Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вознесение

Толковый словарь

ср.; = Вознесе́нье

Один из двунадесятых православных церковных праздников, установленный, согласно евангельскому преданию, в память о вознесении Иисуса Христа на небо на сороковой день после воскресения и завершения служения Спасителя-Мессии (отмечающийся на 40-ой день после Пасхи); Вознесение Господне.

Толковый словарь Ушакова

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, вознесения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по гл. вознестись-возноситься в 1 знач. Миф о вознесении на небо богов и героев.

2. (В прописное). Один из христианских праздников (церк.).

Толковый словарь Ожегова

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, -я, ср.

1. см. вознести, -сь.

2. (В прописное). В христианстве: один из двенадцати основных праздников, отмечаемый на 40-ой день после Пасхи в память вознесения на небо Иисуса Христа. Обедня на В.

Толковый словарь Даля

ВОЗНЕСЕНИЕ, вознести и пр. см. взносить.

Популярный словарь

Вознесение

-я, только ед., с.

Один из 12 великих праздников в православной церкви, отмечаемый на 40-й день после Пасхи, в честь вознесения Христа на небо.

"Вознесение" - конкретный образ, указывающий на переход Богочеловека в иной план бытия, на конец Его земного служения (Мень).

Этимология:

Заимствовано из церковно-славянского языка, в котором является словообразовательной калькой греческого слова analēpsis.

Энциклопедический комментарий:

Вознесение относится к двунадесятым праздникам. В основе его лежит миф о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после казни. Истоки его - в верованиях древних финикийцев, иудеев и других народов, боги которых возносились на небо. Празднование Вознесения в христианстве впервые зафиксировано в IV - V вв. Канон праздника установлен в VIII - IX вв.

Словарь существительных

ВОЗНЕСЕ́НИЕ и Разг. {{stl_8}}Вознесе́нье{{/stl_8}}, -я, ср (В прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый на сороковой день после Пасхи, основанный на евангельском рассказе о вознесении Иисуса Христа на небо.

Праздник Вознесения торжественно отмечался по всей епархии.

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, ВОЗНЕСЕ́НЬЕ, -я; ср.

1. к Вознести́ - возноси́ть и Вознести́сь - возноси́ться. В. Христа. В. молитв.

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Вознесение Господне; отмечается на 40-й день после Пасхи в честь восшествия, восхождения Иисуса Христа на небо).

* * *

ВОЗНЕСЕНИЕ - ВОЗНЕСЕ́НИЕ Господне (греч. Analepsis), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи (см. ПАСХА христианская), на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

Содержание праздника

Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «сидения одесную Отца».

История праздника

Установление праздника Вознесения относится к первым векам христианства. «Апостольские постановления» предписывают совершать его в сороковой день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила базилику в честь Вознесения на Масличной горе (впоследствии разрушенную); на самом месте Вознесения была церковь. В описании западной паломницы Сильвии Аквитанки, посетившей Иерусалим в конце 4 в., этот праздник назывался еще не Вознесением, а «40 днем после Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской пещере Рождества Христова совершалось молитвенное бдение, на которое шли из Иерусалима после 6 часа (12 часов дня ), а в сам праздник - Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Святой Иоанн Златоуст (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) называет праздник Вознесения важнейшим и великим и относит его к числу праздников, установленных апостолами. Святой Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также приписывает его установление апостолам. Каноны (см. КАНОН (вид церковного гимна)) на Вознесение Господне написаны св. Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и преподобным Иосифом Песнопевцем (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ). Кондак (см. КОНДАК) и икос (см. ИКОС) принадлежат Роману Сладкопевцу (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ).

Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО), совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

Вознесение в народной традиции

Вознесение в традиционном календаре славянских народов - один из основных праздников весенне-летнего цикла.

Связан с представлением о посмертном пребывании души на земле и ее вознесении на небо через 40 дней после смерти. Вознесение замыкает собой пасхальный цикл, в течение которого небесные врата якобы остаются открытыми для всех. Души умерших могут в это время посещать своих близких, а любой усопший в этот период, даже грешник или умерший неестественной смертью, беспрепятственно попадает в рай. После Вознесения св. Петр накрепко запирает врата рая. В период от Пасхи (см. ПАСХА христианская) до Вознесения вместо обычного приветствия говорили друг другу: «Христос воскресе!». По русским поверьям, в эти 40 дней по земле ходит Христос, поэтому грех плевать за окно, где может стоять Господь, и не следует оставлять нищих без подаяния - нищим может оказаться Христос.

