгалте́рия. 1. Метод учёта по приходу и расходу предприятия, при котором учётные операции записываются два раза в разных книгах. -2. О лицемерных, двурушнических действиях кого-л.

* * *

бухгалте́рия (от нем. Buch - книга и halten - держать), 1) ведение бухгалтерского учёта. 2) Структурное подразделение предприятий и организаций, осуществляющее бухгалтерский учёт.

* * *

БУХГАЛТЕРИЯ - БУХГАЛТЕ́РИЯ (от нем. Buch - книга и halten - держать),

1) ведение бухгалтерского учета.

2) Структурное подразделение предприятий и организаций, осуществляющее бухгалтерский учет (см. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ).

Большой энциклопедический словарь

БУХГАЛТЕРИЯ (от нем. Buch - книга и halten - держать) - 1) ведение бухгалтерского учета

2)] Структурное подразделение предприятий и организаций, осуществляющее бухгалтерский учет.

Академический словарь

-и, ж.

1. Теория и практика учета хозяйственных операций в продуктах производства и в денежном выражении; счетоводство.

2. Счетный отдел на предприятии, в учреждении.

Поговорки

Двойная бухгалтерия. 1. Спец. Метод учета по приходу и расходу предприятия, при котором учетные операции записываются два раза в разных книгах. 2. Разг. Шутл.-ирон. О лицемерных, двурушнических действиях кого-л. БТС, 106.

Орфографический словарь

бухгалте́рия, -и

Трудности произношения и ударения

бухга́лтер, бухгалте́рия; мн. бухга́лтеры и допустимо (в устной речи) бухгалтера́. Неправильно произношение [бухга́лтэр], [бухгалтэ́рия].

Формы слов для слова бухгалтерия

бухгалте́рия, бухгалте́рии, бухгалте́рий, бухгалте́риям, бухгалте́рию, бухгалте́рией, бухгалте́риею, бухгалте́риями, бухгалте́риях

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: счетоводство

Идеография

финансы

организация (сообщество)

бухгалтерия - финансовая система предприятий; учет финансовых средств предприятий.

бухгалтер. бухгалтерский.

смета - план расходов и доходов.

сметчик.

баланс. контрбаланс.

гроссбух.

фолио.

актив - все, что имеет денежную стоимость и является собственностью фирмы.

пассив - денежное обязательство, задолженность владельца.

Морфемно-орфографический словарь

бухгалте́р/и/я [й/а].

Грамматический словарь

бухгалте́рия ж 7a

Словарь иностранных слов

БУХГАЛТЕРИЯ (нем. Buchhalterei, от нем. Buch - книга, и halter - держать). Счетоводство, ведение книг по известным правилам.

Сканворды для слова бухгалтерия

- Офис счетоводов фирмы.

- Составители зарплатной ведомости.

- Счётный отдел предприятия, фирмы.

- Финотдел.

- Какая отрасль учитывает денежные миграции?

Полезные сервисы

бухгалтерская книга

Синонимы к слову бухгалтерская книга

счётная книга

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: счетная книга

Полезные сервисы

бухгалтерская отчётность

Энциклопедический словарь

Бухга́лтерская отчётность - система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчётный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учёта.

* * *

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - БУХГА́ЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчетный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учета.

Полезные сервисы

бухгалтерская отчетность

Большой энциклопедический словарь

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность предприятия (организации, учреждения) за отчетный период (месяц, квартал, год); составляется по данным бухгалтерского учета.

Полезные сервисы

бухгалтерски

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят.

1. Так, как характерно для бухгалтеров [бухгалтер 1.].

2. С точки зрения бухгалтеров [бухгалтер 1.].

Полезные сервисы

бухгалтерские операции

Идеография

математическая операция

относительно, денежная сумма

расход.

приходо - расходный.

начисление. начислить.

начет. начесть.

отчисление. отчислить (# сто рублей).

удержание. удержать.

сторно. сторнировать.

рекапитуляция.

списание. списать (# устаревшее оборудование).

контировка.

ажур.

сводить дебет с кредитом.

Полезные сервисы

бухгалтерский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. бухгалтерия, бухгалтер, связанный с ними

2. Свойственный бухгалтеру, характерный для него.

Толковый словарь Ушакова

БУХГА́ЛТЕРСКИЙ, бухгалтерская, бухгалтерское. прил. к бухгалтер и к бухгалтерия.

Толковый словарь Ожегова

БУХГА́ЛТЕР [уhа́], -а, м. Специалист по бухгалтерии (в 1 знач.); работник бухгалтерии (во 2 знач.). Главный б.

Энциклопедический словарь

БУХГА́ЛТЕРСКИЙ -ая, -ое. к Бухга́лтер и Бухгалте́рия. Б-ие книги. Б. учёт. Б-ая отчётность, документация. Подсчитать с бухгалтерской точностью (очень точно).

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к бухгалтерия, к бухгалтер.

Бухгалтерские книги. Бухгалтерский учет.

Орфографический словарь

бухга́лтерский

Формы слов для слова бухгалтерский

бухга́лтерский, бухга́лтерская, бухга́лтерское, бухга́лтерские, бухга́лтерского, бухга́лтерской, бухга́лтерских, бухга́лтерскому, бухга́лтерским, бухга́лтерскую, бухга́лтерскою, бухга́лтерскими, бухга́лтерском, бухга́лтерск, бухга́лтерска, бухга́лтерско, бухга́лтерски

Синонимы к слову бухгалтерский

прил., кол-во синонимов: 2

счетоводный, счетоводческий

Морфемно-орфографический словарь

бухга́лтер/ск/ий.

Грамматический словарь

бухга́лтерский п 3a✕~

Полезные сервисы

бухгалтерский баланс

Синонимы к слову бухгалтерский баланс

балансовый отчёт, баланс

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: балансовый отчет, баланс

Полезные сервисы

бухгалтерский отчёт

Синонимы к слову бухгалтерский отчёт

счёт, (финансовый, статистический) отчёт

Полезные сервисы

бухгалтерский отчет

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: счет, финансовый отчет, статистический отчет

Полезные сервисы

бухгалтерский счет

Идеография

дебет - запись в бухгалтерском счете о сокращении актива (на левой стороне счета).

дебитор. дебетовать.

кредит - запись в бухгалтерском счете об увеличении актива (на правой стороне счета).

кредитовать.

сальдо - разность между дебетом и кредитом.

сальдировать.

счетоводство. счетовод.

Полезные сервисы

бухгалтерский учёт

Энциклопедический словарь

Бухга́лтерский учёт - один из видов хозяйственного учёта; основанное на документах непрерывное взаимосвязанное отражение средств и хозяйственных операций в денежной форме. При бухгалтерском учёте используются баланс бухгалтерский, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, отчётность. Бухгалтерский учёт ведётся по единым правилам и формам, что позволяет затем обобщать его данные с помощью статистики.

* * *

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - БУХГА́ЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, один из видов учета, а также система деятельности, направленная на измерение, обработку и передачу финансовой информации.

Основной целью бухгалтерского учета является оперативное обеспечение внешних и внутренних пользователей достоверной информацией о деятельности фирмы (см. ФИРМА). Внешним пользователям (инвесторы, (см. ИНВЕСТОР) кредиторы, налоговые и другие государственные органы, держатели акций (см. ДУХОВНЫ Девид) компании) информация предоставляется в виде годового отчета фирмы. Внутренними пользователями являются менеджеры (см. МЕНЕДЖЕРЫ) фирмы всех уровней, которым бухгалтерский учет позволяет получить информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет оперирует только той информацией, которая может быть представлена в денежном выражении, то есть операции и все активы (см. АКТИВ) и пассивы (см. ПАССИВ) фирмы учитываются по своей стоимости.

Бухгалтерская отчетность составляется с определенной периодичностью. В Российской Федерации это календарный год (с 1 января по 31 декабря), в международной практике финансовым годом может называться любой период сроком 12 месяцев.

Основным инструментом бухгалтерского учета являются счета, отражающие денежную стоимость различных активов и пассивов. Каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах: одна запись обозначает выбытие определенной денежной суммы, а вторая - добавление (приход) этой же суммы (в другом месте или другому владельцу). Такая система регистрации операций получила название двойной записи (впервые ее применил итальянский математик Лука Пачоли (см. ПАЧОЛИ Лука)).

Итоговая таблица, объединяющая все счета фирмы, представляет собой бухгалтерский баланс. (см. БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ) Кроме баланса, обязательным документом является также отчет о прибылях и убытках. На основе собранных данных рассчитываются все показатели, характеризующие финансовое состояние фирмы, эффективность ее деятельности, ликвидность и платежеспособность.