Вознесение или его канун почитали праздником мертвых. В это время пекли и раздавали поминальные хлебы, у восточных славян в форме лесенки - «лестнички» (по ней Христос должен подняться на небеса), а также блины, называемые «христовы» или «божьи онучи», в которых Христос идет на небеса. Украинцы устраивали поминки на могилах родных, а словенцы совершали обходы кладбищ. Болгары считали, что именно на Вознесение предки возвращаются на «тот свет» после кратковременного пребывания на земле: в этот день на кладбищах разводили костры и поливали могилы водой.

Украинцы и русские на Вознесение ходили «проведывать» посевы. В поле брали с собой ложки, яйца, куски пирогов и подбрасывали их вверх, чтобы рожь выросла высокой; скатерти - чтобы лен был длинным. Взрослые «поднимали» за уши маленьких детей, спрашивая их: «Видишь ли Москву?», и высказывали пожелание: «Расти, рожь, большая, вот этакая». После обхода поля с крестным ходом женщины «катали» по ниве дьяков, чтобы снопы были большими и тяжелыми. Брали на поле и выпеченные хлебцы - «лестнички», их ставили стоймя в подросшие хлеба, чтобы стимулировать рост хлебов. Часто «лестнички» крошили и разбрасывали по полю, иногда их клали друг на друга как можно выше; дети кидали «лестнички» в посевы, жертвуя их русалкам и таким образом оберегаясь от них.

«Лестнички», выпекаемые на Вознесение, приходящееся на 40-й день по Пасхе, связывались с вознесением Христа на небо: говорили, что по ним «Бог на небо полезет».

Южные славяне на Вознесение совершали выходы в поле и обходы посевов с крестным ходом. Накануне дети делали специальный деревянный крест, украшали его цветами, венками и лентами, а наутро, неся крест впереди процессии, обходили село дом за домом и исполняли под окнами особые песни: «Мы крест носим, Бога просим. Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, трава росла, нива зеленела...». Процессия с крестом останавливалась около каждого дома, и хозяйка обсыпала детей пшеничным зерном, подбрасывая его высоко, «чтобы так же высоко росла и пшеница».

У славян Вознесение считается началом скотоводческого сезона, когда стада впервые выгоняли на летние пастбища, лошадям «ради здоровья» стригли хвосты и гриву, на рога коровам вешали венки. В это время соблюдали также многочисленные запреты, призванные обеспечить охрану скота и его здоровье. Сам праздник, а также весь период от Пасхи до Вознесения, связан с метеорологическими мотивами. Сербы все четверги от Страстного четверга до Вознесения называют «белыми» и в эти дни не стирают, не бьют вальком белье во избежание града; болгары не выносят во двор белую одежду, чтобы не было града и инея. Со дня Вознесения каждый день специально звонят в колокола, полагая, что тем самым «крестят» облака, чтобы «Бог сохранил землю от вредного воздуха и ветра». Белорусы совершают обряды, которым приписывают функцию защиты от грома. Южные славяне, чтобы защитить посевы от града, во время обходов полей, виноградников и садов с крестами втыкают в землю ореховые, кизиловые ветки или сделанные из них крестики.

К Вознесению, разделяющему весну и лето, были приурочены некоторые обряды изгнания и проводов, например, «проводы весны», после чего запрещалось петь весенние песни. Пограничный характер праздника нашел свое отражение в обрядах, связанных с переходом молодежи в группу брачного возраста. У словаков подросшие девочки впервые в этот день получали право появиться на улице в одежде взрослых девушек, сидеть среди них в костеле, гулять с парнями, участвовать в праздниках и посиделках, организуемых молодежью. В Болгарии в этот день девушки одалживали свои одежды подружке, недавно вышедшей замуж, чтобы поскорее последовать ее примеру.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНИЕ - один из религиозных двунадесятых праздников, установлен в честь вознесения Христа на небо. Празднуется верующими на 40-й день после Пасхи.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. восторг, мечтаниe, ожидание.        (Иез. 24, 25).

Евразийская мудрость от А до Я.

ВОЗНЕСЕНИЕ -

возвращение воскресшего Бога на небо Веровали в это древние египтяне, вавилоняне, финикийцы, веруют и христиане, считающие, что воскресший Христос, согласно библии, на 40-й день после своего воскресения вознесся на небо. Этот день православная церковь отмечает как один из важнейших праздников (Вознесение Господне).

Словарь народов и культуры

Вознесение

(Ascension), один из гл. христ. праздников, отмечаемый на 40-й день после пасхального воскресенья (Пасха), в память о вознесении Иисуса. В. подтверждает последнее явление Иисуса Христа после воскресения и знаменует его прославление как небесного и земного владыки. О В. упоминается в Новом завете и апостольском символе веры; этот праздник широко отмечался уже к кон. 4 в.

Словарь ударений

вознесе́ние, -я

Формы слов для слова вознесение

вознесе́ние, вознесе́ния, вознесе́ний, вознесе́нию, вознесе́ниям, вознесе́нием, вознесе́ниями, вознесе́нии, вознесе́ниях

Синонимы к слову вознесение

сущ., кол-во синонимов: 6

поднятие, возвышение, вздымание; похвала, хвала, возношение, прославление, вознесенье. Ant. опущение

сущ.

поднятие

возвышение

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: поднятие (кн.), возвышение (кн.), вздымание (приподн.)

Ant: опущение

Морфемно-орфографический словарь

воз/нес/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

вознесе́ние с 7a

Этимологический словарь

вознесе́ние

заимств. из цслав.: воз- и нести́. В цслав. это калька греч. ἀνάληψις (τοῦ Σωτῆρος). Местн. назв. Вознесе́нск - от церкви Вознесения; см. Унбегаун, RES 16, 66.

Сканворды для слова вознесение

- Именно такой способ попадания на небеса был приписывали главным христианским святым.

- Праздник на 40-й день от Пасхи.

- В честь этого православного праздника на Руси пекли хлебную лесенку с семью ступенями.

- Христианский праздник.

Полезные сервисы

вознесение господне

Энциклопедический словарь

Вознесе́ние Госпо́дне - один из двунадесятых праздников, отмечаемый в 40-й день после Пасхи. Связан с евангельским сюжетом о вознесении воскресшего Христа на небо.

Гуманитарный словарь

ВОЗНЕСЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции - Ascensio, "Восшествие") выражает одно из важнейших событий новозаветной истории - окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12). Современные библеисты чаще всего датируют его серединой мая 30 г. н. э. Смысл Вознесения определяется событиями предшествующих дней, во время которых воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать "до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей Вселенной".

Праздник В. Г., упоминаемый уже в 4 в., входил первоначально в "Круг Пятидесятницы", как назывался праздничный период от дня Воскресения Христова (Пасхи) до дня Святой Троицы (Пятидесятницы). В 12 в. крестоносцы построили на горе Елеон восьмиугольную часовню с открытым посреди куполом, вскоре превращенную в мечеть. Здесь до настоящего времени показывают камень с отпечатком, принимаемым за след стопы Христа. Богослужебные тексты праздника В. Г. содержатся в Триоди Цветной и отд. изданиях. Христ. иконография В. Г., как византийская, так и западная, отличается значит. разнообразием форм. Возносящийся Христос часто изображался в миндалевидной мандорле (световом ореоле, первоначально изображавшем облако, в к-ром Он скрылся), поддерживаемой ангелами. В ренессансном иск-ве встречается изображение в буквальном смысле слова исчезающего Хрис-та - из облака видны лишь Его ноги. Восточнохрист. иконография В. Г. исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Вселенскую Церковь. Апостолы Петр (с ключами) и Павел (с мечом), изображаемые по обе стороны от Богоматери, символизируют еврейский народ и язычников, т. е. все человечество, к к-рому обращена апостольская проповедь.

Лит.: Лев Великий, папа Римский. Слово на В. Г. // Христ. чтение. 1839. Ч. 2. С. 180-189; Василий (Богдашевский), еп. Вознесение Господа на небо (Л. 24, 50-53, Деян. 1, 9-12, М. 16, 19) // Труды Киевской духовной академии. 1915. № 5; Дмитриевский А. А. Праздник В. Г. на Елеонской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. И. От Пасхи до Троицы (Эортологические этюды) // Страницы. Ж. Библейско-Богосл. ин-та ап. Андрея. М., 1996. № 3. С. 78-80; Майкапар А. Новый Завет в иск-ве. М., 1998. С. 293-296.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия - на Небо. Согласно новозаветному повествованию, вознесение произошло через 40 дней после воскресения Иисуса Христа (поэтому празднуется верующими на 40-й день после Пасхи) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании, на склоне Елеонской горы, в присутствии апостолов.