В США, Великобритании, Нидерландах используется «англо-саксонская» модель учета, которая ориентирована на нужды инвесторов и кредиторов фирмы. С технической точки зрения она наиболее либеральна - каждая фирма формирует план счетов самостоятельно, отсутствует единая утвержденная нумерация счетов. Вместе с тем, существуют общие требования к организации бухгалтерского учета, описываемые системой «общепринятых принципов бухгалтерского учета» (generally accepted accounting principles - GAAP). Такие требования вырабатываются профессиональными ассоциациями бухгалтеров.

Во Франции, Германии, Японии и некоторых др. странах применяется «континентальная модель», ориентированная на нужды налоговых органов. Она более формализована, поскольку опирается на единый утвержденный государством план счетов.

В странах с высокими темпами инфляции используется «латиноамериканская модель», для которой характерна постоянная корректировка показателей на темпы инфляции.

«Исламская модель» адаптирована к требованиям шариата. (см. ШАРИАТ) Например, в исламской модели бухгалтерского учета не существует термина дивиденды (см. ДИВИДЕНД), поскольку ислам запрещает такого рода доходы (равно как и выплату процентов за кредит).

Российская модель ведения бухгалтерского учета по своим принципам ближе всего к континентальной, однако российская практика учета существенно отличается от любой из используемых в мире. Это обусловлено тем, что изначально она формировалась для функционирования в условиях плановой экономики. Российская система бухгалтерского учета подвергается реформированию с целью ее приближения к принципам GAAP.

-----------------------------------

«Бухга́лтерский учёт» - ежемесячный научно-теоретический и практический журнал, с 1937 (в 1941-45 не выходил), Москва. Учредители (1998) - Министерство финансов Российской Федерации и издательство «Бухгалтерский учёт». Приложение - журнал «Бухгалтерия и банки», серия «Библиотека журнала "Бухгалтерский учёт"».

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Бухгалтерский учет

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, основанное на документах непрерывное, взаимосвязанное отражение средств и хозяйственных операций в денежной форме. Глав итоговый документ бухгалтерского учета - баланс бухгалтерский.

Полезные сервисы

бухгалтерский учет

Большой энциклопедический словарь

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - один из видов хозяйственного учета; основанное на документах непрерывное взаимосвязанное отражение средств и хозяйственных операций в денежной форме. При бухгалтерском учете используются баланс бухгалтерский, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, отчетность. Бухгалтерский учет ведется по единым правилам и формам, что позволяет затем обобщать его данные с помощью статистики.

Энциклопедия Кольера

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - непрерывное фиксирование и анализ данных, позволяющих получить количественную экономическую информацию о деятельности предпринимательских и иных организаций. Люди, принимающие решения в самой организации и вне ее, пользуются подобной информацией для оценки деятельности организации, эффективности использования ресурсов и перспектив поступлений и платежей. Бухгалтерская информация необходима для принятия бесчисленного множества самых разнообразных решений. Менеджеры на основе такой информации оценивают и контролируют текущую деятельность предприятий, разрабатывают стратегические планы, взвешивают производственные программы и сопоставляют альтернативные цены. Оценивая возможности капиталовложений и кредитования, инвесторы и кредиторы также полагаются на информацию, содержащуюся в финансовой отчетности. Наконец, бухгалтерская информация используется различными регулирующими органами и прочими государственными учреждениями при осуществлении ими контроля над текущей деятельностью организаций и начислении налогов.

ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Практика бухгалтерского учета может быть прослежена с давних времен; удалось найти "бухгалтерские книги", относящиеся к 3500 до н.э. В Вавилонии и Шумере писцы отвечали за учет торговых операций, записывая детали сделок на глиняных табличках. Хотя изобретение бумаги и переход к товарно-денежному хозяйству существенно облегчили запись операций, практика бухгалтерского учета в Средние века почти не претерпела изменений. При взимании налогов и сборов и в управлении поместьями в эпоху феодализма применялись различные методы учета. Кроме того, хозяйственная отчетность по поместью периодически просматривалась господином или специально назначенным им человеком, что привело к развитию практики ревизорских проверок как метода контроля над деятельностью управляющих поместьями. Главными задачами бухгалтерского учета являлись обеспечение сохранности и регулярная сверка активов. Никаких попыток измерить доход или подсчитать эффективность производительного использования активов не предпринималось. Поворотным пунктом в развитии бухгалтерского учета историки считают изобретение метода двойной записи. Старейшие документы, свидетельствующие о широком использовании в бухгалтерском учете метода двойной записи, относятся к 1340 и были составлены казначеями Генуи. Сам метод был подробно описан в 1494 итальянским ученым Лукой Пачоли (Luca Pacioli), которого часто называют отцом бухгалтерского учета с двойной записью. Вся система двойной записи исходит из простого уравнения, в соответствии с которым активы (экономические ресурсы) (А) организации равны сумме ее обязательств (долгов) (O) и собственного капитала владельцев (K), т.е. A = O + K. Уравнение показывает, что ресурсы предприятия поступают из двух источников: от кредиторов и от владельцев предприятия. Если представить данное уравнение в форме K = A - O, оно покажет, что доля владельцев в капитале предприятия равна активам предприятия за вычетом требований на эти активы. Поэтому принято говорить, что владелец имеет "остаточную долю" в активах предприятия. Метод бухгалтерского учета с двойной записью исходит из того, что для сохранения бухгалтерской сбалансированности необходимо, чтобы изменения в каком-либо одном элементе компенсировались равным изменением в другом элементе (или равным и противоположным изменением в том же самом элементе). У подобного метода имеются два достоинства. Во-первых, он дает возможность проверить правильность учета, так как после каждой бухгалтерской записи баланс между активами и пассивами должен сохраняться. Во-вторых, и это более важно, раздельная запись доходов и расходов как временных элементов, изменяющих в течение какого-то периода собственный капитал владельцев предприятия, позволяет установить величину прибыли или убытка за данный период. Таким образом, роль бухгалтерского учета перестала сводиться только к обеспечению сохранности и сверке активов, доверенных агенту. Бухгалтерский учет стал средством определения эффективности экономической деятельности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ КНИГ

Между бухгалтерским учетом и ведением бухгалтерских книг имеется существенное различие. Под ведением бухгалтерских книг обычно понимается фактический процесс регистрации деловых операций - вручную или с применением компьютерных систем. Бухгалтерский учет - гораздо более сложная функция, осуществление которой требует как основательной специальной подготовки, так и умения делать профессиональные оценки. Бухгалтерский учет охватывает все аспекты обеспечения информацией, начиная с разработки системы сбора данных и заканчивая анализом и интерпретацией полученных результатов.

ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Бухгалтерский учет можно разделить на несколько видов, каждый из которых требует специальных знаний и регулируется особыми правилами, а занимающиеся им люди объединены в особые профессиональные ассоциации. Такими разновидностями являются: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет, 3) налоговый учет и 4) аудит. Из них наибольшее значение имеет финансовый учет, так как все прочие виды бухгалтерской деятельности исходят из принципов и понятий, применяемых в финансовом учете. Финансовый учет призван снабжать информацией внешние по отношению к предприятию заинтересованные стороны. В число тех, кто пользуется данными финансового учета, входят реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, государственные учреждения, служащие и конкуренты. В связи с тем, что полученная с помощью финансового учета информация предназначена людям, не имеющим доступа к подробным сведениям о ресурсах и операциях предприятия, в практике финансового учета действуют некоторые основополагающие принципы и правила, гарантирующие объективность, проверяемость и беспристрастность. Результаты учета доводятся до пользователей в форме основного финансового отчета, который обычно является частью годового отчета предприятия перед акционерами и нередко дополняется докладом президента компании, управленческим анализом деятельности и перспектив предприятия и отчетом об аудиторской проверке финансовой деятельности. Финансовый отчет обычно включает: 1) бухгалтерский баланс, 2) счет прибылей и убытков, 3) счет движения денежных средств. Каждый элемент по-разному отражает функционирование и финансовое состояние организации. Изучение их в комплексе и с учетом примечаний, которые обычно сопровождают отчеты и дополняют представленную в них информацию, позволяет извлечь сведения, помогающие заинтересованным лицам оценить финансовое положение и результаты работы предприятия. Для облегчения сопоставлений наряду с информацией текущего года в отчетах должны быть представлены данные за прошлый год. Открытые акционерные компании обязаны представлять счета прибылей и убытков и счет движения средств за текущий и два предшествующих года и баланс за текущий и предшествующий годы. Баланс содержит информацию об объеме и структуре активов, пассивов и капитала компании на определенный момент времени. Как правило, активы упорядочиваются по степени их ликвидности и разбиваются на две категории - текущие (оборотные) и основные. К текущим активам относятся те ресурсы, которые должны быть обращены в деньги или полностью потреблены в течение следующего отчетного периода. Пассивы (обязательства) обычно группируются по срокам их оплаты и также делятся на две категории - текущие и долгосрочные. Предполагается, что текущие обязательства будут оплачены до окончания предстоящего отчетного периода. Структура капитала зависит от типа предпринимательской организации. Единоличные предприятия и товарищества фиксируют в балансе капитал владельцев. Собственный капитал корпораций обычно складывается из двух основных компонентов: вложенного, или оплаченного, акционерного капитала - суммы, поступившей от реализации акций; и нераспределенной прибыли, т.е. совокупной накопленной прибыли, полученной предприятием за все время его существования, за вычетом суммы дивидендов, распределенных среди акционеров. Счет прибылей и убытков подытоживает результаты основной хозяйственной деятельности организации за определенный период времени. В нем приводятся данные о доходах, расходах, прибылях и убытках, на основе которых рассчитывается чистая прибыль (или убыток) за отчетный период. К доходам относят увеличение стоимости активов или снижение стоимости обязательств в результате осуществления поставок или производства товаров, предоставления услуг либо иных действий, которые входят в основную хозяйственную деятельность организации. Под расходами соответственно понимают снижение стоимости активов или рост стоимости обязательств в результате этой деятельности. Прибылями и убытками называют изменения в стоимости активов и обязательств, вызванные операциями и событиями, выходящими за рамки основной хозяйственной деятельности организации. Представленная в счете прибылей и убытков информация предназначена не только для оценки прошлой деятельности предприятия, но и для прогнозирования будущих ее результатов. Счет движения денежных средств призван служить двум целям. Главная задача заключается в объяснении причин увеличения или уменьшения суммы денежных средств предприятия за определенный период времени. Для решения этой задачи указываются основные источники поступления средств и статьи их расходования с указанием соответствующих сумм за отчетный период. Конкретные поступления и платежи отнесены к различным категориям, в зависимости от того, связаны ли они с основной хозяйственной, инвестиционной или финансовой деятельностью, и благодаря этому счет служит своей второй цели - он дает возможность судить о воздействии каждого из направлений деятельности на движение денежных средств предприятия. Соответственно, счет позволяет оценить ликвидность и платежеспособность предприятия, а также его способность покрывать непредвиденные расходы и использовать неожиданно представившиеся возможности.