Синонимы к слову вознесение господне

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

вознесение с дождем, илья с грозой

Пословицы и поговорки Даль

Вознесение с дождем, Илья с грозой.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

вознесения праздник

Энциклопедия Кольера

ВОЗНЕСЕНИЯ ПРАЗДНИК - отмечается в четверг, на сороковой день после Пасхи, в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 в., указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 в. В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии и - в некоторых церквях - вознесение изображения Христа через отверстие в своде церкви, символизирующее Вознесение.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы

вознесённый

Толковый словарь Ушакова

ВОЗНЕСЁННЫЙ, вознесенная, вознесенное; вознесён, вознесена, вознесено (книжн. устар.). прич. страд. прош. вр. от вознести.

Орфографический словарь

вознесённый; кратк. форма -ён, -ена́

Словарь ударений

вознесённый, -ён, -ена́, -ено́, -ены́

Трудности произношения и ударения

вознесённый (неправильно возне́сенный).

Морфемно-орфографический словарь

воз/нес/ённ/ый.

Полезные сервисы

вознесенный

Синонимы к слову вознесенный

прил., кол-во синонимов: 4

вознесённый (1)

поднятый (57)

похваленный (12)

расхваленный (23)

расхваленный, поднятый, похваленный

Полезные сервисы

вознесенск

Энциклопедический словарь

Вознесе́нск - город (с 1938) в Украине. Пристань на р. Южный Буг. Железнодорожная станция. 44,4 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность Кожевенное объединение, завод прессовых узлов и др. Основан в 1795.

* * *

ВОЗНЕСЕНСК - ВОЗНЕСЕ́НСК, город (с 1938) на Украине, Николаевская область (см. НИКОЛАЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ). Пристань на реке Южный Буг. Железнодорожная станция. Население 42,8 тыс человек (2001). Пищевкусовая промышленность. Кожевенное объединение, завод прессовых узлов и др. Основан в 1795.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСК - город (с 1938) на Украине, Николаевская обл. Пристань на р. Юж. Буг. Железнодорожная станция. 44,4 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность. Кожевенное объединение, завод прессовых узлов и др. Основан в 1795.

Сканворды для слова вознесенск

- Город на Украине.

Полезные сервисы

вознесенская

Сканворды для слова вознесенская

- Советская актриса, исполнившая роль директора рынка в фильме «Гараж».

Полезные сервисы

вознесенская юлия

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия - ВОЗНЕСЕ́НСКАЯ Юлия (наст. имя Юлия Николаевна Окулова) (р. 1940), русская писательница. С 1980 в эмиграции в Германии. Начинала как поэтесса. В 1976 была приговорена к 5 годам ссылки. В очерках «Записки из рукава» (1979), «Женский лагерь в СССР» (1980), «Ромашка белая» (1982), книге «Женский декамерон» (1987), основанных на документальном материале, рассказывает об унизительном положении женщин в советских лагерях. Повесть «Звезда Чернобыль» (1987). Автобиографическая лирика.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКАЯ Юлия (наст. имя Юлия Николаевна Окулова) (р. 1940) - русская писательница. С 1980 в эмиграции в Германии. Начинала как поэтесса. В 1976 была приговорена к 5 годам ссылки. В очерках "Записки из рукава" (1979), "Женский лагерь в СССР" (1980), "Ромашка белая" (1982), книге "Женский декамерон" (1987), основанных на документальном материале, рассказывает об унизительном положении женщин в советских лагерях. Повесть "Звезда Чернобыль" (1987). Автобиографическая лирика.

Полезные сервисы

вознесенский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Вознесение, связанный с ним

2. Свойственный Вознесению, характерный для него.

Орфографический словарь

вознесе́нский (от Вознесе́ние)

Вознесе́нский (хра́м, монасты́рь)

Грамматический словарь

Вознесе́нский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ВОЗДВИЖЕНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Семинарские фамилии. По церквам, названным в честь религиозных праздников: воздвижения (креста) и вознесения. (Ф)

Сканворды для слова вознесенский

- «Барабан был плох, барабанщик - Бог», - писал этот поэт.

- «Воители! Ваятели! Слава вам!» - восклицал этот поэт, не чуждый архитектуре.

- Российский поэт, автор поэм «Лонжюмо», «Мастера».

- В фильме «Москва слезам не верит» он читает свою «Параболическую балладу» у памятника Маяковскому.

- Персонаж романа Льва Толстого «Живой труп».

- Российский поэт, автор поэм «Оза», «Авось».

Полезные сервисы

вознесенский анд. анд

Гуманитарный словарь

ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Анд. Анд. (род. 1933) - поэт. Род. В семье науч. работника. Окончил Моск. архит. ин-т (1957). Первая поэтич. публикация - 1958 (отдал предпочтение поэзии под влиянием дружбы с Б. Пастернаком - см. "Рифмы прозы. Мне четырнадцать лет"). Сб-ки нач. 60-х гг. "Мозаика", "Парабола", "Антимиры", вызвавшие офиц. упреки в "упадничестве", "декадентстве" и "формалистич. увлечениях", сделали В. одним из лидеров молодой поэзии, вышедшей на эстраду и выразившей обществ. настроения периода "оттепели" ("Прощание с Политехническим", 1962). Выпустил также сб-ки "Ахиллесово сердце", 1966, "Тень звука", 1970, "Взгляд", 1972, "Выпусти птицу!", 1974, "Дубовый лист виолончельный", 1975, "Витражных дел мастер", 1976, "Соблазн", 1978, "Иверский свет", 1984, и др. Для поэзии В. характерны неожиданные ассоциации, резко экспрессивные образы, идущие часто от глобальности видения жизни, космич. измерений происходящего, от превращения конкретного события в своеобразную фантасмагорию. В его поэтическую систему органично входят сугубо совр. термины ("синхрофазотрон", "спидометр", "хула-хуп", "черные дыры", "колготки"), городской сленг и неологизмы ("поэтарх", "изопы", "архистихи" и т. д.). В. - автор поэм "Оза", "Лед-69", "Авось!", "Андрей Полисадов" и др. Широкой известностью пользовалась посв. В. И. Ленину поэма "Лонжюмо" (1962-63). В творчестве В. часто стирается грань между стихом и прозой, а их сочетание рождает новый жанр - "Рифмы прозы". В. написал эссе, воспоминания, очерки о Л. Арагоне, Б. Пастернаке, М. Шагале. Сотрудничал с комп. М. Таривердиевым, А. Бабаджаняном, Р. Паулсом, В. Баснером, А. Шнитке. По мотивам "Авось" композитором А. Рыбниковым написана опера "Юнона" и "Авось". "Поэтория" (концерт для поэта с оркестром) - совм. творчество В. и Р. Щедрина. В. занимается также живописью, ряд его картин демонстрируется в музеях.

Полезные сервисы

вознесенский андрей андреевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978), «Аксиома самоиска» (1990). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963, о В. И. Ленине), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «"Юнона" и "Авось"», постановка 1981). Мемуарная проза, публицистика; книга «Прорабы духа» (1984). Пытается совмещать в творчестве синкретические (поэтические и внелитературные) задачи: книга-игра (с фишками) «Гадание по книге» (1994); «Casino Россия» (1997; включена видеома - изографические стихи).

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12 мая 1933, Москва), русский поэт.

Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью.

В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений - «Гойя» (1957). Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно - во мраке и реже - по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк - через щель, человек - по параболе».

Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского - острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) и В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), В. В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века.

Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника (см. ШЕСТИДЕСЯТНИКИ) стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964). В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории - времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). В книге «40 лирических отступлений...», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку. Так, в «Архитектурном» отступлении - «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»...

В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976). В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты. Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.

В творчестве Вознесенского 1970-х гг. усиливаются нравственные и художественно-эстетические искания. Поэт ощущает необходимость обновления прежде всего духовного содержания своей поэзии. Оставаясь верным себе, он неустанно продолжает художественный поиск и эксперимент, не раз добиваясь на этом пути разнообразных успехов - от «Повести под парусами» - «Авось» (1969), ставшей основой известной рок-оперы «Юнона и Авось» (на музыку А. Л. Рыбникова (см. РЫБНИКОВ Алексей Львович)), - до включившей произведения визуальной поэзии книги «Видеомы» и оригинальных скульптурных творений.