Стандарты бухгалтерского учета. Свод правил, которыми определяется порядок учета деловых операций и составления финансовой отчетности, называют в США "общепринятыми принципами бухгалтерского учета" (GAAP - Generally Accepted Accounting Principles). Эти принципы определяют, когда и как следует учитывать доходы, расходы, активы и обязательства и как их измерять или оценивать. Кроме того, они устанавливают форму и содержание примечаний (пояснений) к основной финансовой отчетности. В данные принципы включены как формальные положения и стандарты, установленные органами, которые уполномочены вводить требования к финансовой отчетности, так и некоторые правила учета, со временем ставшие общепринятыми. В разработке и введении стандартов бухгалтерского учета в США принимают участие различные частные и государственные организации. Комиссия по ценным бумагам и биржам (The Securities and Exchange Commission, SEC) - независимое федеральное ведомство, созданное в 1934, - осуществляет контроль над компаниями, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах. Компании, подпадающие под юрисдикцию Комиссии по ценным бумагам и биржам, обязаны подавать заявки на регистрацию новых выпусков ценных бумаг и периодически предоставлять некоторые отчеты, включая ежеквартальную и годовую заверенную аудиторами финансовую отчетность. Хотя Комиссия по ценным бумагам и биржам имеет право устанавливать правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности компаниями, зарегистрированными на официальных биржах страны, она по традиции перекладывает реализацию этой функции на частный сектор. В середине 1990-х годов ответственность за разработку новых правил взял на себя Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB), бесприбыльная независимая организация. Совету, в который сроком на пять лет избираются опытные бухгалтеры из промышленных фирм и специалисты из академических учреждений, оказывают большое содействие экспертные группы по отдельным проблемам.

Управленческий учет. Целью такого учета является получение информации, необходимой менеджерам в процессе осуществления ими планирования, оценки деятельности предприятия и контроля над ней. Требования, предъявляемые менеджерами к информации, значительно отличаются от требований внешних пользователей. Менеджерам нужны гораздо более подробные и свежие сведения, нежели те, что содержатся в финансовой отчетности, - сведения, необходимые для принятия тех или иных управленческих решений. Никаких общепринятых принципов и правил управленческого учета не существует. Содержание и количество представленной информации непосредственно зависит лишь от стоимости ее получения и пользы (в смысле совершенствования процесса принятия решений), которую она приносит. Чаще всего данные, полученные в ходе управленческого учета, используются при установлении цен на товары и услуги, выборе производственных стратегий, оценке альтернативных капиталовложений в основные активы, такие как машины и оборудование, а также для оценки результатов деятельности по отдельным ассортиментным линиям и подразделениям и принятия соответствующих решений, например, о прекращении производства товаров одной из линий или о закрытии подразделения.