Диапазон его творчества необычайно широк. Продолжив интенсивные жанровые и стилевые искания в сфере поэмы («Дама треф», 1974, «Андрей Полисадов», 1979), он выступил и как автор великолепной поэтической, в том числе мемуарно-биографической прозы («Мне четырнадцать лет», посвященная встречам с Б. Л. Пастернаком, определившим во многом его судьбу в поэзии). В 1980-1990-е гг. наряду с усилением социально-нравственным мотивов, особенно в сборниках «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), идет активизация художественного поиска, эксперимента, игры - в книгах, характерных самими названиями: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи, визуальные объекты, проза» (1992), «Гадание по книге: Вещи последних лет / Рисунки автора» (1994).

В книгах «Casino «Россия» (1997) и «Жуткий Crisis Супер стар: Новые стихи и поэмы (1998-1999)» Вознесенский с болью и горечью размышляет об уходящем столетии и современности, продолжая активно экспериментировать над словом в его взаимодействии с изобразительными искусствами - графикой, живописью, инсталляцией и скульптурой (визуальные палиндромы, «видеомы», «кругометы», восходящие к его «Изопам» - «опытам изобразительной поэзии» конца 1960-х гг.).

По поводу распространенного мнения, что в 21 веке интерес к поэзии почти угас, поэт заметил: «Сейчас поэзия уходит в Интернет. Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины». Подтверждением этих слов стала его новая книга «www.Девочка с пирсингом.ru Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

При всем многообразии путей художественных исканий в сфере современного искусства, точнее, синтеза искусств, Вознесенский остается прежде всего выдающимся поэтом-лириком, о чем свидетельствует и одна из поздних его книг с симптоматичным названием «Не отрекусь: Избранная лирика» (1996). Самобытное творчество поэта опирается на широкий пласт литературных и художественных традиций в отечественной и мировой культуре и получило признание в стране и в мире.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933) - русский поэт, академик РАО (1993). В лирике - стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша" (1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976; Государственная премия СССР, 1978), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Лонжюмо" (1963), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

Энциклопедия Кольера

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон Вознесенского чрезвычайно широк: у него можно найти и элегические стихи о красоте родной земли, и вызывающие восхваления аэропортов, американских танцовщиц стриптиза и парижских рокеров. Среди главных тем - война, смерть, насилие и несправедливость; первостепенное значение природы; призвание художника; обманчивость обличий. Известен как исполнитель своих стихов. Родился 12 мая 1933 в Москве. Намеревался стать художником, затем изучал архитектуру в Московском архитектурном институте. Интерес к пластическим искусствам сказался в поэме Мастера и стихотворении Ночной аэропорт в Нью-Йорке. Первые стихи Вознесенский представил на суд Б.Пастернаку, которого считает одним из главных своих поэтических наставников. Среди его важнейших сборников - Мозаика (1960), Антимиры (1964), Витражных дел мастер (1976) и Аксиома самоиска (1990). В последнем новые стихи, проза, публицистика объединены со старыми, публикуемыми без прежних цензурных изъятий.

ЛИТЕРАТУРА

Михайлов А. Андрей Вознесенский. М., 1970 Вознесенский А. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1983-1984 Вознесенский А. Прорабы духа. М., 1984

Полезные сервисы

вознесенский иван иванович

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Иванович (1838-1910), исследователь древнерусского церковного пения. Труды «Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви» (ч. 1-3, 1888-1893), «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времён» (ч. 1-2, 1895-1896) и др.

Большой энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Иванович (1838—1910), исследователь древнерусского церковного пения. Труды «Осмогласные роспевы трёх последних веков православной русской церкви» (в. 1—3, 1888—93), «О пении в православных церквах греческого Востока с древнейших до новых времён» (ч. 1—2, 1895—96) и др.

Полезные сервисы

вознесенский иван николаевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Иван Николаевич (1887-1946), учёный в области машиностроения, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иван Николаевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Иван Николаевич (1887-1946), российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иван Николаевич (1887-1946) - российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по гидромашиностроению (руководил проектированием и постройкой мощных турбин и насосов) и автоматическому регулированию (паровые турбины и котлы). Государственная премия СССР (1947, посмертно).

Полезные сервисы

вознесенский монастырь

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, женский, в Московском Кремле (см. КРЕМЛЬ Московский), основан в 1407 вдовой Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) Евдокией, в монашестве Ефросинией.

Находился у Спасских ворот рядом с Чудовым монастырем (см. ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ). По преданию, расположение обители связано с местом, откуда княгиня Евдокия провожала и где встречала великого князя после Куликовской битвы (см. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА). С 1524 (в этом году был основан Новодевичий монастырь (см. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ)) и до 19 в. монастырь назывался Стародевичьим - в отличие от Новодевичьего.