Налоговый учет. Бухгалтеры-специалисты по налогам помогают частным лицам и корпорациям в заполнении разнообразных налоговых форм и деклараций для федеральных и местных налоговых органов. Кроме того, бухгалтеры по налогообложению часто консультируют клиентов по методам законного уменьшения налогов. Хотя налоговый учет в целом базируется на информации, которая собирается в целях финансового и управленческого учета, налоговые требования нередко заставляют обращаться к специфическим расчетам и сведениям. В США бухгалтеры по налогообложению обязаны в деталях знать положения Налогового кодекса США (U.S. Internal Revenue Code), а также налоговое законодательство штатов. Бухгалтерский учет в государственных и бесприбыльных (некоммерческих) организациях. Хотя деятельность таких организаций направлена не на получение прибыли, финансовая отчетность имеет для них не меньшее значение, чем для частных предпринимателей. Однако специфические характеристики, цели и задачи государственных и бесприбыльных организаций обусловливают ряд существенных отличий их системы финансовой отчетности. Прежде всего, принимаемые решения оцениваются здесь в свете определенных общественных или политических задач и ограничений. Как следствие, финансовая отчетность государственных и бесприбыльных организаций концентрируется на поступлении и расходовании финансовых средств и на соответствии деятельности организации установленным законом требованиям и ограничениям. В США организацией, наделенной полномочиями устанавливать стандарты финансовой отчетности для органов власти штатов и местного самоуправления, является Совет по стандартам государственного бухгалтерского учета (Governmental Accounting Standards Board, GASB); стандарты для других бесприбыльных организаций устанавливаются его "двойником" - Советом по стандартам финансового учета.

Аудит. Так называют проверку отчетности организации. Аудит можно разделить на независимый и внутренний. Целью независимой аудиторской проверки является подтверждение достоверности представленной организацией финансовой отчетности и ее соответствия общепринятым принципам бухгалтерского учета. После оценки качества информационной системы получения отчетных данных и выборочной проверки отдельных сумм и сведений независимый аудитор выражает свое профессиональное мнение по поводу представленных финансовых отчетов. В США порядок аудиторской проверки финансовой отчетности (Generally Accepted Auditing Standards) разработан Американским институтом дипломированных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA). В некоторых компаниях или организациях работают внутренние аудиторы. В круг их обязанностей входит подтверждение того, что принятый в организации порядок сбора данных и защиты активов соответствует официальным предписаниям. В ходе работы внутренний аудитор применяет многие методы независимых аудиторов, а независимые аудиторы нередко опираются на работу, проделанную внутренними аудиторами.

Словарь народов и культуры

Бухгалтерский учет

(bookkeeping), регистрация всех финанс. сделок, производимых в орг-ции, обычно записываемых в виде дебетов или кредитов в зависимости от того, представляют они собой приток или отток денежных ср-в. Б.у. методом двойной записи основан на принципе баланса, когда каждая продажа фиксируется в виде притока денег и оттока продукции. Т.о., правильность записей очень легко проверить. В наст, время Б.у. в. осн. ведется с помощью компьютера.

Полезные сервисы

бухгалтерско-финансовый

Слитно. Раздельно. Через дефис

бухга/лтерско-фина/нсовый

Синонимы к слову бухгалтерско-финансовый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

бухгалтерша

Толковый словарь

ж. разг.

1. жен. к сущ. бухгалтер

2. Жена бухгалтера.

Толковый словарь Ожегова

БУХГА́ЛТЕР [уhа́], -а, м. Специалист по бухгалтерии (в 1 знач.); работник бухгалтерии (во 2 знач.). Главный б.

Энциклопедический словарь

БУХГА́ЛТЕРША -и; ж. Разг. Женщина-бухгалтер. Б. в отпуске.

Орфографический словарь

бухга́лтерша, -и, твор. п. -ей

Формы слов для слова бухгалтерша

бухга́лтерша, бухга́лтерши, бухга́лтерш, бухга́лтерше, бухга́лтершам, бухга́лтершу, бухга́лтершей, бухга́лтершею, бухга́лтершами, бухга́лтершах

Морфемно-орфографический словарь

бухга́лтер/ш/а.

Грамматический словарь

бухга́лтерша жо 4a

Сканворды для слова бухгалтерша

- Финансистка на предприятии.

Полезные сервисы