Древний храм монастыря - Вознесенский собор - сгорел при пожаре 1482. Вновь собор был отстроен в начале 16 в. и с этого момента он, подобно Архангельскому собору, стал усыпальницей женщин великокняжеского семейства. Некрополь Вознесенского собора насчитывал более 30 захоронений царственных особ, среди которых могила основательницы монастыря великой княгини Евдокии, ее невестки Софьи Витовтовны (см. СОФЬЯ Витовтовна), жены Ивана III Софьи Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог), четырех жен Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), Ирины Годуновой, жены царя Федора Иоанновича (см. ФЕДОР Иванович), матери Петра Великого (см. ПЕТР I Великий) Натальи Нарышкиной.

Вся жизнь монастыря была тесно связана с бытом женской половины царского двора. Здесь выполнялись рукодельные работы для дворцового обихода, готовились любимые блюда цариц и царевен. Одно время обитель была местом пребывания государевых невест до брака.

К 1917 в монастыре насчитывалось три храма с восемью престолами - Вознесенский собор, церковь Преподобного Михаила Малеина, основанная в начале 17 в. монахиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович), и псевдоготическая церковь Св. Екатерины, построенная в середине 19 в.

В 1929 Вознесенский монастырь, несмотря на протесты видных деятелей русской культуры, был разрушен одновременно с Чудовым монастырем. На освободившемся месте было построено здание Военной школы им. ВЦИК, в котором в советское время располагался Президиум Верховного Совета СССР. Перед разборкой Вознесенского собора белокаменные гробы с останками были перенесены в подземные палаты южной пристройки Архангельского собора, где и хранятся.

Полезные сервисы

вознесенский николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Вознесе́нский Николай Алексеевич (1903-1950), государственный и политический деятель, академик АН СССР (1943). С 1935 заместитель председателя Исполкома Ленинградского горсовета, в 1937-1938 заместитель председателя, в 1938-1941, 1942-1949 председатель Госплана СССР. В 1939-1941 заместитель, в 1941-1946 1-й заместитель председателя СНК СССР, в 1946-1949 заместитель председателя СМ СССР. В 1941-1947 кандидат, в 1947-1949 член Политбюро ЦК ВКП(б). В Великую Отечественную войну член ГКО. Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). В 1949 необоснованно репрессирован в связи с так называемым «Ленинградским делом»; расстрелян.

* * *

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич - ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Николай Алексеевич (1903-50), российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-41, 1942-49 председатель Госплана СССР. В 1946-49 заместитель председателя Совете Министров СССР. Член ЦК КПСС в 1939-49. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941). Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. «Ленинградское дело» (см. ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО)); реабилитирован посмертно.

Большой энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич (1903-50) - российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-41, 1942-49 председатель Госплана СССР. В 1946-49 заместитель председателя Совете Министров СССР. Член ЦК КПСС в 1939-49. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941). Книга "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. "Ленинградское дело"); реабилитирован посмертно.

Полезные сервисы

вознесенский, андрей андреевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (родился в 1933), русский поэт. В лирике - стремление "измерить" современного человека категориями и образами мировой цивилизации; экстравагантность сравнений и метафор, усложненность ритмической системы, звуковые эффекты. Сборники: "Треугольная груша"(1962), "Антимиры" (1964), "Витражных дел мастер" (1976), "Аксиома самоиска" (1990). Поэмы "Мастера" (1959), "Оза" (1964), "Авось" (1972; рок-опера "Юнона и Авось", постановка 1981), "Ров" (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга "Прорабы духа" (1984).

Полезные сервисы

вознесенцы

Крылатые слова

Начало XX в. Питерская подростковая группировка.

Полезные сервисы

вознесенье

Толковый словарь

ср.; = Вознесение

Энциклопедический словарь

ВОЗНЕСЕ́НИЕ, ВОЗНЕСЕ́НЬЕ, -я; ср.

1. к Вознести́ - возноси́ть и Вознести́сь - возноси́ться. В. Христа. В. молитв.

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Вознесение Господне; отмечается на 40-й день после Пасхи в честь восшествия, восхождения Иисуса Христа на небо).

Поговорки

В Вознесенье, когда будет оно в воскресенье. Народн. Шутл.-ирон. Никогда. ДП, 293.

Синонимы к слову вознесенье

сущ., кол-во синонимов: 3

в вознесенье, когда оно будет в воскресенье..

Полезные сервисы